Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Проблемы адаптационного периода у учащихся
при переходе из начальной школы в среднюю

Янушка Ольга Альгирдасовна
Понятие адаптации - одно из основных в научном исследовании организма, поскольку именно механизмы адаптации, выработанные в процессе эволюции, обеспечивают возможность существования организма в постоянно изменяющихся условиях внешней среды. Благодаря процессу адаптации достигается оптимальное функционирование всех систем организма и сбалансированность в системе «человек - среда».
Школа является одним из основных институтов социализации ребенка, который начинает осуществлять свое влияние на протяжении многих школьных лет жизни ребенка. Именно школа доминирует в воспитании ребенка в процессе его социализации. Ее влияние постепенно дополняется семьей, влиянием друзей, сверстников и другими социальными институтами. Тем не менее, нельзя уменьшать значение школы, как основного института социализации. То, что ребенок приобретает в школе, он сохраняет в течение всей своей жизни; в школе он продолжает формироваться как личность.
Адаптация к школе - перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.
Адаптация пятиклассников в образовательной организации является одним из видов учебной адаптацией. Процесс взаимодействия личности пятиклассника с образовательной средой основной школы является учебной  адаптацией при переходе учащихся из начальной школы в основную. В результате происходит установление оптимального соответствия возможностей, интересов, знаний, умений и навыков учащегося, полученных на ранних этапах обучения, воспитания и развития. С другой стороны, проявляется быстрое реагирование на образовательные потребности учащегося через установление индивидуальной траектории его воспитания, обучения, развития и здоровье сберегающей средой.
Дети далеко не с одинаковой успешностью «вживаются» в новые условия жизнедеятельности.
Ярко выраженными затруднениями пятиклассников являются проблемы:
•        связанные с появлением новых учителей;
•        разнообразием их требований;
•        занятиями в разных кабинетах;
•        необходимостью вступать в контакты со старшеклассниками.  
Трудности, возникающие у детей при переходе в средние классы, могут быть связаны также с определенной индивидуализацией, обезличиванием подхода педагога к школьнику. Все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.
Адаптация к условиям школы – довольно длительный процесс, имеющий и физиологические и психологические аспекты.  Социально-психологическая адаптация младших подростков может заключаться в избавлении от чувства страха, одиночества или сокращении сроков социального научения, когда, опираясь на общественный или групповой опыт, учащиеся освобождаются от необходимости проб и ошибок, сразу выбирая более подходящую программу поведения.
В течение адаптационного периода (1-е полугодие обучения) у пятиклассников должно сформироваться так называемое «чувство взрослости», которое проявляется в новой личностной позиции:
• по отношению к учебной деятельности;
• по отношению к школе и предметам;
• по отношению к одноклассникам;
• в новом отношении к внутреннему миру собственного «Я».
Сложность задач адаптационного периода значительно увеличивает риск школьной дезадаптации. Не все пятиклассники, даже с высоким уровнем психологической готовности, могут успешно справиться с трудностями в обучении и общении, внутренними психологическими проблемами. Конечно же, адекватное восприятие ребенком своего школьного окружения, успешное установление отношений с одноклассниками и новыми учителями весьма затрудняются, если у него высок уровень личной и школьной тревожности. Таким образом, осложняется сам процесс учения, продуктивная работа на уроке становится проблематичной. Даже потенциальный отличник может превратиться в отстающего ученика. Такое состояние часто сопровождается внутренней напряженностью, иногда затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Достаточно длительное психическое напряжение может закончиться школьной дезадаптацией и ребенок становится тогда недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и уже не хочет идти в школу. Соматически ослабленные дети являются наиболее подверженными возникновению дезадаптации. Дезадаптация – психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социально - психологического или психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации.
Существуют следующие виды школьной дезадаптации пятиклассников:
1.      Интеллектуальная – низкий уровень развития мышления, несформированность познавательной мотивации, несформированность учебных умений и навыков.
2.      Поведенческая – несоответствие поведения ребенка правовым, и моральным нормам (конфликтность, агрессивность, недисциплинированность, асоциальность).
3.      Коммуникативная – затруднения в общении со сверстниками и взрослыми (тревожность, замкнутость, чрезмерная зависимость).
4.      Эмоциональная – тревога и переживание по поводу проблем в школе, страх перед учителем, нежелание посещать школу. 
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что существуют различные виды адаптации пятиклассников, а именно: социальная, психическая, учебная, адаптация к условиям школы и социально - психологическая адаптация. Все виды перечисленных адаптаций взаимосвязаны между собой, ведь если один вид адаптации не будет пройден успешно, то произойдет дезадаптация. Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и как следствие – это получение благополучных результатов. 
Таким образом мы можем сделать вывод о том, что переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства — стабильным периодом развития в жизни ребенка. Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются — тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся.
В этот трудный для подростка период важна поддержка и понимание со стороны взрослых. Требуется строить взаимоотношения с ним так, чтобы он мог продолжать гармонично развиваться. Главнейшая задача педагога – направить активность каждого подростка в нужном направлении, на познание окружающего мира, в первую очередь других людей, на общественно-полезную деятельность, на саморазвитие и самовоспитание, оставаясь при этом спокойным и мудрым наставником. Именно поэтому очень важен тот факт, что при переходе в пятый класс, подростку необходим адаптационный период времени, чтобы он смог привыкнуть к новым требованиям среднего звена.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»