Консультация педагога психолога для родителей
Маленок Ольга Владимировна
Педагог-психолог ГБДОУ №76, г. Санкт-Петербург
Тема: Атмосфера в семье как ключевой фактор в развитии ребенка
Концепция семейной атмосферы появилась с работой Альфреда Адлера. Он первый обратил внимание, что если семейная атмосфера сильно противоположна обычным требованиям общества, дети могут испытывать трудности в дошкольном учреждении, в школе, и в жизни.
В семье ребенок учиться образцам взаимодействия, наблюдая взаимоотношения всех членов семьи - неприятности, конфликты, разногласия, соревнования и альянсы. И все это в атмосфере, когда ребенок в состоянии понять происходящее или же ему недостает компетентности решать эти конфликты. Существующие взаимоотношения между родителями можно сравнивать с зонтиком над остальными членами семьи. Семейная атмосфера созидается именно ими. Созданная родителями семейная атмосфера становится пробным вариантом детской способности взаимодействия внутри семьи и вне ее.
Роль родителей
Родители влияют на поведение ребенка по отношению к социальной жизни, расам, цвету кожи, религии, политике, духовным и материальным ценностям. Семья – это посредник между обществом с его культурой и детьми данной семьи. Родители обеспечивают всем необходимым для установления системы ценностей, влияющей на каждого члена дома. Если родители соревнуются друг с другом, ребенок воспринимает глубоко эту черту и станет аналогично поступать в каждой ситуации. Дети, которые соревнуются, в принципе не уверенны в своем месте и беспокоятся, что кто-нибудь может вытеснить их с привычной позиции. Когда родители открыто, показывают, что они предпочитают одного из своих детей, и подчеркивают другому ребенку, что он их разочаровывает, это может оставить в психике ребенка след на долгие годы. Нет ничего болезненнее для него, чем очевидность того, что брат или сестра предпочтительнее и любимее, чем он.
Родительская любовь
Многие родители верят, что выражение и чувство любви, которое они дают ребенку, сделают его жизнь безопасной. Но, что же собой представляет истинная любовь? Когда мы действительно кого-то любим, мы должны быть готовы приносить эмоциональные жертвы, если они на пользу другому человеку. Любовь – это взаимное уважение, терпимость и бережное отношение к чувствам и личностным особенностям всех членов семьи. Умение проявлять сочувствие, ласку внимание быть последовательным и требовательным в своих решениях. В домах, где царит взаимоуважение и бережное отношение друг к другу, дети прочнее чувствуют безопасность родительской любви и редко прибегают к угрозе эмоционального шантажа.
Как дети становятся избалованными и испорченными
Сделать ребенка избалованным значит наихудшим образом приготовить его к жизни! Этот процесс имеет много форм, и все они глубоко влияют на ребенка. Вот четыре из них:
- ЧЕРЕЗМЕРНОЕ БАЛОВСТВО
- ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ
- СВЕРХКОНТРОЛЬ
-
ЧРЕЗМЕРНАЯ ОПЕКА
Все эти положения очень близки и похожи друг на друга и перекрываются друг другом, каждое из них имеет специальную окраску в выражениях ребенка.
ЧЕРЕЗМЕРНОЕ БАЛОВСТВО
К этой категории относятся дети, которым дается все, что они не попросят. Все, что нужно сделать ребенку - это потребовать чего-либо, или если родители отказывают, показать свое раздражение и тогда получить желаемое. Такие дети являются центром внимания в семье. В таком поведении родителей слишком много ловушек и опасностей для ребенка. Ребенок начинает мерить свое духовное богатство количеством полученных вещей, а получаемое материальное благо начинает ассоциироваться с любовью и самоуважением. Однажды он получает право получить все, что пожелает и начинает строить отношения с родителями на угрозах, если не получает желаемое. Ребенок не приучается давать что-либо в ответ, он привыкает только брать и как можно больше! Обычно чрезмерное баловство порождает симптомы агрессии, недовольства, беспорядочности, нежелание ходить в школу, и даже в некоторых случаях энурез.
ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ
Ребенок, воспитанный в доме, где царила вседозволенность и право делать все желаемое, демонстрирует полное безразличие ко времени, неудобству, и чувствам других. Ребенок выражает себя не испытывая при этом тормозящих переживаний (фрустраций). Эти дети стремятся использовать родителей, учителей, братьев, сестер, сверстников с целью обслуживания себя. Например, оставляют одежду, и игрушки где попало, ожидая, что кто-то будет их убирать. Иногда под нажимом они все же убирают свои вещи, но родители часто уступают. Такие дети обычно не реагируют на замечания и запреты взрослых. Подрастая, дети воспитанные таким образом, с легкостью выпутываются из ситуаций, объясняя, что виноватым остается кто-то другой, но не сам ребенок. Иногда - это дети тираны. Они тиранят через очарование и скромность, стремясь все получить прямо сейчас, не считаясь с обстоятельствами.
СВЕРХКОНТРОЛЬ
Родители не разрешают совершать ребенку оплошностей и учиться на своих ошибках. Они говорят своим детям, что им дозволено делать и сколько времени отпущено на это. Их дети не могут шага ступить без родительского руководства. Обычно, это дети с низкой самооценкой, развитым чувством неуверенности в себе. В ситуациях, когда таким детям приходиться рассчитывать на себя, они не могут принять решения, не могут действовать самостоятельно. По этой же причине они испытывают большие трудности при поступлении в учебные заведения, на контрольных, и экзаменах. Главная проблема таких детей - боязнь принятия самостоятельного решения! Дети из таких семей так же могут становиться бунтарями и бросать вызов родителям, воспитателям, учителям.
ЧРЕЗМЕРНАЯ ОПЕКА
Основное отличие от сверхконтроля в том, что родители предвосхищают возможную опасность, воспитывают в ребенке страх перед жизнью в обществе. Стараются максимально удовлетворить все потребности ребенка. У таких детей очень тяжело происходит социализация и адаптация. Они постоянно ожидают такой же опеки от окружающих. Для таких детей характерно отсутствие самостоятельности и высокая тревожность.