Семинар для родителей 10-а класса
«Проблема насилия в семье»
присутствовали: 23 чел.
Цель: проанализировать причины и последствия жестокого обращения с ребенком в семье.
Оборудование:таблица«Формы насилия» (для работы в парах).
До проведения семинара по данной теме было проведено анкетирование среди учащихся 10-а класса и их родителей, проанализированы и обобщены результаты. Анкетирование может проводиться анонимно с целью обсуждения типичных ситуаций в детско-родительских отношениях или же использоваться в индивидуальной работе с родителями
(Приложение – опросник для подростка, опросник для родителей).
Цель анкетирования: исследование детско-родительских отношений.
Анализ анкетирования.
Проведенное анкетирование позволяет ответить на ряд вопросов, касающихся особенностей детско-родительских отношений в семьях:
Является ли насилие типичной реакцией родителей на непослушание ребенка?
Какие формы насильственных действий используются в семейном «воспитании»? И др.
Существует ряд признаков, позволяющих заподозрить применение физического насилия. Внешний вид ребенка:
множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, следы ремня, сигаретные ожоги) и различную степень давности (свежие и заживающие);
задержка физического развития (отставание в весе и росте);
признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный вид, сыпь);
царапины и рубцы, особенно на лице, на спине, необычной формы, свидетельствующие о применении инструментов;
укусы, ссадины, показывающие привычное воздействие какого-либо инструмента или руки;
ожоги; ссадины; травмы скелета, перелом бедер, челюсти, перелом или травма позвоночника;
травмы головы (отсутствие волос, кровоподтеки на кожи головы, гематомы на черепе в результате сильного удара, и т. д.);
внутренние травмы и результаты ударов по животу (кровоизлияние кишечника, разрыв брюшной вены, перитонит).
Существует ряд признаков, позволяющих заподозрить применение эмоционального насилия:
Состояние и физическое развитие ребенка: задержка физического и умственного развития ребенка; нервный тик; энурез; печальный вид.
Поведение ребенка: беспокойство или тревожность; нарушение сна; длительно сохраняющиеся подавленное состояние; агрессивность; склонность к уединению; неумение общаться; плохая успеваемость; низкая самооценка.
Поведение взрослых: нежелание утешить ребенка; оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка; постоянно чрезмерно критичное отношение к нему; перекладывание на него ответственности за свои неудачи; открытое признание в нелюбви; пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) – отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью или развитию.
Особенности внешнего вида, клинические симптомы, определенное психическое состояние поведение ребенка – признаки, по которым можно заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам: утомленный, сонный вид, опухшие веки; санитарно-гигееническая запущенность; низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании; задержка роста или общее отставание в физическом развитии; задержка речевого и моторного развития; частые вялотекущие и хронические инфекционные заболевания; многократная госпитализация в отделения неотложной скорой помощи; повторные случайные травмы или отравления; постоянный голод и (или) жажда; кража пищи; стремление любым способом, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых; требование ласки и внимания; подавленное настроение, апатия; агрессивность и импульсивность; деликвентное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма; неумение общаться с людьми, дружить; неразборчивое дружелюбие; регрессивное поведение; трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний; низкая самооценка.
Национальный центр по проблеме жестокого обращения с ребенком выделяет для социальных работников следующие признаки насилия в семье:
1. Отказ от ребенка (дети, от которых отказались родители совсем или на продолжительное время).
2. Недостаток заботы (очень маленькие дети, оставленные без присмотра; дети, оставленные под присмотром других детей, которые слишком малы, чтобы защищать младших, дети, о которых мало заботятся в течение длительного времени или когда они занимаются опасной деятельностью).
3. Отсутствие подходящей одежды и хорошей гигиены (дети одеты не по погоде, постоянно болеют воспалением легких, часто получают обморожения и солнечные ожоги, что связано с отсутствием подходящей одежды, сильная сыпь или другие кожные заболевания, появившиеся в результате плохой гигиены, дети постоянно грязны).
4. Нехватка медицинской помощи или услуг дантиста (дети, чьи потребности в медицинской помощи или услугах дантиста не удовлетворены).
5. Недостаток соответствующего образования (дети, которые постоянно пропускают занятия в школе).
6. Недостаток необходимого питания (дети, которых мало кормят или кормят недоброкачественной пищей; дети, которые постоянно жалуются на голод или ищут еду в мусорных баках; дети с сильным отставанием в развитии).
7. Нехватка необходимого крова (структурно небезопасное жилье или открытая электрическая проводка; слишком сильное или слишком плохое отопление; антисоциальные жилищные условия).
8. При определении отсутствия заботы обратите внимание на проявление бедности, а не отсутствия заботы; культурные различные ценности и ожидания; различные методы воспитания детей.
Кл. руководитель Пошис Л.В.