Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 Детская агрессивность 

Савкина Елена Борисовна
Тема детской агрессивности не оставляет равнодушными взрослых и вызывает много вопросов у родителей. Часто при обсуждении проблем агрессивного детского поведения, родители оказываются в неоднозначной позиции. Это связано с тем, что агрессивные действия могут привести к неприятным последствиям для окружающих, так и с тем, что часто и сам родитель разделяет (понимает) злость ребенка в данной ситуации. При этом часть родителей испытывает опасения, что чрезмерные проявления агрессии или развитие агрессивности по типу акцентуации, будут способствовать формированию таких черт личности, как доминантность, конфликтность, неспособность к социальной кооперации, что может вызывать негативное отношение к ребенку.
Необходимо признать, что агрессия – является неотъемлемой динамической характеристикой активности и адаптивности человека. Человеку необходимо обладать определенной степенью агрессивности. В "норме" она оказывается качеством социально приемлемым и даже необходимым. Отсутствие агрессивности приводит к податливости, ведомости, комфортности, пассивности поведения. Э. Фромм выделял "доброкачественную" агрессию, которая служит делу выживания человека; она имеет биологические корни и затухает, как только исчезает опасность или угроза жизни. И агрессию "злокачественную" – это деструктивность и жестокость, которые свойственны только человеку и определяются различными психологическими и социальными факторами.
Агрессия – это активная форма выражения эмоции гнева, которая проявляется через причинение ущерба человеку или предмету. Обратите внимание, агрессия – это выражение эмоции, а эмоции – это то, что мы испытываем вне зависимости от наших желаний и тем более желаний окружающих людей. Эмоции нельзя запретить.
Агрессия (агрессивность) бывает прямая и косвенная, направленная вовне и на себя, физическая и вербальная, защитная и провоцирующая, здоровая и деструктивная. Агрессия – это вид действий или состояние, а агрессивность – черта характера, привычка и склонность реагировать на все агрессивно.
Рассмотрим некоторые виды агрессии:
Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица. Ребенок применяет физическую силу, т.к. умение договариваться еще только формируется.
Вербальная агрессия – словесное выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (ругань, проклятия, угрозы).
Косвенная агрессия – агрессия, окольным путём направленная на другое лицо (сплетни, злобные шутки) либо ни на кого не направленная (крики в толпе, топанье и т.д.).
Раздражительность – это повышенная эмоциональная реакция к проявлению негативных чувств, которые по силе превосходят стимул (вспыльчивость, грубость).
Негативизм – отказ совершать требуемое. Иногда ребенок начинает делать наоборот Реакция, типичная для подростка, совершающего бессмысленные и даже разрушительные для себя поступки из чувства протеста. Суть ее в пословице «Выбью себе глаз, пусть у тещи будет зять кривой».
Уже в раннем возрасте ребенок проявляет агрессивные действия. Сначала ребенок упрямится, не поддается уговорам. В какие-то моменты его поведение становится трудно управляемым, ребенок кричит, злится, изворачивается, кусается, дерется. Такое поведение доставляет неудобство окружающим, вызывает неодобрение, но необходимо что это сигнал на какую-то ситуацию, в которой у ребенка растёт напряжение. Поэтому совершенно ясно, что такое поведение ребенка вызвано состоянием дискомфорта, фрустрации или беспомощности. У ребенка нет намерения причинить ущерб окружающим.
Когда ребенок становится старше все чаще с ровесниками возникают конфликты, ссоры из-за игрушек. Дети чаще проявляют физическую и вербальную агрессию, стремясь завладеть интересующим предметом. Прослеживается реакция нападения. Причиной такого поведения является стремление или невозможность получить желаемое.
Постепенно ребенок овладевает умением сдерживать свои агрессивные импульсы и находить приемлемую форму для их выражения. Большое влияние на проявление агрессивности в дошкольном возрасте, оказывают реакции и отношения родителей к тем или иным формам поведения. Нетерпимое отношение к любым проявлениям открытой агрессии, может привести к появлению символических форм агрессивности, таких как нытьё, фырканье, упрямство, непослушание и других видов сопротивления. А игнорирование частых агрессивных проявлений может привести к закреплению агрессивного поведения. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка родителям важно замечать, поддерживать эмоциональные переживания ребенка и учить его выражать их подходящей форме.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»