Использование проектной деятельности в работе с родителями
Кащаева Валентина Степановна,
Социальный педагог ГБОУ СОШ №653
с углубленным изучением иностранных языков (хинди и английского)
Калининского района Санкт-Петербурга
Модернизация российского образования предполагает отведение семье исключительной роли в решении задач воспитания, развития и оздоровления ребенка. Успешное решение задач воспитания и развития детей возможно только при объединении усилий семьи и образовательного учреждения.
Одна из основных задач работы школы – повышение педагогической культуры, просвещение родителей, привлечение их к совместной деятельности с педагогическим коллективом с целью создания единого образовательного пространства. В работе над проблемой взаимодействия школы и семьи возникают вопросы: Как помочь родителям в воспитании детей? Каким содержанием наполнить работу в этом направлении?
В свой профессиональной деятельности я как социальный педагог поставила перед собой задачу проводить работу с родителями с учетом новых форм взаимодействия, создавать между ними и ребенком интересную атмосферу творческого общения, взаимопонимания и поддержки. Для решения этих вопросов я стала использовать инновационную форму взаимодействия – семейную проектную деятельность. Данная форма работы направлена на организацию совместной творческой деятельности родителей и ребенка, а значит активное общение между ними.
Метод проектов — это дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов овладения определенными практическими или теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся, а в нашем случае, и родителям приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательной презентацией результатов. Такая технология позволяет родителям лучше понять своих детей, их проблемы, тревоги, переживания. Кроме того, совместная проектная деятельность способствует укреплению семьи, воспитанию гражданского долга, патриотизма. Кроме того, проектная деятельность полностью соответствует Федеральным Государственным Стандартам нового поколения.
За проработанные два года были реализованы следующие проекты: проект «Осень золотая, осень урожайная» - цель повышения компетентности родителей в воспитании детей, формирования общих семейных ценностей; проект «Моя семья – моя маленькая Родина» - цель воспитание гражданина и патриота своей родины, любящего свой родной дом, близких ему людей. В своей работе с родителями я использую тестирование, анкетирование и игровую деятельность. Такие коммуникативные игры «Теплые ладошки», «Подвижная стена», «Снежный ком» помогают лучше узнать друг друга; «Узнай, в чьих руках, «Собери друзей!» помогают в сплочении коллектива.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе интегрированных технологий, каковым является проектный метод. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели. Проектная деятельность развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, ориентироваться в информационном пространстве, работать в коллективе, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.