Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Шелганова Наталия Сергеевна
Педагог-психолог 
психолого-медико-социальный  центр 
Приморского р-на г. Санкт-Петербурга.

Приложение №1

Методика цветовых метафор


      Люди значительно различаются по степени выраженности разных потребностей и мотивов. Кроме того, потребности постоянно меняются в зависимости от большого количества факторов. Поэтому нельзя надеяться, что мотивация, которая однажды сработала в одних условиях, будет эффективной в дальнейшем в другой ситуации. Исходя из этого, актуальным является создание системы оценки и формирования мотивации трудовой деятельности работников предприятия, в которой система оплаты труда займет свое место в качестве одного из средств побуждения к работе. Участие в данном тренинге позволят педагогам выявить ведущие мотивы и потребности их деятельности, найти необходимые резервы человеческого организма. Все это будет способствовать профилактике эмоционального выгорания педагогов.   
Цель:
Определение ведущих мотивов деятельности и потребностей деятельности персонала с целью оказания им действенной помощи через проведения консультаций, тренингов, семинаров, что  будет являться  профилактикой профессионального выгорания среди персонала.
Задачи:
1.  Выявление содержания и структуры потребностей человека, мотивов различных видов деятельности, осознанных и неосознаваемых отношений, в том числе тех, что которые они скрывают от других.
2.   Определение побуждений к конкретным видам деятельности, прежде всего, материальных, познавательных, социальных и других мотивов трудовой деятельности.
3.    Выяснение  у испытуемых  возможных  эмоциональных затруднений.  
4.    Формирование доброжелательной атмосферы в группе, развитие навыков саморегуляции.
5.    Планирование и оказание необходимой психологической помощи.
Предполагаемый результат.
Результаты, полученные  с помощью проведения методики цветовых метафор, упражнений на протяжении всего тренинга позволят эффективно построить дальнейшую работу с  клиентами по предотвращению эмоционального выгорания, осуществить эффективное психологическое консультирование.
Материал для проведения тренинга:
Демонстрационные карточки различных цветов (8 штук), бланки с набором  списка понятий по количеству участников, ответные бланки, цветные шары (8-10шт.), карандаш, ручка.
I.  Вступительное слово.
Мы изменяемся на протяжении всей жизни. Изменяются наши взгляды на мир, мы приобретаем новые знания и умения, сталкиваемся со многими людьми, которые по-разному влияют на нас. Однако эти изменения могут быть спонтанными (случайными), а могут быть запланированы нами с определенной целью. Тренинг, предложенный сегодня нами,  представляет собой один из способов достичь сознательных целенаправленных изменений в себе.
II. Правила поведения в группе. Поскольку мы проводим наше занятие в форме тренинга, то прежде чем мы начнем, давайте познакомимся с основными правилами поведения в группе.
    1.   Стараться придерживаться принципа «здесь» и «теперь»
    2.   Каждый из Вас может сказать «нет», когда он не хочет высказываться.
    3.   Не говорить о других в третьем лице (он, она), обращаться непосредственно к ним.
4.     Все, что Вы здесь говорите и слышите, не выносится за границы группы.
  III Работа в группе.
1. Разминка с цветом. Игра с образами.
Участники образуют круг. Каждому предлагается ощутить свое состояние, выбрать цвет, постепенно добавляя другие цвета, затем каждый двигается, разминая стопы ног, ощущая ноги, спину, руки, голову, освобождаясь от напряжения, следя за дыханием. Затем предлагается представить движение по льду, по глубокой реке, по горячему снегу, по камням и вернуться к обычной походке, восстановить дыхание.
2.   «Методика цветовых метафор»
     Люди значительно различаются по степени выраженности разных потребностей и мотивов. По данным некоторых ученых, мы не используем около 90% естественной стихийной мотивации. Предлагаю сейчас каждому из Вас заполнить  бланк диагностической методики, а потом каждый из Вас с моей помощи обработает ее. Это будет только Ваше, сдавать ее никуда не надо будет.
Работа с бланком, обработка результатов, подведение итогов(см. приложение №1)
3. Определить жизненную задачу. Игра с воздушным шаром.  Участники образуют круг (в круге воздушные шары). Задача: поддерживать движение шариков, не давая им упасть. Несколько попыток. Поиск эффективного решения. Итог: выбрать 1-2 шара, которые я поддерживаю в движении.
4. Круг нашей жизни.
      Большинство людей в современном мире ориентированы на достижение
социального успеха, из-за этого часто на второй план уходят другие важные области жизни. Ведущий чертит на доске большой круг и предлагает следующее задание: - Это срез вашей жизни, одного типичного дня - 24часа.
       1). ( у каждого листок с нарисованным таким же  кругом, как на доске) Пусть теперь каждый у себя разделит этот круг, чтобы было видно, сколько времени у него уходит на:
* на отдых;             * на друзей;          *  на семью;
* на карьеру;          * материальное обеспечение жизни;
* на духовность;    * на хобби;
* на здоровье;        * на что-то другое.  (отводиться на это задание  4-5минут)
3). Глядя на круг своей жизни, задайтесь вопросами:
        - Довольны ли Вы тем, как проходит день? Пусть в идеале, но какие границы хотелось бы изменить в этом круге?
       - Что легко, а что трудно изменить в Вашей жизни?  
«Обменяйтесь впечатлениями друг  с другом в паре. (3-5минут друг с другом общаются в парах)
 -   попробуйте, глядя на это колесо, определить, какие из областей остались невостребованными.  Какие изменения необходимо произвести, чтобы в жизни появилась гармония.  (после этого намечается план действий для развития тех сфер, которые в силу каких-либо причин отошли на второй план. Каждый самостоятельно решает, до какого уровня ему необходимо развить каждую из сфер, и на что обратить внимание) (отвечают, делятся впечатлениями  по желанию)
4)  Кто хочет поделиться  своими открытиями и  впечатлениями? (обратная связь – говорят и показывают 5-6 человек)
Да, это круг или можно сказать колесо Вашего жизненного баланса, колесо удовлетворенности.
Вы немного заглянули в себя, поделились впечатлениями. Спасибо за работу.
5. Упражнение Вектор (на пути изменениям в жизни).
Работа в парах: записать на листке бумаги свое желание-цель, определить
место в пространстве и двигаться по вектору, рассказывая партнеру о своих ощущениях. Подвести итоги, записав возможные пути изменения в жизни.
6. Методика Клазауметрия.
1 шаг - Создание списка событий.
« Теперь мы перейдем к изучению Вашего профессионального,  жизненного пути.
 На своих  листочках вы видите 15 строчек. В каждой строчке напишите по одному   событию из вашей жизни, которое связано с профессиональной деятельностью, желательно в этом учреждении. Записывать события следует в том порядке, в котором они приходят вам на ум.
 

Событие  Дата
     
     
     
     
     
     
     
     
     


Второй шаг – датирование. Напротив каждого события проставьте его  приблизительную дату. При этом не должно быть двух одинаковых дат. Можете если это необходимо переписать еще раз события вашей жизни, но   уже в хронологическом порядке.
Третий шаг:
Попробуйте каждому событию поставить баллы от 1 до 10 и подумать, почему  то или иное событие получилось, что ему предшествовало (время работы 3-5минут) Можете ли вы согласиться с утверждением, что «одной из целей события 1 было событие 2»? Обсудите это в своих парах.    
Вы все установили наиболее значимые события вашей профессиональной  жизни. Расскажите об одном из них. Когда оно случилось? При каких обстоятельствах? К чему оно привело? Что было ему причиной? (высказывание 3-4 чел. по желанию).
«События нашей жизни часто обусловлены людьми, с которыми мы сталкиваемся: нашими друзьями и врагами, родственниками, случайными встречными … «
7. Упражнение Любящий взгляд (визуализация позитивного образа) Опираясь на позитивный образ значимого человека, представить его образ и любящие заботливые глаза, увидеть себя его глазами, увидеть самое лучшее в себе. Вернуться назад к Цветовым метафорам. Звучит спокойная музыка. Давайте еще немного подумаем об этих людях, особенно о людях с кем мы каждый день работаем плечо к плечу. Многих из них вы уже вспомнили. Мысленно возвратитесь к списку значимых событий своей жизни. Подумайте, кто из людей в вашей профессиональной жизни принимал участие в тех или иных значимых для вас событий. Домашнее задание: создать дневник успехов, удач и приятных событий.


Используемая литература
1.И.Л.Соломин Психосемантическая диагностика скрытой мотивации. Методическое руководство. Санкт-Петербург 2001.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»