Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Адаптация в начальной школе

Смирнова Марина Владимировна
            Начало обучения в школе является серьезным переходным этапом в жизни. Перемена комфортной среды, знакомство с новыми людьми, новые обязанности – все это оказывает огромное влияние на состояние первоклассника.
Проблема готовности к школьному обучению рассматривалась многими зарубежными и российскими учеными, методистами, педагогами-исследователями (Л.И. Божовичь, А.Л. Венгер, М.Н. Ильина, Г. Витцлак, В.В. Давыдов, М.Р. Битянова, Л.С. Выготский и др.). По мнению Л.И. Божович, психологическая готовность к школе, должна рассматриваться в двух аспектах: Личностное – развитие мотивационной и произвольной сфер ребенка и интеллектуальная готовность. А. Л. Венгером рассматривал адаптированность как систему качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности, и выделяет три уровня адаптированности первоклассников: высокий, средний и низкий уровни. М. Н. Ильина отмечает, что на развитие и течение адаптационного процесса влияет характер воспитания в дошкольном возрасте. Дети, посещавшие детский сад, адаптируются быстрее, чем те, что воспитывались дома. Г. Витцлак в 1972 разработал и опубликовал тест «Диагностика уровня развития поступающих в начальную школу». По словам В.В. Давыдова, первый тип трудностей, испытываемых первоклассниками, связан с особенностями нового школьного режима (вовремя просыпаться, не пропускать занятия, сидеть спокойно на уроках, выполнять домашние задания и т.д.). Необходимо, чтобы учитель и родители постоянно и четко предъявляли новые требования к жизни ребенка, контролировали их выполнение. Второй тип трудностей обусловлен характером взаимоотношений с учителем, с одноклассниками, с членами семьи. Также В.В. Давыдов отмечал, что к середине учебного года у многих первоклассников по мере привыкания к внешним атрибутам школы гаснет первоначальная тяга к учению, наступают апатия и безразличие. М.Р. Битянова разработала систему психолого-педагогических требований к статусу школьника, задающих критерии, а следовательно, цели и задачи психологического сопровождения адаптации детей к школе.
Вопрос адаптации первоклассников к школе рассматривала Л.М. Костина, ей была предпринята попытка выявить возможность влияния на школьную адаптацию путём коррекции уровня тревожности у детей методом не директивной игровой терапии в период нахождения будущих первоклассников в дошкольных учреждениях. По данным исследования был сделан вывод об эффективности метода игровой терапии в коррекции высокой тревожности у дошкольников, что позволяет повысить уровень их школьной адаптации и успеваемость в первом классе. Маркович Д.Н. в своей статье «Адаптация первоклассников к обучению в школе» представила вниманию критерии готовности ребёнка к обучению в школе, причины школьной адаптации, предоставила общие рекомендации по адаптации первоклассников. Также подвела к тому, что адаптация во многом зависит от его индивидуальных особенностей от имеющихся у него предпосылок к овладению учебной деятельностью. Анализ особенностей первичной адаптации первоклассников к школе провела Ускова М. В. и сделала вывод о том, что на степень дезадаптации влияет в большей степени гиперкинетический синдром, инертность нервной системы, неготовность к школе, недостаточная произвольность психических функций и их сочетание между собой .
Суть школьной адаптации может быть представлена самыми различными факторами, в связи с чем углубленное изучение ее причин и механизмов осуществляется как с позиций педагогики, так и с позиций педагогической, медицинской и социальной психологии, дефектологии, психиатрии и психофизиологии.
Адаптация первоклассников в школе является актуальной проблемой для всей системы образования. Ежегодно увеличивается число неуспевающих школьников – первоклассников. Приходя в школу, приходя в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. И учитель, и родители заинтересованы в том, чтобы первоклассники как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»