Иванова Ирина Ивановна
Учеба - это процесс, в котором взаимодействуют различные органы чувств: слух, зрение, осязание, иногда даже обоняние и вкус. 90% от того что ребенок сделает сам, хотя бы один раз - он усваивает. Поэтому старайтесь, чтобы ребенок не только слушал, но и пытался самостоятельно повторить пример, даже если ему кажется что ничего непонятно. Пусть попоробует, а вы при необходимости поможете. Только не берите инициативу в свои руки при первой же ошибке. 70 % того, о чем мы говорим - откладывается в памяти. Пусть ребенок повторяет за вами вслух, а не молча слушает. Обсуждайте свои действия. Наводящими вопросами подводите ребенка к правильной мысли, но постарайтесь, чтобы окончательный правильный ответ он произносил сам. 20% что слышит - он запоминает, но мы знаем, что образовательный процесс строиться на слухе, учитель говорит- ребенок слушает, поэтому важно развивать слуховой анализатор (читайте ребенку). 30% того, что ребенок увидит - он усваивает. Риуйте ему наглядные картинки, об ясняющие материал. Только рисунки должны быть не скучными, наша память любит положительные эмоции. Еще в первом классе нужно обязательно об яснить ребенку зачем он делает домашнюю работу. Очень важно, чтобы у ребенка был свой рабочий стол, и он должен содержаться в строгом порядке. Обязательно проговорите о времени выполнения работ (поставьте часы на стол). Необходимо первое время проконтролировать, все ли есть для выполнения домашнего задания, правильно ли освещен стол, все ли письменные принадлежности и учебники. Есть несколько правил, как эффективно использовать время на приготовление уроков в этом нам поможет директор Института возрастной физиологии РАО М.Безруких. Первое правило: не садитесь за уроки сразу после прихода из школы. После обеда нужно час-полтора отдохнуть. Правило второе: не начинать с самого сложного. На трудное уходит порой очень много времени, что-то не удается, ребенок ощущает неуспех, у него пропадает желание работать дальше. Стоит начать с самого любимого, с того, что точно получится. И третье правило: работать с перерывами. Если после 20-30 минут интенсивной работы младшеклассник начинает отвлекаться (он устал), нужно сделать 10-минутный перерыв. Можно включить музыку и подвигаться, с есть половинку яблока или выпить сока. Старшеклассники же должны делать перерыв через 40-45 минут. Попытка выполнить все задание через силу не дает эффекта.
И так открываем дневник и классифицируем задания по принципам: простые и сложные; письменные и устные; любимые и нелюбимые. Начать делать уроки стоит с самого любимого предмета - с того, что получится.
Трудности и препятствия в обучении выделяет Е.В. Комарова, президент ""Прикладного образования СНГ". Их три: нарушение принипа постепенности; непонятное слово или символ, встретившееся в тексте или речи и отсутствие представления о предмете изучения. Если нарушается принцип постепенности, у ребенка не получается цельной картины изучаемого предмета. Упустив одно звено в цепок рассуждений или не проделав практической работы, школьник теряет возможность продолжить полноценное обучение. Поэтому родители должны следить за тем, чтобы школьник поэтапно выполнял все задания. Если ребенок замедлил темп в оучении, почувствовал, что он соображает хуже, чем 15 минут назад, это значит, что он встретил на своем пути непонятное слово. Это серьезное и наиболее часто всречающееся прептствие, а устраняется оно очень просто- при помощи словаря. Выявив причину, действуем по следующему алгоритму: Находим выше по тексту то слово, которое ребенок не понимает (смысл которого не может передать своими словами). Открываем словарь, находим толкование слова. Включаем слово в разговорную речь (ребенок придумывает несколько предложений с этим словом). Перечитываем весь текст, и если интерес к тексту не спешит появляться, возвращаемся к первому пункту. Если после того, как ребенок прочитал словарь, слово не стало понятным, значит, речь идет об отсутствии представления о предмете изучения. Чтобы устранить это препятствие, необходимо сделать предмет изучения наглядным: показать картинку, вылепить из пластилина.
Как же выучить правило? Нерифмованный отрывок всегда запоминается хуже, чем стихи. Но все же правило нужно знать дословно. Чтобы запомнить правило, необходимо понять его и уметь об яснить своими словами. А затем "зазубрить". Несколько раз читаем вслух. Пытаемся повторить. Можно подсматривать. Пишем правило по памяти, не подглядывая в учебник. Проверяем по книге. Ошибки исправляем красной пастой. Опять закрываем учебник, пишем, проверяем, исправляем. Придумываем к нему примеры. Через пару часов повторяем правило еще раз.
Учим стихотворения. Если уловить стихотворный ритм, то заучивание превращается в приятное занятие. Можно распевать стихотворные строки. Можно нарисовать. Можно проиграть стихотворения как на сцене. Можно представлять и мысленно нарисовать комикс по произведению. Стихотворению, как и правилу нужно время. Через пару часов повторяем.
В математике - нужно хорошо разобрать условия задачи, выснить, что дано и что следует узнать, постараться определить тип задачи и только после этого приступать к ее решению.
Прежде чем начать письменную работу по русскому языку, ребенок должен разобрать ее содержание, уяснить, что надо сделать, повторить правила, которые потребуются для выполнения упражнения, и лишь после этого приступить к работе.
Если у ребенка что-то не получается, помогите ему. Только не стоит делать за него домашнее задание. Лучше научите взаимодействовать с учителем. Если ситуация вас беспокоит, обратитесь к школьному психологу.