Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Коррекция агрессивного поведения младших
школьников средствами арт-технологий 

Назарова Наталья Дмитриевна
В последние годы эксперты отмечают значительный рост агрессии в обществе. Как отмечает зав. отделением клинической психологии научного центра психологического здоровья РАМН С.Н. Ениколопов, ценности, функционирующие в современном обществе, способствуют тому, что агрессия и насилие активно проявляются и воспроизводятся в социуме [7]. Довольно часто агрессия не только не осуждается, но и приветствуется. Порой доброту, отзывчивость, терпение причисляют к слабостям и скорее к отрицательным, нежели к положительным качествам человека. При высоком ритме жизни и уровне конкуренции в обществе нужно успеть не упустить свой шанс. Такое программирование на успех неизменно ведет к борьбе за первое место. И все бы ничего, но зачастую воспитание и культура человека оставляет желать лучшего, и вместо разумной и здоровой конкуренции мы получаем ярко выраженное агрессивное поведение.
Средства массовой информации активно демонстрируют образцы агрессивного поведения. Иногда складывается впечатление, что авторы фильмов и компьютерных игр стараются всеми силами подчеркнуть самые неприглядные стороны жизни. Новости так же сопровождают если не профессиональные видеозаписи, то любительские. Чем более вызывающим и агрессивным было поведение, тем больше его обсуждают, тем дольше по времени оно на слуху. Его осуждают? Да. Но ведь, так или иначе «герой» разговоров нашел своих поклонников, он заставил говорить о себе.
Что происходит в этой ситуации с детьми? Возраст проявления деструктивных форм поведения значительно помолодел. Если раньше в основном говорили об агрессивных подростках, то сейчас эта проблема актуальна и для начальной школы. Действительно, младший школьник, в силу отсутствия взрослых фильтров восприятия, усваивает и принимает на уровне подражания всю информацию, а вместе с ней и модель негативного поведения. Далее в силу своей эмоциональной неустойчивости, слабости развития функций контроля ребенок прибегает к различным формам агрессии в своем реальном поведении, принося много проблем не только окружающим, но и самому себе.
Нами было проведено исследование, в котором принимали участие ученики 4-х классов и 2-х классов двух школ Санкт-Петербурга. Для эксперимента использовались: опросник Басса-Дарки, тест руки Вагнера, проективные методики дом-дерево-человек и несуществующее животное. В 4-м классе у большинства опрошенных детей можно отметить повышенный уровень враждебности и несколько человек продемонстрировали в тестах признаки ярко выраженной агрессивности. Во 2-м классе нет ни одного ребенка с высоким показателем агрессии, зато больше чем у половины враждебность выше уровня нормы.
Анализ результатов методики «Несуществующее животное» показывает, что очень многие дети при выполнении задания в качестве примера использовали образы из современных мультфильмов или компьютерных игр. Рисунки мальчиков и девочек в большинстве похожи. Животное наделяется сильной внешней защитой. Это может быть соединение в себе нескольких разных существ: одни из них вполне дружелюбны, зато остальные ядовиты или имеют острые клыки и шипы. Есть рисунки, на которых животное скорее похоже на несуществующий военный объект с возможностью передвижения и стрельбы. Большое значение имели внешние атрибуты силы. Если же их было недостаточно, рассказывали о характеристиках животного. Например, сильнее был тот, кто «дружит с дьяволом и ест ангелов», чем тот, кто просто хочет побывать в аду. Практически во всех работах животное бесстрашно, а там где оно боится, с этим справляется. Соня (имя изменено): «Таралай Страйп (имя животного) ест людей, потому что она их боится». Имена у животных были различные от ничего не говорящих, до конкретных характеристик: «Убийца», «Железный лев», «Орле герой». Интересно, что герой обладает вполне дружелюбными свойствами, но питается мясом врагов. Что говорит о том, что добро ассоциируется с силой, а не прощением.
Итак, современный информационный мир заражен вирусом агрессии, но, разумеется, многогранность человеческой психики не позволяет видеть причину поведения ребенка в одном единственном факторе. Поведенческие реакции, как правило, имеют под собой влияние целого комплекса разнообразных условий.
Протестные формы поведения младшего школьника, вплоть до открыто агрессивных, часто являются результатом разрушенных отношений с социумом, прежде всего со значимыми взрослыми. Ребенок чувствует себя беспомощным объектом манипуляций, испытывая при этом острое неудовлетворение потребностей в положительном принятии и уважении, а также самоуважении.
В дальнейшем особенности общения учащихся друг с другом, их коммуникативные умения будут влиять на характер адаптации в пятом классе, эмоциональное состояние, самооценку, на формировании личности ребенка [3, с. 101-105]. Поэтому столь важно уделить проблеме профилактики и коррекции агрессивного поведения младшего школьника особое внимание.
Надо отметить, что дети охотно включаются в творческую деятельность и поэтому именно арт-технологии могут стать хорошим средством профилактики и коррекции агрессивного поведения младших школьников.
Действительно, тяга к самовыражению через искусство у человека присутствует с древних времен. Новый подход к изобразительной деятельности позволяет не только высказаться, но и помочь справиться с переживаниями и травмирующим опытом [5, с. 9-10]. Данный метод достаточно молод и находится в постоянном развитии. Развитие подкрепляется еще и тем, что арт-терапия не использует стандартные подходы к решению проблем. В данной области всегда есть место поиску новых методов и способов [1, с. 5-12].
Очень важно и то, что арт-технологии позволяют ребенку установить свою собственную дистанцию между собой и арт-терапевтом. Материалы для работы служат посредниками при их общении.  При работе с агрессивными детьми это достаточно важно. Так как причиной такого поведения может быть тревожность или перенесенное насилие, ребенку будет достаточно сложно сразу начать общаться с терапевтом. Выполнение заданий позволяет «разговаривать» без слов, почувствовать себя увереннее, после чего уже можно пойти на контакт. Так же немаловажно, что агрессивный ребенок при работе может дать сильную негативную реакцию, а изобразительная и пластическая деятельность помогает выразить эти эмоции в социально приемлемой форме.
Проблема данной формы работы состоит в том, что на настоящий момент в России арт-терапия хоть и популярна, но не получила широкого распространения. В школах, где необходимо проводить занятия по профилактике и коррекции не только с учениками, но и с учителями нет специально оборудованных помещений. А школьный психолог чаще всего не является специалистом в данной области и может использовать в своей работе только элементы арт-терапии [5, с. 18-39].
Во многом специфика коррекции агрессивного поведения связана с причинами и типом агрессии. Выделяют следующие типы агрессии [4]:
1. Агрессия при гиперактивности. Проявляется в виде приставаний к другим детям, бессмысленных драк, неадекватных реакций, вспыльчивости, порчи имущества и т.д. Чаще всего, причиной такого поведения являются слишком высокие требования окружающих к ребенку, а также его неспособность структурировать свою деятельность, видеть в ней смысл, ставить цели. Для такого ребенка мир - это хаос и он беспорядочно откликается на «что попало». Коррекция должна заключаться в том, чтобы научить ребенка понимать мир человеческих отношений, осознавать себя, свои чувства, желания, действия.
Мы предлагаем использовать при работе с такими детьми психологические этюды, в которых данный ребенок сможет принимать на себя различные социальные роли. Они могут напрямую касаться проблемы агрессии, или носить более отвлеченный характер и быть посвящены развитию коммуникативных способностей. Психологические этюды можно чередовать с танцевальной терапией. Данные формы работы позволяют удерживать внимание гиперактивного ребенка на происходящем, за счет действий и движения.
2. Агрессия лидерства. Проявляется в виде эгоцентричного стремления к власти, соперничеству. Иногда причина кроется в свойствах темперамента, но также таким может быть ребенок в семье, где процветает авторитарный стиль отношений, вследствие чего потребность власти - это компенсация нереализованной потребности в любви и признании. В этом случае необходимо развивать эмпатию, учить быть внимательным к другим, давать понимание того, что лидер не тот, кто громче командует, а тот, кто умеет вызвать уважение и доверие, кто организует других и берет на себя ответственность.
Мы предлагаем заниматься таким детям изобразительным творчеством в небольших группах с последующей рефлексией. Это может быть составление общего коллажа или ассамбляжа, после которого психологом организуется разговор о том, как проходила работа, было ли комфортно всем участникам процесса. Выяснить, какими качествами должен обладать лидер для успешного выполнения задания (успешность включает в себя не только четкое и правильное выполнение инструкций, но и положительный психологический климат в микрогруппе). Так же таким детям, на наш взгляд, будет полезно участвовать в психологических этюдах с использованием сказок. Это позволяет терапевту распределить роли и создать необходимые ситуации. При такой работе мы не только задаем саму ситуацию, но можем и частично обозначить реакцию на нее. Что позволит ребенку в качестве другого героя почувствовать минусы и плюсы различных типов руководства и качеств лидеров.
3. Агрессия демонстративности. Проявляется в виде постоянных попыток привлекать к себе внимание. Вызывающее поведение всегда рассчитано на зрителя. Ученик может принимать роль клоуна, умника и пр. Получение внимания таким способом свойственно тем детям, чьи родители их не замечают. Необходимо оказывать знаки внимания при положительном поведении, а вызывающее поведение игнорировать или применять санкции, не играя с ним в его игру.
Как и в предыдущем случае, возможно использование групповой работы по изобразительной деятельности, причем не только с рефлексией, но и с публичным представлением своей работы. Так же будут полезны и индивидуальные формы работы, в которых ребенок сможет проявить себя. При сочетании данных форм важно показать, что у него есть возможность выделиться в приемлемой форме самостоятельно и это будет только одобрено, но при выполнении заданий в группе важно учитывать не только свои желания, но и желания окружающих. Возможно, стоит начинать с парных заданий, где самым важным будет показать значимость каждого.
4. Агрессия мести. Проявляется во враждебности, мстительности, недоверии. Это - способ защитить себя от «врагов». Иногда ребенок растет в неблагополучной семье, где нет любви. Иногда его отвергают как нежеланного или «несоответствующего». Иногда ребенок не нравится другим детям или учителю из-за своей необычности, «неудобности». Значит, необходимо такому ребенку дать любовь и заботу без всяких условий.
В такой ситуации мы предлагаем использовать танцевальную терапию, психологические этюды и изобразительное творчество. Взаимодействие детей при двигательной активности, будь то танец или игра менее напряженное. Важен процесс, а взаимоотношения уходят на второй план. Поэтому такому ребенку будет легче вступить в положительный контакт с окружающими, а остальным принять его. Так как дети все равно ассоциируют роль в игре с человеком и открывают для себя участника через нее, очень важно дать ребенку роли, в которых он будет всеми любим. Изобразительная же деятельность поможет отреагировать сложные переживания и эмоции, которые вызвали желание мстить.
5. Агрессия страха. Страхи заставляют ребенка быть готовым отразить нападение. Как правило, страхи носят преувеличенный характер, а агрессивная реакция нередко бывает опережающей. Коррекция агрессивности невозможна без работы со страхами. Учитель помогает ребенку отрефлексировать страхи «как нормальное явление» и затем набирать «арсенал» возможных реагирований на них.
Работе со страхами посвящено довольно большое количество литературы, поэтому мы не будем много говорить об этом. К известным техникам относятся: «изображение/рисование страха», рисование на зеркале, выполнение работы под музыку или после прочтения соответствующей сказки [2, с. 80-94].
6.Агрессия тревоги. Так как тревога не имеет осознанного источника, то агрессия или направляется вовнутрь, принося вред, часто физический,  самому ребенку, или вовне в виде раздражения, вредничанья. Коррекция агрессии невозможна без осознания тревоги. Иногда достаточно доверительных бесед с ребенком на темы, касающиеся его отношений с ребятами, с родителями, его успеваемости, его отношения к себе и т. д. В ситуации постоянного накопления страхов и фиксирования на них сознания ребенка необходима специальная работа как в случае агрессии страха.
7. Агрессия вины. Чувство вины вызывает душевное страдание, и человек, желая избавиться от него, либо искупает вину поступком, либо направляет агрессию на того, кто обвиняет. Если же это опасно – например, это учитель, то агрессия направится на другой более безопасный объект. Таким объектом может стать, например, одноклассник. Агрессия вины может быть направлена и на самого себя. Наказание, также как  и в случае с тревогой, принимает форму саморазрушающего поведения.
В данном случае мы предлагаем по возможности использовать индивидуальные формы работы. Очень важно дать возможность ребенку высказаться через изобразительную или пластическую деятельность. Так как у ребенка мог быть травмирующий опыт, ему будет некомфортно работать в группе, не даст возможность самовыразиться. Очень важно понять какие причины у данного чувства, это может быть и страх или внушение со стороны взрослых. Поэтому работу нужно проводить не только с ребенком, но и с родителями или старшим окружением. Только при таких условиях она будет успешна.
8.Агрессия низкой самооценки. Часто проявляется в виде повышенной обидчивости и вспыльчивости. Формируется в атмосфере придирок, насмешек. Если такой ребенок оказывается в ситуации, которая угрожает его самооценке, он может стать агрессивным.
Работа ведется в основном на повышение самооценки ребенка. Для этого мы предлагаем использовать индивидуальные и групповые работы с изобразительным творчеством. Индивидуальное выполнение задания позволит в дальнейшем презентовать его и получить одобрение со стороны окружающих. При выполнении группового задания и при последующей рефлексии важно отметить сильные стороны ребенка и его плюсы. Данные оценки должны исходить не только от психолога, но и от детей, с которыми работал ребенок. Возможно использование психологических этюдов, в которых ребенок исполняет роль лидера или уверенных в себе героев.
9. Агрессия неадекватно завышенной самооценки. Проявляется в высокомерии. Такие дети часто считают, что к ним несправедливо относятся. Кроме того они порой преследуют тех, кто слабее, испытывая удовольствие от их страданий. Надо помочь ребенку отрефлексировать свои отношения с другими людьми, подчеркивая ценность проявления его заботы и внимания к ним. При подобной причине агрессии коррекция будет повторять работу с демонстративными детьми, так как в этой ситуации ребенку важно научиться прислушиваться к мнению окружающих, учиться работать в группе и давать возможность проявить себя другим.
Конечно, эта типология не исчерпывает всех видов агрессии, а предложенные способы работы не устраняют всех проблем. Между тем, если рассматривать агрессию младших школьников как неблагополучное внутреннее состояние, с которым дети сами не умеют справляться, то арт-технологии позволяют не просто оказать поддержку ребенку в конкретной ситуации, но и помогают обрести уверенность в себе, расширить сферу понимания человеческих отношений, развивают умения решать возникающие проблемы конструктивными способами.
 
Литература
1.  Арт-терапия / Сост. и общая редакция А.И. Копытина. – СПб.: Питер, 2001. – 320с.
2.  Арт-терапия жертв насилия / Сост. А.И. Копытин. – М.: Психотерапия, 2009. – 144 с.
3.  Денисова А.А., Лысенко А.А. Развитие коммуникативных умений выпускников начальной школы как условие их успешной адаптации в основной школе / Герценовские чтения. Начальное образование. – Спб.:  2012. Т. 3 № 1, С. 101-105
4.  Долгова А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция. –  М.: Генезис, 2009. — 216 с.
5.  Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам: отечественный и зарубежный опыт / Под ред. А.И Копытина. – М.: Когито-Центр, 2012. – 286с.
6.  Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция: Учеб.-метод. Пособие. – СПб.: Речь, 2011. – 432 с.
http://psychlib.ru/mgppu/periodica/pp102001/PP011060.HTM

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»