Программа психолого-педагогического сопровождения
Андрющенко Елена Геннадьевна
В последние годы работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений как на уровне общества, так и на уровне государства.Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодёжи - одна из самых важных задач современного образования. Талантливые дети - это будущий интеллектуальный и экономический потенциал государства. По этой причине приоритетным направлением образовательного пространства нашей школы стала работа со способными и одаренными детьми. Разработанная программа содействует выявлению, поддержке и развитию талантливых детей, способствует реализации потенциальных возможностей школьников. Коллектив школы старается помочь с профессиональным самоопределением каждому ученику, а также уделяет внимание сохранению психологического здоровья и психолого- педагогическому сопровождению в течение всего обучения ребенка в школе.
Чтобы достигнуть цели необходимо решить следующие задачи:
♦ создать систему выявления и отбора одаренных детей;
♦создать базу данных одаренности каждого ребёнка, отслеживать уровень развития;
♦создать условия комфортные для развития и становления одаренного ребёнка как социально адаптивной и социально ответственной личности;
♦создать условия для развития интеллектуальных, творческих и физических способностей учеников;
♦обеспечить возможность творчески самореализоваться личности в различных видах деятельности;
♦содействовать формированию психологической компетентности учащихся, родителей и педагогов;
♦выявить основные проблемы, определить причины их возникновения и разработать способы решения.
Одаренный ребёнок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние посылки жля таких достижений в том или ином виде деятельности. Основываясь на этом, с школе сложилась система поиска одаренных детей.
Выявление одаренных детей начинается в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Формируется "Банк одаренных детей", в который входит информация о детях, которые зарекомендовали себя уже со второго класса: участники олимпиадного движения, научно-практических конференций, творческих и спортивных конкурсов. Идёт развитие разнообразных способностей детей.
Психологической службой разработан и подобран пакет психолого-педагогической диагностики, направленный на выявление интеллектуальных, лидерских, творческих способностей каждого школьника. В процессе диагностики определяются дети с высокими показателями выше среднего по каждому разделу способностей. Затем проводится углубленная диагностика детей с выраженной специальной одаренностью. На основе полученных данных формируется банк данных одаренных детей, позволяющий организовать системную работу с конкретными категориями этой группы.
В классах среднего звена ведётся контроль динамики развития детей, проявляющих наибольшие способности к изучению точных наук. Это позволяет к седьмому классу сформировать классы с углубленным изучением математики. В таких классах очень высокая мотивация и заинтересованность детей в изучении предмета, что подтверждается полученными на конкурсах и олимпиадах отличными результатами.
Одаренные дети предполагают комплексную работу по развитию и поддержке специальных способностей. Психологическое консультирование - главное направление в этой работе, его основной принцип: доверительное общение и откровенная беседа.
Консультирование проводится по трём направлениям:
1. Ученики класса(индивидуальные и групповые консультации, беседы).
2. Команда педагогов, работающих в классе(семинары и индивидуальные консультации, позволяющие нацелить коллектив на продуктивную работу с одаренными детьми. Психологические рекомендации по работе с учениками включают способы преодоления выявленных трудностей и методы построения зоны актуального и ближайшего развития ребёнка для достижения прогнозируемого результата).
3. Родители учащихся(родительские собрания и индивидуальные консультации).
Стоит обратить особое внимание на те трудности, с которыми могут столкнуться одаренные дети в ходе обучения:
* негативное отношение к школе и учебе;
* высокая школьная тревожность;
* склонность ставить нереалистичные цели;
* подверженность частым перепадам настроения;
* депрессия;
* дух противоречия;
* нежостаток настойчивости;
* низкая самооценка;
* надменность;
* чувство непохожести на других;
*чувствительность к критике при лбви покритиковать других;
* нарушение отношений с родителями и др.
Немаловажную роль играют уроки психологии, тренинговые занятия с одаренными детьми, в процессе которых развиваются интеллектуальныа таких уроках диагностируются способности, интересы и склонности учащихся, чтобы оказать помощь в профессиональном и личностном самоопределении. Не стоит забывать и про исследование структуры и состояния межличностных отношений, психологического климата класса, коррекцию конфликтных взаимоотношений. Контакт учащегося с психологом носит информационный характер: ребёнок узнает о психологической природе своей личности, приобщается к психологическим знаниям и культуре. С учетом своего типа темперамента, характерологических особенностей, коммуникативных и лидерских способностей, интеллектуального потенциала одаренный ребенок вместе с психологом строит программу саморазвития и самосовершенствования.
На практико - обучающих занятиях дети проигрывают трудные жизненные ситуации, из которых учащиеся учатся находить выход, принимать правильное решение, брать на себя ответственность. Ребята учатся эффективно общаться в различных статусно- ролевых позициях, устанавливая и поддерживая требуемые рабочие контакты независимо от сложившихся отношений. Развивают умение организовать дружную совместную работу, добиваться высокого результата деятельности.
Очень важно, чтобы в процессе обучения дети не только справлялись с требованиями специальных образовательных программ для одаренных детей, но и в том, чтобы в итоге развивался сам одаренный ребенок, носитель этой одаренности.