Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Взаимодействие подростка и взрослого в современной России

Седова Наталья Павловна

             Если сравнить проблему взаимодействия взрослых и подростков, в наше время и  лет 10-15 назад, можно наблюдать оптимистичный прогноз. Если в 90-е годы возникало стойкое ощущение, что общий язык с подростками потерян  абсолютно, а происходящий с ними процесс остановить невозможно, то сегодня наше с ними взаимодействие выглядит не так  и безнадежно. Но с чем связано снижение  остроты подростковых проблем?  Найдены ли пути разрешения? Стоит отметить, что распространение наркомании не носит сейчас характер эпидемии. Но взамен появилась другая проблема - подростковый пивной алкоголизм.
           Какие подростковые проблемы сегодня особо актуальны? Являются ли они преимущественно «вечными» или большинство из них детерминированы  спецификой  современной социально-психологической ситуации в России? Какое отношение к этим проблемам имеют особенности  организации нашего с ними взаимодействия? Не связана ли острота проблем с тем, что для разрешения трудностей подростков мы пытаемся использовать устаревшие  средства «из  прошлого». Именно они  не отвечают новому характеру задач и являются не эффективными? Или наоборот: мы пытаемся изобрести новое там, где в этом нет смысла?
 
                   Подростковые проблемы: «стары как мир»?
            Если составить список основных подростковых проблем: алкоголизм, наркомания, потребительская позиция, самоуверенность, эгоизм, безответственность, жестокость, нежелание учиться и признавать какие-либо  авторитеты. Список можно продолжать бесконечно, но возникает вопрос: Это проблемы только подростков? Или это и наши проблемы? Что они испытывают?
            В одном  исследовании, посвященном проблемам  подростков, было использовано простое, остроумное и точное определение понятия «трудный подросток»: это подросток, с которым трудно и которому трудно.
         Можно выделить II характеристики «трудного подростка»:
I Тот, с которым трудно. (Наладить контакт; помочь ему занять взрослую, ответственную, самостоятельную жизненную позицию; справиться с его агрессией, хамством; доказать значимость учебы).
II Тот, которому трудно. (Найти контакт с родителями, учениками, сверстниками; доказать свою значимость; понять и принять свой физический облик).
         Такой взгляд дает возможность взглянуть на проблему «трудностей» возраста широко и акцентировать внимание на сложностях взросления. Первое, на что хотелось бы обратить внимание, это то,  что все трудности первой группы так или иначе связаны с взаимодействием. Что касается второй группы, то проблемы  также имеют непосредственное отношение к взаимодействию, однако не только к взаимодействию социального характера, но и внутриличностного – взаимодействию с самим собой.
         Таким образом, можно утверждать, что именно во взаимодействии  концентрируются трудности возраста, как собственно подростковые, так и  те, которые испытывает  социум по отношению к подростку. А это значит, что задача разработки и организации технологий конструктивного взаимодействия – одна из главнейших в психолого-педагогической науке и практике.
           Очевидно, что трудности возраста из разряда «вечных», вызваны не особенностями современного социума, а детерминированы спецификой возрастных задач, решаемых  подростком. Задач, связанных, с пониманием себя, осознанием своей ценности, доказательством собственной значимости окружающим. Что бы ни происходило в обществе, подросток будет стремиться  к тому, чтобы самоутвердиться  в мире, занять в нем место, представляющееся ему достойным.
           Вместе с тем нельзя не признать, что социально-политические, экономические изменения в обществе,  специфика отношений в нем, развитие науки и техники, появление новых средств общения оказывают влияние на особенности проявления подростковых проблем и на наше с ним взаимодействие. В контексте наших задач  важно составить четкие представления не только и не столько о том, чем вызвана эта новизна проблем, сколько в чем проявляется и как это влияет на становление подростка, взаимодействие с ним.
 
         Пространства взаимодействия: новые и новое в старых
Наиболее существенные характеристики «новизны» проявляются  в том, что «вечные» проблемы подростки решают сегодня в новых условиях:

  1. изменилась степень влияния взрослых на процесс взаимодействия; изменились позиции взрослых и подростков; изменились средства взаимодействия.

  2. появились новые пространства взаимодействия;

  3. изменились содержательные характеристики «старых» пространств  взаимодействия. 

  4. Характеристики новых пространств взаимодействия

           В первую очередь, речь идет об интернете, который еще лет 5 назадне игралсерьезной роли в жизни большинства подростков.
          Следует отметить, что мы имеем дело с новым культурным пространством:

- со своим особым языком (с особой лексикой, которая непонятна большинству взрослых, с особой грамматикой).

- со своим содержанием, которое мы не в состоянии проконтролировать, даже если бы очень захотели это сделать. Десятки тысяч сайтов, многие из которых с сомнительным, вредным или опасным содержанием  в свободном доступе для любого желающего. Жизнь подростков, их интересы, потребности и способы их удовлетворения становятся неподконтрольны взрослым.
- со своими чувствами и способами их выражения – смайликами. У подростка в Сети нет необходимости глубоко заглядывать в себя, пытаться точно  распознать свое состояние, разбираться в оттенках собственных чувств, погружаться в глубину переживаний другого - просто надо выбрать подходящий. Интернет-общение унифицирует чувства, превращает тысячи их возможных индивидуальных нюансов  в грубые кубики стандартного набора конструктора Lego.
- со своими личностными предпочтениями. Статус пользователей в Сети определяется  количеством оставленных на форуме сообщений (варианты статусов: свой человек, бывалый, гуру). Естественный вопрос: кто же он, к примеру, «гуру», какие взгляды исповедует, какие ценности несет? Поскольку подростки в виртуале находятся вне зоны внимания взрослого сообщества, профессионально отвечающего за  воспитание, развитие подростка, авторитетами для них становятся иные взрослые, в том числе, с экстремистской, националистской, просто преступной ориентациями. «Бесхозный»  подросток с его неуемной энергией, с его готовностью вступить зачастую во что угодно, лишь бы получить  уважение товарищей,- лакомый кусок для тех, кому нужно «мясо», толпа.

- со своими  личностными особенностями, формирующимися в новом культурном контексте, и проявляющимися: 1) как в самом интернет-взаимодействии, так и в реале; 2) как в период взросления, так и во взрослом возрасте; 3) оказывающие влияние как на развитие личности в целом, так и  на осуществление гендерной идентификации подростка.

            Усвоенный стиль взаимодействия проявляется в реальном общении. В результате некоторых исследованиях выявлено у части "компьютерных" детей, особенно увлекающихся компьютерными играми, отмечаются новые "болезни века", которые выражаются в их ложном представлении о своих неограниченных возможностях и умениях выходить победителями в сложных ситуациях. "Обгоняя" на трассе ралли компьютерных соперников, побеждая "врагов", "преодолевая" немыслимые преграды, им кажется, что и в реальной ситуации они смогут также легко решать проблемы. Однако, попадая в реальные условия жизни, такие дети оказываются слабыми и невыносливыми.
             Важно представлять, что происходит с  «компьютерными детьми»,  когда они хронологически переходят  в разряд взрослых. И.Филиппов пишет, что  современное общество отказывается взрослеть, стареть и умирать… Это общество «кидалтов» - людей старше 35 лет, которые ведут себя не соответственно возрасту и «отказываются» от решения возрастных задач зрелости.
             В других исследованиях рассматриваетcя гендерный аспект проблемы и получается вывод: « Вокруг нет ни женщин, ни мужчин. Вокруг - бесполые подростки, говорящие на специфическом подростковом жаргоне, носящие подростковую одежду, играющие в подростковые игрушки.
- со своими причинами, привлекающими подростков  в Сеть, заставляющими их предпочитать виртуальное общение реальному:

  • Невозможность, неготовность решить свои проблемы  в общении в реале, т.е. стремление к  компенсации потребности в реальном общении по средством виртуального.

  • Отсутствие реальной референтной группы или невозможность  стать ее членом. В интернете  подросток находит близких по интересам, позициям  людей, тех, с кем он  может почувствовать общность, кто становится «своим». Интернет становится источником социальной поддержки и спасения от одиночества.

  • Низкая самооценка и стремление ее компенсации. По мнению некоторых исследователей, даже не  получая в Сети общения, подростки кажутся себе в интернете лучшими, чем они есть на самом деле. Он может быть сильным, успешным, знаменитым. Может повелевать, командовать, спасать, наказывать, миловать.

  • Желание ощутить свою нужность, значимость, ценность.  В интернете человек  высказывает свое мнение, делится своими чувствами  и получает обратную связь.  У него возникает ощущение, что  он важен,  что его мнение нужно, что он ценен для мира, его чувства, мечты небезразличны миру. Интернет становится средством эмоциональной поддержки.

  • Желание не отстать от  моды. Сегодня если ты не владеешь интернетом, ты вряд ли сможешь претендовать на какое бы то ни было приличное место в подростковом сообществе. Интернет – некий пропускной билет в общество.

  • Интернет -   средство для самоутверждения. А более высокую ступень в иерархии он сможет занять, если превосходит  большинство в чем-то значимом для этого большинства. И сегодня это интернет-технологии в широком смысле. Массовую популярность приобрело стремление подростков быть продвинутым пользователем.

  • Потребность в новых, ярких ощущениях, которые в реальной жизни им встречаются редко. Современные технологии позволяют пользователям «путешествовать» в нарисованном мире, который выглядит также эффектно, экзотично, реалистично, как голливудская фантастика, он залит такими красками, которых в реале не бывает. В результате значительная часть подростков «переселяется» в виртуальные миры и готовы сутками напролет наслаждаться новизной ощущений.

  • Желание  чем бы то ни было заполнить  свободное время. Человек ждет от Сети реализации потребности в разнообразии. И в отличие от реальной жизни, где  интересное без собственных усилий происходит нечасто, в Сети он на это может наткнуться довольно легко. Потребительский характер стремления к новым впечатлениям ведет к культивированию безответственного отношения к собственной жизни.  

  • Особый интерес к проблемам пола, связанный с пубертатом, острая потребность в гендерной идентификации проявляется в увлечении подростков эротическими, порно-сайтами. Откровенно грубое, циничное, содержание наносит вред растущему человеку, оно может стать тем суррогатом, который, заменяя настоящее, может вести  к серьезным трудностям в строительстве реальных взаимоотношений.

           Одним словом, интернет – особое культурное пространство, непохожее ни на одно другое, которое способствует удовлетворению множества потребностей подростков, с огромными возможностями для взаимодействия  с ними, но являющееся сегодня не только слабо используемым, но и мало изученным и если характеризовать происходящее там взаимодействие между взрослыми и подростками, то характер его явно не системный, фрагментарный.
           Другое новое пространство взаимодействия -  TV-пространство. Казалось бы, TV трудно характеризовать как пространство взаимодействия, тем более, новое. Однако организационные и содержательные изменения, произошедшие на TV за последнее время, позволяют говорить о действительно совершенно новом пространстве.
Из некогда недосягаемого транслятора социально признанных ценностей и высоких эталонов,  с людьми на экране, которые казались небожителями, где зрителю отводилась пассивная роль , TV превратилось  в «своего парня», «соседа», «приятеля»; преобразовалось в пространство взаимодействия, общения,  активного обучения моделям поведения, где прямо на глазах формируются, апробируются, усваиваются ценности. 
            Его  гиперпритягательность для рядового зрителя объясняется во многом тем, что транслируемые ценности – не какие-то «заумно высокие», а примитивные  и доступные. Их формирование идет при реальном участии обычных людей. Ребенок, подросток  с интересом следит за чужой, примитивной, грубой жизнью, где ценности извращены; где сплетни, предательство рассматриваются как необходимый элемент нормальной жизни; где вступление в сексуальные отношения на второй день знакомства никого не шокируют, где секс – не вершина отношений, а их начало, своего рода, знакомство; а смена половых партнеров - правила игры, где «строительство» отношений – это рыночные вопли, ненормативная лексика и драки.
            Если сложить воедино - неразвитость  личностной рефлексии, невозможность дать критическую оценку наблюдаемому, имеющуюся  в подсознании эталонность в восприятии  экранных образов, добавить потребности в этих самых отношениях, это все  приводит к тому, что  у подростка формируются  представления о таких отношениях как о норме жизни.
          И все это опять же находится вне зоны нашего влияния. Что же с этим делать?
           Выход видится нев том, чтобы осуждать и клеймить тотальную безнравственность, не в том, чтобы что-то запрещать подросткам. Позицию предъявлять необходимо, добиваться изменений нужно и не безнадежно. Но по большому счету, это мало что изменит.
Ситуация в корне изменится, если подросток сам сделает выбор, отказавшись от участия в подобных передачах.
Что касается личностных качеств, то это любовь к себе, ценностное, уважительное отношение к собственной личности, развитые механизмы рефлексии, умение делать выбор.
            Что касается потребностей, то они совершенно естественны: подросткам хочется отношений, хочется их обсуждать, выстраивать, хочется знакомиться, вместе с другими в чем-то участвовать, заниматься делом.
           Теперь об альтернативах в способах удовлетворения этих потребностей. Следует осознать, что ответственность здесь наша. Это наша проблема, что взаимодействие с подростком мы не можем сделать тесным, доверительным. Ни TV, ни интернет не несут ответственности за то, что в нашем взаимодействии с растущим человеком  мы совсем мало соприкасаемся. Новизна не исчерпывается  появлением новых пространств. В «старых» пространствах также происходят существенные изменения.
          2. Анализ изменившихся  содержательных характеристик «старых» пространств взаимодействия. Специфики общества, пространства школы с ее учебной и внеучебной деятельностью.
          Функции образования состоят, с одной стороны,   в том, что оно должно подготовить человека к самостоятельной жизни именно в данном конкретном  обществе, с другой – обеспечить такое развитие  человека, которое  будет способствовать развитию самого общества.  А содержательные характеристики личности детерминировано актуальным на данный момент образом человека в культуре. Новизна образовательного пространства связана с изменениями этого образа. Чем более существенно меняется образ человека, тем в более значимых изменениях нуждается образование. Конкретные характеристики личности – это некие средства, дающие  человеку возможность вписаться в данное общество, раскрыть в нем свои потенции, освоить  эффективные способы жизнедеятельности, найти свое – достойное – место, а цель образования   -  обеспечение человека этими необходимыми личностными качествами - средствами эффективной социализации.
            Характерной чертой советского общества была стабильность и определенность, именно это нашло отражение в образе  «идеальной личности» – с четким набором личностных качеств, которые  давали ей возможность эффективного включения и достаточно комфортного существования в социуме.
           Четкие представления о том, что ждет общество и личность «завтра» служили основанием для создания  стройной системы образования, что в итоге делало достаточно успешной психолого-педагогическую практику  в форме четко структурированного, хорошо организованного и эффективно управляемого учебно-воспитательного процесса. Институт образования представлял собой целостную, отлаженную систему.
          При этом бесспорным  центром образовательного процесса была школа. Именно там молодой человек, по максимуму, получал необходимые знания о мире, именно там закладывались основы мировоззрения, шло усвоение социально-ролевых  установок, именно там действовали реальные  общественные институты, в рамках которых были созданы условия для организации ведущего типа деятельности подростков - социально признаваемой и одобряемой деятельности.
           Разнообразные формы ведущего типа деятельности, широко представленные в советской школе, давали возможность подросткам  удовлетворить свои ведущие потребности: потребность в самоутверждении, стремлении войти  в  мир взрослых, расширить свои права, добиться общественного признания своей ценности,  уважения  к своей личности.
         Очень важный момент: взрослые всегда, практически во всех видах деятельности, на всех уровнях были рядом с подростком; знали, что требуется, как этого достичь, в адекватных формах передавали эти знания и умения  растущему человеку.
          Что касается «сегодняшнего» общества, то главные его черты – непредсказуемость, неопределенность, отсутствие принимаемых большинством духовно-нравственных ценностей. В соответствии с этим, доминирующим является совершенно иной образ человека в культуре. А те личностные черты, на формирование которых было направлено «вчерашнее» образование, не только затруднят вхождение и жизнедеятельность человека в обществе, они сделают его беспомощным. Нестабильный социум требует проявления иных личностных черт.
          Ситуация неопределенности, повергшая большинство россиян в шок в начале 90-х, стала сегодня относительно привычной. Однако институт  образования  -  система инерционная, которая весьма тяжело перестраивается даже при глубоком осознании крайней необходимости изменений. И если на уровне  представлений школа принимает необходимость изменений и даже фиксирует это в качестве целевых установок, то на уровне технологий надо признать крайне слабую их проработку. А новизна решения проблем связана именно с поиском и нахождением  ответов на вопрос «как».
            При этом изменение содержательных характеристик социума принципиально не влияет на  ведущую потребность подростка. Для него главной задача самоутверждения, занятия достойного места в социуме, так она и осталась, и именно она определяет направление и пути возрастного движения подростка. А значит деятельность, в рамках которой  максимально полно эти задачи могут быть решены, не может быть иной, кроме социально одобряемой, признаваемой и личностно значимой деятельности.  Разница в том, что самоутверждение  происходит в другом социальном контексте.
         Содержательное изменение школьного пространства выразилось и в уничтожении развернутых форм ведущего типа деятельности (ВТД).  В начале 90-х школа с облегчением вздохнула, избавившись от «заидеологизированных» пионерской и комсомольской  организаций. Но очень скоро поняла, что ситуация стала катастрофичной, поскольку вместе  с мутной водой «ненавистной идеологии» был выплеснут ребенок – ВТД, без чего взаимодействие с подростком  стало крайне затруднительным.
         Сложность взаимодействия в новых условиях «старых» пространств, по нашему мнению, заключается в сложности  внутреннего принятия  взрослыми ситуации неопределенности как нормы жизни, в ощущении шаткости собственной воспитательской позиции. Это ведет к тому, что взрослые либо уходят от ситуаций, где они не могут принять понятную, обоснованную позицию, либо используют способы и средства из «прошлого», которые чаще всего носят  авторитарный характер. И тот, и другой способ вряд ли можно рассматривать как конструктивный, во-первых, потому, что это идет вразрез со спецификой современного социума, во-вторых, потому, что вызывает отторжение у подростков.
     3.Изменение степени влияния взрослых на процесс взаимодействия, изменение позиций взрослых и подростков, изменение средств взаимодействия
         И если раньше, как мы уже отмечали, взрослые везде были рядом с подростком, а центром образования была школа, то изгнание из нее детских общественных организаций привело к тому, что предметом взаимодействия между взрослым и подростком осталась малозначимая учеба, а образование оказалось «размазанным» в обществе. Доказывать свою значимость, получать признание социума, подросток вынужден зачастую без участия  взрослых, в новых пространствах, куда  мы оказываемся не вхожи,  и   теми способами и средствами, которые  у него есть в наличии, которые  часто не устраивают взрослого. При этом  взрослое сообщество чаще выступает относительно подростка не в качестве организатора ВТД, а в качестве критика, который указывает на ошибки. А искренний интерес, уважение к своей личности, заботу о возможности самовыражения, признание своей ценности подросток чувствует не так часто.
          Таким образом, можно подвести итог, что ситуация со средствами разрешения подростком  своих проблем, средствами взаимодействия сегодня существенно изменилась: если раньше средственный арсенал подросткам передавали взрослые, то сегодня подростку эти средства добывать, создавать приходится самому.
           Поэтому подростки  добиваются и будут добиваться  признания социума. Возникает вопрос -  кто будет выступать в качестве  оценивающего социума, что будет вызывает его одобрение, какие действия готов будет совершить подросток для того, чтобы заслужить его уважение и  признание? Подростки, срывающие уроки, громящие киоски,  напивающиеся или обкуривающиеся и даже  убивающие человека за то, что его кожа и волосы другого цвета, как бы дико не звучало, удовлетворяют свои естественные  возрастные потребности и получают признание в социально одобряемой и признаваемой деятельности.
          Стоит отметить, что пионерско-комсомольская организация была идеально организованным ВТД. Она максимально полно, продуктивно отвечала потребностям растущего человека, это была идеальная школа, где  подросток мог тренироваться в строительстве отношений - с собой, с другими,  с близким и дальним окружением, где он мог развивать рефлексию,  получать некие образцы, эталоны, ориентиры, критерии оценки, социально одобряемые и  принятые в обществе.
 
            Подросток и взрослый: важнейшие основания для конструктивного взаимодействия. 
Анализ вопроса об особенностях организации конструктивного взаимодействие взрослых и подростков в современных условиях дал нам возможность выделить следующие позиции.

  1. Необходимость организации  и включения подростков в социально одобряемую, признаваемую и личностно значимую деятельность.

  2. Традиционная организация взрослыми различных групп, направлений,  объединений  и приглашение  к участию в них подростков,  скорее всего, не принесет желаемых результатов. Нужно максимально инициировать активность подростков в определении всех составляющих деятельности, начиная от целей, заканчивая  конкретными шагами по их достижению. Необходима значительная предварительная работа самих подростков, в основе содержания которой - серьезный самоанализ,  а  в основе технологии - ситуация выбора.  

  3. Создание  условий,  способствующих активизации рефлексивных механизмов. Традиционно  при организации их деятельности взрослое сообщество исходит из того, что взрослым известно, что нужно растущему человеку или самому растущему человеку понятны его интересы, возможности, проблемы.  На самом деле подростки в подавляющем большинстве своем нуждаются в том, чтобы взрослые помогли им разобраться в себе, определить свои потребности, затруднения. Только после этого возможна организации какой-либо деятельности, которая и должна быть направлена на реализацию выявленных интересов и разрешение  проблем.

  4. Для того  чтобы обеспечить подростка средствами, которые ему дадут возможность не пасовать в  ситуации неопределенности,  делать осознанный выбор и не перекладывать  ответственность за собственные неудачи на кого бы то ни было, подросток должен приобрести реальный практический  опыт в данной области. Поэтому взаимодействие взрослых и подростков должно быть построено на ситуациях выбора. Сегодня  говоря о взаимодействии с  подростками и помощи им, мы должны понимать, что необходима организация серьезной деятельности в контексте реальной жизни,  с  предоставлением ему возможности реализовать свои потребности, права выбора, а также права нести ответственность за результат.

  5. Взаимодействие должно быть организовано именно как деятельность, с постановкой целей, задач, с определением путей их достижения, мерой и сферой ответственности каждого участника  за ее осуществление. При этом деятельность должна рассматриваться как некая саморазвивающаяся система, направления ее должны определяться меняющимся запросом подростков, связанным с актуализацией их  потребностей.

  6. Позиции подростков и взрослых во  взаимодействии не могут быть скопированы  из «прошлого». Сегодня продуктивным является следующее положение: два человека совместно ищут пути для разрешения общих проблем. Суть -  в партнерских отношениях, выражающихся во взаимном доверии и  уважении.

  7. Уважительное отношение подростка к самому себе имеет важное значение. Только при таком отношении есть надежда, что  в ситуации неопределенности подросток сделает выбор в сторону саморазвития, самореализации, а не в сторону того, что может привести  к деструктивным последствиям.

  8. Взаимодействие должно проходить в ситуации психологической безопасности: когда подросток может действовать свободно,  зная, что его принимают таким, каков он есть, когда он не опасается быть  подвергнутым критике или осмеянию,  когда он не боится, что  его будут сравнивать с другими и выносить ему на этом основании  какие-либо  оценки.

          Такая работа требует серьезной предварительной подготовки взрослых. Есть высокая доля вероятности, что деятельность, которая будет организована на данных основаниях, даст возможность создать условия для конструктивного взаимодействия, а в его результате – для приобретения подростками  средств эффективной социализации,  которые помогут им адекватно вписаться в непредсказуемую  ситуацию  жизни нашего общества, ориентироваться на его развитие и собственную самореализацию.
          Проведенный анализ позволяет еще больше утвердиться в теоретической прочности и практической продуктивности концепции социально одобряемой.
Проблема взаимодействия взрослых и подростков - «вечная» проблема. Суть проблем со временем существенно не меняется, а попытки найти их решение чаще всего приводят к бездействию от растерянности. Поэтому нужно перестать оглядываться на кого-то, и совместно с подростками осваивать сложные пути решения проблем и находить взаимопонимание.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»