Адаптация и мотивация: связь и взаимовлияние на эффективность процесса обучения
Особенности адаптации учащихся
Сиденко Наталия Андреевна,
ГБОУ СОШ № 127 с углубленным изучением английского языка
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Адаптация, если рассматривать данный термин в широком смысле слова, представляет собой приспособление к меняющимся условиям. Они могут быть не только внешними, но и внутренними.
Адаптация учеников, приступивших к процессу обучение в новом коллективе, – это актуальная проблема современной системы образования. Ей уделяется немало внимания в наше время. Повышенный интерес объясняется следующим образом: степень эффективности адаптации оказывает воздействие на карьеру в предстоящем периоде, а также влияет на развитие личности будущего специалиста. [1]
Большинство индивидов, проходящих обучение в высших учебных заведениях, сталкиваются со сложностями, стремясь к саморазвитию. Процесс становится затруднительным, если принять во внимание быстро меняющуюся сегодня реальность. Наибольшей уязвимостью характеризуются студенты, поступившие на первый курс. В целом это можно объяснить одной причиной – резкое изменение условий обучения.
Изменение условий
Условия, при которых ученики получают новую информацию в школах, не соответствуют условиям обучения в высших учебных заведениях. Именно поэтому у индивида возникает острая потребность приспособиться к новым требованиям, к особенностям организации учебной деятельности на новом месте. Если рассматривать ситуацию с одной стороны, можно увидеть усиленную потребность в организации личного пространства, необходимого для получения знаний. Если изучать ее с другой стороны, можно выявить увеличение ответственности.
Кроме того, повсеместно происходит поступление в учебные учреждения по результатам единого государственного экзамена. Поэтому абитуриенты массово приезжают в другие города, например, из относительно небольших населенных пунктов в мегаполисы. Это объясняется довольно просто: в крупных городах сосредоточены более известные и перспективные учебные заведения.
У бывших школьников, поступивших на первый курс, возникает потребность в адаптации к новым условиям получения знаний, к новым условиям проживания на новом месте. Это рождает дополнительные трудности и психологические проблемы.
На протяжении первого года пребывания на новом месте жизнь сопровождается многочисленными стрессами. Среди распространенных вариантов: нехватка денежных средств, проблемы с поиском жилья и его оплатой, самостоятельность при обеспечении пропитанием, затруднения при переработке значительных информационных объемов и так далее. Многие студенты сталкивались с перечисленными ранее сложностями.
Здесь существует еще один немаловажный момент: обучение в высшем учебном заведении – это профессиональное обучение, именно по этой причине у первокурсников наблюдается первичная социализация в социальном плане. Происходит постепенное внедрение в профессиональную активность. Это приводит к инициации процессов адаптации. В связи с этим изучение адаптационных процессов обретает особую значимость, как и исследование мотивации, влияющей на процессы получения новых знаний. [2]
Связь адаптации с мотивацией обучающихся
Мотивация студентов относится к наиболее важным проблемам наравне с адаптацией. Вопрос заключается не просто в посещении лекций/практик по заданному направлению, но и в наличии интереса, уровне вовлеченности в процесс передачи знаний. Важно помнить о том, что психологические характеристики определенного вида активности (сюда относится и обучение)– это мотивация для студентов.
Еще один значимый момент: в качестве основы для успешного получения новых знаний в рамках ВУЗов выступает мотивация учащихся к самому образовательному процессу. Залогом успеха каждого студента считается высокая мотивация к определенному виду активности.
Исследование адаптационных и мотивационных особенностей обретает большую актуальность. На основе полученных сведений можно выстроить алгоритм психологического сопровождения, характеризующийся высоким уровнем эффективности. Важно понимать, что у адаптации есть сразу два аспекта:
- Психологический. Здесь предполагается приспособление индивида к жизни в социуме в полном соответствии с теми требованиями, которые в нем приняты.
- Биологический. Здесь подразумевается приспособление к стабильным и меняющимся условиям окружающей среды [3].
Главные признаки социальной адаптации:
- взаимодействие (сюда относится, в числе прочих, общение) индивида с другими людьми, которые его окружают;
- активность индивида.
- адаптивная реакция. Для нее свойственно усиленное напряжением системы личности. Это может выражаться во внезапном увеличении числа межфункциональных связей. Среди других признаков, характерных для данной стадии – активные преобразования личности;
- адаптивная стабилизация. Для этого процесса свойственно снижения напряжения. Это сопровождается сокращением межфункциональных связей. В периоде, характеризующемся меньшей интенсивностью, создаются адаптивные свойства. [4]
- приспособление к условиям, характерным для учебной активности. Здесь подразумевается адаптация к другому формату передачи знаний, контроль и последующее освоение новой информации. Человеку нужно приспособиться к другому режиму отдыха и трудовой деятельности;
- приспособление к коллективу, освоение традиций и существующих правил;
- приспособление к предстоящей профессиональной деятельности. Студенту требуется освоить знания, навыки, умения и так далее. [5]
- предоставлении возможности выбора между разными действиями;
- процессов, обеспечивающих направленность приложения сил;
- состояния направленного индивида на достижение установленных целей.
Педагоги принимают во внимание особенности адаптационного процесса, разрабатывая мотивационную систему для первокурсников. Они прекрасно понимают, что эффективность адаптационных процессов предусматривает готовность индивида к преодолению затруднительных ситуаций. А подобные ситуации могут неизбежно возникать в ходе обучения и налаживания связей с другими студентами из группы и пегагогами. Для успешного процесса приспособления важно проявление активной позиции. Говоря другими словами, студенту важно искать и выбирать оптимальные способы, а также методы достижения цели. Правильная мотивация играет здесь особую роль.
Список литературы:
- Безюлева Г. В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2018. – 320 с.
- Васильева С. В. Адаптация студентов к вузам с различными условиями обучения//Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях: психология и педагогика в общественной практике. Сборник научных трудов. - Спб., РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. – с. 132-135.
- Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И. А. Зимняя. М.: Логос, 2004. - 384 с.
- Ососова М.В. Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения подростков в системе образовательного процесса // Успехи современного естествознания. - 2020. - № 1 - С. 74-78.
- Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности. – СПб: РГПУ им.А. И. Герцена , 2019. – 393 с.