Модель учёта личностных результатов достижений учащихся на уровне класса
(для учащихся 5-9 классов)
Рожкова Ирина Васильевна
Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы. Важнейшей задачей инноваций в российском образовании является совершенствование контроля за результатами обучения и управление его качеством. В этой связи встает необходимость еще раз подчеркнуть основные подходы к оценке учебных достижений учащихся на внутришкольном уровне. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет учителю не только оценивать получаемые ими знания, умения, навыки, но и вовремя оказать необходимую помощь учащимся и добиваться поставленных целей обучения, а так же видеть и оценивать свои собственные удачи и пробелы в работе. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы, как на уроках, так и при выполнении домашней работы, внеурочной деятельности. Современные подходы к оцениванию результатов учебной деятельности учащихся должны базироваться на планируемых результатах обучения в предметно-деятельностной форме, определяться ФГОС и учебными (рабочими) программами. Данный проект - одна из возможных практических Моделей учета личностных результатов достижений учащихся на уровне класса. Она предполагает сотрудничество и тесное взаимодействие классного руководителя сотрудниками службы сопровождения и учащимися.Модель учета личностных достижений учащихся гимназии складывается из основных задач ООП, планируемых результатов, определяемых ФГОС на ступени основного общего образования и возможностей и традиций и опыта социальной службы гимназии.
В основе модели – совокупность современных методик, технологии и методы работы, позволяющие измерить личностные достижения в области формирования мотивации, сформированности нравственных и гражданских качеств, а также возможность учета активности учащихся во внеурочной деятельности. Стоит отметить, что в данной области используются современные методики персонифицированного (психологические и социологические исследования) и персонифицированного оценивания (проектная деятельность) и современные формы учета, индивидуальные, такие как «дневник гимназиста» и коллективные – «портфолио класса», «фестиваль проектов». Важно, что в данном направлении оценки участвуют все субъекты образовательного процесса: педагоги-предметники, классные руководители, специальные педагоги, сам ребенок, родители.
Педагогические задачи – планируемые результаты для создателей модели:
1. Создать оптимальную модель учета личностных достижений учащихся:
- Определить уровень сформированности внутренней позиции;
- Определить уровень сформированности основ гражданской идентичности;
- Определить уровень самооценки, степень осознания своих возможностей в учении и других внеучебных достижениях;
- Изучить преобладающие мотивы учебной деятельности, социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- Определить уровень знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений;
- Оценка личностных достижений учащихся 5-х классов
- Продвижение в достижении планируемых результатов в метапредметных и личностных областях
- Повышение уровня мотивации – активности учащихся в школьной жизни
- Развитие регулятивных умений, позволяющих планировать, конструировать свою деятельность, добиваться успеха, оценивать свою деятельность
- Развитие коммуникативных способностей, позволяющих, работая в команде (классе, группе) оценивать результаты других, стремиться к позитивным изменениям
- Развитие личностных качеств, таких, как формирование активной жизненной позиции и др.
В сентябре проводится психолого-педагогический консилиум с целью ознакомления с результатами психологических обследований, проводимых в начальной школе и наблюдений классных руководителей и службы сопровождения. В консилиуме принимают участие психолог гимназии, социальный педагог и классный руководитель. В течение первой четверти классный руководитель разрабатывает портфолио класса. Психолог в это время проводит скрининговые исследования классного коллектива:
- Социометрическое исследование
- Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (Л.В. Байбородова)
На осенних каникулах классный руководитель составляет план воспитательной работы в соответствии с результатами исследований; составляет план совместной работы с психологом и социальным педагогом.Психолог, на основании анализа проведенных исследований, определяет маршрут развитиядля отдельных учащихся, групп учащихся и классного коллектива.
Во второй четверти каждый класс получает (или выбирает) тему для проектной работы. Главная цель работы над проектом – осознание собственного уровня развития каждого учащегося и планирование самореализации в какой-либо сфере деятельности. А также, коррекция и развитие каждого ребенка и взаимоотношений в классе и между отдельными учащимися. Класс делится на пары. Причем, если по результатам исследований в классе сложился дружный коллектив и нет проблем во взаимодействии, ребята могут выбрать пару-сотрудника сами. Если же проблемы есть, то пары составляют психолог и классный руководитель. Каждая пара получает мини-задание на четверть в рамках Большого проекта класса. Задания распределяются в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка. Помощь и контроль над выполнением задания выполняют психолог и классный руководитель.
Психолог выступает на родительских собраниях, проводит тренинговые и консультативные занятий с классами, группами и отдельными учащимися (там, где это необходимо.)
В третьей четверти учащиеся класса разбиваются на группы, причем это может быть как объединение пар в группы, так и создание совершенно новых групп ( в каждой по 4-6 человек) на усмотрение классного руководителя и психолога. Результаты работы пар-сотрудников используются для выполнения задания для групп в рамках большого проекта. Инициатива детей, стремление к лидерству поддерживается. Ребятам, испытывающим личностные проблемы, оказывается помощь и поддержка со стороны психолога в ходе работы над проектом. Помощь и контроль над выполнением задания выполняет преподаватель технологии и руководитель проекта.
В четвертой четверти психолог проводит исследования, направленных на выявление результата проделанной работы:
- Исследование самооценки
- Анкетирование учащихся с целью выявления групповой сплоченности внутри классных коллективов
- Рисуночная методика «Мой мир», «Автопортрет», субтест «Человек», «Несуществующее животное».
В конце года проходит психолого-педагогических консилиум классных руководителей, психологов и социального педагога «Обсуждение полученных результатов и разработка перспективного плана развития для классов, групп и отдельных учащихся на следующий год.
План работы на учебный год
время | Классный руководитель | Психологическая служба | Социальный педагог | ученик |
сентябрь | Проведение психолого-педагогического консилиума с целью ознакомления с результатами психологических обследований, проводимых в начальной школе и наблюдений классных руководителей и службы сопровождения | |||
В течение 1 четверти | Разработка портфолио класса | Проведение скрининговых исследований: Социометрическое исследование классного коллектива -Изучение социализированности личности уч-ся (Методика М.И. Рожкова) Методика определения общественной активности уч-ся (Е.Н. Степанов) Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (Л.В. Байбородова) |
Заполнение страниц «Дневника гимназиста» Осознание своих возможностей, проблем и путей их решения в учении, внеучебной работе. |
|
Каникулы после 1 четверти |
Составление плана воспитательной работы в соответствии с результатами исследований - Составления плана совместной работы с психологом и социальным педагогом |
Определение маршрута развития для отдельных учащихся, групп учащихся и классных коллективов. |
||
2 четверть | Каждый класс получает (или выбирает) тему для проектной работы. Класс делится на пары. Каждая пара получает мини-задание на четверть в рамках Большого проекта класса. Задания распределяются в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка. Помощь и контроль над выполнением задания выполняют психолог и классный руководитель. |
Работа над заданием по проекту в парах. | ||
Выступление на родительских собраниях Проведение тренинговых и консультативных занятий с классами, группами и отдельными учащимися (там, где это необходимо.) |
||||
3 четверть | Учащиеся класса разбиваются на группы, причем это может быть как объединение пар в группы, так и создание совершенно новых групп ( в каждой по 4-6 человек) на усмотрение классного руководителя и психолога. Результаты работы пар-сотрудников используются для выполнения задания для групп в рамках большого проекта. Помощь и контроль над выполнением задания выполняет преподаватель технологии и руководитель проекта. |
Коллективная работа по заданиям для проекта; Оформление результатов работы |
||
4 четверть | Проведение исследований, направленных на выявление результата проделанной работы: Исследование самооценки Анкетирование учащихся с целью выявления групповой сплоченности внутри классных коллективов Рисуночная методика «Мой мир», «Автопортрет», субтест «Человек», «Несуществующее животное» |
«Фестиваль проектов классных коллективов» | ||
Последняя неделя 4 четверти | Психолого-педагогических консилиум классных руководителей, психологов и социального педагога Обсуждение полученных результатов и разработка перспективного плана развития для классов, групп и отдельных уч-ся на следующий год |