Технология социально-педагогического сопровождения
подростка из многодетной семьи
Бушина Марина Викторовна
В толковом словаре слово «сопровождать» трактуется как «следовать вместе, находиться рядом и т.д.», поэтому социально-педагогический процесс представляет собой взаимодействие двух равноправных субъектов , партнеров, где педагог и ребенок «идущие вместе». Социально-педагогическое сопровождение – это процесс двусторонний. Значимую роль в социально-педагогическом сопровождении играет направленность на формирование субъектной позиции. Сопровождение ориентировано на предупреждение проблемных ситуаций путем их диагностики и создания условий для принятия решений, обеспечение знаниями и необходимой информацией сопровождаемого, с опорой на его внутренние ресурсы, на его способность принятия самостоятельного решения.Целью социально-педагогического сопровождения является найти , сопровождать какой-либо процесс и заложить в него процессы самореализации, саморазвития, саморегуляции, самоизменения, самозащиты и адаптации, самосовершенствования .
Исходя из этой цели, задачами социально-педагогического сопровождения являются:
- создание оптимальных условий для осуществления жизненного выбора ;
- посредничество в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
- рост психолого-педагогической компетентности у ближайшего социального окружения (учащихся, родителей, педагогов);
- улучшение социального статуса личности;
- сохранение естественных механизмов эволюции личности;
Принципы социально - педагогического сопровождения
- Соблюдение интересов ребенка.
- Принцип непрерывности.
- Принцип системности, целостности.
- активная позиция ребенка: научить ребенка решать проблемы самостоятельно, создать условия для саморазвития
- «на стороне ребенка»: во главе угла ставятся интересы ребенка, защита его прав;
-непрерывность и преемственность: обеспечение сопровождения ребенка в период обучения и преемственность в решении задач сопровождения;
- комплексность: организация различных специалистов в решении задач сопровождения;
- превентивность: предупреждение возникновения проблемных ситуаций .
И.Трус определены функции социально-педагогического сопровождения подростка:
- Восстановительная функция. Восстановление положительных качеств, преобладавших у подростка до появления у них акцентуаций характера.
- Компенсирующая функция. Формирование стремления устранить недостаток усилением деятельности в той области, где он быстрее добивается успехов, где стремится к самореализации.
- Стимулирующая функция. Поддержание положительных личностных качеств.
- Корректирующая функция. Исправление негативных характерологических изменений, произошедших у подростка с возникновением акцентуаций характера.
- Социализирующая функция. Предоставление возможностей для социального развития и познания, формирования различных навыков и умений, повышения социально-психологической компетентности .
- Подросту группы риска необходима особая форма сопровождения. Учеными разработана следующая последовательность мероприятий технологии социально-педагогического сопровождения детей и подростков группы риска:
- Нахождение первичного контакта с ребенком. Создание позитивных отношений «взрослый-ребенок». Принятие ребенка, создание доверительных отношений. Включенное, внимательное наблюдение за ребенком.
- Создание индивидуального маршрута сопровождения.
Диагностический этап. Выявление особенностей межличностного общения подростка в многодетной семье, степени удовлетворения базовых потребностей подростка, возможности реализации потребности в самоактуализации подростка.
Второй этап. Апробация возможностей построения ситуаций двух видов: индивидуального взаимодействия и посредничества.
Третий этап. Основной, связанный с углублением контактов социального педагога с матерью и детьми.
Ситуация посредничества может осуществляться:
- между матерью и старшим ребенком,
- между матерью и средним ребенком,
- между матерью и младшим ребенком,
- между детьми (возможны три и более варианта связей: старший - младший, старший - средний, средний - младший).
Пятый этап - контрольный, выявление результативности мероприятий сопровождения, коррекция.
- Сотрудничество с другими специалистами.
- Реализация мероприятий, направленных на развитие активности ребенка (реализация программы индивидуального маршрута сопровождения).
- Коррекция нарушения личностных нарушений, негативных поведенческих проявлений.
- Завершение реализации программы. Приобретение ребенком чувства защищенности и позитивного социального статуса.
- Анализ социально-педагогической деятельности.
- создание ситуации эмоционального сопереживания в системе «мать — подросток», обеспечивающей, с одной стороны, проникновение матери во внутренний мир ребенка и осознание глубины переживаний, связанных с нарушением его базовых потребностей, что мотивирует изменение воспитательной позиции матери. С другой стороны, меняется отношение самого подростка к сложившейся ситуации, что позволяет снизить или снять травмирующее воздействие переживаний. В результате посреднической роли социального педагога подросток понимает, что сложившиеся травмирующие отношения в семье обусловлены позицией его рождения, то есть имеют объективные причины и не связаны с личными характеристиками;
- организацию совместной деятельности членов многодетной семьи, способствующей развитию конструктивных навыков общения, улучшению психологического климата семьи;
- информирование родителей о специфическом протекании подросткового возраста.
- в расширенном поле субъектов сопровождения (взаимодействие в системе родители - подросток, подросток - сиблинги);
- многовариативности и своеобразии коммуникативных связей в семье;
В процессе социально-педагогического сопровождения подростка из многодетной семьи социальным педагогом реализуются следующие функции:
- Диагностическая функция.- Установление личностной проблемы подростка, изучение среды его социализации.
- Прогностическая функция.- Постановка первичного прогноза поведения подростка в напряжённых ситуациях взаимодействия.
- Фасилитационная функция.- Усиление продуктивности решения проблемных вопросов, как совместной деятельности педагога и подростка, развития субъектов педагогического взаимодействия за счет особого стиля общения и особенностей личности педагога.
- Посредническая функция.- Сотрудничество с другими специалистами, способными помочь подростку.
- Предупредительно-профилактическая функция предполагает помощь подростку и значимому для него окружению в прогнозировании возможных напряжённых ситуаций взаимодействия и оптимизации путей разрешения.
- Компенсаторная функция проявляется в формировании стремления реализовать нарушенную потребность третьего уровня (потребности самоуважения: самоодобрение, принятие себя, уверенность в себе) усилением деятельности в той области, которая ему больше нравится, где добивается успеха.
- Стимулирующая функция выражается в поддержании положительных личностных качеств.
- Корректирующая функция заключается в корректировке негативных характеристик воспитания в многодетной семье, создании условий для удовлетворения базовых потребностей подростка,
- Социализирующая функция направлена на предоставление возможностей для социального развития и социального познания — формирования у подростка различных навыков и умений, повышение социально-психологической компетентности .
Социально-педагогическое сопровождение - особая деятельность специалиста по созданию условий для принятия ребенком оптимальных решений в различных жизненных ситуациях. Социально-педагогическое сопровождение возможно если в окружающей обстановке существуют предпосылки для его реализации. Педагогический процесс в условиях сопровождения должен быть личностно-ориентирован, опираться на активную целостную личность и тактичного , профессионального педагога, учитывающим их двустороннее взаимодействие, приводящее к положительному результату.
Целью сопровождения является создание условий для развития личности и обучения. Социально-педагогическое сопровождение имее высокий воспитывающий потенциал.
Решая задачи педагогического сопровождения необходимо отслеживать социально-педагогический статус ребенка, формировать способности к саморазвитию, самопознанию, самоопределению. Создать условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в обучении.
Компонентами социально-педагогического сопровождения являются : диагностический, консультационный , прогностический и практический.
Технология социально-педагогического сопровождения подростка из многодетной семьи - это последовательность специально планируемых ситуаций:
- индивидуального взаимодействия «социальный педагог - подросток»;
- «социальный педагог - члены семьи», нацеленная на установление контакта и выявление проблем подростка;
- посредничества, направленного на преодоление выявленных противоречий, путем актуализации возможностей подростка и воспитательного потенциала его семьи;
- прогнозирования, связанного с предугадыванием конфликтной ситуации и установления возможных путей ее предупреждения.
Посредническая деятельность социального педагога в рамках технологии сопровождения подростка из многодетной семьи, направленная на включение родителей и подростка в совместную деятельность, создание ситуации эмоционального сопереживания и понимания друг друга, способствует успешному осуществлению процесса сопровождения подростка.
Технология социально-педагогического сопровождения подростка из многодетной семьи направлена на предупреждение (снятие) противоречий между родителями и детьми, между старшими и младшими детьми, на актуализацию внутренних резервов личности родителей и подростка для решения возникающих проблем. Осуществление технологии социально - педагогического сопровождения подростка из многодетной семьи способствует оптимизации воспитания и образования подростков, улучшает психологический климат в семьях.
Реализация сопровождения способствует совершенствованию и формированию коммуникативных способностей подростков, позитивным изменениям в личностной и социальной сферах.