Аутоагрессия подростков с модификациями тела
педагог-психолог ГБУ ДО «Центр психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи»
Василеостровского района Санкт-Петербурга;
Рожкова Кристина Алексеевна,
студент 3 курса ЧОУ ВО Санкт-петербургский университет технологий
управления и экономики». Институт гуманитарных и социальных наук.
Аутоагрессивное поведение подростков является актуальной научно-практической проблемой. Это обусловлено не только степенью распространенности и увеличением частоты случаев проявления аутоагрессивного поведения среди подростков, но и сложностью в диагностике данного феномена, формировании программ помощи и разработке превентивных мер.
Особую группу риска представляют подростки и молодые люди, имеющие различные бодимодификации (пирсинг, татуировки, шрамирование и др.). Многие психологи классифицируют подобные бодимодификации как завуалированные формы самоповреждающего поведения.
Такого рода самоповреждающее поведение является скрытым, и в рамках современной психологии рассматривается как аутоагрессивное и аутодеструктивное поведение, характеризующиеся сознательным причинением вреда собственному телу, но не имеющим под собой суицидальной направленности (А.Г. Амбрумова, Е.В. Змановская, К. Меннингер, Н.А. Польская, Л.Я. Уманский и др.).
Особенности аутоагрессиивного поведения подростков с бодимодификациями являются не до конца изученными. Этот факт стал определяющим в формировании цели нашего исследования. В области изучения аутоагрессивного поведения у подростков, мы исходили из теоретических положений, отраженных в трудах А.Г. Амбрумовой, А.А. Реана, Г.Я. Пилягиной. В качестве теоретико-методологической основы была использована концепция причин самоповреждающего поведения при пограничных расстройствах личности, автором которой является Н.А. Польская.
Целью нашего исследования стало изучение склонности к аутоагресии подростков с модификациями тела. Объектом исследования - аутоагрессия подростков, предметом исследования - аутоагрессия подростков с модификациями тела.
Мы выдвинули следующие гипотезы исследования:
- У подростков, имеющих модификации тела, уровень аутоагрессии выше, чем у их сверстников, не имеющих телесных модификаций.
- У подростков с бодимодификациями тела уровень аутоагрессии выше, чем уровень гетероагрессии, а у подростков без бодимодификаций тела уровень аутоагрессии ниже, чем уровень гетероагрессии.
В ходе исследования были использованы организационные, психодиагностические методы, и методы статистической обработки данных: количественный и качественный анализ, полученных в ходе исследования данных (вычисление среднеарифметических значений, перевод в процентное соотношение, вычисление коэффициентов корреляции по Пирсону).
В качестве основных диагностических процедур использовались методики:
- Анкета «Модификации тела и самоповреждения» (Польская Н.А., Кабанова А.С., 2007).
- Методика «Агрессивное поведение» (Е. П. Ильин, Ковалев П.А., 2013).
- Шкала причин самоповреждающего поведения (Н.А. Польская, 2014).
В целях определения склонности к аутоагрессии подростков с бодимодификациями было организованно и проведено эмпирическое исследование на базе ГБУ ДО «Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Василеостровского района Санкт-Петербурга. Исследование проводилось в период с 01.03.2022 по 30.04.2022 года. Выборка испытуемых составила 40 человек, из них 29 девушек и 11 юношей в возрасте от 13 до 17 лет. У 20 испытуемых были различные бодимодификации (тату, пирсинг, шрамирование), 20 респондентов никогда не прибегало к искусственным изменениям внешности.
Респонденты участвовали в исследовании на добровольной основе, после индивидуальной беседы заполняли опросник по электронной почте. Сбор данных проводился с помощью онлайн-платформы docs.google.com, анализ данных осуществлялся с использованием программного обеспечения Statistica 6.0. Для статистической обработки результатов эмпирического исследования использовался непараметрический критерий Фишера и корреляционный анализ Спирмена.
В ходе проведенного исследования было выявлено, что подростки с модификациями тела более склонны к аутоагрессии, чем подростки, не имеющие искусственных изменений тела. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза 1 подтвердилась. Гипотеза 2 - у подростков с бодимодификациями тела уровень аутоагрессии выше, чем уровень гетероагрессии, а у подростков без бодимодификаций тела уровень аутоагрессии ниже, чем уровень гетероагрессии – подтвердилась.
Подростки с бодимодификациями положительно относятся к различным модификациям тела, в отличие от подростков их не имеющих. Подростки с модификациями тела считают, что причиной искусственных изменений тела являются представления о красоте. А подростки без модификаций, считают, что причиной стремления к изменениям, являются психологические проблемы. Большинство подростков с модификациями тела считают, что подобные изменения помогают снять стресс, и прибегают к таким формам снятия стресса. В то время как подростки без бодимодификаций считают, что такие формы самоповреждающего поведения не помогают снять стресс, и к таким формам не прибегают. Среди всех опрошенных, количество подростков с бодимодификациями, склонных испытывать непреодолимое желание нанести себе повреждения в эмоционально напряженных ситуациях в два раза больше, чем подростков, не имеющих изменений тела. Подростки с бодимодификациями более склонны к риску, употреблению ПАВ и суицидальному поведению.
В ходе исследования нами было выявлено, что главными причинами самоповреждающего поведения среди двух групп подростков является избавление от напряжения и контроль над эмоциями. Респонденты отмечают, что подобное поведение мотивировано необходимостью взять себя в руки, избавиться от плохих мыслей, успокоиться, справиться со своими эмоциями, почувствовать облегчение.
Подростки с модификациями тела имеют уровень аутоагрессии выше, чем гетероагрессии. Подростки без модификаций наоборот, имеют уровень гетероагрессии выше, чем аутоагрессии.
Таким образом, можно сделать вывод, что желание подростков изменять внешность посредством нанесения татуировок или пирсинга берет начало от неспособности освобождаться от негативных эмоций и переживаний безопасными способами.
Главной целью данной работы являлось изучение склонности подростков с модификациями тела к аутоагрессии. По итогам анализа полученных данных мы сделали следующие выводы:
- у подростков, имеющих модификации тела, уровень аутоагрессии выше, чем у их сверстников, не имеющих телесных модификаций.
- у подростков с бодимодификациями тела уровень аутоагрессии выше, чем уровень гетероагрессии, а у подростков без бодимодификаций тела уровень аутоагрессии ниже, чем уровень гетероагрессии.
Таким образом, для предотвращения аутоагрессивных тенденций среди подростков, мы считаем необходимым введение профилактических мероприятий и программ в различных образовательных учреждениях, направленных на формирование навыков эффективных способов саморегуляции, способов снятия психоэмоционального напряжения, приобретения полезных поведенческих навыков связанных с совладанием со стрессом.
Список используемой литературы
- Абрамова, А.А., Ениколопов С.Н., Ефремов А.Г., Кузнецова С.О. Аутоагрессивное несуицидальное поведение как способ совладания с негативными эмоциями / А.А.Абрамова, С.Н. Ениколопов, А.Г. Ефремов, С.О. Кузнецова // Клиническая и специальная психология. –2018.– Т. 7. – № 2. – C. 21–40.
- Александрова, Н.В. Суицидальное поведение у подростков с психическими и поведенческими расстройствами /Н.В.Александрова // Суицид: очерки по теории и практике / Под ред. Е.С. Асмаковец, С.П. Мельничкина. – Омск: БОУДПО «ИРОО», – 2014. – С. 160-173.
- Амбрумова, А.Г., Трайнина, Е.Г. К вопросу о саморазрушающем поведении подростков / Саморазрушающее поведение у подростков / А.Г. Амбрумова, Е.Г. Трайнина // Вопросы психологии. – 2014. – №3. – С. 29-36.
- Амбрумова, А.Г. Аутодеструктивное поведение подростков / А.Г. Амбрумова, Е.Г. Трайнина, Л.Я. Уманский // Вопросы психологии. // Сравнительно-возрастные исследования в суицидологии. – 2014. – №3. – С. 52- 62.
- Банников, Г.С. Ведущие механизмы самоповреждающего поведения у подростков: по материалам мониторинга в образовательных организациях / Г.С. Банников, Н.Ю. Федунина, Т.С. Павлова, О.В. Вихристюк, А.В. Летова, М.Д. Баженова // Консультативная психология и психотерапия. – 2016. – Т. 24. – № 3. – С. 42-68.
- Дворникова, И. Н. Особенности аутоагрессивного поведения подростков в современном обществе / И. Н. Дворникова, Е. В. Куренкова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2014. – № 21.1 (80.1). – С. 86-88.
- Зайченко, А.А. Самоповреждающее поведение / А.А. Зайченко // Психология телесности: теоретические и практические исследования. Сборник статей II международной научно-практической конференции. – Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2009. – 682 с.
- Калашникова А.С. Психологические механизмы аутоагрессивных и гетероагрессивных действий у лиц с психическими расстройствами не исключающими вменяемости: автореф. дис. канд. псих. наук: 19.00.04. – Москва, 2010.
- Кузнецова С.О., Абрамова А.А., Ефремов А.Г., Ениколопов С.Н. Исследование особенностей аутоагрессивного поведения у лиц, переживших сексуальное злоупотребление в детском возрасте // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 3(35). – С. 88–100.
- Ласовская, Т.Ю. Самоповреждающее поведение у лиц с пограничным личностным расстройством (обзор литературы) / Т.Ю. Ласовская // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. – 2011. – № 6. – С. 58-61.
- Лиман, Н.А. Структура личности, склонной к самоповреждающему поведению / Н.А. Лиман // Известия Саратовского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2015. – Том 10. – Вып. 5. – С. 112-115.
- Руженков, В.А. К вопросу об уточнении содержания понятия "аутоагрессивное поведение" / В.А. Руженков, Г.А. Лобов, А.В. Боева ; БелГУ // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. – 2008. – №32. – С. 20-24.
- Польская, Н.А. Причины самоповреждения в юношеском возрасте (на основе шкалы самоотчета) / Н.А. Польская // Консультативная психология и психотерапия. – 2014. – № 2 (81). – С. 140-152.
- Польская, Н.А. Структура и функции самоповреждающего поведения / Н.А. Польская // Психологический журнал. – 2014. – Т. 35. – № 2. – С. 45-56.
- Польская, Н.А. Роль социальных факторов в развитии самоповреждающего поведения / Н.А. Польская // Клиническая и специальная психология. – 2012. – №2. – С. 45-48.
- Польская, Н.А. К проблеме эмпирического изучения самоповреждающего поведения / Н.А. Польская // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы. – 2014. – №4. – С. 41-44.
- Польская, Н.А. Аутодеструктивное поведение в подростковом и юношеском возрасте / Н.А. Польская // Консультативная психология и психотерапия. – 2014. – №2. – С. 61-65.
- Польская, Н.А. Модели коррекции и профилактики самоповреждающего поведения / Н.А. Польская // Консультативная психология и психотерапия. – 2016. – №5. – С. 33-35.
- Реан А.А. Аутоагрессивный паттерн личности / А.А. Реан // Ананьевские чтения в психологических исследованиях. – 2012. – № 3(51). – C. 52-54.