Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Технология социально-педагогического сопровождения
подростка из многодетной семьи

Бушина Марина Викторовна
В толковом словаре слово «сопровождать» трактуется как «следовать вместе, находиться рядом и т.д.», поэтому социально-педагогический процесс представляет собой взаимодействие двух равноправных субъектов , партнеров, где педагог и ребенок «идущие вместе». Социально-педагогическое сопровождение – это процесс двусторонний. Значимую роль в социально-педагогическом сопровождении играет направленность на формирование субъектной позиции. Сопровождение ориентировано на предупреждение проблемных ситуаций путем их диагностики и создания условий для принятия решений, обеспечение знаниями и необходимой информацией сопровождаемого, с опорой на его внутренние ресурсы, на его способность принятия самостоятельного решения.
 Целью социально-педагогического сопровождения является найти , сопровождать какой-либо процесс и заложить в него процессы самореализации, саморазвития, саморегуляции, самоизменения, самозащиты и адаптации, самосовершенствования .
Исходя из этой цели, задачами социально-педагогического сопровождения являются:
  • создание оптимальных условий для осуществления жизненного выбора ;
  • посредничество в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
  • рост психолого-педагогической компетентности у ближайшего социального окружения  (учащихся, родителей, педагогов);
  • улучшение социального статуса личности;
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка, способных деформировать характер;
- сохранение естественных механизмов эволюции личности;
Принципы социально - педагогического сопровождения
  1. Соблюдение интересов ребенка.
  2. Принцип непрерывности.
  3. Принцип системности, целостности.
Принципы социально-педагогического сопровождения исходят из следующих положений:
  • активная позиция ребенка:  научить ребенка решать проблемы самостоятельно, создать условия для саморазвития
  • «на стороне ребенка»: во главе угла ставятся интересы ребенка, защита его прав;
- автономность: специалист системы сопровождения должен иметь возможность организовать свою деятельность как особую практику, со своими ценностями и целями, которая при этом является неотъемлемым элементом образовательной системы, координировать  работу с другими субъектами образовательного процесса;
-непрерывность и преемственность: обеспечение сопровождения ребенка в период обучения  и преемственность в решении задач сопровождения;
- комплексность: организация различных специалистов в решении задач сопровождения;
- превентивность: предупреждение возникновения проблемных ситуаций .
И.Трус определены функции социально-педагогического сопровождения подростка:
  • Восстановительная функция. Восстановление  положительных качеств,  преобладавших у подростка до появления у них акцентуаций характера.
  • Компенсирующая функция. Формирование  стремления устранить недостаток усилением деятельности в той области,  где он быстрее добивается успехов, где стремится к самореализации.
  • Стимулирующая функция. Поддержание  положительных личностных качеств.
  • Корректирующая функция. Исправление негативных характерологических изменений, произошедших у подростка с возникновением акцентуаций характера.
  • Социализирующая функция. Предоставление возможностей для социального развития и познания, формирования различных навыков и умений, повышения социально-психологической компетентности .
  • Подросту группы риска необходима особая форма сопровождения. Учеными разработана следующая последовательность мероприятий технологии социально-педагогического сопровождения детей и подростков группы риска:
1. Диагностика личностного развития ребенка .
  1. Нахождение первичного контакта с ребенком. Создание позитивных отношений «взрослый-ребенок». Принятие ребенка, создание доверительных отношений. Включенное, внимательное  наблюдение за ребенком.
  2. Создание индивидуального маршрута сопровождения.
Индивидуальные маршруты сопровождения строятся поэтапно:
Диагностический этап.  Выявление особенностей межличностного общения подростка в многодетной семье, степени удовлетворения базовых потребностей подростка, возможности реализации потребности в самоактуализации подростка.
Второй этап. Апробация возможностей построения ситуаций двух видов: индивидуального взаимодействия и посредничества.
Третий этап. Основной, связанный с углублением контактов социального педагога с матерью и детьми.
Ситуация посредничества может осуществляться:
  • между матерью и старшим ребенком,
  • между матерью и средним ребенком,
  • между матерью и младшим ребенком,
  • между детьми (возможны три и более варианта связей: старший - младший, старший - средний, средний - младший).
Четвертый этап – прогностический. Прогноз конфликтной ситуации (на основе знания обстановки в семье) и выстраивании возможных путей ее предупреждения.
Пятый этап - контрольный, выявление результативности мероприятий сопровождения, коррекция.
  1. Сотрудничество с другими специалистами.
  2. Реализация мероприятий, направленных на развитие активности ребенка (реализация программы индивидуального маршрута сопровождения).
  3. Коррекция нарушения личностных нарушений, негативных поведенческих проявлений.
  4. Завершение реализации программы. Приобретение ребенком чувства защищенности и позитивного социального статуса.
  5. Анализ социально-педагогической деятельности.
Диагностика в технологии социально- педагогического сопровождения подростка имеет ключевое значение. Особый предмет диагностики: ситуация развития ребенка, отношения, возникающие между участниками учебно-воспитательного процесса, процесс сотрудничества ребенка со взрослым и сверстниками. Масштаб объекта диагностики может варьироваться: от традиционной диагностики детско-родительских отношений до комплексного анализа образовательной среды. Сопровождение подростка из многодетной семьи является частью воспитательного процесса, направленного на  преодоление противоречий между родителями, старшими и младшими детьми через:
- создание ситуации эмоционального сопереживания в системе «мать — подросток», обеспечивающей, с одной стороны, проникновение матери во внутренний мир ребенка и осознание глубины  переживаний, связанных с нарушением его базовых потребностей, что мотивирует изменение воспитательной позиции матери. С другой стороны, меняется отношение  самого подростка к сложившейся ситуации, что позволяет снизить или снять травмирующее воздействие переживаний. В результате посреднической роли социального педагога подросток понимает, что сложившиеся травмирующие  отношения в семье обусловлены позицией его рождения, то есть имеют объективные причины и не связаны с  личными характеристиками;
  • организацию совместной деятельности членов многодетной семьи, способствующей развитию конструктивных навыков общения,  улучшению психологического климата семьи;
  • информирование родителей о специфическом протекании подросткового возраста.
Специфическая особенность сопровождения подростка из многодетной семьи заключается:
  • в расширенном поле субъектов сопровождения (взаимодействие в системе родители - подросток, подросток - сиблинги);
  • многовариативности и своеобразии коммуникативных связей в семье;
- в необходимости учета проблем подростков, обусловленных очередностью их рождения.
В процессе социально-педагогического сопровождения подростка из многодетной семьи социальным педагогом реализуются следующие функции:
  • Диагностическая функция.- Установление личностной проблемы подростка, изучение среды его социализации.
  • Прогностическая функция.- Постановка первичного прогноза поведения подростка в напряжённых ситуациях взаимодействия.
  • Фасилитационная функция.- Усиление продуктивности решения проблемных вопросов, как совместной деятельности педагога и подростка, развития субъектов педагогического взаимодействия за счет  особого стиля общения и особенностей личности педагога.
  • Посредническая функция.- Сотрудничество с другими специалистами, способными помочь подростку.
  • Предупредительно-профилактическая функция предполагает помощь подростку и значимому для него окружению в прогнозировании возможных напряжённых ситуаций взаимодействия и оптимизации путей  разрешения.
  • Компенсаторная функция проявляется в формировании  стремления реализовать нарушенную потребность третьего уровня (потребности самоуважения: самоодобрение, принятие себя, уверенность в себе) усилением деятельности в той области, которая ему больше нравится, где  добивается успеха.
  • Стимулирующая функция выражается в поддержании положительных личностных качеств.
  • Корректирующая функция заключается в корректировке негативных характеристик воспитания в  многодетной семье, создании условий для удовлетворения базовых потребностей подростка,
  • Социализирующая функция направлена на предоставление возможностей для социального развития и социального познания — формирования у подростка различных навыков и умений, повышение социально-психологической компетентности .
Вывод. В рамках данной части рассмотрены цели, задачи, направления, принципы и функции социально-педагогического сопровождения. Подробно описана технология сопровождения подростков из многодетных семей.
Социально-педагогическое сопровождение - особая деятельность специалиста по созданию условий для принятия ребенком оптимальных решений в различных жизненных  ситуациях. Социально-педагогическое сопровождение возможно если в окружающей обстановке существуют предпосылки для его реализации. Педагогический процесс в условиях сопровождения должен быть личностно-ориентирован, опираться на активную целостную личность и тактичного , профессионального педагога, учитывающим их двустороннее взаимодействие, приводящее к положительному результату. 
Целью сопровождения является создание условий для развития личности и обучения. Социально-педагогическое сопровождение имее высокий воспитывающий потенциал.
Решая задачи педагогического сопровождения необходимо отслеживать социально-педагогический статус ребенка, формировать способности к саморазвитию, самопознанию, самоопределению. Создать условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в обучении.
Компонентами социально-педагогического сопровождения являются : диагностический, консультационный , прогностический и практический.
Технология социально-педагогического сопровождения подростка из многодетной семьи - это последовательность специально планируемых ситуаций:
- индивидуального взаимодействия «социальный педагог - подросток»;
- «социальный педагог - члены семьи», нацеленная на установление контакта и выявление проблем подростка;
- посредничества, направленного на преодоление выявленных противоречий, путем актуализации возможностей подростка и воспитательного потенциала его семьи;
- прогнозирования, связанного с предугадыванием конфликтной ситуации и установления возможных  путей ее предупреждения.
 Посредническая деятельность социального педагога в рамках технологии сопровождения подростка из многодетной семьи, направленная на включение родителей и подростка в совместную  деятельность, создание ситуации эмоционального сопереживания и понимания друг друга, способствует успешному осуществлению процесса сопровождения подростка.
Технология социально-педагогического сопровождения подростка из многодетной семьи направлена на предупреждение (снятие) противоречий между родителями и детьми, между старшими и младшими детьми, на актуализацию внутренних резервов личности родителей и подростка для решения возникающих проблем. Осуществление технологии социально - педагогического сопровождения подростка из многодетной семьи способствует оптимизации воспитания и образования подростков, улучшает психологический климат в семьях.
Реализация сопровождения способствует совершенствованию и формированию коммуникативных способностей подростков, позитивным изменениям в личностной и социальной сферах.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»