Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Конспект психопрофилактического занятия по коррекции уровня тревожности

У страха глаза велики

Инюшева Ольга Михайловна
Задачи: знакомство с базовой эмоцией «Страх».
Цели: продолжить работу по дестабилизации и разрушению патологических стереотипов (повышенного уровня  тревожности и страхов, чувства напряжения), раскрепощению детей, развивать у них смелость и уверенность в себе; развивать вербальные и невербальные формы проявления эмоций, мимику и пантомимику, мелкую моторику.
Возраст: 5 – 7 лет.
Направленность: страхи различного характера, неуверенность, повышенная тревожность, общая боязливость. Неспособность постоять за себя. Страшные сны.
Ключевая: «Мне страшно!», «Я не знаю, что мне делать!».
Материалы и оборудование: картинки с изображением Бабы-Яги, собаки, волка, паука, змеи; цветные  карандаши; бумага;  аудиозапись «Голоса природы».
Ход занятия
  1. Ритуал начала занятия.
  2. Рассказ С.А. Фонькина «Как побороть страх»:
   На свете много страшных вещей: темные длинные коридоры и подозрительные собаки с большими клыками; волки, прячущиеся в густом лесу; пауки с длинными мохнатыми лапами; ядовитые и кусачие змеи; грохочущий над головой гром и  сверкающая молния.
   А Баба-Яга из сказок? Того и гляди  переберется  в дом или влетит в открытое окно, когда никого из взрослых нет дома.
   Но на самом деле – это только кажется. В темных углах нет ничего интересного – там только пыль. Подумай: откуда там чему-нибудь взяться, если дом закрыт на крепкие замки?
   Собаки никогда не нападают на маленьких  детей. А если собака сидит  и сторожит что-нибудь, не подходи к ней – она на работе.
   Волки давно сами прячутся от людей в дальних лесах. Их даже берут под охрану. Подумай: откуда волк появится в городе?
   Пауки, кроме мух, никого не обижают. Змеи при виде человека стараются убрать восвояси. Подумай, если ты не будешь хватать змею за хвост или грозить ей палкой, зачем ей вступать в борьбу с великаном-человеком?
   Гром – просто громкий звук. Разве звук может причинить вред?
   Баба-Яга живет только в сказках. Ей никуда не выбраться  из книжки. Подумай! Если ты не будешь бояться, то победишь все страхи – все до одного?
(Детям предлагается встать и заглянуть в темные углы, чтобы убедиться, что там никого нет.)
3.
- Ребята, вспомните, как ведут себя собаки  по отношению к человеку, если их не дразнят?
- Правильно, собака – друг и помощник человека.
- А как вы думаете, сможет ли волк жить в городе? А почему – нет?
- Кого пытался обидеть паук в «Мухе-Цокотухе»? А человека паук может обидеть? (Дети сравнивают вместе с психологом величину паука и человека.)
- Ребята, но есть и ядовитые насекомые. Их надо опасаться, и не надо ходить в лесу босиком.
- А в каких сказках живет Баба-Яга? Назовите их. Кто ее все время побеждает?
- Вот видите, ребята, человек – самый умный, и он может победить любое существо, пусть не  всегда силой, но умом – обязательно.
(Звучит аудиозапись «Голоса леса.)
- Ребята, удобно устройтесь на стульчиках, закройте глаза. Давайте представим себе, что мы находимся в лесу: ветерок шумит в листве деревьев, журчит ручеек, щебечут птицы. Мы присели на полянке.  Как хорошо, радостно и спокойно отдыхать! Но что это?!  Хрустнула ветка, вот еще одна… Кто это?! Как  страшно нам  стало!:
  • мы сжались в комочек и застыли;
  • брови подняли вверх, глаза широко  раскрыли;
  • рот  приоткрыли;
  • боимся пошевелиться и вздохнуть;
  • голову втянули в плечи, глаза  закрыли;
   - Ой, как страшно! Что это за огромный зверь?!  И вдруг у своих ног мы услышали: «Мяу!» Один глаз открыли, - а это котенок! Второй глаз открыли.
(звучит фоновая музыка «Голоса природы»)
   Возьмите своих «котят» в руки. (Дети повторяют движения за психологом). Погладьте их. Вот какие ласковые котята! А мы-то думали, что это?.. Кого вы себе представляли?
   - А на самом деле это  были маленькие котята. Вот поэтому в народе и говорят: «У страха глаза велики». Послушайте, как об этом говорится в стихотворении В. Кудрявцева «Страх».
     У страха глаза велики,  У страха не зубы – клыки, У страха, как бочка, живот. У страха желание есть – Схватить, укусить, даже съесть! Трусишка придумает страх  И жалобно ахает «Ах!» А я ничего не боюсь: Придумаю страх  -  и смеюсь!
- Вы сейчас, наверное, вспомнили свои страхи. Давайте нарисуем свой самый большой страх. (Дети рисуют цветными карандашами).
   (Во время работы звучит  музыка, ведется тихая беседа индивидуально с каждым ребенком о том, что он рисует, какого цвета у него страх.)
   - А теперь возьмите в руки свой  страх и разорвите его на самые маленькие кусочки. (Дети разрывают рисунки приемом отщипывания.)
   - Соберите свой страх в ладошки и подойдите ко мне. Посмотрите на свои ладошки, что осталось от вашего страха? Он сам испугался!
   - Раскройте свои ладошки, сдуйте свой страх – пусть разлетится!
   - Еще подумайте. Посмотрите, во что превратился ваш страх. Сможете ли вы его найти?
   - Нет, не стало вашего страха.
   - Послушайте, что случилось с мальчиком Димой в стихотворении «Счастливая ошибка»:
     Меня напугал так сильно страх
     В потемках у ворот,
    Что я в испуге крикнул: «Ах!»
     Совсем наоборот:
     Я крикнул: «Ха!»,
     И мигом страх забился под забор,
     Он струсил сам!
     И слово «Ах!»
     Я позабыл с тех пор!
 Психолог:  - Ребята, слово «Ха» надо запомнить и всегда говорить его страху, чтобы он сам вас боялся.
   А теперь мы все  вместе скажем громко своему страху «Ха!». Поднимите вверх руки, вдохните глубоко, наклонитесь вперед, опустите руки и выдохните: «Ха!».
   - Не забывайте слово «Ха!». И всем своим страхам, неудачам, печалям говорите его. Давайте еще раз скажем «Ха!» своему страху – пусть он уйдет навсегда.
4. Ритуал окончания занятий
Наша встреча подошла к концу. Что понравилось? Что узнали нового?
 
Составила педагог-психолог СПб ГБЗУ «ДПС «Комарово»   Инюшева О.М.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»