Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Профилактика межличностных конфликтов
у детей начальных классов в школе

Матвеева Светлана Николаевна 
Введение
     Актуальность темы исследования. В настоящее время проблема конфликта является актуальной не только педагогическом процессе, но и в повседневной жизни. Конфликт – это одна из универсальных характеристик мира и основная движущая сила его развития. Этот феномен один из наиболее противоречивых и основных механизмов всех изменений и преобразований.
     Конфликты играют очень важную роль как в жизни отдельного человека, развитии семьи, жизнедеятельности образовательных организаций и других сфер деятельности, государства, общества и человечества в целом. В XX в. Конфликты стали основной причиной гибели людей, и  она продолжается в XXI веке.
    Именно школе принадлежит  ключевая роль в формировании у человека умения общаться  с другими людьми. Нужно заметить, что роль общеобразовательной школы в жизни общества намного существеннее, чем это принято считать. Проблемы политики и экономики регулярно освещаются в СМИ.
Но, к сожалению, очень часто забывают  о, человеческом факторе, т.е. о людях, которые порой эти проблемы создают, а после с трудом пытаются их разрешить.
     «От того, как мы воспитаем молодёжь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке.» [1]    Мы знаем, что процесс воспитания и обучения, как и всякое другое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов разного характера. На межличностный конфликт смотрят сегодня как на явление весьма значимое в сфере образования, и, которое нельзя игнорировать, наоборот, ему должно быть уделено больше внимания. Агрессивный и конфликтный ребенок, если им не заниматься,  в очень редких случаях вырастает  таким, каким его хотел бы видеть наш президент.
     Межличностные и межгрупповые конфликты на всех процессах жизнедеятельности школы сказываются негативно. Конфликты между учащимися отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс.
Проблема профилактики конфликтов в младшем школьном возрасте, на мой взгляд, особо актуальна. Именно в этот период дети делают первые шаги к взрослой жизни – они учатся взаимодействовать в коллективе, решать проблемы взаимопонимания и т.д. Поэтому им просто необходимо уметь конструктивно подходить к конфликтам, чему и способствует профилактика.
     В настоящее время выявлено противоречие между возрастающими требованиями учебного процесса и недостаточными функциональными возможностями младших школьников. Кроме того, в научной литературе нет точных данных, касающихся умений разрешать конфликты. Не выработана основная стратегия педагогической и психологической реабилитации детей, оказавшихся в трудной для себя конфликтной ситуации, которая позволила бы организовать их нормальное психическое развитие. Однако, как известно, неразрешенные проблемы и конфликты способствуют расстройству психики.
     В связи с этим именно в младшем школьном возрасте, когда активно формируются основные качества личности ребенка, особую значимость приобретает исследование способности разрешать конфликты. В процессе учебной деятельности младшие школьники оказываются в проблемных ситуациях, приводящим к конфликтам, к конструктивному разрешению которых они не готовы.
     «Именно в школе у ребенка, подростка формируются навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии, которые случаются в жизни любого человека. Создание в общеобразовательной школе системы профилактики конфликтов намного улучшит качество воспитательного процесса. На конкретных примерах школьник обучается способам конструктивного разрешения проблем, неизбежно возникающих при общении с окружающими. Бесценен будет приобретенный ими личный опыт неконфликтного разрешения трудных ситуаций и в дальнейшей, уже взрослой жизни»,- писал Анцупов А.Я. 
Объект: процесс профилактики межличностных конфликтов у младших школьников.
Предмет: содержание профилактики межличностных конфликтов у младших школьников в школе.
Цель: Исследование возможностей профилактики межличностных конфликтов в школьном классе.
Гипотеза: Система профилактики конфликтов улучшит качество воспитательного процесса.
Задачи:
      1. Охарактеризовать и проанализировать понятия "Конфликт" и
          "Межличностный  конфликт" в научной литературе.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику детей
    младшего школьного возраста.
3. Определить направления профилактики
    межличностных конфликтов у младших школьников.
4. Проанализировать деятельность учителей ГБОУ СОШ  №518
    по профилактике межличностных конфликтов в младшем школьном возрасте.
Методы исследования:
       -Теоретические: изучение и анализ литературы; индукция; классификация.
       - Эмпирические: интервьюирование, тестирование, анкетирование.
       - База исследования: ГБОУ СОШ №518 Выборгского района 
Теоретическая часть.
Глава 1.
1.1 Понятие  конфликта и конфликтологии
    Появившись с первыми человеческими сообществами, конфликты представляли собой повседневные явления и длительное время не были объектом научного исследования, хотя отдельные гениальные мысли о них имеются в самых древних источниках, дошедших до нас. Со временем менялись условия жизни, видоизменялись и конфликты. Иными становились их физические, экономические и социальные последствия.
    Первые целостные концепции конфликта появились на рубеже XIX-XX веков, однако и в предшествующие столетия лучшие умы человечества предлагали свое видение природы этого феномена, путей предотвращения и разрешения конфликтов.
   В зарубежной психологии среди направлений исследований конфликта в первой половине XX века выделяются:
  • психоаналитическое (З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм);
  • социотропное (У. Мак-Дугалл, С. Сигеле и др.);
  • этологическое (К. Лоренц, Н. Тинберген);
  • теория групповой динамики (К. Левин, Д. Креч, Л. Линдсей);
  • фрустрационно - агрессивное (Д. Доллард, Л. Берковитц, Н. Миллер);
  • поведенческое (А. Басс, А. Бандура, Р. Сирс);
  • социометрическое (Д. Морено, Э. Дженигс, С. Додд, Г. Гурвич);
  • интеракционистское (Д. Мид, Т. Шибутани, Д. Шпигель).
    В российской психологии и социальной психологии теория конфликтов разрабатывалась в исследованиях В.О. Агеева (1990), А.А. Бодалева (1983), Я.А. Анцупова, А.И. Шипилова (2000), и др.
В разных источниках понятие "Конфликт" трактуется по-разному. 
  • Г. Зиммель говорил: «Конфликт - способ достижения своеобразного единства, даже если оно достигается ценой уничтожения одной из сторон» [2]
  • Л. Козер  считал: «Конфликт -  противоборство социальных субъектов (индивидов, групп), возникающее из-за дефицита власти, статуса или средств, необходимых для удовлетворения ценностных притязаний, и предполагающее нейтрализацию, ущемление или уничтожение (символическое, идеологическое, практическое) противника». [3]
  • А. Я. Анцупов, А.И. Шипилов. рассматривают Конфликт, как  наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. [4]
  • Конфликтология же, по мнению А. Я. Анцупова, А.И. Шипилова   - наука о закономерностях возникновения и завершения конфликтов любого уровня. [4]
  В основе любого конфликта лежит ситуация, которая включает в себя либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных условиях, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п.
 Изучению проблемы конфликта посвящаются исследования в социологии, психологии, педагогики и других науках. По формам проявления конфликты имеют место во всех областях общественной жизни.
 Т.С. Сулимова в учебном пособии для студентов  говорит: «Большим разнообразием форм проявления характеризуется типология конфликтов по составу конфликтующих сторон, затрагивающих в большинстве случаев их интересы, целеполагания, соблюдение социальных и нравственных норм, определение функциональной значимости конфликтного противостояния. В первую очередь к этим типам относятся внутриличностные, межличностные, внутригрупповые и межгрупповые конфликты» [5]
1.2 Межличностный конфликт
Межличностный конфликт - это конфликт, в основе которого лежат не совместимые, противоположные интересы потребности, ценности.
 Серьезным изучением конфликтов данного типа, занимался А.С. Кармин. Межличностный конфликт, по его мнению, вовлекает двух или более индивидов, воспринимающих себя в оппозиции друг к другу в отношении мнений, расположений, ценностей или поведения. Проявляется он как столкновение личностей по поводу целей познания, а также и в чувственном плане. [6]
 Межличностные конфликты взаимосвязаны с другими типами конфликтов. Очень часто межличностные конфликты вытекают из внутриличностных проблем: противоречивые тенденции внутри личности ведут к столкновениям с другими людьми. Не находя ответов на свои вопросы, человек начинает обвинять других людей в своих сложностях, начиная вести себя неадекватно.
 Наряду с этим межличностные конфликты включены в столкновения другого уровня внутри- и межгрупповые. К участникам конфликта нередко примыкают поддерживающие их сторонники, что ведет к расширению социальной среды конфликта.
 Таким образом, внутриличностный, межличностный и групповой конфликты обуславливают друг друга, вытекают друг из друга, образуя кольцевую структуру, как логично отмечает А.С. Кармин.
1.3 Межличностные конфликты в школьном классе
  Сфера образования является одной из самых конфликтных в жизнедеятельности общества. Проблемы взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту для современной школы. Школьные конфликты служат причиной многих негативных явлений. Ю.Ф. Лукин [7]
Для начала, рассмотрим общую  характеристику младшего школьного детства
 Младшее школьное детство - это период (7-11 лет), когда происходит процесс дальнейшего развития индивидуально-психологических и формирования основных социально-нравственных качеств личности. Для этой стадии характерны:
- доминирующая роль семьи в удовлетворении материальных, коммуникативных, эмоциональных потребностей ребенка;
- доминирующая роль школы в формировании и развитии социально-познавательных интересов;
- возрастание способности ребенка противостоять отрицательным влияниям среды при сохранении главных защитных функций за семьей и школой.
Ученик по-разному относится к своим товарищам: одних одноклассников ученик выбирает в партнеры, других игнорирует, третьих отвергает; отношение к одним устойчиво, к другим - нет. Это приводит к тому, что ученики занимают различные места в системе личных взаимоотношений.
Система личных взаимоотношений оказывает существенное влияние на формирование ученической группы.
  В школьном классе конфликты неизбежны, так как дети находятся вместе в течение длительного периода времени, происходят сложные групповые процессы- создание коллектива, консолидация отдельных групп, выделение лидеров и т. д. В одном классе собираются дети. Имеющие разный опыт общения, привыкшие к разному образу и стилю жизни. Кроме того, в школе возможны конфликты не только между детьми, но и между взрослыми и детьми, между педагогами.      
     Следовательно, необходимо относиться спокойно к тому, что в школьном коллективе они возможны, и делать все необходимое для их предупреждения и конструктивного разрешения.
1.4 Причины школьного конфликта
       Специфика конфликтов между школьниками определяется возрастной психологией. Возраст учеников оказывает значительное влияние как на причины возникновения конфликтов, так и на особенности их развития и способы завершения.ежличностный школьный класс
Анцупов А.Я.  и А. И. Шипилов [8] отмечает следующие причины межличностных конфликтов в классе:
  • борьба за лидерство;
  • ущемление достоинства или амбиций одного из детей;
  • неподтверждение ролевых ожиданий, например: одна из конфликтующих сторон считала другою своей подругой, а та не поддержала ее в ситуации, когда надо «выручать»;
  •  психологическая несовместимость (например, экстраверта и интроверта);
  •  примитивный тип общения одного из противников: для него конфликтное поведение является нормой, он грубит, «задевает» других, постоянно провоцирует их на конфронтацию.
  • по причине разного возраста одноклассников ('я тебя старше, так что ты вообще помолчи') естественно - разного и –пола (я мальчик – я сильнее).
  • прямое оскорбление, в том числе и «невинных» - дергание девочек за косички, ущемление достоинства, «дразнилки» и «обзывалки»
  •  разный достаток семей. Это – очень сложный момент. О достатке семьи в первую очередь, говорит предметный мир ребенка: какие портфели, тетради и проч. может позволить купить родитель. Ребенок говорит: 'а я привез себе ручку из Парижа, а у соседа ручка за 3 руб. 50 коп...
  • разных национальностей. Такие конфликты не являются врожденными, а усваиваются в повседневном общении с другими детьми. Осознание ребенком национальных установок родителей, общества в целом влияет на суждения самих детей и их отношение к людям другой национальности. Такие предубеждения могут появляться у детей достаточно рано - в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Глава 2.    
2.1 Профилактика межличностных конфликтов
  Можно значительно уменьшить количество конфликтов в классе, если заниматься формированием межличностных отношений в коллективе, организацией общения. Для этого необходимо, согласно Бородкину Ф.М[9]:
  • Изучить и постоянно осуществлять контроль за формированием коллектива, выявить лидеров, в том числе и негативных, постараться переориентировать их негативную направленность на позитивную;
  • Определить детей с низким статусом, обычно это слабые или просто «другие» дети, попытаться изменить их статус посредством создания для них «ситуаций успеха»;
  • Организовать интересную, интенсивную деятельность, обеспечивающую занятость детей, эмоционально насыщенные формы взаимодействия;
  • Формировать нормы и традиции коллектива, в основе которых – забота, внимание друг к другу (например, в таком классе существовала такая традиция: перед входом в столовую, мальчики образуют живой коридор, пропуская вперед девочек);
  • Организация игровой тенденции общения, способствующего формированию взаимопонимания, выработке принципов общения в детском коллективе, коррекция взаимоотношений между детьми.
                Научить   ребенка   понимать  чувства  и  позицию других  людей,  а  также направлять  его  активность  в  позитивное  русло.  Это  направлено  на   развитие национального   самосознания  -  краеведение,  пробуждение  интерес  к    родной истории   и  к  истории  вообще - к изучению других культур - ведь каждый народ создал что-то ценное.
Чтобы предупредить конфликт, необходимо:
- разобраться, есть ли проблема в тех случаях, когда имеет место просто противоречие;
- установить направление развитие конфликтной ситуации (обострение или угасание);
- определить состав участников конфликта;
- изучить их мотивы, ценностные ориентации, особенности, манеру поведения.
В практике наиболее важен анализ конфликтной ситуации. Инцидент, например, можно заглушить путем «нажима», но в этом случае конфликтная ситуация сохраняется, принимает затяжную форму и отрицательно влияет на работоспособность коллектива.
Поэтому, в профилактических целях необходимо ориентироваться в стилях поведения, предрасполагающих к возникновению конфликта
Вывод.
1. Работая по данной теме, я поняла, что ей  интересовались и интересуются по сей день очень многие ученые и практики, и она не до конца изучена, нет целостного представления о причинах и особенностях..
 2. Анализ изученной мной литературы показал, что конфликт играет важную роль в формировании личности человека так как  именно в школе у ребенка формируются навыки  разрешения противоречий в межличностном общении.
3. Отсюда следует, что  задача педагогов состоит в предупреждении  конфликта, создании условий, способствующих формированию корректного поведения 
Практическая часть
Глава 3.
План  проведения практической части
 
1. Изучение  опыта  учителей по профилактике межличностных конфликтов и эффективности применяемых ими форм.
2.  Первичная диагностика уровня межличностных конфликтов у младших школьников, изучение групповой сплоченности, выявление наиболее конфликтных детей  с использованием различных методик
3.  Проведение Комплекса мероприятий направленных на профилактику межличностных конфликтов в младшем школьном возрасте
4. Вторичная диагностика уровня межличностных конфликтов     
План практической работы направлен на выявление конфликтных детей в классе и разработку комплекса мероприятий для профилактики конфликтов.
3.1. Изучение  опыта  учителей по профилактике межличностных конфликтов и эффективности применяемых ими форм работы.
 Мной были проведены  беседы (интервью)  с педагогами, имеющими большой опыт работы в школе на предмет того, какие методы по профилактике конфликтов в классе они используют.
В результате я получила следующее.
Основные формы работы:
- беседы
- работа с родителями
- работа на уроках
- индивидуальная работа
- совместные выезды
- поздравления  именинников  в целях научить говорить друг другу добрые слова
  Это наиболее часто применяемые многими учителями  методы , и я решила не отвергать их, так как они уже давно себя зарекомендовали и дают определенный результат.
Но, посчитала нужным рассмотреть и другие формы и методы.
 
 3.2.  Первичная диагностика уровня межличностных конфликтов у младших школьников  с использованием различных методик
Для выявления уровня конфликтности младших школьников использовались следующие методики:  
-Классный час на тему "Что такое конфликт?" ( Приложение 1)  
-Анкетирование  по методике «Уровень школьной мотивации» учащихся (проводился психологом)
- Анкетирование, направленное на диагностику знаний детьми младшего школьного возраста о конфликтах (Приложение 2);
- проективная методика «Несуществующее животное, интерпретированная М.З. Дукаревич (Приложение 3);
- Тест  «АРТ» ( А.А. Рукавишников) (Приложение 4);
- Тест на агрессивность (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев) (Приложение 5)
- Тест на сплоченность коллектива "Определение опосредованной групповой сплоченности " (В. С. Ивашкина, В. В. Онуфриевой). (Приложение 6)
В исследовании принимали участие 30 человек из 33
Диагностика, проведенная в начале января 2021 года (1-й замер) дала следующие результаты.
1. Были выявлены дети, у которых низкая школьная мотивация:
3 человека - А, В, С.
Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
Дети с негативным отношением к школе:
1 человек - А
 Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения
  2. По результатам теста "Несуществующее животное" Были выявлены дети с открытой и скрытой формой агрессии.
  При выявлении конфликтности и агрессивности обращалось внимание на следующие признаки: наличие зубов, острых рогов, когтей, игл, шипов, клювов, клыков; поза со спины, наличие двух или более голов (внутренний конфликт); стирание или выделение отдельных частей фигур, сверхсильный нажим, карандаш рвет бумагу. Сопоставляя данные интерпретации рисунка и беседы, делался вывод о степени конфликтности каждого ребенка.
Данный тест дал следующий результат:
50 % учащихся  -  склонны к нейтрализации конфликта путем уклонения от спора, не вступления в спор. По рисункам не склонны к конфликту.
10% испытуемых - подвержены влиянию более сильных и авторитетных учащихся. Пытаются им подражать, проявляя тем самым, не свойственную им открытую агрессию.
5 % учащихся - дети со скрытой формой агрессии. То есть, на рисунке присутствуют признаки агрессии - шипы и острые крылья, но в  описании рисунка ученики говорит что это мирное животное, которое ищет друзей. Это говорит о том желании скрыть агрессию и склонность к конфликтам
15% учащихся  - на рисунке присутствуют явные признаки агрессии - рога, шипы, острые зубы; в описании мальчик говорит о том, что это чудовище, которое убивает всех подряд или убивает свою жертву, либо - сильный нажим на карандаш, темная внутренняя штриховка, наличие на рисунке только головы с острыми зубами и шипами.
5 %  учащихся - на рисунке животное с двумя головами, что говорит о наличии внутриличностного конфликта
5 % учащихся с незначительными признаками агрессии  
      
      3Тест-Арт Дал следующие результаты:
20%  учеников с открытой формой агрессии - на рисунке прямые символы агрессии, разрешение конфликтной ситуации путем ее обострения.
 15%  учеников  со скрытой формой агрессии.  Решение конфликтной ситуации с помощью агрессии, но возможно и пассивное разрешение конфликта
20 %  учеников с  незначительной  агрессивной  активностью
45%  учащихся - склонны к рациональному разрешению конфликта сотрудничеству и компромиссу)
    4.  Тестирование на Агрессивность.
   Посредством данного тестирования выяснилось, что во 2 "В" классе  
 40% учащихся не проявляю агрессии и не склонны к конфликтам.
 30% детей, склонных к конфликтам. Преобладает прямая физическая агрессия.
   Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на  другого и нанесение ему физической боли и унижение.
   5% учащихся подвержены косвенной физической агрессии ( порча или       уничтожение чужих вещей).
   Среди 10% детей преобладает прямая вербальная агрессия - дразнилки,   оскорбления и т.д.
   15% испытуемых подвержены косвенной вербальной агрессии - жалобы, демонстративный крик:"Ты мне мешаешь!" и т.д Агрессивные фантазии :" Придет мой папа и прибьет тебя!"
5. Изучение групповой сплоченности
Групповую сплоченность я решила определить путем  расчета соответствующих социометрических индексов, но значительно проще сделать это с помощью методики "Определение опосредованной групповой сплоченности " (В. С. Ивашкина, В. В. Онуфриевой).
Данное тестирование показало, что во 2 "Б" классе уровень сплоченности составил 7 баллов, что означает средний уровень.
Уровни групповой сплоченности
15 и выше - высокая; 11-14 - выше средней; 7-10 - средняя; 4-6 - ниже средней; ниже 4 баллов - низкая.
Проведение анкетирования на знание и понимание значения слова "Конфликт" показало, что основная масса детей не понимает совсем или не понимает до конца  значения этого слова. Но, есть дети, которые неплохо ответили на вопросы анкеты.
 Вывод.
    Таким образом, проведенные диагностики позволяют мне сделать вывод, что склонность к межличностным конфликтам в 2 "Б" классе находится на допустимом уровне и в целом не вызывает опасности, так как большая часть детей, не склонна к проявлению агрессии, но тем не менее в классе есть учащиеся, которые при возникновении конфликта могут не суметь проконтролировать свои поступки и эмоции, и небольшое замечание в адрес друг друга может перерасти в конфликт, который не все учащиеся могут разрешить конструктивно. Проведенное анкетирование говорит о не знании учеников информации о конфликтах и не умении их конструктивно завершать.
      Можно сказать, что потребность в профилактике конфликтов в младшем школьном возрасте есть.
Первичная диагностика позволила разработать комплекс мероприятий, направленных на профилактику межличностных конфликтов в классе.
   3.3. Проведение Комплекса мероприятий направленных на профилактику межличностных конфликтов в младшем школьном возрасте
Для формирования у детей умения бесконфликтно общаться, мной были проведены такие методы работы, как
-  тематические беседы с детьми как общие, так и индивидуальные. К данной работе был подключен психолог школы.
- инсценировка различных ситуаций и разбор данных ситуаций по-детально с соответствующими выводами.
- групповые работы на уроках
- устное обсуждение предложенных учителем ситуаций
- просмотр различных видеосюжетов о нравственности и доброте.
- упражнения и игры на Сплочение и доверие класса.
- индивидуальные и групповые беседы с родителями
- выездное мероприятие дети + родители на природу.
-посещение музея,
Проведение классных часов и бесед.
Для формирования у учащихся умения бесконфликтного общения были разработаны следующие тематические беседы:
1. Дружба
2. Ссоры и мир
3. Отношение к людям
Целью  проведения этих бесед стало обучение учащихся способам бесконфликтного общения в классе.
Классные часы
Темы :  "Дружба - это планета ромашек",
           "Умеем ли мы общаться?", "Правила вежливости" и др.. Во время классного часа проводилась групповая работа. Дети были рассажены таким образом, чтобы конфликтующие дети находились в одной группе. Таким образом, в некоторых группах  было по 2-3 ребенка, взаимоотношения которых между собой и с одноклассниками были сложными.
Во время проведения бесед и классных часов я попыталась показать детям возможность бесконфликтного взаимодействия, закрепить у них навыки саморегуляции, повысить взаимоуважение и развить интерес к общению друг с другом.
С детьми несколько раз были посещены музеи. Такие мероприятия позволяют детям не только расширить свой кругозор, но и дают возможность общения в не школы, в неформальной обстановке. Когда дети одновременно обогащают свои знания, узнавая прошлое, они начинают по-новому видеть настоящее. Что-то меняется в их мировоззрении. Безусловно, это необходимо делать систематически.  Культурно обогащенный человек крайне редко становится агрессивным и конфликтным.
На уроках и классных часах применялись групповые работы. Проводился утренник, посвященный 8-му Марта с разыгрыванием различных ситуаций, которые могут произойти в школе и умением их решать компромиссным путем.
К примеру, инсценировка нарастающего конфликта между мальчиком и девочкой на перемене из-за спора, кто в доме главнее: мама или папа.  Предотвращение конфликта при помощи третьего лица.
Или конфликт двух мальчиков на уроке. В инсценировках принимали мальчики, склонные к конфликтам. Поздравление и девочек учит правильному к ним отношению: не обижать, не бить, беречь.
Были проведены такие игры-упражнения, как "Сороконожка", сплочение, «ломка» пространственных барьеров между участниками (что способствует и психологическому сближению). «Встреча на узком мостике», целью которой является определение участниками стратегий решения проблемы. «Разыгрывание ситуаций», цель -  научить эффективным способам поведения, не допущения конфликтов,  и использование их в реальной жизни.
Заключительным этапом исследования на данный период с учащимися, была игра «Необитаемый остров». Цель игры – показать учащимся значимость каждого в достижении общей цели.
В ходе игры ребятам надо было выполнить ряд различных заданий, направленных на достижение общей цели. Задания были продуманы таким образом, чтобы каждый ученик класса смог проявить себя. В процессе игры учащиеся смогли увидеть своих одноклассников с лучших сторон, что было подчёркнуто в обсуждении. Некоторые учащиеся отмечали, что они не знали о способностях своих одноклассников и теперь относятся к ним лучше.            
 Вторичная диагностика уровня межличностных конфликтов
Вторичная диагностика показала, хоть и минимальный, но сдвиг.
На примере рисунков тех детей, которые по итогам первичной диагностики показали более высокие показатели агрессии и склонности к конфликтам, мы уже можем заметить, что они немного изменились.
 По общим итогам вторичного тестирования, уровень конфликтности  в классе снизился. 
Вывод.
В результате проведенной работы отмечается небольшое, незначительное снижение количества учащихся вступающих в конфликтные ситуации. Повысился интерес учащихся к занятиям в этом направлении. Можно считать, что выбранные способы эффективны. Проведенное исследование показывает, что регулярная работа, направленная на профилактику конфликтов среди учащихся позволяет снизить уровень конфликтности среди детей.
Заключение.
Тема конфликта - это одна из проблем, которую можно назвать извечной. Пока существуют люди, пока развивается общество, существуют разногласия  и споры, приводящие к конфликтным ситуациям.
Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. В начальной школе чаще учителям приходиться сталкиваться с субъективными причинами. Очень часто дети бурно реагируют на простые замечания или требования, на любые нестандартные ситуации и некоторые действия других детей. Особенно в настоящее время. В мой первый класс пришли дети с достаточно агрессивным восприятием того, что не входит в рамки их понимания или восприятия. Непонимание со стороны взрослых и одноклассников, неудовлетворенность своим положением в семье и классе могут приводить к возникновению ярких негативных эмоций. Такие эмоции могут стать причинами глубокого и длительного расстройства всего поведения. Находясь в состоянии волнения, ребёнок не может последовательно думать, последовательно и планомерно действовать, контролировать своё поведение.
В ходе проведенной мной работы отметилось снижение частоты возникновения конфликтов во втором классе, так же повысился интерес учащихся к подобным занятиям. Произошли изменения и у меня: я стала иначе относиться к некоторым детям, увидела их с другой стороны, изменила к ним отношение, по-другому взглянула на себя. Произошла некоторая переоценка самой себя и, окружающей меня, действительности..В целом можно сказать, что такая работа помогает не только тем, на кого она направлена, но и тому, кто её проводит.
 
Список использованной литературы.
  1. Путин В.В. – http://политикапрезидента.рф/o-cennostyah-o-nravstvennyh-moralnyh-osnovah  «Политка президента. Избранное» от 27.08.2018 г.,
    2. Г. Зиммель  "Социология"  (1908 г)
    3. Л. Козер. "Функции социального конфликта" (1956), «Дальнейшие   
        исследования социального конфликта» (1967).
   4.  А. Я. Анцупов, А.И. Шипилов. "Конфликтология"
   5.  Т.С. Сулимова . "Социальная работа и конструктивное разрешение
        конфликтов". Учебное пособие для студентов – М.: Институт  
        практической психологии. – 171 с (20-35; 133-154).
   6.  Кармин
    7. Белкин А.С.Б 43      Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для   
        студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия»,
            2000 г.
 
   8. Ю.Ф. Лукин. Конфликтология. Управление конфликтами. Москва, 2007 г.
     9. Анцупов А.Я. "Профилактика конфликтов в школьном коллективе". — М.:  
         Гуманит. изд; центр ВЛАДОС, 2003. — 208 с. — (Б-ка школьного  психолога).
10.  Бородкин, Ф.М. Внимание: конфликт! [Текст] : учеб.пособие / Ф.М.
       Бородкин, Н.М. Коряк. - Новосибирск : Наука. Сиб. отд-ние, - 189 с.
11.  Проективные методы диагностики: Психологическое консультирование   
       детей и подростков. Глава 3. Пункт 3.8.  -  Студенческая электронная
       библиотека.   http://www.studentlibrary.ru/doc/ISBN9785756704785-SCN0003.html
      12.  Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая
           диагностика развития личности и малых  групп. – М., 2002.   
     13. Рукавишников А.А. - Диагностика межличностных отношений, стр.          
           123//, // В. С. Ивашкин,
     14. В. В. Онуфриева - Психологический климат классного коллектива,  стр.
           147//, //Е.П. Ильин, П.А. Ковалев - Диагностика личной агрессивности и
           конфликтности, стр. 158//

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»