Методические рекомендации педагогам школы
Кого можно считать трудным подростком.
Система работы классного руководителя
с «трудными» учащимися»
Алексеева Виктория Вадимовна,
социальный педагог ГБОУ СОШ №636
Центрального района Санкт-Петербурга
У многих учителей нет достаточно четких представлений о том, кого из подростков следует считать трудным, педагогически запущенным. Они относят к ним детей, имеющих аномалии и отклонения в развитии, в основе которых лежат этиологические факторы; всех подвижных, недостаточно организованных учеников, допускающих частичные нарушения дисциплины в следствии особенностей своего темперамента. Все это мешает четкому пониманию сущности вопроса.
Рекомендуется при определении трудновоспитуемости учитывать следующие признаки: 1. Наличие исходной физической и психической полноценности ребенка (в отличие от детей с аномалиями и подлежащих обучению в специальных школах). 2. Наличие отрицательных проявлений и отклонений от нормального в нравственном развитии, поведении и учебной деятельности со значительной степенью устойчивости (в отличии от детей, эпизодически проявляющих отклонения такого порядка). 3. Обусловленность этих отклонений недостатками воспитания и особенно отрицательным влиянием неуправляемых факторов (улица, среда). 4. Постоянное и устойчивое сопротивление воспитанию.
К «трудным» обычно относят тех детей, которые характеризуются определёнными отклонениями в нравственном развитии, наличием закреплённых отрицательных форм поведения, недисциплинированность Трудные дети плохо учатся, редко и небрежно выполняют домашние задания, часто пропускают школу. Плохо ведут себя на уроках, часто дерутся. Их воспитанием в семье обычно занимаются мало. Растут они сами по себе. Нередко вынуждены воровать, попрошайничать. Агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни. Рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, приобщаются к наркотикам. Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают кражи, грабежи и даже убийства.
Дети зачастую отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:
· отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;
· незнание их интересов и потребностей;
· политическая, социально-экономическая нестабильность;
· усиление влияния псевдокультуры;
· неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
· отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;
· чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;
· сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;
· "эпидемия" разводов;
· потеря эмоциональных контактов с детьми.
Трудные дети – это всегда запущенные дети, на которых вовремя не обратили внимания, не приняли своевременных мер к коррекции их поведения. В категорию трудных попадают школьники, выпавшие из процесса нормального обучения и воспитания, у которых не сложились правильные отношения с учителем, которые не нашли своего места в коллективе и социально приемлемых способов в нём утвердится.
К трудным относятся и недисциплинированные школьники. Их бурная активность, кипучая энергия порой не находят разумного выхода и проявляются в шалостях, озорстве, нарушениях дисциплины.
Описывая динамику отклоняющегося поведения подростка, Б.Н. Алмазов указывает три стадии его социальной дезадаптации:
1) компенсаторно-уступчивая стадия, когда ребенок или подросток стремится снять внутреннее напряжение в связи с неблагоприятными обстоятельствами внешней среды, дезактуализацией главной цели, переориентацией на цели более общего порядка;
2) стадия конфликтно-демонстративная возникает, если предшествующая линия поведения не приносит желаемых результатов;
3) стадия внутренней средовой изоляции, когда учащийся перестает считать себя членом группы и начинает ориентироваться на мнение единомышленников.
Важнейший фактор отклоняющегося поведения подростка — девиантные
сверстники. Дурной пример товарищей, праздность, безделье, безнадзорность благоприятствуют развитию недисциплинированности.
Наличие девиантной группы: а) облегчает совершение девиантных действий, если личность к ним внутренне готова; б) обеспечивает психологическую поддержку и поощрение за участие в таких действиях; в) уменьшает эффективность личных и социальных контрольных механизмов, которые могли бы затормозить проявление девиантных склонностей.
К девиантным стратегиям отношений к себе и окружающим у подростков-девиантов относятся:
• Самовозвеличивание — испытание своей личной «особенности», демонстрация исключительности или же особой ценности своей персоны, конкурентноспособность, принижение других, борьба за власть, терроризирование остальных и контроль над ними.
• Манипулирование добровольной заботой — ты должен это мне; докажи, что ты любишь меня; я буду хорошим, если ты...; пусть другие сделают это; помоги мне, беззащитному, несчастному ребенку.
• Уход от ответственности и ее отрицание — ты заставил меня сделать это; это их вина; тыне имеешь права говорить мне, что делать; пассивное неповиновение; жульничество; разрушение, оставляющее после себя хаос.
• Мщение — провокационное поведение, преднамеренное травмирование, подрывное трусливое неповиновение; банда против всего мира; разговоры вроде таких: «Я взорву,.. нанесу вред себе,.. уничтожу,.. я заставлю всех быть настороже, вы потом пожалеете, я всего лишь шучу и забавляюсь»...
• Выработка и сохранение параноидального взгляда на мир — они заставили меня сделать это, они придираются ко мне. Жалобы вместо преодоления проблем. Сужение проблемы вместо ее понимания.
Нарушая дисциплину, демонстрируя деструктивные способы поведения, подросток часто хорошо осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этими нарушениями стоит одна из четырех мотивационных целей: привлечение внимания, власть, месть, избегание неудачи.(1)
Социальная и педагогическая запущенность детей развивается на фоне равнодушного, невнимательного отношения к ним окружающих, родителей, учителей, общественности. Это равнодушие дети глубоко переживают как своё одиночество, ненужность, заброшенность, отверженность. Возникает чувство протеста по отношению ко всему миру, взрослым, коллективу. Ребёнок ищет новые формы самоутверждения, и обычно выбирает те, которые являются неэтичными и даже противоправными.
Большую часть жизни в период с 7 до 17 лет ребенок проводит в школе. Система работы школы должна быть направлена на предупреждение асоциального поведения, коррекции личности трудного ребенка, помощи ему в самоутверждении.
Работа педагогического коллектива.
Работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних проводится планомерно: классный руководитель проводит индивидуальные беседы с учеником и его родителями, поведение подростка обсуждается на классном собрании, привлекается к работе родительский комитет класса. Классный руководитель тесно сотрудничает по данному вопросу с представителями социально-психологической службы школы – социальным педагогом и педагогом-психологом. Разрабатывается план действий по коррекции поведения «трудного» подростка. Поведение подростка рассматривается на школьном Совете профилактики. Дальнейшая работа – выход на малые педсоветы, заседания педагогического совета школы, администрацию школы.
Одно из значимых звеньев в данной работе – Совет профилактики школы, в который входят представители администрации, родительского комитета, Совета старшеклассников, сотрудники ОВД, классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог.
Система работы классного руководителя с «трудными» учащимися.
На первом этапе работы с «трудными» подростками педагогическая диагностика помогает выяснить причины возникновения трудновоспитуемости, воспитательные возможности семьи и школы, неблагоприятные условия, типичное и своеобразное в духовном мире подростка, уровень его педагогической запущенности, положительные качества, на которые следует опираться в перевоспитании.
Так, изучение причин трудновоспитуемости желательно проводить по следующей схеме:
· что искажено в духовном мире подростка в наибольшей мере и под влиянием каких причин;
· какие неблагоприятные условия существуют в данный момент;
· с какими отрицательными обстоятельствами может справиться сам воспитанник, а какие следует устранить с помощью семьи и общественности;
После изучения трудного школьника необходимо установить с ним взаимоприемлемый контакт, используя при этом разнообразные методы и приемы педагогического взаимодействия.
На втором этапе индивидуальной работы на основе установленного уровня воспитанности учащегося классный руководитель проектирует развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств школьника. Проектирование развития личности основывается на сравнение наличного уровня воспитанности учащегося с идеальным и осуществляется в процессе составления дифференцированных и индивидуальных программ воспитания и самовоспитания подростка. Работа с личностью отдельного учащегося предполагает также знание воспитателем уровня воспитанности всего класса, так как личность ярче всего проявляется в коллективных отношениях, в общей деятельности.
На третьем этапе продолжается индивидуальная воспитательная работа, позволяющая определить систему воспитательных воздействий с учетом уровня развития конкретного ученика, его возможностей, способностей, особенностей характера, содержания личностных отношений и потребностей. Для данного этапа характерно использование общих методов воспитания, хотя выбор и система их относительно конкретной личности согласуются с ее индивидуальными особенностями и программой ее развития. Вместе с тем широко применяются методы индивидуального педагогического воздействия: требование, перспектива, общественное мнение, оценка и самооценка, поощрение и наказание.
Заключительным, четвертым этапом индивидуальной работы с трудными подростками является корректирование. Коррекция – это способ педагогического воздействия на личность, способствующий исправлению ее развития, закреплению позитивных или преодолению негативных качеств. Корректирование дает возможность уточнить или пересмотреть коллективные или групповые воспитательные программы, характеристики школьников, а также используется при выборе методов и форм деятельности. Оно завершает индивидуализацию воспитательного процесса и опирается на его результаты. Наиболее эффективными методами и приемами корректирования являются наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль. Все эти методы и приемы используются в комплексе с учетом результатов индивидуальной работы с учащимися.
Коррекция поведения педагогически запущенных подростков зависит от знания учителем их особенностей и умения их учитывать при организации воспитательной и учебной работы в школе.
I группа
- Отсутствие жизненной перспективы.
- Равнодушие ко всему происходящему вокруг.
- Безразличие к тому, как к ним относятся окружающие.
- Нежелание думать.
- Неумение организовать свой учебный труд.
-
Оторванность от коллектива, равнодушие к его жизни, целям, задачам, перспективам.
Задача педагога пробудить у этих ребят интерес к жизни, помочь обрести жизненные перспективы. II группа - Острая и конфликтная реакция на любые требования или обращения к ним учителей, воспитателей.
- Часто обнаруживается озлобленность против всего, грубость, вызывающее поведение.
-
Демонстрируется удаль, бравада, которые прикрывают безволие, потерю веры в себя, свои силы.
Задача педагога – в беседе с глазу на глаз развенчать их мнимую удаль, приучить к необходимости сдерживать свои желания, пробудить потребности самовоспитания. III группа- С неустойчивым поведением, поддаются внушению.
- Привыкли плыть по течению.
- Легко поддаются положительному влиянию, хотя отрицательному тоже.
- Быстрая смена настроения.
- Действуют «исподтишка», стараются оставаться в тени.
-
Возможны конфликты с коллективом, но они не носят стойкого характера.
Задача педагога – воспитание волевых качеств, поддержка его усилий выдвинуть жизненные перспективы, закрепить положительное поведение. (2)
ПАМЯТКА классному руководителю по работе с «трудными детьми»
- Ежедневно следить за посещаемостью занятий трудновоспитуемыми подростками.
- Совместно с учителями-предметниками постоянно держать на контроле вопрос успеваемости подростков.
- Ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.
- Ежедневно встречаться с подростками.
- Не подчеркивать проступки, воспитывать на положительных примерах.
- Не использовать нравоучений. В перевоспитании решающим является личный пример учителя, внимание к ребенку, умение радоваться успехам ребенка.
- Вовлекать в трудовую деятельность серье, исполнение общественных поручений.
- Предупредить возможность неправильных действий детей.
- Организовать интересную жизнь коллектива, в котором учится «трудный».
- Обучить детей методам самовоспитания.
- Вовлечение подростков в кружки, секции, контролировать их посещение.
- Совместно со специалистами службы сопровождения составить план индивидуальной работы с учащимся
Список литературы:
1 Психология девиантного поведения: Методические рекомендации для студентов специальности «Педагогика и психология». - Н. Новгород: ННГАСУ, 2009 г. 32 с.
Использованные ресурсы:
1 «Справочник Классного руководителя» за 2006 год Рубрика: разбираем сложные ситуации. (сайт www.klass.resobr.ru)