Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Страхи у детей

Семенова Галина Геннадьевна

Страх, это одна из фундаментальных эмоций человека, возникает в ответ на действие угрозы. Со Страхом самым непосредственным образом связано чувство, называемое тревогой, явление родственное символическому страху. По сути — это тоже чувство страха, но связанное с отдаленной во времени опасностью. Например, сидя в кресле перед стоматологом, мы испытываем конкретный страх, но если на известно заранее что мы должны посетить зубного врача, то в течение всей недели мы испытываем тревогу. Тревога имеет прямое отношение к неспособности принимать решения. Существует мобилизующие и расслабляющая тревожность. Первая дает действиям человека дополнительный импульс, вторая - парализует его в ответственные моменты. В основе этого явления лежат психологические аспекты воспитания, среди которых особое место занимают отношения между родителями и ребенком. Если в детстве человек постоянно убеждался в собственной беспомощности, неспособности решать те или иные задачи, в последствии в ответственные моменты он всегда будет испытывать расслабляющею тревогу - и, естественно, человек, для которого необходимость действовать связана с чувством успеха, переживает эту ситуацию как мобилизующую тревогу. 

 Человеку свойственно чего-то бояться. А ребенку тем более: ведь его окружает большой и пока еще неизведанный мир. Иногда малыша может испугать то, что любому человеку покажется абсолютно безопасным. Страх наиболее опасная эмоция. Это реакция на разные виды опасности. Организм человека так устроен, что борьба со страхом не должна продолжаться долго. Есть несколько причин возникновения страха. Проявление его у детей дошкольного возраста разнообразны; от совершения большого количества движений (суетливость) и многословности до полного оцепенения, когда ребенок перестает двигаться и говорить. Каждый год происходит ухудшение психического здоровья детей. Почему именно в дошкольном возрасте выделяется большое количество страхов? Проблема страхов у детей большое значение имеет профилактическая работа. Действительно проявление страхов, которые мешают ребенку адаптироваться в социальной действительности, заметны и вызывают необходимость обратиться к специалисту. Проведем выделенные А.И. Захаровым возрастные нормы страхов для детей; для мальчиков трех лет-7, а для девочек-9. В 4 года все меняется у мальчиков-9, у девочек -7. Возрасте от 3-5 лет Опрошенные дети боятся: темноты, одиночества, замкнутого пространства, боли, уколов, неожиданных звуков, антагонистов рассказов и сказок, оставаться одни дома, заболеть, умереть. Психологи отмечают способы преодоления страхов у детей. Для этого изобрели целые комплексы приемов, Работая с детьми, надо учитывать их специфическое отношение к успеху, неуспеху, оценке и результату. Дети очень чувствительны к результатам собственной деятельности, они боятся неуспеха. Им трудно оценить результаты своей деятельности, детям сложно самим решить, правильно ли сделали что-либо, а ждут этой оценки от взрослого. Технология работы по психологической коррекции страхов, представляет собой несколько этапов ролевого разыгрывания сказок и историй. Заметим, что дети являются сами для себя главными и самыми мудрыми психологами и психотерапевтами. Задача взрослого после выявления страхов- создать условия, которые подготовят переход ребенка на этап победителя своих страхов. 

Правила обращения со страхами

Страхи бояться смеха. Поэтому необходимо увидеть смешное в страшном. Страхи не любят, когда о них рассказывают. Чем больше говорить о страхе, тем меньше он становится. Страхи боятся, когда в них начинают играть в эти моменты страхи начинают таять.  

В заключении хочется обратить внимание родителей и педагогов на то, что некоторые эмоциональные проявления страха у детей дошкольного возраста со временем проходят, но остается след в виде временной связи условного рефлекса с ситуациями в которых они возникли. 

Возрастные проявления навязчивости, тревожности и мнительности сами проходят у детей, если родители жизнерадостны, спокойны, уверены в себе, а также если они учитывают индивидуальные и половые особенности своего ребенка. Следует избегать наказаний за неприличные слова, терпеливо объясняя их неприемлемость и одновременно предоставляя дополнительные возможности для снятия нервного напряжения в игре. Помогает и налаживание дружеских отношений с детьми другого пола, и здесь не обойтись без помощи родителей. Тревожные ожидания детей рассеиваются спокойным анализом, авторитетным разъяснением и убеждением. В отношении мнительности самое лучшее - не подкреплять ее, переключить внимание ребенка, побегать вместе с ним, поиграть, вызвать физическое утомление и постоянно самим выражать твердую уверенность в определенности происходящих событий. 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»