Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка занятия по психологии

Смысл жизни

Берзина Лада Валерьевна
Цель занятия: повышение жизнестойкости подростков
Задачи:
- стимулирование поиска смысла собственной жизни
-развитие навыков рефлексии.
Возраст детей: 14-16 лет
Оборудование: доска классная, бумага, карандаши,  иллюстрационные материалы, проектор, презентация.
Применяемая технология: интерактивное занятие.
Время проведения: 60 мин.
 
Ход занятия
1. Дзен буддистская притча.
Мудреца спросили: Можешь ли ты объяснить, какова цель жизни?
— Не могу, — ответил он.
 Тогда его спросили:
 —  А в чем хотя бы смысл жизни?
  — Не знаю, — ответил мудрец.
  — А что тогда знает о жизни твоя мудрость?
   Мудрец улыбнулся:
— В жизни не так важны цель и смысл. Главное – ощущать её вкус. Ведь лучше есть пирог, чем рассуждать о нем…
Упражнения №1: Рефлексия о чем притча? Вообще, имеет ли смысл поиск смысла жизни или верна точка зрения абсурдности бытия? Не пустая ли трата времен — поиски смысла жизни?
2. Как известно, Сократ не записывал свои мысли. Он не считал их мудрыми или гениальными. Но ученики Сократа не могли позволить затеряться рассуждениям учителя. Известный античный мыслитель, Платон, будучи учеником и последователем Сократа, записал философские диалоги учителя с его современниками. Наиболее живой образ античного философа запечатлен в «Апологии Сократа». Он говорит о том, что не считает себя мудрым, а только стремится к мудрости. Смысл жизни не в накоплении материальных благ, а в очищении и развитии своей души. Сократ часто употребляет слово «доблесть» — добродетель. Не от количества денег бывает доблесть, а от доблести появляются различные блага. Стремиться к мудрости, которая и есть высшее благо — в этом смысл жизни человека. Делать добро, не думать о деньгах. Заботиться о душе, развивать душевные качества, не думать о себе много, если при этом ничего из себя не представляешь.
Сократ был очень беден, но это не угнетало его, а возвышало в собственных глазах. Мудрый тот, кто понимает, что мудрость его ничего не стоит.
Попробуем и мы задать вопрос: «Что такое жизнь?» 


 Упражнение № 2. Подростки предлагают свои варианты. Жизнь – это благо, это дар, который даётся человеку лишь однажды. И от самого человека зависит, каким содержанием наполнит он свою жизнь.
А что может быть содержанием человеческой жизни? 
ЖИЗНЬ ЭТО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ФИЗИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ, ТРУД МЫСЛИ, УСИЛИЯ ЛУШИ. ПОЗНАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ СЕБЯ, ВОЗМОЖНОСТЕЙ, СТРЕМЛЕНИЙ И Т.П. Предлагается подросткам самостоятельно продолжить список  (упражнение длится 8-10 мин).
 
3. С самого раннего детства мы с вами слышим слово «жизнь». Давайте попробуем определиться, с чем у каждого из вас в первую очередь ассоциируются это слово. Я запишу его на листке, а каждый из вас запишет под этим словом свои ассоциации, выразив их только одним словом, желательно существительным.
Упражнение №3 «Продолжите предложение»
1. Сильнейший тот, кто имеет власть над... (собой).
2. Берегите время - это ткань, из которой соткана наша .... (жизнь ).
3. Все победы начинаются с победы над ... (самим собой).
4. Правильной и прочной лестницей можно кого угодно вывести на любую (высоту) - .....
После того, как все учащиеся запишут свои ответы, психолог подводит учащихся к выводу, что жизнь человека – самое дорогое, что есть у человека.
 
4. Далее ведущий подводит разговор к философии бытия по В.Франклу. Выясняется, кто знает, кто такой Виктор Франкл? Кто читал о нем или его самого? Короткий экскурс в биографию В.Франкла (презентация): обсуждается жизнь В. Франкла в фашистском концлагере, который не только сам выжил в аду, обретя смысл своего нахождения даже там, но и помогал обрести его другим (слайды 2,3). Подтверждение мысли  о практической значимости высоких истин бытия человека, о важности целостного подхода к пониманию смысла жизни. Поиски смысла жизни не праздные размышления, а реальная философия выживания, даже в аду концлагеря, где, казалось бы, нет ни малейшей надежды на  выживание!
Введение понятия «жизнестойкость». Раскрытие понятий вовлечённость, контроль, принятие риска (слайды 4-8). Связь стремления к смыслу с жизнестойкостью (сл.9) Обсуждение с ребятами необходимых качеств, личностных характеристик (сл.10).
 
Жизнь заключается в выполнении задач, поставленных ею. Каждый имеет свои таланты, свои задачи. Принятие ответственности за себя, за то, что происходит в жизни – это и есть наполнение жизни смыслом (сл.11).
  Упражнение №4 «Только от меня зависит…..» (7-10 мин)
Участники по кругу продолжают предложение. Рефлексия.
 
У каждого из нас своя вершина жизни. У кого-то она маленькая и гладкая, у кого-то величественная и неприступная. И мы несём на своих плечах наши поступки, ценности, идеалы. У каждого в жизни свой путь. И как мы его пройдем и достигнем ли мы поставленной цели, зависит только от нас самих.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»