Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Проблемы мотивации учащихся

Андреева Янина Владимировна

Проблемы мотивации к изучению, освоению, постижению чего-либо нового всегда являлись одними из основных. Без мотивации к процессу не может быть хорошего результата – эта данность подтверждена всей историей человечества. Особенно мотивация важна в подростковом и юношеском возрасте, когда понуждением добиться почти ничего невозможно, и это обусловлено спецификой возрастной психологии, а через развитие интереса к делу, предмету, процессу можно достичь значительных результатов.

Вопросы развития интереса школьников к изучению учебных предметов сегодня заново осмысливаются в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов.

Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход. Среди принципов данного подхода, определенных образовательной программой основного общего образования, в связи с проблемами мотивации следует обратить внимание на следующие моменты.

Образовательный процесс на уровне основного образования необходимо ориентировать «на достижение основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию». В связи с чем при построении преподавания предмета в целях развития мотивации обучающихся к его изучению следует самое серьезное внимание уделять универсальным учебным действиям, наглядно демонстрируя, что овладение ими позволит обучающимся на протяжении всей жизни успешно осваивать новое как в процессе получения образования, так и в процессе трудовой деятельности. И это может продуктивно работать на формирование мотивации. Ориентация на личность учащегося, поиск того, что может связать его интересы с учебным материалом изучаемого предмета, становится важной педагогической задачей для учителя. Этот принцип в требованиях системно-деятельностного подхода развивается и дальше: необходим «учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения». Данный подход в педагогике не является новым, и при решении вопросов формирования мотивации ему должно быть уделено самое серьезное внимание, в том числе учителю необходимо учитывать изменения в психологических особенностях сегодняшних подростков по сравнению с предыдущими поколениями.

И еще на два аспекта системно-деятельностного подхода, заложенных в образовательной программе основного образования, в связи с темой развития мотивации хочется обратить внимание. Это, во-первых, «признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся», что требует самой серьезной работы над постоянным обновлением содержания образования и, что особенно важно, над выбором подходов к организации деятельности обучающихся, их сотрудничества друг с другом и с учителем. Второй аспект – это «разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей-инвалидов и детей с ОВЗ». Отметим здесь два аспекта: одаренным детям и детям с проблемами, их интересу к обучению необходимо особое внимание, но не только они требуют индивидуального подхода, к этому подходу следует стремиться при работе со всеми обучающимися, и только тогда возможно говорить о полноценном развитии интереса к преподаваемому предмету.

Системно-деятельностный подход получает еще большее развитие на уровне среднего образования.   Среди целей, определенных образовательной программой среднего образования, отметим следующие:

  • формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;

  • проектирование и конструирование развивающей образовательной среды;

  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

  • построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.

На уровне среднего образования сохраняется как важнейший принцип организации деятельности учет индивидуальных особенностей обучающихся, и на завершающем уровне основного общего образования внимание к личности ученика, его «я», обретает новые оттенки, так как перед нами практически почти взрослый человек или человек, считающий себя взрослым. Вся образовательная деятельность направляется на саморазвитие и формирование готовности к непрерывному образованию, что в сегодняшнем мире является залогом успеха деятельности человека во многих направлениях. Без развития интереса к изучению каждого учебного предмета трудно не нарушить процесс формирования интереса к беспрерывному образованию. Развитие заинтересованности к каждому предмету в старших классах в условиях профильного обучения – задача непростая. Учащиеся уже определили профиль, сосредоточены на профильных предметах и пытаются отмести все, что кажется им «лишним». Думаем, что умение учителя продемонстрировать практическую значимость учебного предмета, его влияние на развитие и саморазвитие учащихся может стать серьезным доводом для старшеклассников.
Несомненно, развитию интереса к предмету может послужить правильно организованная образовательная среда, о которой отдельно сказано в программе среднего образования. Образовательная среда сопровождает, и в ряде случаев определяет, развитие мотивации к учебе с первых годов обучения в школе. Особенностями образовательной среды сегодня становится то, что это среда не только учебных кабинетов, но и других помещений образовательной организации (например, информационно-библиотечного центра). Для старшеклассников это важно еще и потому, что большая часть их деятельности индивидуализирована. Прежде всего эта индивидуализация связана с проектно-исследовательской деятельностью, которая также является мощным мотиватором к изучению того предмета или предметов, которые становятся объектом индивидуального проекта.
Для развития мотивации к учебному предмету можно и нужно активно использовать социальные сети. Умение работать с ними, взаимодействовать через них с учащимися, откликаться на актуальное и интересное, связанное с учебным предметом, переносить обсуждение в класс сделает урок более жизненным, актуальным.
Для развития интереса к учебному предмету хорошо использовать интеграцию урочной и внеурочной деятельности, где этот предмет предстает в других формах, под другим углом, что позволяет сделать его более живым и занимательным.  
Что же из инструментов, которые могут быть доступны учителю, является самым важным и эффективным для развития интереса к изучению предмета? Из всего, о чем было сказано, выделим главное – это организация деятельности учащихся. Прежде всего, конечно, речь здесь идет об образовательных технологиях.
Если традиционные методы обучения в большей мере связаны с получением и механическим отображением знаний. что малоэффективно для формирования мотивации, то педагогические технологии, востребованные в ходе реализации ФГОСов, позволяют овладеть законами применения знаний, открывают возможности для индивидуального обучения, способствуют активному приобретению знаний, развитию познавательного интереса, несут элементы творческого, исследовательского подхода, открывают путь для самообразования, способствуют формированию самостоятельности и творческой активности. Владение учителем такими, например, технологиями, как технология проблемного обучения, развития критического мышления, диалогового взаимодействия, кейсов, «педагогическая мастерская» и др., и активное внедрение в постоянную практику преподавания позволит осуществить организацию деятельности учащихся, развивающую интерес к конкретному учебному предмету и процессу обучения в целом.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»