Опыт ГБОУ по профилактике предупреждения вовлечения
в экстремистскую деятельность учащихся школы
(пример профилактики вовлечения учащихся ГБОУ в экстремистскую деятельность)
ХитроваИрина Владимировна,
социальный педагог ГБОУ школа № 53
Согласно статистическим данным Генеральной прокуратуры Российскойсоциальный педагог ГБОУ школа № 53
Федерации за период с 2010 по 2017 года на территории России зарегистрированных преступлений экстремистской направленности возросло с 656 до 1521, что составило прирост на 53 %, а в январе 2020 года прирост составил уже 77,1%, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года [17].
Исходя из полученных данных можно заключить, что с каждым годом в России увеличивается число преступлений экстремисткой направленности, что представляет угрозу для безопасности личности, общества и государства
Деятельность экстремистов направлена на создание в обществе социальной, национальной, религиозной напряженности, недовольства существующим строем и политикой. Точное определение экстремизма дано в ФЗ от 25.07.2002 № 114 - ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности», где указано, что экстремизм – это:
- изменение конституционных основ РФ;
- террористическая деятельность и оправдание терроризма;
- возбуждение религиозной, национальной, социальной розни и
- воспрепятствование осуществления гражданами их избирательных прав;
- законной деятельности государства, иных органов власти, организаций и объединений, основанное на насилии или угрозе его применения;
- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской и близкой по
В статьях, посвященных анализу проявлений экстремистской деятельности авторами отмечается, что в мире идет бурный рост экстремистских проявлений в молодежной среде, направленных на разрушение традиционных устоев общества. В России процессы молодежного протеста носят пока латентный и невыраженный характер, что не всегда дает возможность своевременно диагностировать и локализовать их. Наше государство многонациональное и многоконфессиональное, а значит, и риски экстремистских проявлений в нем велики.
В современной России, по данным социологических исследований, наиболее значимым полем экстремизма являются межэтнические отношения (до 40 % опрошенных молодых людей в той или иной степени испытывают антипатию к представителям других национальностей), политические (12 %), религиозные (4–5 %) [2]. Таким образом, в аспекте направленности экстремистской активности преобладающим ее видом является межнациональный экстремизм, основанный на идеях национализма, расизма, шовинизма.
Под влияние представителей организованного экстремизма, экстремистской идеологии часто попадают молодые люди в возрасте от 12 до 22 лет. Этот возрастной период связан у подростков и юношества с поиском своего «я», развитием самосознания, самореализации, смысла жизни, с другой стороны, они пытаются изменить социальные нормы и правила «под себя», ищут и пытаются отстаивать свои ценности. Именно в этот период подростки и молодые люди легко попадают под влияние, становятся жертвами манипуляторов от идеологии экстремизма: готовы идти на эксперимент, ищут поддержку и одобрение, тех кто сможет взять ответственность за их поступки на себя, вступают в группировки, организации.
К молодежи, находящейся в «зоне риска», т.е. имеющую наибольшую вероятность оказаться под влиянием экстремистской деятельности, могут быть отнесены следующие категории:
- выходцы из неблагополучных, социально дезориентированных
- «золотая молодежь», склонная к безнаказанности и вседозволенности, экстремальному досугу и рассматривающая участие в экстремистской субкультуре как форму времяпрепровождения;
- дети, подростки, молодежь, имеющие склонность к ненормативной агрессии, силовому методу решения проблем и споров, с неразвитыми навыками рефлексии и саморегуляции;
- участники молодежных субкультур, неформальных объединений, устойчивых и склонных к девиациям уличных компаний;
- члены экстремистских политических, религиозных организаций, движений, сект.
Авторы научных статей, анализирующие типологию и феномен молодежного экстремизма, выделяют ряд направлений, по которым должна вестись профилактика экстремизма в молодежной среде [13,14]:
- оптимизацию социальной среды (в целом), в которой находятся подростки и молодежь, ее улучшение, создание в ней пространств конструктивного взаимодействия, положительных эмоций;
- создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности молодого человека, включение его в социокультурное пространство ближайшего сообщества;
- разработку системы психо - коррекционной работы, направленной на профилактику ненормативной агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур.
За основу в профилактической деятельности по предупреждению вовлечения учащихся нашей школы в экстремистские группировки мы выбрали представленные выше направления.
Применительно к условиям школы реализация профилактических направлений осуществляется следующим образом:
- формирование среды - создание в школе доброжелательной, конструктивной обстановки, способствующей развитию познавательной деятельности, эмоционально положительной атмосферы осуществляется через а. создание службы психолого-педагогической поддержки и сопровождения учащихся, имеющих сложности в освоении учебного материала или возрастные трудности, б. привлечения ребят к участию в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях и других мероприятиях, нацеленных на сплочение и взаимопомощь в диаде ученик-учитель, ученик-ученик, в. большую роль играет школьный музей, где ребята знакомятся с историей школы, видят портреты учеников прошлых лет, ставшими нынешними учителями, с историей района в исторической ретроспективе;
- для оптимизации процесса социализации учащихся в школе была разработана пятилетняя программа по привлечению родителей к участию в образовательном процессе, организована работа родительского лектория (информирование родителей в области воспитания, психо - физическом развитии детей и подростков, в вопросах безопасности и др..), родители участвуют в школьных акциях, спортивных мероприятиях, концертах, школьном самоуправлении, что способствует в определенной мере формированию единого воспитательного, культурного пространства, единообразия требований и формирования у учащихся основных ценностей ( любовь к Родине, ценности семейных отношений, культурно-исторического наследия), школой прилагается максимум усилий для формирования жизненных навыков наших учеников, устойчивости к негативному общественному давлению, к самоопределению и самореализации, опираясь в решении этих вопросов на семью, как субъект образования;
- процесс социализации, т.е. усвоение подростками норм и правил общества, соблюдения норм и правил поведения и общения в школе, социального общения, формирования устойчивого противостояния влиянию пропаганды экстремистского толка, не всегда может проходить гладко. У подростков возможно проявление не управляемой агрессии, направленной на окружающих или на себя, тяготение к вступлению в антиобщественные группировки или сообщества, секты. Для устранения развития таких негативных процессов в школе создана система ведения психо-коррекционной работы. Психолог, социальный педагог анализируют возможные причины агрессивного (агрессивно-депрессивного) поведения учащихся, к работе подключаются служба психолого-педагогического сопровождения: медиативная группа, психолого-педагогический консилиум школы, служба здоровья, совет по профилактике безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних, конфликтная комиссия; проводится работа с родителями (разъясняется специфика молодежных субкультур, их потенциальная опасность, степень ответственности родителей за правонарушения их детей).
Неотъемлемой частью профилактики экстремизма в нашей школе является правовая информированность всех участников образовательного процесса. Для повышения уровня знаний ребят, их умению распознавать идеи экстремизма в любых его формах проводятся лекции, беседы, опросы, анкетирование учеников (Приложение 1, 2) [1].
Неоценимую роль в профилактике экстремизма, национализма, терроризма играет занятость ребят в кружковой деятельности. Две трети ребят от общего контингента школы занимаются в школьных кружках и секциях, посещают клубы и спортивные секции вне школы.
Описанный механизм ведения профилактической работы позволил нам свести к нулю число учащихся, состоящих на учете в ОДН района, вовлеченных в экстремистские, неонацистские и другие молодежные группировки.
Список литература
- Бузыкина Ю. С. Отношение к экстремизму: региональный аспект: Монография. М – во образования и науки РФ, ФГБОУ ВО ПГУ. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2017. – 93 с.
- Бурдье П. Социальное пространство и генезис “классов” // Социология социального пространства. М.: Институт экспериментальной социологии. СПб.: Алетейя, 2005.
- Гафнер В.В. Опасности социального характера и защита от них:
- учеб. пособие / В.В. Гафнер, С. В. Петрова, Л. И. Забара – М.: Флинта: Наука, 2012. - 320 с.
- Иваненков С.П. Проблемы социализации современной молодёжи. СПб., 2008.
- Ильинский И.М. Молодёжь и молодёжная политика. Философия. История. Теория. М.: Голос, 2001.
- Касьянов В.В. Государственная молодёжная политика (региональный аспект). Ростов-н/Д., 1997.
- Козлов А.А., Теплов Э.П. Терроризм в молодежном сознании: угроза и вопросы безопасности. СПб.: Элексис Принт, 2007.
- Методические материалы по профилактике экстремизма в молодежной среде. Выпуск 2 / авт. – сост. И. С. Фомин. – Великий Новгород,2015. – 34 с.
- Методические рекомендации по профилактике экстремизма (для руководителей образовательных учреждений) / ГОУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования Республики Карелия». – Петрозаводск: 2011.
- О Противодействии экстремистской деятельности: федер. Закон Рос. Федерации от 25 июля 2002 N 114 – ФЗ " (ред. от 23. 11. 2015): принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 27.06.2002 г.: одобрен Советом Федерации Федер. собр. Рос. Федерации 10.07.2002 г. // Рос. газ. 2002. 25 июля.
- Профилактика экстремизма в молодежной среде. Проблемы и решения / ОГКУ «Центр социальных и информационных услуг для молодежи».– 2016. – 105 с.
- Смирнов В.А. Основы молодежной политики в сфере профилактики экстремизма: Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова, № 12, 2006. С. 78-87
- Томалинцев, В. Н. Введение в социальную экстремологию : учеб. пособие / В. Н. Томалинцев, А. А. Козлов СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. С. 84.
- Чупров В.И., Зубок Ю.А, Уильямс К. Молодёжь в обществе риска. М.: Наука, 2003.
- Генеральная прокуратура Российской Федерации портал правовой статистики. Динамика зарегистрированных преступлений экстремистской направленности – URL: http://crimestat.ru/24 (дата обращения 05.01.2021).
- МВД РФ: https://31.мвд.рф/citizens/pravo/памятки1/профилактика-терроризма-и-экстремизма/
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Анкета для обучающихся «Отношение к идеологии экстремизма»
Уважаемые участники анкетирования, Вашему вниманию предлагается 11
вопросов, посвященных явлению экстремизма. Нам очень важно узнать ваше
отношение к идеологии экстремизма, надеемся на искренность ответов!
Анкета является анонимной.
Ваш пол: _____ Класс: 10 «__»
1. Какое определение Вы бы могли дать понятию «экстремизм»? Если
вы затрудняетесь в ответе, то поставьте прочерк.
__________________________________________________________________
________________________________________________________________ .
2. Какие проявления экстремизма Вы могли бы назвать? Если вы
затрудняетесь в ответе, то поставьте прочерк.
________________________________________________________________
________________________________________________________________ .
3. Знаете ли Вы какие – либо экстремистские организации? Если да,
то назовите их.
_________________________________________________________________
________________________________________________________________ .
4. Какое отношение вызывают у Вас люди иной национальности и
убеждений?
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________ .
5. Какое отношение у Вас вызывает деятельность экстремистов?
________________________________________________________________
________________________________________________________________ .
6. Есть ли у Вас желание войти в ряды экстремистского движения?
________________________________________________________________ .
7. Как вы относитесь к насилию, причинению боли и страдания?
____________________________________________________________________
_______________________________________________________________ .
8. Могли бы вы совершить насильственные действия? Если да, то в
каких ситуациях?
____________________________________________________________________
_________________________________________________________________ .
9. Необходимо ли противодействовать распространению
экстремистской идеологии?
____________________________________________________________________
_________________________________________________________________ .
10. Назовите, какими способами можно осуществлять профилактику
экстремизма в обществе?
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________ .
11. Умеете ли вы контролировать свои эмоции в конфликтной,
стрессовой ситуации?
_________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________ .
Благодарим Вас за ответы на вопросы Анкеты.
Приложение 2
(на основании материала работы «Экстремизм и работа по его профилактике в ОУ», Уральский педагогический институт)
План проведения занятия с обучающимися 9-11 класса
«Уголовная ответственность за участие в террористической и экстремисткой
деятельности» (рекомендуется привлечь для участия в занятии сотрудника прокуратуры).
Цель: сформировать у обучающихся понимание неизбежности
наказания за участие в экстремистской и террористической деятельности.
Задачи: Образовательная – расширить и углубить знания об
уголовной ответственности за реализацию деятельности, имеющей
экстремистскую направленность; изучение основных положений Уголовного
кодекса РФ;
Развивающая – развитие осознанного понимания значимости соблюдения
законодательства РФ по вопросам экстремизма; мышления; анализа
информации
Воспитательная – воспитание отрицательного отношения к проявлениям
экстремизма.
Учебные вопросы:
1. Уголовная ответственность за осуществление экстремистской
деятельности;
2. Наказание за экстремистскую деятельность.
Отведенное время: 40 минут
Ход занятия
1. Вводная часть (5 мин)
2. Основная часть (28 мин)
Актуализация знаний (4 мин)
Прокурор: «Как вы думаете, в течение последних лет число преступлений экстремистской направленности увеличивается или уменьшается? Согласно статистическим данным за
последние семь лет их количество увеличилось с 656 (2010) до 1521 (2017), а
только за январь – февраль 2018 уже отмечено 2013 преступлений
Основная опасность экстремизма заключается в том, что члены данных радикальных организаций все больше ориентируются на вовлечение молодежи в пропаганду экстремистской идеологии. Многих молодых людей привлекают обещанные экстремистами «золотые горы», блага, материальный достаток, слава и успех. И, правда, чего же еще для счастья надо? Но, данные обещания используются лишь для вовлечения, а после активной пропагандистской работы, где с новобранцами работают профессиональные психологи, которые путем грамотного воздействия на мысли и чувства молодежи, доносят мысль о том, что единственно верная идеология – экстремизм. И на данном этапе молодым людям уже не нужны обещанные блага (которые бы им и так никогда не достались), они лишь желают «служить» на благо радикальной идеологии. И
здесь ключевым феноменом является тот факт, что молодежь не знает об ответственности за участие в деятельности экстремистов, они не знают, что их будет ждать в суде».
Знакомство с уголовным кодексом:
Первый учебный вопрос – Уголовная ответственность за осуществление экстремистской деятельности: «Ребята, какой федеральный закон устанавливает меру наказания за совершенный проступок? (УК РФ).
Прокурор: «Рассмотрим основные статьи УК РФ, которые устанавливают степень наказания за экстремистскую деятельность. За умышленное причинение вреда здоровью, исходя из политической, расовой, идеологической, националистической ненависти и вражды: тяжкий вред (часть 2 статья 111 пункт е), средней тяжести (часть 2 статья 112 пункт е), легкого вреда (часть 2 статья 115 пункт б), побои (часть 2 статья 116 пункт б), истязание
(часть 2 статья 117 пункт б), угроза убийством или причинением тяжкого вреда
здоровью (часть 2 статья 119), хулиганство (часть 1 статья 213 пункт б). В статье 280 предусмотрено наказание за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, ст. 282 возбуждение ненависти или вражды, унижение человеческого достоинства; ст. 282.1. организация экстремистского сообщества, ст. 357 организация деятельности экстремистской организации, массовые беспорядки (статья 212), убийство (часть 2 статья 105 пункт л), вовлечение молодежи в экстремистскую деятельность (часть 4 ст. 150). Но есть и правонарушения, рассматриваемые в рамках Кодекса административных
правонарушений, так к ним относятся: распространение информации о деятельности экстремисткой организации (часть 2 ст. 13.15), пропаганда нацистской атрибутики (ст. 20.3), производство и распространение экстремистских материалов (ст. 20.29). Как вы думаете, какое наказание предусмотрено за данные виды деятельности? Административное или уголовное, от чего зависит мера наказания?».
Вопрос 1:
«Вы видите, что законодательно предусмотрено наказание за широкий спектр правонарушений экстремистской направленности. Не задумываясь о наказании, вы можете переслать другу понравившуюся статью, опубликовать на своей странице в социальных сетях, которая имеет явный или не явный экстремистский подтекст, и получить наказание согласно Кодексу административных правонарушений. Вы часто задумываетесь о том, что выкладываете на своей странице? Или вы выкладываете все, что вам нравится? Задумываетесь ли вы о возможном наказании?».
Вопрос 2:
Наказание за экстремистскую деятельность Прокурор: «Вы люди уже взрослые, необходимо анализировать информацию, осознавать, что делать можно, а что нет, уметь отличать экстремизм из всего многообразия проявлений современного мира. Необходимо
знать и помнить о том, что любое ваше противоправное действие будет раскрыто и вы получите соответствующее наказание. Так, за публичные призывы к экстремистской деятельности установлен минимальный штраф в размере 100000 либо в размере зарплаты (иного дохода) в размере за 1 год. Максимальная сумма – 300 тысяч рублей или зарплата за 2 года. Максимальный срок лишения, с последними пересмотрами закона, увеличились с 3 до 4 лет. За возбуждение ненависти и вражды срок максимальных принудительных работ
увеличился с 2 лет до 4. За действия, где было применено насилие для достижения радикальных целей минимальный штраф 300000 рублей, либо в размере доходов равному за двум годам. За организацию экстремистского сообщества, организации предусмотрен штраф в размере от 200 до 500 тысяч рублей или в размере доходов от полутора лет до трех, максимальный срок принудительных работ – 5 лет, лишения свободы до 7 лет; ограничения свободы до 2 лет».
Задания на закрепление (ученики пользуются УК РФ и Кодексом
административных правонарушений)
1 ситуация: На центральном стадионе проходил футбольный матч, где играли команда России и команда Африки. Счет игры: 1:2 (в пользу африканской команды). После футбольного матча фанаты сборной России, объединившись и запасшись битами, арматурой, остались ждать фанатов африканской команды, которых приехало около 20 человек. После выхода фанатов команды Африки на улицу началась драка. Подоспевший наряд Полиции остановил драку, фанаты сборной России разбежались, но некоторых удалось поймать. Все 20 человек из стран Африки пострадали и доставлены в больницу. Можно ли отнести данное происшествие к экстремизму? Почему? К какой статье подходит данное правонарушение? Какое наказание грозит фанатам сборной России?
2 ситуация: Гражданин К не входит в какие – либо экстремистские объединения, но очень любит читать материалы, которые имеют скрытый экстремистский подтекст. Гражданин «К» на днях скачал новую книгу «Бой инакомыслию», где основной мыслью является нетерпимость к проявлениям любого инакомыслия, к отличному от общепринятого поведения, стилю и образу жизни (фрики). Его очень заинтересовала данная книга и он решил ее разослать всем своим знакомым, а также распечатал несколько экземпляров и оставил один в магазине, а другой на уличной скамье, вдруг кого – то заинтересует. Возможно ли поведение Гражданина «К» рассматривать как деятельность, имеющую экстремистскую направленность? Почему? Подходит ли данное поведение под какую – либо статью УК РФ или Кодекса административных правонарушений? Если да, то какая мера наказания возможна?
Организуется командное обсуждение и выступление каждой из групп, с дальнейшим внесением поправок и комментарием сотрудником прокуратуры.
Заключительный этап (7 мин):
Рефлексия: «Узнали ли вы что-то новое? Будете ли вы отныне вести себя осторожнее, контролировать свое поведение и анализировать информацию? К какому выводу вы пришли в конце нашего занятия?»
Используемые литературные источники:
1. О Противодействии экстремистской деятельности: федер. закон Рос.Федерации от 25 июля 2002 N 114 – ФЗ " (ред. от 23. 11. 2015): принят Гос.Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 27.06.2002 г.: одобрен Советом Федерации Федер. собр. Рос. Федерации 10.07.2002 г. // Рос. газ. 2002. 25 июля.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06. 1996 N 63 – ФЗ (ред.
от 19. 02. 2018).