Проблемы чтения современных школьников
(Размышления, рекомендации родителям)
«А теперь ознакомьтесь со списком литературы на лето!». Стандартная фраза учителя на последнем уроке перед каникулами, произнося которую, редко ожидаешь услышать радостные или одобрительные возгласы…
Вы наверняка уже знаете, как выстраиваются взаимоотношения вашего ребенка с книгой. Зачастую это происходит без особого удовольствия. Процесс чтения является скучным, неинтересным… Уроки в школе, уроки дома, практически весь день с учебниками, а тут еще и летом никакого отдыха…
Почему же у современного молодого поколения отсутствует та любовь к чтению, то трепетное отношение к книге, которое было у их ровесников еще 10-15 лет назад? Можно много говорить о техническом прогрессе, но осмыслить текст учебника трудно. Не просто прочитать, зазубрить, а именно осмыслить. Читать художественную литературу еще труднее, потому что писатели, поэты описывают в своих произведениях реальную жизнь, в которой все неоднозначно. Они передают чувства, эмоции через образы, постичь, осмыслить которые порой ученику непросто. Школьнику в силу отсутствия жизненного опыта еще сложно понять, что под книжным переплетом можно найти ответы на мучающие нас вопросы, несмотря на то, в какое время написана книга.
Общаясь с родителями, часто слышишь: «Его совсем не заставить читать! Дома столько книг, а он…!» Так как же заинтересовать школьника? Как воспитать, пробудить в нем интерес к чтению?
Во-первых, личным примером. Ребенок должен видеть, что родители проводят время не только у компьютера или телевизора. Чаще устраивать давно забытые семейные чтения.
Во-вторых, не спешить удовлетворить детское любопытство, сразу ответив на вопрос. Лучше посоветовать поискать ответы самостоятельно в энциклопедиях, словарях, книгах. Можно делать это вместе с ребенком.
К сожалению, собирание семейных библиотек в наше время – уходящая традиция. Многие могут сказать: зачем покупать книги, для которых в доме нужно выделить место, ухаживать за ними? Всё это заменяют электронные книги, которые можно «приобрести», не выходя из дома. В таких словах есть определенный смысл. Нельзя тормозить технический прогресс. Электронная книга – вещь, бесспорно, удобная, практичная. Но привить любовь к чтению, заинтересовать ребенка электронной книгой нельзя. Поэтому изначально необходимо вместе создавать детскую библиотеку, в которой бы присутствовали книги разных жанров, постепенно пополняя ее, учитывая возраст и меняющиеся интересы ребенка.
Проявляйте интерес к тому, что читает ваш ребенок, принимайте участие в обсуждении прочитанного.
«Книга — великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться»,- писал Александр Блок. Давайте поможем нашим детям научиться не только читать, но и понимать, применять написанное.