Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Причины низкой мотивации к учебной деятельности
у детей младшего школьного возраста и пути их решения

Несмеянова Наталья Ивановна,
педагог-психолог ГБОУ СОШ № 68
Калининского района Санкт-Петербурга

В последние годы психологические исследования мотивации к учебной деятельности у детей младшего школьного возраста показывают, что число детей, не стремящихся к получению знаний, постоянно увеличивается. Проблема мотивации к учебной деятельности появляется у учащихся начального звена. Нежелание учиться прежде всего проявляется в том, что дети забывают выполнить домашние задания, в учебниках и на партах у них беспорядок, на уроках они рисуют, смотрят в окно, разговаривают с одноклассниками, в классе им скучно. Такие дети могут обвинять учителей в своих плохих оценках, но чаще всего неуспеваемость их совсем не волнует.
Причины, по которым дети не хотят учиться, разные, их довольно много. Разберём некоторые из них.
1. Ребёнок мал для школы. Родители решают, что их дети готовы к школе, если они много знают для своего возраста. Но даже если ребёнок достаточно умный, это не означает, что он психологически готов к школе. Скорее всего, ребёнок не сможет подчиняться определённым школьным правилам,  маленьким детям сложнее сидеть длительное время на уроках без движений.
2. Конфликты с учителями. Зачастую даже сами учителя не подозревают о конфликте со своими воспитанниками. Они могут заметить, что у ученика плохая успеваемость, изменилось его поведение, хотя, как кажется педагогу, конфликта как такового не было. На самом деле, ребёнок мог услышать неприятные слова в свой адрес или затаить обиду на поведение учителя. Ребёнок может чувствовать себя подавленным, ощущать страх, у него вырабатывается негативное отношение к педагогу. В большинстве случаев дети не хотят рассказывать родителям о своих страхах, связанных со школой, это консервирует конфликт и связанные с ним сложности.
3. Конфликты с учениками. Если такая проблема уже сложилась, то выровнять её без последствий для ребенка бывает очень сложно.
4. Физические дефекты. Например, заикание, дрожание конечностей и другие. Детям очень сложно свыкнуться с мыслью, что они чем-то отличаются от сверстников. Особенно тяжело становится в тех случаях, когда недостатки вызывают издевательства и смех со стороны одноклассников. Зная о своей проблеме, ребёнок не хочет становиться центром внимания, чувствовать себя униженным и лишний раз появляться в школе.
5. Внутрисемейные конфликты. Скандалы между родителями и другими членами семьи. Часто такой ребенок из-за переживаний замыкается в себе, у него пропадает не только мотивация к обучению, он редко интересуется вообще чем-либо.
6. Давление на ребенка со стороны родителей и родственников. Родители  ставят детям завышенные планки, отправляя их в самые лучшие школы, где ведется обучение на более высоком уровне, записывают в различные секции, не берут в расчет мнение самих детей. Родители кричат, возмущаются, ругают детей, если они приносят плохие оценки или просто не дотягивают до результатов своих сверстников.
7. Занижение самооценки ребенка, программирование на неуспех. Такое происходит, когда родители говорят ребенку, что из него не выйдет ничего хорошего, что он станет дворником, если не будет хорошо учиться. Подобные слова приводят к занижению самооценки, при любых неудачах ребёнок отпускает руки, завершает начатое при малейших проблемах.
8. Обман и запугивание. Использование таких методов приводит к разрушению связи и доверия между родителем и ребёнком.
9. Завышенные требования. Родитель может думать, что ребёнок ленится или «нарочно не учится», в то время как могут быть конкретные причины (особенности умственного развития, заболевания, усталость).
Повысить мотивацию к учёбе можно несколькими способами.
Включение игровых форм в учебный процесс. Игра — это уникальный инструмент педагогического воздействия. Игровая форма не предполагает стандартного оценивания ученика, поэтому можно вызвать интерес даже у отстающих детей. Использование интеллектуальных игр-упражнений, игр-тренингов, основанных на соревновании. Школьникам они показывают уровень их подготовленности и тренированности. Путём сравнения с противоположной командой ученики сами видят свои пробелы в знаниях, это побуждает в них познавательную активность.
Развивать и поддерживать увлечения, помочь открыть скрытые таланты или развить уже имеющиеся.
Интересоваться тем, что ребёнок изучил в школе, а не его оценками. Ребенок не обязан быть отличником, он имеет право получать плохие отметки. сли же он сам расстроился из-за двойки — поддержать и никогда не ругать.
Минимизация стрессов.  Ребёнок всегда должен знать, что его услышат, а проблемы не будут преувеличены.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»