Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Проблема кризисных ситуаций в семье и пути решения

Урбанович Ксения Павловна
Проблема кризисных ситуаций в семье и их влияния на развитие личности ребенка – одна из ключевых в современной семейной психологии и психотерапии. Семья - важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Семья является центром развития, особенно пока ребенок еще мал. Она оказывает огромное воздействие на то, каким он станет в будущем, на его место в обществе. Однако изменение социальной ситуации может повлечь за собой изменение всей системы внутрисемейных отношений и создать условия, приводящие возникновению семейных кризисов. Большинство семейных кризисов имеет свои закономерности протекания, свою феноменологию.
Дети, лишенные возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы, состоящей из родных и близких им людей, многое теряют. Особенно это заметно у маленьких детей, живущих вне семьи — в детдомах и других учреждениях этого типа. Развитие личности этих детей нередко протекает иным путем, чем у детей, воспитывающихся в семье. Умственное и социальное развитие этих детей порой запаздывает, а эмоциональное — затормаживается. То же самое может происходить с взрослым человеком, т.к. недостаток постоянных личных контактов является сутью одиночества, становится источником многих отрицательных явлений и служит причиной серьезных личностных нарушений. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего «Я».
Для нормального развития человека любого возраста необходимы постоянные, строящиеся на положительной эмоциональной основе, открытые и доверительные отношения с окружающими. Правильно построенные отношения с ребенком помогают родителям успешно преодолевать проблемы семейного воспитания. К сожалению, это происходит не всегда и не во всех семьях. Проблемы неблагополучия в семье, безнадзорности при дееспособных родителях, проблемы жестокого обращения с детьми не теряют актуальности и в настоящее время, несмотря на большой комплекс государственных мероприятий, проводимых в этом направлении. Время показывает, что родители, которые неправильно строят свои отношения с детьми, не умеют использовать приемы воспитательного воздействия, подают отрицательный личный пример, однако считают себя сведущими в вопросах воспитания, не осознают своих ошибок. При этом большинство таких родителей не приходят в школу. В этих случаях, классному руководителю, социальному педагогу, школьному психологу необходимо установить с ними тесный контакт. Недостатки семейного воспитания, возможно преодолеть лишь в том случае, если меры воздействия на родителей выбраны в соответствии с их индивидуальными особенностями, осуществляются на протяжении длительного периода времени и по определённой системе. Для того чтобы знать, как именно работать с данной семьёй, надо всесторонне изучить ее. Выявить положительные и отрицательные особенности внутрисемейных отношений, определить реальные пути их оздоровления. После проведения диагностики разрабатывается индивидуальная программа или план работы с семьей, находящейся в социально опасном положении, определяются цели и задачи, формы и методы работы, определяются сроки проведения конкретных мероприятий. Отличительной чертой семьи, находящейся в социально опасном положении, является то, что первопричины социальной дезадаптации несовершеннолетних кроются в проблемах семьи в целом. С учетом этого обстоятельства практическая работа специалиста по преодолению социальной дезадаптации несовершеннолетних будет неразрывно связана с деятельностью, направленной на изменение ситуации в его семье.
Основными направлениями психопрофилактической работы с родителями являются: работа по формированию у родителей подростков отношения к последним как к самоценным личностям, имеющим сильные стороны и все необходимые возможности для достойной жизни; консультативная и индивидуальная работа по коррекции отношений родителей к самому себе; активизация участия родителей в учебной и общественной жизни подростков. Этому способствуют такие формы работы: участие родителей в работе педагогического консилиума, активизация работы родительского комитета, совместные походы, поездки на природу, экскурсии и т.п.; эффективным является игровой прием, применяемый преподавателями и классными руководителями на собраниях «Один день в семье», в процессе которого родители вместе с классным руководителем прослеживают и проигрывают все формы семейного общения в течение одного дня, начиная с пробуждения. В результате родители как бы со стороны просматривают свой день. Замечая порой незаметные нюансы общения в семье и их влияние на детей и собственное состояние. Психолого-педагогическое сопровождение семьи в кризисной ситуации обусловлено искажением субъективного образа мира семьи и индивидуума в связи с возросшим темпом жизни, современной экономической обстановкой, которые увеличивают тревожность, вызывают эмоциональное самочувствие, оказывающее негативное влияние на душевное благополучие, как взрослых, так и детей, на их отношение к окружающим и усиливает социально- психологические и личностные конфликты, психологическую напряженность. Основной формой оказания помощи семьям является специально-организованный процесс – социально-психологическое сопровождение семьи, выражающийся в создании позитивной адаптации к жизни – сознательного построения, упорядочивания устойчивых отношений в семье, возрождения чувства ответственности за свою жизнь, свой образ мыслей и отношений типа «я – хозяин своей жизни» или «все, что ни делается – к лучшему». Осуществляется социально-психологическое сопровождение с помощью патронажа семьи квалифицированным психологом или социальным работником. Основным фактором социально-психологического сопровождения является положительный пример взрослого. Прежде всего, педагог, психолог, работающий с семьёй, должен быть сильной личностью, умеющей противостоять невзгодам, выходить из стрессовых ситуаций, не склоняющий голову перед напором неблагоприятных обстоятельств.
В работе школы с родителями не всегда удается добиться желаемого результата. Но, если последовательно и настойчиво использовать все возможные меры воздействия, улучшение обстановки в семье произойдёт. Необходимо лишь настойчиво стремится к положительному результату, используя весь доступный арсенал психологических мер, проявляя внимание, настойчивость и педагогический такт в решение сложных проблем семейного воспитания.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»