Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Опыт дистанционной работы педагога-психолога в условиях самоизоляции

Михайлова Татьяна Николаевна
Уважаемые коллеги! В данной статье я хочу поделиться опытом дистанционной работы педагога-психолога в образовании.

Первая трудность, с которой столкнулись мои клиенты - это техническая готовность к дистанционному обучению. На общую тревожность накладывается тревожность по поводу отсутствия возможности приступить к обучению. Необходима помощь в регистрации на образовательной платформе, первое время - в отправке заданий, а некоторым - и в выполнении самих заданий.
Следующий пункт - информирование. Все рекомендации были размещены на сайте образовательного учреждения.Информировала клиентов также индивидуально – по телефону – и детей, и родителей.
Далее – непосредственно психологическая помощь. Проводила индивидуальные коррекционные и развивающие занятия  – 1 раз в неделю 30-40 минут с каждым клиентом. Через WhatsApp, Viber, Skype – кому что доступно. К сегодняшнему дню большинство моих рабочих программ выполнены. Новый клиент появился только один, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, нельзя отказать, по другим обращениям ограничивалась одноразовой беседой-консультацией. Групповых занятий не проводила из-за ограничений технических возможностей. Не моих, а обучающихся. Вообще, уроки в формате видеоконференции в нашей школе смог проводить только один педагог и только в 10-11 классе. Потом десятиклассники поделились со мной, как им приятно было познакомиться с внуком педагога… Здесь хочу остановиться на верной позиции руководителя нашей школы. Перед переходом на дистанционный формат она собрала педагогический совет, максимально проинформировала учителей и дала посыл как можно бережнее относиться к ученикам в это непростое время, снижать тревожность. Например, проинформировала, что аттестовать ребёнка можно будет и по результатам трёх четвертей. На своей работе с педагогами не останавливаюсь, в эмоциональной поддержке никому не отказывала. Следующий большой рабочий блок – повышение квалификации. Просмотрено огромное количество вебинаров, конференций. Плюс – новая информация, минус – большие временные затраты. Отдельное слово хочу рассказать об опыте участия в Балинтовской группе в дистанционном формате. Такая форма групповой аналитической супервизии проводится на базе ЦППМСП Невского района уже более 15 лет. Я лично участвую в Балинтовской группе с 2005 года. Проводится мероприятие 1 раз в месяц, исключая летние, т.е 9-10 раз в год. Продолжительность – около 2-х часов, в течение которых мы успеваем обсудить 1-2 случая. Количество участников, на моей памяти – от 4-х до 12. Состав группы меняется от года к году, но в течение одного учебного года более-менее стабилен. Есть и постоянные участники, 5 лет и более посещающие группу. Бессменный ведущий – председатель МО педагогов-психологов Невского района Надежда Николаевна Матузова. Вообще, Балинтовские группы — эффективный метод повышения профессиональных коммуникативных навыков, снижения профессионального стресса и «эмоционального выгорания». Приоритетами в работе Балинтовской группы являются безопасность обсуждения, анализ и эмоциональная поддержка её участников. Это чрезвычайно важно в непростое время вынужденной самоизоляции. На Балинтовских группах обсуждаются случаи отношений психолога с клиентом, коллегами, руководством, либо «с самим собой». Акцент делается не столько на истории случая, сколько на изложение сложностей взаимоотношений и своем переживании трудностей этого случая, с описанием реакций и поведения клиента, на свои эмоции, мысли или ожидания. Самые частые запросы – это обсуждение отношений психолог-обучающийся и психолог-семья (родитель) обучающегося. Чуть реже – психолог – администрация школы, психолог–коллеги (педагоги, члены службы сопровождения). 1-2 раза в год участники группы, в основном, молодые специалисты, выносят на обсуждение случаи отношения к самому себе и к своей профессиональной деятельности. Лично для меня деятельность нашей группы очень важна, так как, не раз являясь «докладчиком», я всегда получала не только эмоциональную поддержку, но и конкретные советы по дальнейшему направлению деятельности. Поэтому группу пропускаю только по очень уважительной причине. Последняя очная встреча группы состоялась 16 марта. В связи со сложившейся ситуацией перехода на дистанционный формат работы, ведущая группы предложила перевести заседания в формат Zoom-конференции. Тестовое заседание прошло 27 апреля. Минут 15 мы, конечно, делились опытом дистанционной работы, а затем группа в течение 1,5 часов работала по обычному регламенту. Докладывала опытный педагог-психолог. В запросе: отношения психолог - обучающийся. Далее – эмоции/впечатления участников группы. Затем – уточняющие вопросы. Потом - реакция участников при выключенном микрофоне докладчика (что участники группы чувствуют и думают по поводу коммуникации, сложившейся в обсуждаемом случае. Фантазии, образы, символы, множественность восприятия ситуации). Круг завершается Ведущим. После того, как все высказались, докладчик «возвращается в круг» (включается микрофон), делится своими переживаниями и мыслями, возникшими в процессе обсуждения и благодарит участников. Заседание заканчивается общей рефлексией. По окончании этого занятия Ведущей была создана рабочая группа в WhatsApp для быстрого контакта. Вторая конференция прошла 15 мая. Запрос молодого специалиста, работает второй год после окончания ВУЗа. Говорила о своём отношении к профессиональной деятельности. Достаточно ли я компетентна, всё ли выполняю правильно, могу ли отказать руководителю в выполнении поручений, не соответствующих должностной инструкции, может, вообще поменять место работы? Надо сказать, что в начале каждого заседания участники группы часто высказывают несколько запросов. Затем мы голосуем за разбор одного из них. Приоритет, по моему опыту, отдаётся запросу об отношениях психолога к своей профессиональной деятельности или с самим собой. Если, конечно, нет случая, влекущего за собой нанесение ущерба здоровью клиента. Вернёмся к нашему случаю. Несмотря на то, что у меня присутствовал личный интерес – подыскиваем второго психолога в школу, и, по-честному, я должна была бы ориентироваться именно на такое отношение, старалась до последнего не проецировать свои желания на докладчика. Получилось. Реакции участников группы были весьма разнообразны – от глубокого сопереживания до удивления и непонимания. Но завершилось всё позитивно. Ответ и эмоциональную поддержку на запрос докладчик получила. И это, на самом деле, самое главное в любой ситуации, а тем более в условиях вынужденной самоизоляции. Таким образом, если говорить о минусах дистанционного проведения группы, можно отметить возможные технические сбои, которых нам, впрочем, удалось избежать, а также невозможность отслеживать эмоциональные состояния всех участников одновременно, что особенно важно для докладчика и Ведущего. В остальном – только плюсы. Это и строгое соблюдение регламента, и возможность получить профессиональную поддержку и профессиональные ответы на вопросы от коллег, и, в конце концов, возможность профессионального роста.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»