Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Принципы воспитания

Третьякова Анна Сергеевна
Социализация ребенка всегда была трудоемким процессом независимо от времен. Сейчас эта проблема особо остро чувствуется с учетом расслоения общества, потерей нравственных и моральных идеалов.
На сегодняшний день можно наблюдать некую перестройку человеческого общества, начиная с качеств каждого человека и заканчивая государственными структурами. Стоит отметить, что равноценно, как индивид (отец, мать), так и целостная организация (политические партии, церковь) влияют на становление личности ребенка. Это влияние может быть как позитивным, так и негативным. На сегодняшний день в обществе чувствуется политический и экономический дисбаланс, как следствие – рост безработицы, преступности; усиление таких явлений, как алкоголизм и наркомания и распространение таких болезней как СПИД. Все эти факторы отрицательно влияют на воспитание ребенка. Также стоит отметить, что психологическая атмосфера в семье зачастую является негативным фактором для развития ребенка. Это обусловлено чрезмерной занятостью родителей, которые гонятся за благами, конечно, направленными на благополучие детей, но в связи с этим теряется контакт взаимоотношения между взрослым и ребенком. Сейчас очень важно обратить внимание на ребенка, изучить его, понять, чем он живет, иначе необратимые процессы неизбежны. Одним из главных институтов воспитания на этом этапе является семья.

Прежде всего, следует отметить, что понятие воспитания существует в узком и широком педагогическом и социальном смысле. Рассмотрим каждое из этих понятий.

В широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач. В широком социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы – словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества. В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни. Таким образом, важнейшими институтами воспитания являются семья и школа, так как именно на них лежит моральная и юридическая ответственность за личность воспитуемого, его поведение и поступки. Однако стоит отметить, что существует второстепенное влияние на процесс воспитания таких социальных институтов, как государство, церковь, неформальные сообщества, средства массовой информации, культура. Далее мне бы хотелось привести классификацию видов воспитания. Существует ряд оснований, по которым проходит классификация этих видов:
а) по содержанию (интеллектуальное, трудовое, физическое, патриотическое, нравственное, гражданско-правовое, эстетическое, экономическое, экологическое, религиозное);
б) по месту осуществления (дошкольное, школьное, внешкольное, семейное, в трудовом коллективе, по месту жительства, в детских и юношеских организациях);
в) по стилю взаимоотношений (авторитарное, демократическое, либеральное).
Любое из вышеперечисленных видов воспитания преследует свои цели. Цели в большинстве своем выражают потребность общества в реализации его функций и социальных ролей. История показывает, что в разные эпохи у людей были разнообразные цели воспитания, то есть они подвижны и изменчивы. Обратимся к педагогам различных эпох. Так, например, Я.А Коменский выделял три основополагающие цели: вера и благочестие, добрые нравы, знание языков и наук. Ж. Руссо писал в своем трактате: «Производя и питая детей, отец исполняет этим только третью часть своей задачи. Он должен роду человеческому дать людей, обществу — общественных людей, государству — граждан. Всякий человек, который может платить этот тройной долг и не делает этого, виновен и, может быть, более виновен, если платит его наполовину». Современная же педагогика руководствуется двумя целевыми позициями: прагматической и гуманистической.
Прагматическая концепция изначально утвердилась в США с начала XX века и до сих пор сохраняется там. Замысел этой концепции заключается в том, чтобы воспитать эффективного работника, законопослушного гражданина и разумного потребителя. В свою очередь, смысл гуманистической концепции состоит из помощи личности развивать все заложенные от природы таланты. Эта теория нашла много сторонников в России и на западе. Более того, эта идея подкрепляется философской экзистенциальной позицией, которая включает в себя отрицание каких-либо целей и предлагает дать человеку право выбора для саморазвития.
Таким образом, школа в данном случае является лишь информатором о возможных путях.
Чтобы детально раскрыть замысел целей воспитания, обратимся к комплексу задач:
а) формирование личностного отношения к окружающему миру и к самому себе (человек должен четко понимать свое отношению к миру и обществу, которое его окружает, также осознавать свои интеллектуальные, эмоциональные, волевые, коммуникативные, поведенческие особенности и положение в обществе);
б) формирование всесторонне развитой личности (представление человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, способного преодолеть любые трудности, встречающиеся на его пути);
в) формирование творческой личности (человек, приобщенный к культуре);
г) формирование гражданской личности (развитие патриотических чувств);
д) воспитание автономии (способность человека к самосовершенствованию в окружающей среде).

Процесс воспитания – сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями – является двусторонним, и только тогда, когда учитель и обучающийся будут взаимодействовать друг с другом, будет возможна реализация поставленных целей и задач. К. Д Ушинский говорил: «Воспитатель, поставленный лицом к лицу с воспитанником, в себе заключает всю возможность успехов воспитания». Также участником данного процесса является коллектив, который в свою очередь влияет на каждого члена. Это влияние может быть как позитивным, так и негативным. И конечно, фактором, оказывающим мощное воздействие на воспитанника, является его социальная среда. Следует отметить, что воспитание и обучение прямо пропорционально зависят друг от друга, тем не менее, процесс воздействия на воспитываемого обладает рядом отдельных принципов, требований, технологий и методов.
Принципы воспитания – это основные положения, в которых выложены требования по организации учебного процесса. Реализация процесса воспитания возможна по исполнению ряда принципов:
а) учет индивидуально-психологических и личностных особенностей ребенка.
В педагогическом процессе выделяется два ключевых момента – возрастные и индивидуальные особенности, однако на первую ступень встают индивидуальные особенности. В ходе воспитательного процесса акцент делается на такие личностные характеристики воспитуемого, как ценностные ориентиры, жизненные планы, сложившиеся установки, мотивы поведения и деятельности. Естественно, вышеперечисленные характеристики соотносятся с возрастом, однако, только учет главных личностных характеристик указывает на необходимые методы воспитания. Принцип личностного подхода нацеливает воспитателя на доскональное знание своих воспитанников: их характеры, взгляды, интересы, установки, развитость мышления, отношение к труду, жизненные ценности. Благодаря этим знаниям преподаватель может выстроить правильную тактику для достижения цели: выбрать посильные задания для воспитанников с элементами усложнения для прогрессивного развития личности, устранить факторы, мешающие развитию личности, внедрить самовоспитание и помочь с выбором целей и методов. Это способность не руководить процессом, а лишь направлять воспитанников, развивая инициативу детей. Полноценно реализовать данный подход можно на учениках младших классов, потому что они все еще доверяют своему воспитателю и впитывают как губка всю информацию. В раннем школьном и подростковом возрасте легче привить положительные привычки, приучить к труду, дисциплине и поведению в обществе. Со старшими подростками работать гораздо сложнее, ведь у них уже сформировались определенные взгляды на жизнь, тем не менее, они уже напрямую понимают задачи в конкретных видах деятельности, они активны и инициативны. Однако самостоятельность старших школьников должен хорошо организовать педагог, ведь зачастую у многих подростков наблюдается сопротивляемость к внешнему воздействию. Педагог должен идти в ногу со временем и разделять интересы своих подопечных, также он должен предвосхитить возможные разочарования и неудачи и уметь это правильно преподать, чтобы у ребенка не возникло желание довольствоваться полудостигнутым. Чтобы добиться хороших результатов в процессе воспитания (распознать человека поистине сложно), необходимо взаимодействие между воспитателем и воспитанником, нужно позволить друг другу быть союзниками.

б) гуманизация воспитания.
Данный принцип включает в себя ряд требований, представленных педагогу в процессе воспитания: гуманное отношение к учащемуся, уважение его свобод и прав, отказ от телесных наказаний, уважение к воспитаннику, предъявление посильных и разумных требований.
в) единство воспитательных воздействий.
В процессе формирования личности все институты воспитания должны работать скооперированно. Члены общественности, школы и семьи должны действовать сообща, их требования не должны разниться, потому иначе что процесс воспитания будет деградировать (воспитанник запутается в том, за кем следовать, чьи слова правильней).

Также существуют требования, предъявленные к этим принципам:
а) обязательность (воплощение принципов требует обязательного исполнения, иначе эффективность процесса воспитания упадет, порой несоблюдение таких принципов, как гуманность, влечет за собой судебное разбирательство);
б) комплексность (вышеперечисленные принципы реализуются не по очереди, а сразу фронтально на всех этапах воспитательного процесса);
в) равнозначность (не подразумевает над собой приоритетных принципов, требует одинакового внимания ко всем во избежание нарушений).
Воспитательные технологии – это совокупность методов и приемов воспитания, позволяющих достичь поставленных целей. Сейчас используются следующие технологии: технология проектного обучения; личностно-ориентированная технология; технология здоровьесберегающая; технология учебной деловой игры; технология развития критического мышления; технология КТД И. П. Иванова; технология проведения учебных дискуссий; тьюторство – технология педагогической поддержки; технология создания ситуации успеха; шоу-технологии; ситуативные технологии. Львиная доля внимания уделяется методам воспитания. Порой преподаватель может действовать, следуя определенным методам, однако в полной мере не задумываться об этом. Но решая определенную педагогическую сложность, педагог должен обладать неким багажом знаний, который включает в себя различные виды методов.
Методы воспитания делятся на два типа: педагогические и психологические. Традиционные методы подразумевают над собой воздействие на сознание человека. Ю.К. Бабанский положил начало действия концепции, согласно которой выделяется три группы методов:
а) методы формирования и коррекции сознания личности;
б) методы организации деятельности;
в) методы стимулирования деятельности.
К первой группе относятся убеждение (словом или делом) и пример. Убеждение представляет собой помощь воспитанникам в осмыслении сути представленных идей. Опорочным материалом являются поступки и высказывания взрослых людей, а также цифры, факты, доказательства. Пример: воздействие на сознание человека путем описания положительных сторон других лиц с целью формирования образа для подражания. В следующую группу входят педагогическое требование, коллективное мнение, приучение, упражнение, воспитывающие ситуации. Педагогическое требование представляет собой поручение выполнения определенных норм поведения, правил, законов. Оно бывает прямое (указания или инструкции к выполнению задачи) или косвенное (просьба, совет, намек). Коллективное мнение является выражением группового требования к деятельности или поведения человека. Реализация проходит по средствам высказывания группового мнения отдельными людьми. Приучение – это деятельность педагога, направленная на организацию регулярных действий воспитанников, которые в последующем должны стать привычкой. Благодаря этому способу человек берет за правило соблюдение этических и нравственных норм. Высокая эффективность приучения отмечена на ранних этапах. Упражнение является многократным повторением действий, которые оптимальны для применения в различных ситуациях (соблюдение семейных и школьных правил, правильно организованная учебная деятельность). Воспитывающие ситуации основываются на собственном выборе, который должен быть сформирован навыками правильного поведения (специально разыгранные ситуации в коллективе, способы решения проблемы). Заключительная группа включает в себя поощрение, критику и принуждение. Поощрение означает материальное и моральное стимулирование учеников для их совершенствования. Положительные оценки, одобрения вызывают чувство удовлетворенности, повышают самооценку и стимулируют к улучшению поведения. Критика – анализ отрицательных черт воспитуемого и результатов его поведения. Педагогика вводит несколько видов критики в зависимости от цели: стимулирующая критика, критика-надежда, критика-сопереживание, критика-упрек. Принуждения является исключительным методом, применяемым только тогда, когда другие не способствовали достижению желаемого эффекта. Оно представляет собой отрицательную оценку действия воспитуемого, которое противоречит нормам.
Наконец, не менее эффективными являются использование психологических методов: а) метод невербального воздействия (мимика, жесты, интонация голоса);
б) метод эмоционального воздействия (сочувствие, возмущение, поучение);
в) метод рационального воздействия (внушение).

Стоит отметить, что педагогические и психологические методы работают сообща. Воспитание является сложным комплексным процессом. Характеризуя его, А.С Макаренко писал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — педагоги».

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»