Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Адаптация и мотивация: связь и взаимовлияние на эффективность процесса обучения

Особенности адаптации учащихся

Сиденко Наталия Андреевна,
ГБОУ СОШ № 
127 с углубленным изучением английского языка
Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Адаптация, если рассматривать данный термин в широком смысле слова, представляет собой приспособление к меняющимся условиям. Они могут быть не только внешними, но и внутренними.  
Адаптация учеников, приступивших к процессу обучение в новом коллективе, – это актуальная проблема современной системы образования. Ей уделяется немало внимания в наше время. Повышенный интерес объясняется следующим образом: степень эффективности адаптации оказывает воздействие на карьеру в предстоящем периоде, а также влияет на развитие личности будущего специалиста. [1]
Большинство индивидов, проходящих обучение в высших учебных заведениях, сталкиваются со сложностями, стремясь к саморазвитию. Процесс становится затруднительным, если принять во внимание быстро меняющуюся сегодня реальность. Наибольшей уязвимостью характеризуются студенты, поступившие на первый курс. В целом это можно объяснить одной причиной – резкое изменение условий обучения.
Изменение условий
Условия, при которых ученики получают новую информацию в школах, не соответствуют условиям обучения в высших учебных заведениях. Именно поэтому у индивида возникает острая потребность приспособиться к новым требованиям, к особенностям организации учебной деятельности на новом месте. Если рассматривать ситуацию с одной стороны, можно увидеть усиленную потребность в организации личного пространства, необходимого для получения знаний. Если изучать ее с другой стороны, можно выявить увеличение ответственности.
Кроме того, повсеместно происходит поступление в учебные учреждения по результатам единого государственного экзамена. Поэтому абитуриенты массово приезжают в другие города, например, из относительно небольших населенных пунктов в мегаполисы. Это объясняется довольно просто: в крупных городах сосредоточены более известные и перспективные учебные заведения. 
У бывших школьников, поступивших на первый курс, возникает потребность в адаптации к новым условиям получения знаний, к новым условиям проживания на новом месте. Это рождает дополнительные трудности и психологические проблемы. 
На протяжении первого года пребывания на новом месте жизнь сопровождается многочисленными стрессами. Среди распространенных вариантов: нехватка денежных средств, проблемы с поиском жилья и его оплатой, самостоятельность при обеспечении пропитанием, затруднения при переработке значительных информационных объемов и так далее. Многие студенты сталкивались с перечисленными ранее сложностями. 
Здесь существует еще один немаловажный момент: обучение в высшем учебном заведении – это профессиональное обучение, именно по этой причине у первокурсников наблюдается первичная социализация в социальном плане. Происходит постепенное внедрение в профессиональную активность. Это приводит к инициации процессов адаптации. В связи с этим изучение адаптационных процессов обретает особую значимость, как и исследование мотивации, влияющей на процессы получения новых знаний. [2]
Связь адаптации с мотивацией обучающихся
Мотивация студентов относится к наиболее важным проблемам наравне с адаптацией. Вопрос заключается не просто в посещении лекций/практик по заданному направлению, но и в наличии интереса, уровне вовлеченности в процесс передачи знаний. Важно помнить о том, что психологические характеристики определенного вида активности (сюда относится и обучение)– это мотивация для студентов. 
Еще один значимый момент: в качестве основы для успешного получения новых знаний в рамках ВУЗов выступает мотивация учащихся к самому образовательному процессу. Залогом успеха каждого студента считается высокая мотивация к определенному виду активности. 
Исследование адаптационных и мотивационных особенностей обретает большую актуальность. На основе полученных сведений можно выстроить алгоритм психологического сопровождения, характеризующийся высоким уровнем эффективности. Важно понимать, что у адаптации есть сразу два аспекта:

 

  • Психологический. Здесь предполагается приспособление индивида к жизни в социуме в полном соответствии с теми требованиями, которые в нем приняты. 
  • Биологический. Здесь подразумевается приспособление к стабильным и меняющимся условиям окружающей среды [3].
Интенсивное приспособление человека к условиям социальной среды принято называть социальной адаптацией. Процесс протекает за счет освоения базовых представлений, касающихся ценностей и норм выделенной группы людей.
Главные признаки социальной адаптации:
  • взаимодействие (сюда относится, в числе прочих, общение) индивида с другими людьми, которые его окружают; 
  • активность индивида.
Адаптационные процессы у первокурсников сохраняют те аспекты, как и прочие виды процессов адаптации. Эксперт по психологии и социологии Колызаева Наталия Геннадиевна предложила выделить в ходе адаптации 2 основных этапа. К ним относятся: 
  • адаптивная реакция. Для нее свойственно усиленное напряжением системы личности. Это может выражаться во внезапном увеличении числа межфункциональных связей. Среди других признаков, характерных для данной стадии – активные преобразования личности;
  • адаптивная стабилизация. Для этого процесса свойственно снижения напряжения. Это сопровождается сокращением межфункциональных связей. В периоде, характеризующемся меньшей интенсивностью, создаются адаптивные свойства. [4]
Согласно мнению педагога-психолога И.В. Коровиной в процессе психологической адаптации выделяют несколько аспектов:
  • приспособление к условиям, характерным для учебной активности. Здесь подразумевается адаптация к другому формату передачи знаний, контроль и последующее освоение новой информации. Человеку нужно приспособиться к другому режиму отдыха и  трудовой деятельности;
  • приспособление к коллективу, освоение традиций и существующих правил;
  • приспособление к предстоящей профессиональной деятельности. Студенту требуется освоить знания, навыки, умения и так далее. [5]
Мотивацию можно представлять в качестве следующих аспектов:
  • предоставлении возможности выбора между разными действиями;
  • процессов, обеспечивающих направленность приложения сил;
  • состояния направленного индивида на достижение установленных целей.
Мотивация студентов – это система инструментов, методик и средств, побуждающих к активной познавательной деятельности. При этом мотивы могут быть представлены в различных форматах. Это желания, эмоции, установки. Исходя из всего, что сказано выше, можно сказать, что это усложненные системы, находящиеся в нестабильном состоянии. 
Педагоги принимают во внимание особенности адаптационного процесса, разрабатывая мотивационную систему для первокурсников. Они прекрасно понимают, что эффективность адаптационных процессов предусматривает готовность индивида к преодолению затруднительных ситуаций. А подобные ситуации могут неизбежно возникать в ходе обучения и налаживания связей с другими студентами из группы и пегагогами. Для успешного процесса приспособления важно проявление активной позиции. Говоря другими словами, студенту важно искать и выбирать оптимальные способы, а также методы достижения цели. Правильная мотивация играет здесь особую роль. 
Список литературы:
  1. Безюлева Г. В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2018. – 320 с. 
  2. Васильева С. В. Адаптация студентов к вузам с различными условиями обучения//Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях: психология и педагогика в общественной практике. Сборник научных трудов. - Спб., РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. – с. 132-135. 
  3. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И. А. Зимняя. М.: Логос, 2004. - 384 с.
  4. Ососова М.В. Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения подростков в системе образовательного процесса // Успехи современного естествознания. - 2020. - № 1 - С. 74-78.
  5. Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности. – СПб: РГПУ им.А. И. Герцена , 2019. – 393 с. 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»