Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Профилактика суицидального поведения в подростковом возрасте

Сажина Анастасия Петровна
Пояснительная записка
В последние годы особое внимание уделяется проблеме суицидального поведения в подростковом и юношеском возрасте. Частота суицидальных действий среди молодежи в течение последних двух десятилетий увеличилась. Это связано с неуклонным ростом суицидальной активности молодежи  (Корнетов А.Н.,1999). Поданным Всемирной организации здравоохранения во всем мире самоубийство входит в пятерку наиболее распространенных причин смерти в возрастной группе лиц от 15 -19 лет (Бертолоте Х.М., 2006; Круг Э.Г.,2003; Розанов В.А., Моховиков А.Н., 2007). Как известно, суицид занимает третье место в классификации причин смертности среди населения (после онкологических болезней и заболеваний сердца). В  соответствии с прогнозом ВОЗ, в 2020 году приблизительно 1,5 миллиона людей во всем мире может погибнуть по причине самоубийства.
 По данным ВОЗ, около 20% самоубийств в мире приходится на подростковый и юношеский возраст. Число же суицидальных действий и намерений гораздо больше. В России, за последние 6-7 лет, частота суицидов составила 19-20 случаев на 100 тысяч подростков. Средний показатель в мире – 7 случаев на 100 тысяч.  Некоторые специалисты пишут о том, что в 10 % суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% мотив суицидального поведения подростка – это привлечение к себе внимания (Бертолоте Х.М.,2006).
Это связано с увеличением темпа  жизни, где подростки, впрочем, как и их родители, не справляются с кризисными ситуациями. В большинстве случаев встречается недоумение взрослых по поводу суицида их детей и растерянность, так как, чаще всего пусковым моментом была, незначительная, по мнению взрослых, обида. А она являлась только вершиной айсберга непонимания, длительной фрустрации ребенка.
Часто окружающие задают вопрос о том, что можно сделать для подростка, который решил уйти из жизни и можно ли его переубедить.
Представление о том, что суицидента нельзя отвратить от принятого им решения, базируется на неверном предположении о неотвратимости суицидального намерения у самоубийцы.
Цель работы – повышение компетентности взрослых – родителей и педагогов по профилактике суицида.
Задачи
  1. Выделить основные мотивы и причины суицидального поведения в подростковом возрасте.
  2. Выделить типы и динамику развития суицидального поведения.
  3. Определить признаки готовящегося к поступку.
  4. Разработать памятку для родителей по профилактике суицида.
Что подразумевают под понятием суицид? Термин «суицид» был впервые введен в обиход итальянским психологом Г. Дэзе в 1947г. и понимался им как «осознанное поведение с намерением лишить себя жизни».
Подростковый суицид
Основой суицидальной активности среди подростков является возрастной кризис.
Главная задача личностного развития в период юности – поиск своего места и закрепления в мире взрослых переживается молодыми людьми часто очень остро.
Драматическим моментом этого периода по мнению К.Г. Юнга является столкновение человека с требованиями реальной жизни, которая не всегда соответствует его собственным представлениям. Если у него есть иллюзии, контрастирующие с действительностью, то сразу возникают проблемы. Часто это связано со слишком большими ожиданиями с недооценкой внешних трудностей, с необоснованным оптимизмом или наоборот, негативизмом.
Суицидальное поведение подростков, имея сходство с действиями взрослых, отмечаются возрастным своеобразием. При переходе к подростковому возрасту возникает высокая склонность к самоанализу, пессимистической оценке окружающего и своей личности.
Основные мотивы суицидального поведения подростков:
  1. переживание обиды, непонимания, одиночества;
  2. действительная или мнимая утрата любви родителей;
  3. неразделенное чувство, ревность;
  4. переживания, связанные со смертью, разводом, уходом родителей из семьи;
  5. переживания чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия;
  6. боязнь позора;
  7. страх наказания;
  8. любовные неудачи, сексуальные эксцессы;
  9. чувство мести, злобы, протеста, вымогательство;
  10. желание привлечь к себе внимание, уйти от проблемной ситуации;
  11. феномен «подражательства» - «Эффект Вертера».
В подростковом возрасте недостаточно адекватно оценивать последствия аутоагрессивных действий. «Смерть» в этом возрасте воспринимается абстрактно.
Несерьезность, мимолетность (с точки зрения взрослых) мотивов, которыми руководствуются подростки, совершая самоубийства, создают трудности своевременного распознавания суицидальных тенденций среди этой возрастной категории населения.
Нередко у подростков четко прослеживается взаимосвязь между суицидальной готовностью и поведенческими отношениями, что обусловлено незрелостью психики в этом возрасте.
 Данный фактор к тому же определяет некоторую специфичность подростковой депрессии, которая складывается из следующих признаков:
  • чувство скуки,
  • усталости,
  • нарушение сна,
  • беспокойство,
  • неусидчивость,
  • фиксация внимания на мелочах,
  • чрезмерная эмоциональность,
  • замкнутость,
  • рассеянность внимания,
  • агрессивное поведение,
  • непослушание,
  • склонность к немотивированному бунту,
  • злоупотребление алкоголем,
  • употребление наркотиков;
  • плохая успеваемость,
  • прогулы занятий;
  • побеги из дома.
Пик суицидов приходится на молодежь в возрасте от 15 до 24 лет. Преобладающим способом совершения аутоагрессии являются самоотравление, прыжки с высоты и самопорезы.
У подростков чаще наблюдается манипулятивные суицидальные попытки, основанные не на желании умереть. Потому что этому желанию противодействует подсознательное чувство вечной жизни, это, скорее всего, призыв о помощи. Для суицидента этого возраста характерно стремление быть свидетелем реакции окружающих на свою смерть или надежда на второе рождение.
Исследования показали, что высокий суицидальный риск характерен для подростков из неполных семей или если в семье ребенка мать и отчим, для подростков, выросших в ситуации гиперопеки или эмоционального отвержения со стороны родителей.
Различают следующие типы суицидального поведения:
  • Демонстративное поведение
В основе этого типа суицидального поведения лежит стремление подростка обратить внимание на себя и свои проблемы, показать как ему трудно справляться в жизненными ситуациями. Это своего рода просьба о помощи. Как правило, демонстративные суицидальные действия совершаются не с целью причинить себе реальный вред или лишить себя жизни, а с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, «осознать» свое несправедливое отношение к нему. При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения
  • Аффективное суицидальное поведение
Суицидальные действия, совершенные под влиянием ярких эмоций относятся к аффективному типу. В таких случаях подросток действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Как правило, сильные негативные эмоции - обида, гнев, - затмевают собой реальное восприятие действительности и подросток, руководствуясь ими, совершает суицидальные действия. При аффективном суицидальном поведении чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.
  • Истинное суицидальное поведение
Истинное суицидальное поведение характеризуется продуманным планом действий. Подросток готовится к совершению суицидального действия. При таком типе суицидального поведения подростки чаще оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своих действий. Поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью. При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению или к спрыгиванию с высоты.
Динамика развития суицидального поведения
Первая стадия - стадия вопросов о смерти и смысле жизни. Прежде чем совершить суицидальное действие в большинстве случаев наблюдается период, который характеризуется снижением адаптационных способностей (это может проявляться в снижении успеваемости, уровня интересов, ограничении общения, повышенной раздражительности, эмоциональной неустойчивости и т.д.). В этот период формируются собственно суицидальные мысли, которые могут проявляться в виде заявлений о том, что «надоела такая жизнь», «вот бы уснуть и не проснуться», возникновением интереса к проблемам жизни и смерти и т.д. На этой стадии у подростка возникают пассивные мысли о лишении себя жизни, самоубийстве. Эта стадия также характеризуется представлениями, фантазиями и размышлениями о своей смерти, но не на тему лишения себя жизни. Примером являются высказывания типа: «Чем так жить, лучше умереть», «Хочется уснуть и не проснуться» и т. д. По данным исследований самоубийств  среди подростков аналогичные высказывания имели место в 75 % случаев попыток самоубийств, суицидов. При этом значение таких высказываний недооценивается или воспринимается в демонстративно-шантажном аспекте.
Вторая стадия - это суицидальные замыслы. Это активная форма проявления желания покончить с собой, она сопровождается разработкой плана реализации суицидальных замыслов, продумываются способы, время и место совершения самоубийства. У подростков отмечаются высказывания о своих намерениях.
Третья стадия - суицидальные намерения и собственно суицидальная попытка. Происходит присоединение к замыслу о суициде сформированного решения (установки) и волевого компонента, побуждающего к непосредственному осуществлению внешних форм суицидальных поведенческих актов.
Период от возникновения мыслей о самоубийстве до попыток их осуществления называется пресуицидом. Длительность его может исчисляться минутами (острый пресуицид) или месяцами (хронический пресуицид).
При острых пресуицидах возможно моментальное проявление суицидальных замыслов и намерений сразу, без предшествующих ступеней.

После попытки суицида наступает период, когда к ребенку относятся с повышенным вниманием и заботой. В этот период маловероятно повторение суицидальных действий. По истечении трех месяцев взрослые, видя, что ребенок внешне спокоен, не высказывает мыслей о суициде и не пытается повторить попытку, перестают внимательно относиться к ребенку и уделять ему должное внимание, начинают вести привычный для них образ жизни, т.к. считают, что ребенок преодолел кризис и с ним все в порядке. Но, если ситуация, приведшая ребенка к суицидальному действию не была проработана совместно со взрослыми, ребенок все еще находится под угрозой совершения повторной суицидальной попытки. И в тот момент, когда взрослые перестают волноваться за состояние ребенка, как отмечает ряд исследователей, и совершаются повторные попытки суицида. Поэтому необходимо на протяжении длительного времени наблюдать за ребенком, оказывать ему поддержку, беседовать с ним и проводить иные профилактические действия.

Причины суицидального поведения.

1). Несформированное понимание смерти. В понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё можно будет вернуть назад. У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет.

2).Отсутствие идеологии в обществе. Подросток в обществе "без родины и флага" чаще испытывает ощущения ненужности, депрессии.

3). Ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям. При этом  возникает ситуация, по мнению подростка, не совместимая с представлением "как жить дальше" (потеря любимого, наступление нежеланной беременности и т.д.), т.е. происходит утрата цели. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, что молодые люди, не имея жизненного опыта, не могут правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения.
 

4).  Дисгармония в семье.

5). Саморазрушаемое поведение (алкоголизм, наркомания, криминализация общества).

6). В подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение в возрасте до 15 лет связано с реакцией протеста, особенно частым источником последних являются нарушенные внутрисемейные, внутришкольные или внутригрупповые взаимоотношения.

70% подростков, в качестве повода, толкнувшего их на попытку  суицида, называли разного рода школьные конфликты. Но причиной является как правило  неблагополучие в семье. Однако это «неблагополучие» имеет не внешний, но содержательный характер: в первую очередь нарушены родительско-детские отношения. Роль «последней капли» играют школьные ситуации, поскольку школа — это место, где ребенок  проводит значительную часть своего времени.

7). Депрессия также является одной из причин, приводящих подростка к суицидальному поведению.

Многие из черт, свидетельствующих о суицидальности, сходны с признаками депрессии. Ее основным симптомом является потеря возможности получать удовольствие и испытывать наслаждение от тех вещей в жизни, которые раньше приносили счастье. Поступки и настроение как бы выдыхаются и становятся безвкусными. Психика лишается сильных чувств. Человеком овладевает безнадежность, вина, самоосуждение и раздражительность. Заметно ослабевает двигательная активность или, наоборот, возникают приступы громкой, быстрой, порой беспрестанной речи, наполненные жалобами, обвинениями или просьбами о помощи. Часто бывают нарушения сна или волнообразная усталость. Соматические признаки тревоги проявляются дрожанием, сухостью губ и учащенным дыханием. Появляются ничем не обусловленные соматические нарушения в виде болей в голове, боку или животе. Люди, страдающие депрессией, постоянно ощущают свою нежеланность, греховность и бесполезность, в силу чего приходят к заключению, что жизнь не имеет смысла.

Психогенные причины депрессии часто связаны с потерей: утратой друзей или близких, здоровья или каких-либо привычных вещей (например, места привычного жительства). Она может наступить в годовщину утраты, причем человек может не осознавать приближающейся даты.

Важно помнить, что почти всегда можно найти физиологическое и психологическое объяснение депрессии. Депрессия не обязательно обозначает, что человек находится в состоянии психоза или испытывает суицидальные намерения.

Подавляющее большинство людей, испытывающих депрессивные состояния, не утрачивают связей с реальностью, заботятся о себе и далеко не всегда поступают на стационарное лечение. Однако, когда они решаются на попытку самоубийства, ими овладевает отчаяние. Несмотря на это, существует достаточно «нормальных» людей с депрессивными переживаниями, которые не заканчивают жизнь самоубийством.

Не существует какой-либо одной причины самоубийства. С особой бдительностью следует принять во внимание сочетание опасных сигналов, если они сохраняются в течение определенного времени.
К «группе риска» по суициду относятся подростки:
- с нарушением межличностных отношений, “одиночки”;
- злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;
- с затяжным депрессивным состоянием;
- сверхкритичные к себе подростки;
- страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат, от хронических или смертельных болезней;
- фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;
- страдающие от болезней или покинутые окружением подростки;
- из социально-неблагополучных семей - уход из семьи или развод родителей;
- из семей, в которых были случаи суицидов.

Признаки эмоциональных нарушений, лежащих в основе суицида

- потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней,

- частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость),

- необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду,

- постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти,

- ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие,

- уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека «одиночку»,

- нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы,

- погруженность в размышления о смерти,

- отсутствие планов на будущее,

- внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.

Суицидальными подростками, в целом, часто руководят амбивалентные чувства. Они испытывают безнадежность, и в то же самое время надеются на спасение.
Признаки готовящегося самоубийства
1. Приведение своих дел в порядок — раздача ценных вещей, упаковывание. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить все в порядок. Делает последние приготовления.
2. Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.
3. Внешняя удовлетворенность — прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется — может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.
4. Письменные указания (в письмах, записках, дневнике).
5. Словесные указания или угрозы.
6. Вспышки гнева у импульсивных подростков.
7. Потеря близкого человека, за которой следуют вышеперечисленные признаки. Потеря дома.
8. Бессонница.
Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у подростков
Антисуицидальные факторы личности - это сформированные положительные жизненные установки, жизненная позиция, комплекс личностных факторов и психологические особенности человека, а также душевные переживания, препятствующие осуществлению суицидальных намерений.
К ним относятся:
- эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;
- выраженное чувство долга, обязательность;
- концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба;
- учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения;
- убеждения о неиспользованных жизненных возможностях;
- наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов;
- наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;
- психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности.
- наличие актуальных жизненных ценностей,  целей;
- проявление интереса к жизни;
- привязанность к родственникам, близким людям, степень значимости отношений с ними;
- уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;
- планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни;
- негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства.
Чем большим количеством антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов обладает человек, в частности подросток, чем сильнее его «психологическая защита» и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер.
Список используемой литературы:
1.Акопов Г.В. и др. (ред.) Методы профилактики суицидального поведения. –
Самара-Ульяновск, 1998
 
2.Амбрумова А.Г., Бородин С.В., Михлин А.С. Предупреждение
самоубийств. – М., 1980
 
3.Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения:
Методические рекомендации. – М., 1980
 
4.Бек А., Раш А. и др. Когнитивная терапия депрессий. – СПб.: Питер, 2003
 
5.Гилинский Я.И. Самоубийство как социальное явление. Проблемы борьбы
с девиантным поведением. – М., 1989
 
6.Голант М., Голант С. Если тот, кого вы любите, в депрессии... Помоги себе -
помоги другому. – М.: Институт психотерапии, 2001
 
7.Конанчук Н.В. Первый психотерапевтический контакт после суицида.
Психогигиена и психопрофилактика. – Л., 1983
 
8.Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов-на-Дону: Феликс, 1997
 
9.Литвак М.Е., Мирович М.О. Как преодолеть острое горе. – Ростов-на-Дону:
Феликс, 2000
 
10 Лукас К., Сейден Г. Молчаливое горе: жизнь в тени самоубийства. – М.:
Смысл, 2000
 
11 Пурич-Пейакович Й., Дуньич Д. Самоубийство подростков. – М.:
Медицина, 2000
 
12 Старшенбаум Г.В. Формы и методы кризисной психотерапии.
Методическое рекомендации. – М., 1987

 


You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»