Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Как научиться добиваться своих целей наиболее эффективным способом

Шульгина Виктория Викторовна
Как стать хозяином собственных эмоций. Буквально – как стать мудрым правителем своего собственного Внутреннего Мира.
Нейро-Лингвистическое  Программирование. Это неврология, лингвистика (трансформационная грамматика) и кибернетика (теория систем). Нейрологическая часть названия отражает тот факт, что все психологические процессы связаны с нашей нервной системой.Лингвистическая – демонстрирует важность речи в упорядочивании и структурировании нашего опыта. Слово "программирование" указывает на взаимосвязь и взаимовлияние нейрологической и лингвистической составляющей нашего опыта, а также всех жизненных процессов.
И все-таки: что такое НЛП? Попыток дать ответ на этот вопрос достаточно много. Огромное число людей, в той или иной степени овладевших НЛП, регулярно ищут подходящие объяснения для еще большей армии любопытных. Люди спрашивают, интересуются… Не будешь же их отсылать к определению, приведенному выше! Не поймут. Да и как уложить в несколько слов целый мир? Потому-то и родилась бессмертная расшифровка: Не поймешь – Лучше Попробовать.
НЛП – это методика совершенствования самосознания. Как мы мыслим? Что происходит внутри нас? Какие мотивы лежат за нашими поступками? Что формирует и поддерживает нашу личность? И как можно изменить в себе то, что пока работает не так, как хочется? Вопросов много, и самое главное, что на них можно найти ответы. А НЛП помогает нам в этом.
  НЛП – это психотехника, помогающая людям жить. Причем жить хорошо.  НЛП неоценимо в психологическом консультировании. Оно позволяет решать практически любые психологические (и даже психотерапевтические) проблемы. Причем все делается четко и технологично. 
 НЛП – это инструкция по эксплуатации собственного мозга. Когда-то наш мозг сравнивали с совершенным компьютером, к которому забыли приложить инструкцию по эксплуатации. Как дикарь может воспользоваться микроскопом? Как молотком. Плохим и ломким – гораздо хуже каменного. Потому что не знает, как с ним обращаться.
А еще говорят, что НЛП – это Начинаем Лепить Психологов. То есть даже если человек не имеет фундаментального психологического образования, то став НЛПером он уже в какой-то степени имеет право величать себя психологом. То есть "истинные" психологи конечно же возмутятся: они-то этому учились лет пять11. А между тем НЛПеры в чем-то оказываются "гораздо больше психологами", нежели люди, которые себя так величают. Хотя по правде говоря, это только начало пути психолога. А пока НЛП – это "как доехать на осле без морковки". Что тоже не мало…
В основе львиной доли направлений современной психологии лежит очень важная идея: разделение мыслительных процессов на сознательные и бессознательные. То есть некоторые действия мы выполняем осознанно, а другие – автоматически. В этом нет ничего необычного. Например, как вы дышите? До того момента, как я не напомнил вам о вашем дыхании, вы его не осознавали. Вы дышали бессознательно. А теперь – осознанно. Посмею даже утверждать, что машинально мы выполняем гораздо больший спектр действий, чем принято об этом думать.
Какую-то часть работы имеет смысл взять на себя, какую-то – перепоручить "автопилоту".
 сознательное мышление для решения других задач: глобального планирования и контроля того, что требует более внимательного отношения. В какой-то степени, сознательное внимание можно сравнить с биноклем: видно лучше и четче, но… значительно меньше. И при этом всегда можно перенаправить свое внимание и рассмотреть то, что раньше не осознавалось. На этой идее и основано переучивание: мы "вытаскиваем" уже сформировавшийся навык на уровень сознания и теперь уже можно его изменять – сознательно, т.е. так, как это нужно нам. Мы подходим все ближе!!!)
Когда вы будете пытаться управлять собой сознательно, ваши действия растеряют свою грацию и естественность. Все же у сознания мощность гораздо скромнее, нежели у бессознательного.
  Рассказывают такую байку: "Когда у сороконожки спросили, как она управляется со всеми своими ногами, она задумалась и не смогла сделать ни шагу…" НЛПеры склонны к более оптимистичному взгляду: "После того, как она поняла, что надо ходить в ногу, она стала ходить в три раза быстрее".
 
          Философия и психология
НЛП накопило огромнейшее количество хорошо выверенных инструментов, позволяющих сделать наши жизни легче и проще. Они работают действительно эффективно, а зачастую – просто эффектно. И самое главное – они работают. Возможно именно благодаря тому, что в руках самых разных людей они продолжают работать, НЛП и получило такое значительное распространение по всему миру.
МАСШТАБЫ МЫШЛЕНИЯ
По словам самого монаха, явился ему сам Бог. Явился и сказал своим грохочущим голосом: "Спрашивай, и да отвечу я тебе!" Собрался наш монах с мыслями и выпалил: "О, Господь Всемогущий! Правда ли что для тебя наше тысячелетие все равно, что для нас – минута?" – "Правда," – усмехнулся Господь. – "А правда, что для тебя мешок золота, как для нас грошовый медяк?" – "И это правда". – "Господи! – взмолился тогда монах, – подари мне, пожалуйста, один свой грошовый медяк!" – "Ладно, – легко согласился Бог. – Только подожди минуточку".
  Что ни говори, а у Бога и Человека несколько разные масштабы мышления. (РЕБЕНОК – ВЗРОСЛЫЙ)
 Что у нас есть пять способов собирать информацию извне, думаю, никому объяснять не надо. У всех есть глаза, уши, нервные рецепторы по всему телу, язык и нос
Вообще, информацию, которую мы получаем из внешнего мира, можно разделить на сенсорную и на наши суждения о ней. Сенсорная информация поступает посредством этих самых пяти чувств. Вот пример наблюдения за внешним состоянием собеседника: "Уголки губ приподняты, видны зубы, глаза сужены, щеки порозовели". Остальное – наши суждения и интерпретации: "Он доволен". Сравните: "Чувствую, будто сосет под ложечкой" и "Мне страшно!"  Ну и что? А то, что сенсорная информация объективна и проверяемая. Ее может обнаружить каждый. А вот суждения… Сколько людей, столько и мнений. В ответ на улыбку прохожего можно подумать, что: у меня плохая походка, и он надо мной смеется; он счастлив, что встретил такого красавца, как я; он вспомнил приятный случай. Особо догадливые могут решить, что когда-то в детстве ему на голову упал кирпич… А он просто идет и улыбается. И ничего более.
Любой опыт можно описать с помощью сигналов от пяти сенсорных систем. Как вы уже догадались, к ним относится зрительная, слуховая, кинестетическая20, вкусовая и обонятельная. Этот реальный опыт уже можно перенимать и передавать. Как было раньше? "У него талант, с этим надо родиться. Практика, практика и еще раз практика, и тогда к тебе это придет".
А теперь мы подошли к самому главному!
Смысл коммуникации в реакции, которую она вызывает
  Зачем мы вообще общаемся? В чем смысл нашего общения? И, между прочим, зачем нам сам смысл? Конечно же, это извечные вопросы и одним махом на них не ответишь. Можно разве что попытаться… Про последний из них можно сказать только то, что люди стремятся во всем найти смысл. Сделать осмысленным – понять. Найти ему место в своей карте.
  Наша пресуппозиция дает свой ответ на остальные: "Смысл коммуникации в полученной реакции". То есть мы общаемся, чтобы получить какую-то реакцию. Это может быть необходимая нам информация или же наоборот – сигнал о получении сведений от вас. Может быть, это некое эмоциональное сообщение, и вас волнует отклик на него.
  Вообще, людей очень интересует ответ на их слова и действия. Мало кто возьмется за дело, которое никак не повлияет на него самого или же на окружающих. Не так уж и много людей готовы говорить "в пустоту". Напротив – нас интересует, чтобы нас выслушали и поняли. Чтобы наши слова "подействовали", дошли до другого.
Давайте вместе разбираться из чего состоит коммуникация. В процессе передачи сообщения мы выполняем некоторые действия, чтобы добиться определенных результатов. При этом наши действия вызывают ответные реакции. 
Ответную реакцию вызывают не наши намерения, а наши действия, и значит, чтобы получить другую реакцию, нужно просто изменять свои действия. Если то, что вы делаете, не работает, сделайте что-нибудь другое. Вы же хотите реализовать свое намерение? Достигнуть своей цели?
   Мама укладывает спать маленького мальчика. Тот плачет.
   Она поет ему колыбельную – ребенок плачет, поет вторую – плачет, поет третью, четвертую...
   Мальчик открывает глаза и говорит:
   – Мама, я понимаю, вы клево поете, но мне бы поспать!..
 
Конечно, можно до хрипоты доказывать собеседнику, что смысл ваших действий в ваших намерениях. Но ведь реакцию вы хотите получить от него! Значит ему и решать, какой смысл взять из вашего сообщения. А если вам нужно, чтобы он взял именно тот смысл, какой нужен вам, то просто меняйте свои действия. Это становится очевидно, когда понимаешь, что смысл сообщения в реакции, которую оно вызывает.
 Самое удивительное, что именно так мы и поступаем, когда нам требуется чтобы выполнялись наши пожелания. По крайней мере – механизмами. Еще бы! Попробуй обвини станок, что он вас неправильно понял! Обвинить-то конечно можно. Можно даже врезать ногой его по железному боку. Да только толку-то – все равно не отреагирует. Разве что сломается – так его чинить потом придется…
Мы совершенно автоматически принимаем, что смысл наших действий в полученной реакции для неразумной природы и поступаем разумно. Когда же встречаемся с себе подобными… Хотим, чтобы нас понимали с полуслова. Даже если этим самым "полусловом" здесь даже и "не пахнет".Зачем воспитатели орут на ребенка? Чтобы он вырос воспитанным – более приспособленным к жизни.
 
Сюрприз! От людей добиться понимания куда проще, чем от машин!
 
Не бывает поражений – бывает только обратная связь.
В основе любого поведения лежит позитивное намерение, оно связано с первоначальным окружением
Да-да, даже самые ужасные и разрушительные действия совершаются с благими намерениями. В НЛП принято разделять поведение и намерение (действия и их смысл), с тем чтобы, сохраняя позитивное намерение, изменять поведение.
Откуда при всей изначальной положительности намерения может взяться негативное поведение? Ответ мы находим во второй части пресуппозиции: позитивное намерение связано с первоначальным окружением. То есть когда-то в прежнем контексте поведение оказалось самым уместным, непосредственно реализующим позитивное намерение. А сейчас оно – несколько устарело. И потому служит уже не так хорошо, как раньше.
   Буфетчик говорит официанту:
   – Послушай, перестань выталкивать клиентов на улицу! Ты, наверное, забыл, что работаешь в вагоне ресторане.
Развивайте собственную поведенческую гибкость.
Развивайте собственную поведенческую гибкость. В кибернетике существует такой закон: "В любой системе, состоящей из людей или машин, элемент, обладающий наибольшей вариабельностью, будет являться контролирующим". Расширяйте собственные возможности и вы всегда сможете контролировать ситуацию.
 
 И сейчас я предлагаю обратить наше внимание на слова, которые мы произносим. Слова – это краски, с помощью которых мы создаем наше видение окружающего мира. Именно они помогают фиксировать постоянно изменяющуюся обстановку в виде устойчивых понятий, ложащихся в основание наших моделей мира. И чем богаче наша речь, тем разнообразнее получается карта реальности. И тем она щедрее.
Именно с помощью слов мы передаем львиную долю информации другим людям.
В самые первые годы развития НЛП была сформирована мета-модель языка. В ней были выделены основные способы упрощения нашей речи. Конечно же, распределение их по трем категориям весьма условно.
Если в моей речи встречаются слова "(не) могу", "(не) должен", а также "(не) следует", то я также обобщаю. Сравните: "он может петь" и "он вчера пел". Разве это одно и то же? В первом случае речь идет о его способности, а во втором – о действиях. Если человек сделал что-то однажды, то это не значит, что он всегда сможет это повторить. Один раз у него могло получиться чисто случайно. О способности можно говорить лишь после многократного повторения этого действия. Точно такое же бессмысленное занятие заявлять об отсутствии способности на основе одного неудачного опыта.
я не ставлю перед собой задачи обучить вас мета-модели в том виде и на таком уровне, на каком ею владеют профессиональные НЛП-консультанты. Да вам это и не нужно. А тем, кому действительно нужно, тем будет вполне достаточно этой главы. Они овладеют всеми этими вопросами самостоятельно. Тем более, что у создателей мета-модели подобной подсказки перед глазами и вовсе не было…
  Моя задача значительно скромнее. Мне только хотелось, чтобы вы лишний раз обратили внимание на то, как и какими словами вы пользуетесь. По моему глубокому убеждению, все слова волшебные, и то, что мы произносим, в той или иной степени формирует события вокруг нас.
   В темном переулке бандит пристал к девушке.
   – Жить хочешь?
   – А с кем?
   – Деньги есть?
   – А сколько надо?
   – А ну, раздевайся!
   – А ты?
   – Ты не хами, не хами – я на работе!
Зачем произносить "все", когда это только "большинство". Кому приятно выслушивать категоричное "ты должен", когда он имеет собственный взгляд на вещи. Старайтесь говорить о возможности, а не о необходимости. "Ты можешь" добавляет выбор и оставляет свободу, "ты должен" – предписывает один вариант. Какая польза от ограничительного "я не могу", когда более верной была бы фраза "у меня не получилось". Задумайтесь, ведь "тебе следует" вовсе не такая уж очевидная вещь. Дополните ее хотя бы аргументацией. Проведите инвентаризацию собственного словарного запаса, и вы здорово облегчите жизнь своим собеседникам.
В начале была цель
 Существует мнение, что успех начинается с правильно поставленной цели. Действительно, как понять, добились ли вы успеха, если вы даже не представляете, чего вы хотите? Сразу возникает вопрос: "А в чем конкретно вы собирались достичь успеха? Как вы себе его представляете?"
 
Мозг работает на утверждениях, а отрицания существуют только до тех пор, пока мы обращаем на них сознательное внимание. Природа не знает частицы "не". Ее придумал человек. Для тех, у кого дома есть четвероногий друг, предлагаю крикнуть ему как-нибудь "Не гулять!" и убедиться в истинности этого заявления.
  Лучше всего отношение к частице "не" сформулировал мой племянник (в возрасте год и два месяца). Когда ему говоришь: "Дима, нельзя!" Он тут же эхом отвечает: "Льзя! Льзя!" Слова из двух слогов ему пока еще не даются.
  Так что, если хотите облегчить человеку понимание, говорите по возможности утвердительно. Не так уж и не легко не потерять ни одну частицу "не" ни разу не перечитав немного непонятное утверждение, и я нисколько не сомневаюсь, что некоторая нестройность фразы не смогла ни у кого не вызвать ни капли затруднения.
 Многочисленные частицы "не" способны буквально "пожирать" объем нашего внимания, отнимать его у самой сути предложения. А ведь мы с вами знаем, что этот объем весьма невелик: 72 единицы информации. И каждая "не" забирает как минимум одну из них. Переполняя свою просьбу отрицаниями, можно здорово затруднить ее понимание. И выполнение.
  Просто по факту. Как действует механизм понимания? Услышав слово, человек должен подобрать ему соответствующий эквивалент в своей карте. То есть – понять его. Добавив к нему отрицание, он уже вынужден искать этому эквиваленту противоположный по значению.
Странно, но несмотря на то, что люди давно и прекрасно знают это свойство мозга, приведенный выше абзац порою читается как настоящее откровение. Я просто настаиваю, что об этом знают все воспитатели и все, кого когда-либо воспитывали! Попробуйте скажите ребенку, что нельзя говорить такие слова, как "…"42, с ним еще рано обсуждать темы "…", и он сразу же спросит: "А что это такое?" Или: "Повтори, пожалуйста, я не расслышал".
  И совсем банальная издевка: "Не думай о белой обезьяне!" Если вы о ней раньше и не собирались думать, то теперь – придется. Чтобы хотя бы понять смысл этой просьбы. Более изощренные "садисты" запрещают смотреть в верхний левый угол страницы… Зачем вы только что туда посмотрели? Чтобы понять, куда смотреть не надо. И дело здесь вовсе не в чувстве противоречия – это просто способ понимания.
 Иду по рынку. В паре минут ходьбы друг от друга стоят два лотка. Их роднит то, что оба производят распродажу по сниженным ценам. Но у одного надпись: "Недорого", у другого – "Дешево".Слова буквально управляют направлением внимания человека. Поэтому запреты вроде "по газонам не ходить" часто помечают хорошо протоптанные тропинки. Или место будущей дорожки…
   Мужик, выйдя из бани в раздевалку обнаружил, что забыл дома полотенце. Он бы так и ходил мокрым, если бы на глаза ему не попалась надпись: "Занавесками не вытираться!"
И еще раз. Если хотите, чтобы ваша просьба оказалась выполнена, сформулируйте ее утвердительно. Ребенку будет гораздо легче "сидеть смирно", чем "не ерзать". Приятелю будет проще "улыбнуться", чем "не хмуриться". Гораздо полезнее бывает "успокоиться", вместо "не беситься".
  Это особенно актуально, когда ваши слова будут приниматься к сведению не прямо сейчас, а через некоторое время. И возможно – на автомате.
  1. Достижение цели зависит от вас
   Отец просматривает дневник своего сына и укоризненно качает головой. Сын участливо спрашивает:
   – Как ты думаешь, папа, тут виновата плохая наследственность или влияние окружающей среды?
Цель находится в нужном контекстея не ставлю перед собой задачи обучить вас мета-модели в том виде и на таком уровне, на каком ею владеют профессиональные НЛП-консультанты. Да вам это и не нужно. А тем, кому действительно нужно, тем будет вполне достаточно этой главы. Они овладеют всеми этими вопросами самостоятельно. Тем более, что у создателей мета-модели подобной подсказки перед глазами и вовсе не было…
  Моя задача значительно скромнее. Мне только хотелось, чтобы вы лишний раз обратили внимание на то, как и какими словами вы пользуетесь. По моему глубокому убеждению, все слова волшебные, и то, что мы произносим, в той или иной степени формирует события вокруг нас.
   В темном переулке бандит пристал к девушке.
   – Жить хочешь?
   – А с кем?
   – Деньги есть?
   – А сколько надо?
   – А ну, раздевайся!
   – А ты?
   – Ты не хами, не хами – я на работе!
Зачем произносить "все", когда это только "большинство". Кому приятно выслушивать категоричное "ты должен", когда он имеет собственный взгляд на вещи. Старайтесь говорить о возможности, а не о необходимости. "Ты можешь" добавляет выбор и оставляет свободу, "ты должен" – предписывает один вариант. Какая польза от ограничительного "я не могу", когда более верной была бы фраза "у меня не получилось". Задумайтесь, ведь "тебе следует" вовсе не такая уж очевидная вещь. Дополните ее хотя бы аргументацией. Проведите инвентаризацию собственного словарного запаса, и вы здорово облегчите жизнь своим собеседникам.
В начале была цель
 Существует мнение, что успех начинается с правильно поставленной цели. Действительно, как понять, добились ли вы успеха, если вы даже не представляете, чего вы хотите? Сразу возникает вопрос: "А в чем конкретно вы собирались достичь успеха? Как вы себе его представляете?"
 
Мозг работает на утверждениях, а отрицания существуют только до тех пор, пока мы обращаем на них сознательное внимание. Природа не знает частицы "не". Ее придумал человек. Для тех, у кого дома есть четвероногий друг, предлагаю крикнуть ему как-нибудь "Не гулять!" и убедиться в истинности этого заявления.
  Лучше всего отношение к частице "не" сформулировал мой племянник (в возрасте год и два месяца). Когда ему говоришь: "Дима, нельзя!" Он тут же эхом отвечает: "Льзя! Льзя!" Слова из двух слогов ему пока еще не даются.
  Так что, если хотите облегчить человеку понимание, говорите по возможности утвердительно. Не так уж и не легко не потерять ни одну частицу "не" ни разу не перечитав немного непонятное утверждение, и я нисколько не сомневаюсь, что некоторая нестройность фразы не смогла ни у кого не вызвать ни капли затруднения.
 Многочисленные частицы "не" способны буквально "пожирать" объем нашего внимания, отнимать его у самой сути предложения. А ведь мы с вами знаем, что этот объем весьма невелик: 72 единицы информации. И каждая "не" забирает как минимум одну из них. Переполняя свою просьбу отрицаниями, можно здорово затруднить ее понимание. И выполнение.
  Просто по факту. Как действует механизм понимания? Услышав слово, человек должен подобрать ему соответствующий эквивалент в своей карте. То есть – понять его. Добавив к нему отрицание, он уже вынужден искать этому эквиваленту противоположный по значению.
Странно, но несмотря на то, что люди давно и прекрасно знают это свойство мозга, приведенный выше абзац порою читается как настоящее откровение. Я просто настаиваю, что об этом знают все воспитатели и все, кого когда-либо воспитывали! Попробуйте скажите ребенку, что нельзя говорить такие слова, как "…"42, с ним еще рано обсуждать темы "…", и он сразу же спросит: "А что это такое?" Или: "Повтори, пожалуйста, я не расслышал".
  И совсем банальная издевка: "Не думай о белой обезьяне!" Если вы о ней раньше и не собирались думать, то теперь – придется. Чтобы хотя бы понять смысл этой просьбы. Более изощренные "садисты" запрещают смотреть в верхний левый угол страницы… Зачем вы только что туда посмотрели? Чтобы понять, куда смотреть не надо. И дело здесь вовсе не в чувстве противоречия – это просто способ понимания.
 Иду по рынку. В паре минут ходьбы друг от друга стоят два лотка. Их роднит то, что оба производят распродажу по сниженным ценам. Но у одного надпись: "Недорого", у другого – "Дешево".Слова буквально управляют направлением внимания человека. Поэтому запреты вроде "по газонам не ходить" часто помечают хорошо протоптанные тропинки. Или место будущей дорожки…
   Мужик, выйдя из бани в раздевалку обнаружил, что забыл дома полотенце. Он бы так и ходил мокрым, если бы на глаза ему не попалась надпись: "Занавесками не вытираться!"
И еще раз. Если хотите, чтобы ваша просьба оказалась выполнена, сформулируйте ее утвердительно. Ребенку будет гораздо легче "сидеть смирно", чем "не ерзать". Приятелю будет проще "улыбнуться", чем "не хмуриться". Гораздо полезнее бывает "успокоиться", вместо "не беситься".
  Это особенно актуально, когда ваши слова будут приниматься к сведению не прямо сейчас, а через некоторое время. И возможно – на автомате.
  1. Достижение цели зависит от вас
   Отец просматривает дневник своего сына и укоризненно качает головой. Сын участливо спрашивает:
   – Как ты думаешь, папа, тут виновата плохая наследственность или влияние окружающей среды?
Цель находится в нужном контексте

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»