Профориентация школьников
Бурбыгина Светлана Григорьевна,
методист ГБНОУ «Академия талантов»,
Санкт-Петербурга
методист ГБНОУ «Академия талантов»,
Санкт-Петербурга
Аннотация. В статье представлен общий обзор термина «профессиональная ориентация» школьников: обосновывается её актуальность, цели и задачи, основные этапы профессионального самоопределения, которые проходят учащиеся во время обучения в школе, а также формы реализации профориентации.
Ключевые слова: Профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, профессиональный выбор, профессиональное просвещение, психологическая поддержка, профессиональная адаптация, консультирование.С определенного возраста молодые люди задаются вопросом выбора будущей профессии, кто-то раньше, кто-то чуть позже, одни самостоятельно ищут ответ, другим помогают определиться родители. В наше время современный ритм жизни и конкуренция на рынке труда делают вопрос профессионального самоопределения чрезвычайно актуальным.
Важным и ответственным для каждого человека этот вопрос становится ещё и потому, что от его решения зависит то, как сложится его дальнейшая жизнь. Вчерашнему школьнику бывает сложно найти тот вариант профессионального самоопределения, который отвечал бы его интересам, способностям, желаниям, представлениям, с одной стороны, и удовлетворял бы запросы и нужды общества и рынка труда, с другой стороны. В нахождении этого баланса в профессиональном выборе помощником для молодых людей и их родителей выступает система профориентации.
Профессиональная ориентация – это система научно обоснованных мероприятий, направленных:
- на подготовку к выбору профессии с учетом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда;
- на оказание помощи молодежи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.
Степанов В. Г. в книге «Профориентация. Функциональная асимметрия мозга и выбор профессии» (Москва: Академический Проект, 2017) пишет: «Коротко профессиональная ориентация определяется как система мероприятий по ознакомлению молодежи и взрослых с миром профессий». А дальше выделяет следующие цели профессиональной ориентации:
1) обеспечение социальных гарантий свободного выбора профессии, формы трудовой занятости и путей реализации личности в условиях рыночных отношений;
2) достижение согласованности и сбалансированности между профессиональными интересами, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;
3) эффективное прогнозирование профессиональной успешности в выбираемой сфере трудовой деятельности;
4) содействие непрерывному росту профессионального мастерства личности как важнейшего условия ее удовлетворения трудом и собственным общественным положением, реализации индивидуальных возможностей, формированию здорового образа жизни и достойного благосостояния.
Таким образом, профориентация является одним из ключевых факторов правильного выбора будущей профессии школьников. Задачей профориентационной деятельности является выработка у школьников сознательного отношения к выбору профессии, к труду в соответствии со 108 своими возможностями, способностями и с учетом особенностей состояния рынка труда.
Первым центром, где школьники получают поддержку и помощь в выборе профессии является средняя общеобразовательная школа. Именно здесь профессиональная ориентация выступает частью всей системы учебно-воспитательной работы, в ходе которой у школьников формируются умения и навыки, а также условия для осознанного выбора профессии. Профориентация тесно связана с процессом формирования всесторонне развитой личности, с подготовкой учеников к жизни, к труду и осуществляется на протяжении всего времени обучения детей в школе. Рассмотрим основные этапы профессионального самоопределения, которые ребята проходят во время обучения в школе:
1–4 классы – формирование начальных трудовых навыков и позитивного отношения к труду;
5–7 классы – формирование интереса, основанного на включенности учащихся в различные виды деятельности (общественно-полезной, учебной, игровой, исследовательской и др.);
8–9 – формирование профессиональной направленности, осознание своих интересов, способностей, мотивов выбора профессии;
10–11 – этап развития профессионального самосознания: уточнение личностного смысла выбора профессии и представления о будущей профессиональной деятельности.
Важно понимать, что профессиональное самоопределение имеет многоступенчатый и динамический характер. Если на всех этапах профессионального самоопределения успешно и последовательно решаются все соответствующие подростковому возрасту проблемы и задачи, то подросток, покидая школу, имеет осознанный и реалистичный профессиональный план.
Чем раньше начинается целенаправленная работа по развитию готовности к осознанному выбору профессии, тем она эффективнее. Эта работа должна быть выстроена таким образом, чтобы в каждом классе, с учётом возрастных особенностей учащихся, последовательно рассматривались важнейшие вопросы, связанные с личностным и профессиональным самоопределением: формирование адекватной самооценки; развитие эмоциональной сферы, диагностика особенностей интеллектуальной сферы (в целях выявления склонностей к разным видам деятельности), уточнение профессиональных интересов и склонностей, знакомство с миром профессий.
Что же конкретно включает в себя профессиональная ориентация? На деле она имеет несколько форм реализации:
1. Это профессиональное воспитание, о котором уже говорилось. То есть развитие интересов, склонностей, способностей, личностных качеств в различных видах деятельности (познавательной, исследовательской, коммуникативной, игровой и др.). Педагог в процессе учебной деятельности формирует все условия для развития этих качеств у школьников.
2. Профессиональное просвещение – то есть ознакомление учащихся с миром профессий, с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими, психологическими и психофизиологическими особенностями различных профессий. Здесь происходит понимание требований, предъявляемых профессиями к человеку, возможностей профессионального роста в той или иной профессии. Профессиональное просвещение формирует у молодежи мотивированные профессиональные намерения, в основе которых лежит осознание ими своих психологических и психофизиологических возможностей. Это также и пропаганда общественно значимых профессий.
3. Профессиональное консультирование – это оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении путем предоставления им рекомендаций о возможных профессиях, наиболее соответствующих их психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, данные о которых собираются в результате психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.
4. Психологическая поддержка, способствующая снижению психологической напряженности, вызванной ситуацией выбора профессии. Не следует забывать, что выбор профессии и всё, связанное с ним, является стрессом для подростка, а зачастую и для его родителей. Важно помочь подростку сформировать позитивный настрой и уверенность в себе.
5. Профессиональная адаптация – это процесс приспособления учащихся к будущей профессии в общеобразовательных школах, профтехучилищах, техникумах, вузах и т. д. Социальная адаптация старшеклассников при выборе профессии является важнейшим этапом процесса профессионального самоопределения современного человека. Именно в этот момент выявляются недостатки предшествующей профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, осуществляется процесс формирования новых установок, потребностей, интересов в сфере труда и, наконец, выявляется, насколько жизненные планы ребенка оказались реальными. Поэтому адаптация является своеобразным критерием эффективности профориентационной работы школы и родителей с молодежью.
Профориентация может быть проведена не только в рамках системы учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях. Зачастую за помощью в выборе будущей профессии родители и учащийся обращаются к психологу, не обязательно школьному. На консультации психолог проводит тестирование, по итогам которого выдается заключение о профессиональном типе личности испытуемого (подростка). Также проводится беседа с подростком, в ходе которой оцениваются не только коммуникативные навыки, но и ценностные ориентации, мотивы, желания, представления молодого человека о профессии и жизни в целом. На консультации психолог интерпретирует результаты тестирования и беседы, отвечает на вопросы:
− какие профессии и почему подходят учащемуся – на основе анализа направленности личности, интересов, способностей, особенностей мышления, типа темперамента и личностных особенностей;
− как развить способности, необходимые для успешной самореализации в привлекательных для учащегося профессиональных сферах.
Помимо непосредственно профориентационных мероприятий, психолог проводит работу с эмоциональными состояниями подростка, сопровождающими выбор будущей профессии, работает со стрессом, который может сформироваться на фоне поиска себя. В результате проведенной работы психолог готовит подростка к самостоятельному и осознанному выбору профессии.
В заключение хотелось бы отметить, что адекватность выбора подростком будущей профессии влияет на все стороны и общее качество его жизни. Своевременная и грамотно проведенная профориентация на этапе выбора профессии и организации профессионального образования позволит школьникам в будущем стать успешными, состоявшимися людьми, мотивированными на эффективную самореализацию в выбранной сфере деятельности.
Список литературы:
1. Степанов В. Г. Профориентация. Функциональная асимметрия мозга и выбор профессии. – Москва: Академический Проект, 2017.2. Пилюгина Е. И., Иванова М. Д. Актуальность профориентационной работы в образовательных учреждениях. – Молодой ученый, 2017.
3. Горбачева С. М., Стрижко И. И. Профессиональная ориентация учащихся. – Молодой ученый, 2015.
4. Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии. – Москва: Генезис, 2011.
5. Резапкина Г. В. Скорая помощь в выборе профессии. – Москва: Генезис, 2010. 6. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников. – Москва: Просвещение, 2008.
7. Шмидт В. Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников. – Москва: Сфера, 2007.
8. Фадеева Е. И., Ясюкевич Е. И. Выбирая профессию, выбираем образ жизни. – Москва: ЦГЛ, 2004.