Школьная служба примирения:
особенности восстановительного подхода
Березина Лада Валерьевна
Центр «Судебно-правовая реформа»[1] с 2000 года создает в России школьные службы примирения – российскую модель школьной медиации (посредничество при разрешении конфликтов в образовательных учреждениях). Цель службы – способствовать складыванию и развитию в школьном сообществе способности к взаимопониманию, к мирному разрешению споров и конфликтных ситуаций, закреплению этого как культурной традиции. Для достижения цели работает команда взрослых и школьников разных классов. В службе примирения участникам конфликта предлагают сесть за «стол переговоров», услышать и понять друг друга, а затем – самостоятельно договориться о взаимоприемлемом способе выхода из конфликта. Если подросткам удается самостоятельно принять решение (часто взаимопониманию мешают гнев, обида), скорее всего, они его выполнят.Восстановительный подход
«Восстановительная школьная культура, конечно же, не ограничивается только «починкой того, что было», но и создает возможности для роста, увеличения своего потенциала, нахождения новых способов, методов, практик, способных эффективно отвечать на вызовы современных изменяющихся сложных социальных отношений» [2].
Стремительно возрастающая роль социальных сетей в жизни подростка, предъявляет повышенные требования к технологической (информационной) грамотности педагогического сообщества. Сегодня социальные сети (Одноклассники, ВКонтакте, Фейсбук) – естественная среда обитания подростков, и во многих случаях внимательное отношение к ним дает дополнительные возможности для правильного понимания сути конфликта, способствует уменьшению причиненной боли и заглаживанию принесенного вреда, позволяют увидеть другого человека в совершенно новом свете, что является необходимым условием примирения конфликтующих сторон. Вообще, суть восстановительного подхода в том, чтобы конфликтующие подростки имели возможность лучше понять друг друга, делиться друг с другом важным для них. Восстановительная школьная культура приводит к позитивным отношениям в школьном сообществе.
«Восстановительная медиация – это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости - о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций».[3]
В фокусе восстановительного подхода находятся, во-первых, причинённый вред (обида) и, во-вторых, ответственность за него (за неё). Следует отметить, что понятие «вред», равно как и понятие «обида», субъективны и требуют соответствующего рассмотрения (разъяснения). Речь о том, что в ситуации конфликта, когда обе стороны могут периодически меняться ролями «жертва»/«обидчик», возникает необходимость заглаживания взаимных обид, что в свою очередь предполагает наличие доброй воли, взаимных шагов навстречу друг другу и договорённостей.
Ответственность, как общее понятие, можно определить следующим образом: это способность увидеть и осознать внутреннею связь между действием, поступком и его последствиями, готовность отвечать за свой выбор. Ответственность в восстановительном подходе предполагает:
1) готовность принятия, признания факта причинённого вреда (обиды);
2) готовность исправления негативных последствий, заглаживания причиненного другой стороне вреда;
3) договорённость о том, чтобы в будущем подобные ситуации не повторялись, распределение обязанностей сторон при исполнении договоренностей (кто и что для этого делает).
Обеспечение конструктивности диалога, безопасности сторон и соблюдение принципов и стандартов восстановительной медиации.
«Ведущий восстановительных программ (специалист службы примирения) создает условия для восстановления у сторон конфликта способности понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них и общества вариантах разрешения конфликтных или криминальных ситуаций, а также организует поддержку несовершеннолетних участников конфликта или правонарушения и их договоренностей со стороны значимого социального окружения. В ходе восстановительной медиации важно, чтобы стороны имели возможность освободиться от негативных состояний, прекратили вражду и обрели ресурсы для совместного поиска выхода из ситуации» [4]. Появляется мотивация к изменениям, возможность реинтеграции, восстановления, а, порой ─ и трансформации отношений!
Восстановительная медиация как бы перпендикулярна принуждению к примирению, извинениям и апелляции к абстрактно понимаемому чувству стыда или вины, которое взрослый требует и ожидает от ребенка («Тебе должно быть стыдно!», «Ты виноват!» и т.п. педагогические «мантры»). Стыд связан с общественными нормами, социально обусловлен. Э.Эриксон (в книге «Детство и общество») описывал это чувство так: «как будто некто становится видимым» в тот момент, когда не готов быть выставленным на всеобщее обозрение. Человек переживает от того, как оценивают его другие. Безусловно, стыд перед значимыми людьми очень важен, он интроецируется и становится совестью. С другой стороны, чрезмерное стыжение (а пределы выносливости индивидуальны) приводит к желанию спрятаться, уйти, оправдаться, даже совершить суицид или повести себя агрессивно по отношению к тому человеку, кто заставил этот стыд испытать. В то время как чувство вины подразумевает внутреннюю оценку своего поступка и отношение к нему, а также озабоченность тем, как его действия повлияли на других. Таким образом, человек, переживающий чувство вины, более склонен извиниться, загладить причинённый вред. Тем ни менее, негативные, деструктивные последствия гипертрофированного чувства вины, ставшего хроническим, хорошо известны (например, депрессии, суициды). Понятно, что нельзя чётко разделить эмоции стыда и вины, а попытка сделать это неизбежно приведёт к упрощению. Ясно и то, что взвесить, дозировать, рассчитать необходимую концентрацию стыжения либо воздействия на чувство вины, сложно, а любой «перебор» только усилит защитные механизмы и нарастит сопротивление.
Интересное понятие ввёл Дж. Брейтуэйт [5], специалист по восстановительному правосудию: «внушение чувства стыда». Отмечая неопределённый масштаб данного термина, он пишет: «Зачастую сбивает с толку широта понятия «внушение чувства стыда», которое охватывает как клеймение, так и реинтеграцию, как прямые, так и косвенные способы выражения стыда. Причина этой широты заключается в желании показать не то, что внушение чувства стыда — это какой-то заранее заданный процесс (плохой или хороший), но то, что это процесс всегда разный — иногда очень хороший, иногда очень плохой — в буквальной зависимости от того, как нам удается воззвать к этому чувству и актуализировать его» [там же]. (курсив автора).
Таким образом, важнее, по мнению автора, наше профессиональное (неотделимое от человеческого!) присутствие и искренность. Бережное отношение к людям, попавшим в воронку конфликта. Сила слушания ─ и обидчика, и жертвы ─ их ненависти, обид, страха и боли. Мы распутываем клубки личных историй, находим оборванные ниточки, постепенно сшиваем порванную ткань отношений. У сторон конфликта появляется возможность в спокойной атмосфере (не осуждения, не оценивания!), наконец, услышать себя и друг друга, увидеть свои поступки, сформулировать своё отношение к ним и, главное, дать внутреннюю оценку. Тем самым, мы «взываем» к чувству вины или не клеймящего стыда и актуализируем ответственность за себя, свои действия и их последствия, за необходимость выполнять обязательства. Появляется мотивация к изменениям, возможность реинтеграции, восстановления, а, порой ─ и трансформации отношений!
Вспоминается древняя мудрость: «Те самые ценности, которые мы используем для создания хороших отношений, необходимы нам и для разрешения конфликтов» [6]. Именно так: всегда стараться находиться в соприкосновении со своими базовыми человеческими ценностями.
Приведѐм высказывание двух австралийских авторов: «Восстановительная школьная культура приводит к позитивным отношениям в школьном сообществе, это «формирование атмосферы участия и заботы, где могли бы развиваться положительные человеческие отношения», - считают исследователи К. Кронин-Лэмп и Р. Кронин-Лэмп в своей статье [2]
«Развитие восстановительной культуры школы». Таким образом, люди, создающие службы примирения, фактически являются носителями ценностей и образцов восстановительной культуры.
Литература
1.Центр «Судебно-правовая реформа». Организация и проведение программ восстановительного правосудия. Методическое пособие. Под редакцией Л.М.Карнозовой и Р.Р.Максудова, Москва 2006-2010гг.
2. Кронин-Лэмп К. и Кронин-Лэмп Р. Развитие восстановительной культуры школы: слияние личного и профессионального «пути паломника». Электронная версия: http: //narrlibrus. wordpress .com.
3. Коновалов А.Ю. Модели работы с конфликтами в системе образования на основе восстановительной медиации. М., 2013г.
4. Коновалов А.Ю., с соавторами. Методические рекомендации по созданию и развитию служб примирения в образовательных организациях. Всероссийская ассоциация восстановительной медиации. М., 2015г.
5. Дж. Брейтуэйт. Преступление, стыд и воссоединение. М. Центр «Судебно-правовая реформа», 2002 г.
6. Кей Пранис, Барри Стюарт, Марк Уедж. Круги примирения: от преступления к сообществу. М.,2010г