Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Модель учёта личностных результатов достижений учащихся на уровне класса

(для учащихся 5-9 классов) 
Рожкова Ирина Васильевна
Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы. Важнейшей задачей инноваций в российском образовании является совершенствование контроля за результатами обучения и управление его качеством.  В этой связи встает необходимость еще раз подчеркнуть основные подходы к оценке учебных достижений учащихся на внутришкольном уровне. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет учителю не только оценивать получаемые ими знания, умения, навыки, но и вовремя оказать необходимую помощь учащимся и добиваться поставленных целей обучения, а так же видеть и оценивать свои собственные удачи и пробелы в работе. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы, как на уроках, так и при выполнении домашней работы, внеурочной деятельности. Современные подходы к оцениванию результатов учебной деятельности учащихся должны базироваться на планируемых результатах обучения в предметно-деятельностной форме, определяться ФГОС и учебными (рабочими) программами. Данный проект -  одна из возможных практических Моделей учета личностных результатов достижений учащихся  на уровне класса. Она предполагает сотрудничество и тесное взаимодействие классного руководителя сотрудниками службы сопровождения и учащимися.
Модель учета личностных достижений учащихся гимназии складывается из основных задач ООП, планируемых результатов, определяемых ФГОС на ступени основного общего образования и возможностей  и традиций и опыта социальной службы гимназии.
В основе модели – совокупность современных методик, технологии и методы работы, позволяющие измерить личностные достижения в области формирования мотивации, сформированности нравственных и гражданских качеств, а также возможность учета активности учащихся во внеурочной деятельности.  Стоит отметить, что в данной области  используются современные методики персонифицированного (психологические и социологические исследования) и персонифицированного оценивания (проектная деятельность) и современные формы учета, индивидуальные, такие как «дневник гимназиста» и коллективные – «портфолио класса», «фестиваль проектов». Важно, что в данном направлении оценки участвуют все субъекты образовательного процесса: педагоги-предметники, классные руководители, специальные педагоги, сам ребенок, родители.
Педагогические задачи – планируемые результаты для создателей модели:
1. Создать оптимальную модель учета личностных достижений учащихся:
  • Определить уровень сформированности внутренней позиции;
  • Определить уровень сформированности основ гражданской идентичности;
  • Определить уровень  самооценки, степень осознания своих возможностей в учении и других внеучебных достижениях;
  • Изучить преобладающие мотивы учебной деятельности, социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • Определить уровень знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений;
  1. Оценка личностных достижений учащихся 5-х классов
Планируемые результаты для учащихся:
  • Продвижение в достижении планируемых результатов в метапредметных и личностных областях
  • Повышение уровня мотивации – активности учащихся в школьной жизни
  • Развитие регулятивных умений, позволяющих планировать, конструировать свою деятельность, добиваться успеха, оценивать свою деятельность
  • Развитие коммуникативных способностей, позволяющих, работая в команде (классе, группе) оценивать  результаты других, стремиться к позитивным изменениям
  • Развитие личностных качеств, таких, как формирование активной жизненной позиции и др.
Механизм реализации модели
В сентябре проводится психолого-педагогический консилиум с целью ознакомления с результатами психологических обследований, проводимых в начальной школе и наблюдений классных руководителей и службы сопровождения. В консилиуме принимают участие психолог гимназии, социальный педагог и классный руководитель. В течение первой четверти классный руководитель разрабатывает портфолио класса. Психолог в это время проводит скрининговые исследования классного коллектива:
  • Социометрическое исследование
  • Методика изучения мотивов участия школьников  в деятельности (Л.В. Байбородова)
Учащиеся заполняютстраницы «Дневника гимназиста»,анализируютсвои возможности, проблемы и пути их решенияв учении, внеучебной работе.
На осенних каникулах классный руководитель составляет план воспитательной работы в соответствии с результатами исследований; составляет план совместной работы с психологом и социальным педагогом.Психолог, на основании анализа проведенных исследований, определяет маршрут развитиядля отдельных учащихся, групп учащихся и классного коллектива.
Во второй четверти каждый класс получает (или выбирает) тему для проектной работы. Главная цель работы над проектом –  осознание собственного уровня развития каждого учащегося и планирование самореализации в какой-либо сфере деятельности. А также, коррекция и развитие каждого ребенка и взаимоотношений в классе и между отдельными учащимися. Класс делится на пары. Причем, если по результатам исследований в классе сложился дружный коллектив и нет проблем во взаимодействии, ребята могут выбрать пару-сотрудника сами. Если же проблемы есть, то пары составляют психолог и классный руководитель. Каждая пара получает мини-задание на четверть в рамках Большого проекта класса.  Задания распределяются в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка. Помощь и контроль над выполнением задания выполняют психолог и классный руководитель.
Психолог  выступает на родительских собраниях, проводит тренинговые  и консультативные занятий с классами,   группами  и отдельными учащимися  (там, где это необходимо.)
В третьей четверти учащиеся класса разбиваются на группы, причем это может быть как объединение пар в группы, так и создание совершенно новых групп ( в каждой по 4-6 человек) на усмотрение классного руководителя и психолога. Результаты работы пар-сотрудников  используются для выполнения задания для групп в рамках большого проекта. Инициатива детей, стремление к лидерству поддерживается. Ребятам, испытывающим личностные проблемы, оказывается помощь и поддержка со стороны психолога в ходе работы над проектом. Помощь и контроль над выполнением задания выполняет преподаватель технологии и руководитель проекта.
    В четвертой четверти психолог проводит исследования,  направленных на выявление результата проделанной работы:
  • Исследование самооценки
  • Анкетирование учащихся с целью выявления групповой сплоченности внутри классных коллективов
  • Рисуночная методика «Мой мир», «Автопортрет», субтест «Человек», «Несуществующее животное».
В школе возможно проведение «Фестиваля проектов классных коллективов».
В конце года проходит психолого-педагогических консилиум классных руководителей, психологов и социального педагога «Обсуждение полученных результатов и разработка перспективного плана развития для классов, групп и отдельных учащихся на следующий год.
План работы на учебный год
время Классный руководитель Психологическая служба Социальный педагог ученик
сентябрь Проведение психолого-педагогического консилиума с целью ознакомления с результатами психологических обследований, проводимых в начальной школе и наблюдений классных руководителей и службы сопровождения      
В течение 1 четверти Разработка портфолио класса Проведение скрининговых исследований:
 Социометрическое исследование классного коллектива
-Изучение социализированности личности уч-ся (Методика М.И. Рожкова)
Методика определения общественной активности уч-ся (Е.Н. Степанов)
Методика изучения мотивов участия школьников  в деятельности (Л.В. Байбородова)
  Заполнение страниц «Дневника гимназиста» Осознание своих возможностей, проблем и путей их решения  в учении, внеучебной работе.
 
Каникулы после
1 четверти
Составление плана воспитательной работы в соответствии с результатами исследований
- Составления плана совместной работы с психологом и социальным педагогом
Определение маршрута развития  для отдельных учащихся, групп учащихся и классных коллективов.
 
   
2 четверть Каждый класс получает (или выбирает) тему для проектной работы.
Класс делится на пары.
Каждая пара получает мини-задание на четверть в рамках Большого проекта класса.  Задания распределяются в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка. Помощь и контроль над выполнением задания выполняют психолог и классный руководитель.
  Работа над заданием по проекту в парах.  
    Выступление на родительских собраниях
 Проведение тренинговых и консультативных занятий с классами,   группами  и отдельными учащимися  (там, где это необходимо.)
   
3 четверть Учащиеся класса разбиваются на группы, причем это может быть как объединение пар в группы, так и создание совершенно новых групп ( в каждой по 4-6 человек) на усмотрение классного руководителя и психолога.
Результаты работы пар-сотрудников  используются для выполнения задания для групп в рамках большого проекта.
Помощь и контроль над выполнением задания выполняет преподаватель технологии и руководитель проекта.
  Коллективная работа по заданиям для проекта;
Оформление результатов работы
 
4 четверть   Проведение исследований, направленных на выявление результата проделанной работы:
Исследование самооценки
Анкетирование учащихся с целью выявления групповой сплоченности внутри классных коллективов
Рисуночная методика «Мой мир», «Автопортрет», субтест «Человек», «Несуществующее животное»
  «Фестиваль проектов классных коллективов»
Последняя неделя 4 четверти Психолого-педагогических консилиум классных руководителей, психологов и социального педагога Обсуждение полученных результатов и разработка перспективного плана развития для классов, групп и отдельных уч-ся на следующий год      
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»