Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Влияние Я-концепции на отклоняющиеся
формы поведения подростков

Матвеева Ольга Анатольевна

Подростковый период очень сложный и интересный этап в развитии человека. Важным этапом созревания является процесс формирования самосознания. В его основе лежит способность человека отличать себя от своей жизнедеятельности, осознанное отношение к своим потребностям и способностям, влечениям, переживаниям и мыслям. В этот период перемен у детей возникают различные реакции, которые проявляются не всегда в принятой обществом форме. Ребята начинают пробовать неизведанное,  интересоваться противоположным полом, совершать рискованные поступки. Почти каждый взрослый человек может вспомнить как он пробовал курить за углом школы, как кто-то принес на вечеринку алкоголь, как ругались и наказывали потом родители. Что происходит с теми детьми, которые оказались в трудной жизненной ситуации, родители которых по разным причинам не могут рассказать ребенку о вреде алкоголя, наркотиков, о физиологических изменениях организма? Откуда «родом» дети, совершающие преступления, употребляющие наркотики, убегающие из дома, отказывающиеся посещать школу? Какая должна быть помощь таким подросткам?
В России живет огромное количество детей имеющие девиантные формы поведения. Особую опасность такие несовершеннолетние представляют из-за недостаточной сформированности социально приемлемых форм поведения, а это может привести к социальной нестабильности общества. Подростковый возраст является важным этапом становления образа «Я», системы личностных черт и свойств индивидуальности. Литература описывает поведение как некую функцию от я-концепции личности, представляющую ее в системе активного взаимодействия с миром, с окружающими людьми. Нарушение структурных компонентов Я- концепции приводит асоциальным формам поведения. В этом случае образцы девиантного поведения могут надолго закрепляться в личности в качестве основных, снижая возможность дальнейшей социальной адаптации. Область решения проблемы девиантного поведения охватывает такие науки как педагогика, психология, медицина  и др. Важнейшей задачей психологии является изучение структурных компонентов я- концепции девиантных подростков, разработка для девиантов профилактических программ, программ личностного роста, психологическое консультирование самих детей, их родителей, педагогов.
Среди зарубежных психологов наибольший вклад в развитие знаний о Я-концепции внесли Р. Бернс, У. Джеймс, Ч. Кули, Дж. Мид, К. Роджерс, Э. Эриксон и др. В их работах самосознание рассматривается как сложная многоуровневая структура, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.
В отечественной психологии проблему человеческого самопознания и его связи с поведением разрабатывали такие психологи, как Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубишптейн, В.Б. Столин, К.И. Чеснокова, и др.
Большой вклад в изучение проблем отклоняющегося поведения подростков и юношества внесли такие ученые как : Ш. Бюлер, Е.В. Змановская, Г. Кэплан, В.Д Менделевич, Х. Ремшмидт, А Фрейд, З. Фрейд, В. Штерн, Ю.М. Антонян, С.А. Беличева, В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, В.В. Ковалев, Б.С. Братусь, И.С. Кон, А.Е. Личко, К. Леонгард, К.К. Платонов, В.Ф. Пирожков и др.
Исследования, проведенные учеными позволили подтвердить наличие связи между Я-концепцией и отклоняющимися формами поведения. В связи с этим изучение особенностей Я-концепции девиантных подростков  и влияние коррекционных программ на ее структурные компоненты представляется очень важным и актуальным.
Понятие «Я», одно из старейших филосовско-психологических понятий и значения таких терминов как «Эго», «самость», «идентичность» употребляются в литературе в самых разных значениях. Общепризнанно, что Я - концепция представляет собой очень сложное психическое образование, состоящее из целого ряда структурных единиц. Психологи по разному определяют свои исследовательские задачи и  поэтому отсутствует единство подходов. 
В отечественной и мировой психологии часто высказывается идея о том, что самосознание имеет уровневое строение. И.С. Кон формулирует уровневую концепцию «Я - образа», используя понятие установки. Основания для этой концепции И.С. Кон находит в теории диспозиционной регуляции социального поведения В.А. Ядова. В целом «Я - образ» понимается как установочная система; установки обладают тремя компонентами: когнитивным, аффективным и производным от первых двух поведенческим (готовность к действиям в отношении субъекта). Нижний уровень «Я - образа» «составляют неосознанные, представленные только в переживании установки, традиционно ассоциирующиеся в психологии с «самочувствием» и эмоциональным отношением к себе; выше расположены осознание и самооценка отдельных свойств и качеств; затем эти частные самооценки складываются в относительно целостный образ; и наконец, сам этот «Я - образ» вписывается в общую систему ценностных ориентаций личности, связанных с осознанием ею целей своей жизнедеятельности и средств, необходимых для достижения этих целей» (И.С. Кон, 1978, с. 72-73).
По И.С. Кону, измерения, характеризующие отдельные компоненты или «образ Я» в целом, включают устойчивость (стабильность или изменчивость представления индивида о себе и своих свойствах), уверенность в себе (ощущение возможности достичь поставленных перед собой целей), самоуважение (принятие себя как личности, признание своей социальной и человеческой ценности), кристаллизацию (легкость или трудность изменения индивидом представления о себе). (И.С. Кон, 1978)
Согласно В. В. Столину, уровни самосознания определены уровнями активности человека, одновременно являющимся биологическим индивидом (организмом), социальным индивидом и личностью.
Выделенное им понятие «смысл Я» и лежит в основе составляющих единиц самосознания данных уровней. Смысл «Я» порождается как отношение к мотиву или цели релевантных их достижению качеств субъекта и оформляется в самосознании в значениях (когнитивный аспект) и эмоциональных переживаниях (эмоциональный аспект). (В.В. Столин, 1983, с. 284). По мере расширения связей человека с миром, пересечения различных деятельностей, расширения его мотивационной сферы возникает множественность смыслов «Я». Совокупность различных смыслов «Я» представляется целостной картиной, выступающей в виде ″Я - образа″. На индивидуальном уровне смысл «Я» частично совпадает с самооценкой и выполняет в основном адаптивную функцию в отношении к деятельности субъекта. Но нередко какое-либо действие может быть связано одновременно с двумя мотивами, имеющими и позитивный, и негативный для личности смысл; тогда возникает противоречивость смыслов «Я» Отношение личности к себе имеет когнитивную и эмоциональную составляющие. Когнитивная составляющая смысла Я (эмоционально-ценностное отношение личности к себе) сложна и многомерна, поскольку сложен и многомерен сам объект отношения - реальное «Я» личности. В специальном эмпирическом исследовании В. В. Столиным была установлена трехмерная структура отношения к себе, которая формируется по осям: «симпатия - антипатия», «уважение - неуважение», «близость - отдаленность».(В.В. Столин, 1983)
И. И. Чеснокова предлагает различать два уровня самосознания по критерию тех рамок, в которых происходит соотнесение знаний о себе. На первом уровне такое соотнесение происходит в рамках сопоставления «Я» и «другого человека». Сначала некоторое качество воспринимается и понимается в другом человеке, а затем оно переносится на себя. На втором уровне соотнесения знаний о себе происходит в процессе аутокоммуникации, т. е. в рамках «Я и Я», Человек оперирует уже готовыми, сформированными знаниями о себе. На этом втором уровне человек соотносит свое поведение с той мотивацией, которую он реализует. Высшего развития самосознание на этом втором уровне достигает при формировании жизненных планов, жизненной философии, своей общественной ценности, собственного достоинства.(И.И.Чеснокова,1977)
В зарубежной литературе Я-концепция рассматривается в психологических теориях У. Джемса, Э.Бернса, Э.Эриксона, Дж. Стейнса, К. Роджерса, Ч.Кули, Дж.Мида, и др.
В исследованиях К. Роджерса Я-концепция складывается из представлений о собственных характеристиках и способностях индивида, представлений о возможностях его взаимодействия с другими людьми и с окружающим миром, ценностных представлений, связанных с объектами н действиями, и представлений о целях или идеях, которые могут иметь позитивную или негативную направленность. Таким образом, это - сложная структурированная картина, существующая в сознании индивида как самостоятельная фигура или фон, включающая как собственно Я, так и отношения, в которые оно может вступать, а также позитивные и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями Я - в прошлом, настоящем и будущем.
Дж. Стейнс определяет Я-концепцию как существующаю в сознании индивида систему представлений, образов и оценок, относящихся к самому индивиду. Она включает оценочные представления, возникающие в результате реакций индивида на самого себя, а также представления о том, как он выглядит в глазах других людей; на основе последних формируются и представления о том, каким он хотел бы быть и как он должен себя вести.
Р. Бернс, используя определения К. Роджерса и Дж. Стейнса предлагает рассматривать Я-концепцию выделяя три основных составляющих:
1. Когнитивная составляющая (образ Я - представление индивида о самом себе)
2. Оценочная составляющая (Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением)
3. Поведенческая составляющая Я-концепции (Потенциальная поведенческая реакция, то есть то конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.) (Р. Бернс 1986 г.)
Когнитивная составляющая Я-концепции состоит из представлений индивида о самом себе, которые как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа Я., могут быть самыми разнообразными. Используя описание какого-то индивида или самого себя человек стремится охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт.
Оценочная составляющая Я-концепции - качества, которые индивид приписывает собственной личности, далеко не всегда являются объективными, и, вероятно, с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Аффективная составляющая установки существует в силу того, что ее когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания. (Р.Бернс 1986).
Интерес к изучению самооценки традиционно высок, о чем свидетельствуют многочисленные исследования, посвященные самым разным аспектам ее изучения (Б.Г. Ананьев, Л.С Выгодский, Л.И Божович, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, В.С. Мерлин, Л.В. Бороздина, С.А. Будасси, А.И. Липкина, Е.И Савонько, В.В. Столин и др.)
Самооценка - компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков (Психологический словарь, 1983).
Существует три фактора, важные для понимания самооценки. Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Это сопоставление часто фигурирует в различных психотерапевтических методиках, при этом высокая степень совпадения реального Я с идеальным считается важным показателем психического здоровья. В классической концепции Джемса представление об актуализации идеального Я положено с основу понятия самооценки, которое определяется как математическое отношение - реальных достижений индивида к его притязаниям. Итак, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, тот должен иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижении, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.
Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. Такой подход к пониманию самооценки был сформулирован и развит в работах Кули  и Мида.
Адекватная самооценка — реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Адекватная самооценка позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих.
Завышенная самооценка - неадекватное завышение в оценивании себя субъектом.
Заниженная самооценка - неадекватное недооценивание себя субъектом.
Психологическая устойчивость - устойчивость личности к воздействиям социальной среды, в том числе к воздействиям субъектов межличностного взаимодействия. (Психологический словарь, 1983).
Необходимо отметить, что самооценка всегда носит субъективный характер.
Поведенческая составляющая Я-концепции заключается в том факте, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями. Нередко прямое, непосредственное выражение установки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха перед возможными последствиями. Всякая установка - это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особенность Я-концепции как комплекса установок заключается лишь в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми. (Р.Бернс,1986)
Таким образом, когнитивный компонент отражает знания человека о себе разной степени оформленности, обобщенности и осознанности; эмоциональный компонент репрезентирует отношение  личности  к  себе,   ее оценку, меру удовлетворенности своими действиями, результатами реализации намеченных целей; регулятивный компонент выражается детерминацией поведения и деятельности человека его знаниями     о себе    и отношением к ним. Существует огромное количество подходов к изучению Я-концепции. Выделение ее структурных компонентов является очень важным для психодиагностических исследований. Но следует отметить, что деление Я-концепции на отдельные составляющие является условным, поскольку в психологическом плане, все компоненты взаимосвязаны.

Большой вклад в изучение подросткового возраста внесли такие  ученые как: Б. Г. Ананьев, Л. С. Выгодский, Р.П. Ефимкина, И.С. Кон, И.Ю Кураев, Е.Н. Пожарская, Е.И. Туревская, Р. Бернс, М. Кле, Г. Крайг, А.А. Реан и др.

Пубертатный период (от лат. pubertas - возмужалость, половая зрелость) - период полового созревания.
Подростковый возраст - остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми, взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т.д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. 
Периодом становления Я-концепции, как бы постепенно ни формировались отдельные ее компоненты, считается подростковый возраст. Многие психологи определяют пубертат, как критический период формирования самосознания и рассматривают развитие самосознания как центральный психический процесс переходного возраста (И.С. Кон 1984; Р. Бернс 1986).
Исследователи характеризуют подростковый возраст, как начало формирования нового уровня Я-концепции, периодом развития и углубления ее интегративных качеств. Специфическими чертами Я-концепции в подростковом возрасте являются повышение значимости для формирования Я-концепции системы собственных ценностей и усиление личностного, динамического аспекта восприятия, что позволяет оценивать его как уровень, характерный для зрелой личности. Именно в этот период сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности (Ананьев Б. Г.,1980; Э. Эриксон, 1996; Д.М. Фельдштейн, 1999). 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»