Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Психологические особенности альтернативной коммуникации

Бурова Ольга Рафаиловна
     Общение является одним из самых основных видов деятельности в школьном возрасте. Дети разного возраста общаются с взрослыми и друг с другом. Потребность в общении у ребенка появляется рано. Поэтому эту потребность необходимо удовлетворять. Отсутствие речи компенсируется жестами, своеобразными словами, в которые они вкладывают обычно вполне определенный смысл. Тяжело умственно отсталых детей, а также детей с аутизмом или ДЦП необходимо обучать альтернативной и вспомогательной коммуникации.
     Альтернативная коммуникация может: Быть необходима постоянно, может применяться как временная помощь или рассматриваться как помощь для приобретения лучшего владения речью. Альтернативная коммуникация помогает развитию речи и стимулирует ее.
     Наиболее распространенными являются коммуникационная система обмена изображениями, жестовый язык, коммуникационные карточки-подсказки.
     1. Систематический поиск индивидуальных подходов к ученику. Для каждого составляется индивидуальная программа. Эта программа в ходе работы постоянно корректируется на основе индивидуальных продвижений и личностных особенностей ребенка.
     2. Формирование подражательной деятельности. Первый шаг коррекционной работы – развитие произвольного внимания. Важно, чтоб ребенок «увидел», «услышал», привык вслушиваться в речь, реагировать на слова.
     3. Организация обстановки занятий. Удержать произвольное внимание у данных детей очень трудно, поэтому в организации занятия важна каждая мелочь. Расположение оборудования, отсутствие лишних предметов в поле зрения ребенка, использование игрушек, к которым у него есть специфический интерес, местоположение логопеда.
     4. Логопедические занятия носят игровой и комбинированный характер. Комбинированное занятие, проводимое в игровой форме, позволяет гибко переключать внимание ребенка с одного вида деятельности на другой, не допуская потери внимания и снижения интереса.
     5. Моделирование ситуаций. Необходимо специально создавать условия, чтобы у ребенка возникла необходимость говорить. Это могут быть игровые, проблемные, тренинговые ситуации.
     6. Постоянное наблюдение за внутренним состоянием ребенка. Важно вовремя заметить, когда ребенок начинает утомляться и успеть переключить его до того, как он начнет отвлекаться. Если это происходит, то нарушается эмоциональная атмосфера занятия, падает результативность.
     7. Медленный темп формирования новых навыков. От «особых» детей нельзя ожидать быстрого положительного результата. У них нет оперативного реагирования. Они длительное время поглощают информацию, обрабатывают ее, и результат работы может проявиться только через 2- 3 года.
     8. Постоянная востребованность приобретенных навыков. «Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами» (Г.М. Андреева, Э. Берн, Н.Н.).
     В общении с окружающими людьми дети младшего школьного возраста с нарушением интеллекта не используют средства общения всех категорий, а только теми которыми смогли овладеть, в совокупности, выдвигая на передний план те или иные из них в зависимости от решаемой в данный момент задачи и своих индивидуальных особенностей (А.Р. Лурия (1962).  
     Очевидна необходимость обучения детей с недостатками интеллекта технологиям общения, направленного формирования у них коммуникативных умений и навыков. В настоящее время распространение получили несколько форм альтернативной коммуникации: жестовый язык, коммуникация с помощью реальных предметов, с помощью репрезентативных объектов, фотографии, цветных и черно-белых пиктограмм, письменная речь. Всем этим видам коммуникации мы и обучаем наших детей в процессе обслуживающего труда, ручного труда и труда в мастерских.
      На начальном этапе обучения каким-либо обслуживающим, трудовым действиям или навыкам необходимо работать над восприятием речи. Прежде чем дать ребенку инструкцию, сообщить что-то, или задать вопрос, нужно сделать так, чтобы он обратил на вас внимание. Самый эффективный в данном случае способ — назвать его по имени и сделать после этого паузу. Важным недостатком разговорной речи является ее «ограниченный срок годности». Другими словами, стоит нам произнести слово, как оно растворяется, исчезает. Его нельзя восстановить, к нему нельзя вернуться, его просто нет. Таким образом, если ребенок не успевает понять вас, пока вы говорите, у него не остается способов сделать это позже. Особенно сложно понимать ребенку инструкции-указания, которые так необходимы в процессе обучения любому труду, т.к. они часто сложны и не используются постоянно в жизни ребенка. 
     Многие визуальные формы коммуникации являются в некоторой степени «величиной постоянной». Предмет, фотографию или карточку можно всегда держать при себе, и они не исчезнут. Средства облегченной и дополнительной коммуникации  не только помогают ребенку научиться лучше понимать обращенную речь, но и служат для него как бы дополнительной «памяткой», к которой можно обращаться для того чтобы освежить в памяти какую-то информацию.          Важно помнить, что способность ребенка к пониманию зависит от окружающей обстановки. Лучше всего дети понимают нас, когда они: Спокойны. У них ничего не болит. Собраны и сосредоточены. Могут услышать, что к ним обращаются, т.е. не заняты чем-то, что  поглощает все их внимание. Ребенка не отвлекает толпа, шум, слишком активные  движения людей вокруг, или другие раздражители. Как правило, начальный этап общения- это предметная коммуникация. При работе над пониманием обращенной речи, объекты предметной коммуникации используются только для поддержания понимания речи, а не для ее замены. Поэтому, когда мы используем  предметную коммуникацию, каждый предмет сопровождается произнесением соответствующих слов . Необходимо говорить короткими простыми фразами.
      Важным этапом в развитии коммуникативных навыков – обучение ребёнка делать сознательный выбор  предметов. Очень важно, что в ситуации, когда ребенок учится делать выбор, один из предметов должен быть интересен ребенку. Возможность выбора предоставляется как можно чаще, чтобы данный навык закреплялся. В процессе трудового обучения ребенок точно должен уметь выделять инструмент и материал, с которым он будет работать.
     Существенный  недостаток предметной коммуникации в том, что ей довольно трудно пользоваться. Нужные предметы занимают очень много места, их трудно хранить, а ребенку трудно спонтанно использовать предметы, для  выражения своих мыслей. Если ребёнок имеет сложности с обозначением выбора вследствие проблем в двигательной и (или) других сферах. Варианты действий специалиста: Ребёнок может использовать любые средства для обозначения выбора: указательный жест, взгляд, поворот головы и т.д. Задача специалиста внимательно наблюдать и правильно интерпретировать указания ребёнка на выбранный предмет.
     Стоит отметить, что не менее важным для специалиста становится умение понимать сигналы ребёнка, выражающие отказ от выполнения задания. Правильная реакция специалиста и родителей поможет организовать занятие с учётом возможностей ребёнка. Предлагаем ребенку картинки с изображениями ответов, включая правильный. Предлагаем систему коммуникации, где обозначение будет содержать ответ (например, графические изображения времен года, предлогов, названий обобщений  в системе PECS ). Предлагаем тестовую систему ответов (варианты ответа обозначаются цифрами, ребёнок отвечает, указывая на номер правильного ответа). Используем все возможные варианты помощи для того, чтобы ребёнок мог участвовать в задании и отвечать на вопросы. Используем фотографии  реальных объектов, что очень значимо на уроках труда, т.к. ребенок может сразу увидеть результат своего будущего труда (тот предмет, который он создаст вместе с учителем) и настроиться на результат.
     Впоследствии дети переходят к использованию пиктограмм. Пиктограммы, даже если они точно отображают предмет, более символичны, чем рисунки. Возможно сделать тактильные версии пиктограмм, которые удобны детям с проблемами зрения, но чем сложнее предмет, тем труднее сделать тактильную пиктограмму. Способность распознавать пиктограммы требует  умения распознавать символы. Переход к символическим образам значительно расширяет возможности давать пошаговые инструкции на уроки труда. И наша задача, как специалистов, найти подходящий для каждого способ общения, учитывая уровень овладения вербальной речью, особенностей развития двигательной сферы, умения вступать в контакт. Ребёнок имеет право выразить свои потребности, а не только отвечать на поставленные вопросы. Ребёнок имеет право рассказать о чем-то, а не только согласиться или не согласиться со специалистом.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»