Специфика развития личности подростков с интеллектуальной недостаточностью
Назарова Маря Цэдэновна
Широкая распространенность состояний психического недоразвития и в особенности легких его форм, является для общества дополнительным источником серьезных проблем, к основным из которых можно отнести неполноценную социальную интеграцию лиц с нарушениями психического развития. Знание личностных особенностей подростков с интеллектуальной недостаточностью и специфики их ориентаций на освоение тех или иных ценностей позволяет создать социально приемлемые условия для успешной интеграции в общество и дальнейшее развитие их личности.Личностью в психологии обозначаются системные социальные качества, приобретаемые индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующие меру представленности общественных отношений в индивиде.
В общей психологии учитывается, что личность не только объект отношений, не только испытывает социальные воздействия, но и преломляет их, т.е. по мере своего формирования личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются все эти внешние воздействия.
В исследованиях С.Я. Рубинштейн, Л.В. Занкова, Л.Н. Поперечной показано, что формирование личности подростков с интеллектуальной недостаточностью имеет свои особенности. В связи с недоразвитием мышления, некритичным восприятием явлений окружающей действительности, слабостью волевой регуляции умственно отсталые подростки позже начинают разбираться в понятиях морали и понимания нравственных и безнравственных поступков.
Умственно отсталые дети в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо, в младшем школьном возрасте носят довольно поверхностный характер. Они узнают правила нашей морали от учителей, от родителей, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими в привычной ситуации, основываясь на рассуждениях.
Воспитывать, формировать личность умственно отсталого ребенка значительно труднее. Трудности воспитания обусловлены не только недоразвитием мышления, но и дисгармоническим ростом потребностей.
Многие исследователи обращают внимание на то, что у многих из них очень слабо развита любознательность, слабо выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности. Побуждений детей с интеллектуальной недостаточностью довольно неравномерны. Элементарные органические потребности у большинства умственно отсталых детей совершенно адекватны, и их побудительная сила с годами увеличивается.
Многие авторы отмечают недостаток инициативы у умственно отсталых детей, неумение руководить своими действиями, неумение действовать в соответствии с отдаленными целями (трудно проявить инициативу: не решив задачу, не идет в школу). Несамостоятельность, безынициативность, неумение руководить своими действиями, неумение преодолевать малейшие препятствия, противостоять любым искушениям или воздействиям сочетаются, однако с признаками противоположного свойства – при желании дети с интеллектуальной недостаточностью могут проявлять настойчивость и целеустремленность. Вследствие дисгармоничного, маловыраженного развития потребностей, неспособности ориентироваться на далекие цели, у умственно отсталых подростков наблюдается замедленное и затрудненное развитие духовных ценностей и потребностей.
Контрасты наблюдаются у подростков с интеллектуальной недостаточностью в их отношении к воздействиям со стороны окружающих людей. На первый план выступает внушаемость, некритическое восприятие указаний и советов окружающих людей, отсутствие попытки проверить, сопоставить эти указания и советы с собственными интересами и склонностями. И наряду с этим те же дети в отношении отдельных указаний со стороны окружающих могут проявить необычайное упрямство, длительное бессмысленное сопротивление разумным доводам, непреодолимое стремление сделать наперекор тому, о чем их просят. Все эти контрасты проявлений воли (безынициативность и безудержность, внушаемость и упрямство) есть выражение незрелости личности.
Мотивы учебных, трудовых действий заданы ребенку учителем, подросток их знает, но они не превратились в его собственные действенные мотивы, вытекающие из потребностей и их осознания.
Общим радикалом всех этих многообразных проявлений незрелости личности применительно к волевым качествам является подвластность подростков непосредственным воздействиям окружающей ситуации либо собственным аффективным импульсам, а, следовательно, отсутствие самостоятельной личностной переработки этих воздействий с позиции собственных убеждений и духовных потребностей.
Рассмотрим развитие эмоций подростков с интеллектуальной недостаточностью. Во-первых, чувства и эмоции умственно отсталых подростков долгое время недостаточно дифференцированы. В этом отношении они напоминают маленьких детей. Переживания подростков с интеллектуальной недостаточностью более примитивны, полюсны, они испытывают только или удовольствие, или неудовольствие, а дифференцированных тонких оттенков переживаний почти нет. Во-вторых, чувства умственно отсталых подростков часто бывают неадекватны, непропорциональны воздействиям внешнего мира по своей динамике.
Слабость интеллектуальной регуляции чувств приводит также к тому, что у умственно отсталых подростков с опозданием и с трудом формируются высшие чувства: совесть, чувство долга, ответственность и т.д. Формирование высших чувств предполагает слияние чувств и мысли. Слабость мышления тормозит формирование этих высших чувств.
Проявлением незрелости личности подростков с интеллектуальной недостаточностью является также и большое влияние эгоцентрических эмоций на оценочные суждения. Наиболее высоко они оценивают тех, кто им приятен, кто ближе к ним. Так они оценивают и события окружающей жизни – хорошо то, что приятно.
Устойчивая самооценка у подростков с интеллектуальной недостаточностью формируется под влиянием оценки со стороны окружающих (взрослых и детей), а также собственной деятельности подростка и собственной оценки ее результатов.
Самооценка умственно отсталых подростков в обычных условиях подвергается резким и контрастным воздействиям. В семье, пока они дети, их оценивают высоко. У них возникают повышенные притязания к вниманию со стороны взрослых. Но когда дети попадают в школу или детский сад - сложившейся самооценке наносится серьезный удар.
Повышенная самооценка подростков с интеллектуальной недостаточностью связана с общим интеллектуальным недоразвитием, незрелостью личности. Также повышенная самооценка может возникать как псевдокомпенсаторное характерологическое образование в ответ на низкую оценку со стороны окружающих.
В заключение отметим, что личность подростков с интеллектуальной недостаточностью отличается неразвитостью, качество высших духовных потребностей неизмеримо ниже, чем у нормально развивающихся сверстников. Однако с учетом непреходящей значимости духовных потребностей для целей социализации детей с интеллектуальной недостаточностью представляется важным исследовать резервы развития их духовных возможностей.