Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Школа в системе субъектов профилактики правонарушений

Ситник Татьяна Владимировна
В системе субъектов профилактической деятельности с полным основанием особое место занимают общеобразовательные учреждения, осуществляющие предупреждение преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних.
Роль школы была всегда огромна, и она все более увеличивается по мере уменьшения воспитательной роли семьи вызванного занятостью родителей, поиском выходов из тяжелых материальных и иных трудных жизненных проблем. Одна из центральных задач, состоящих перед образованием,- создание в учебно-воспитательных учреждениях условий, обеспечивающих, несмотря на трудности, здоровое физическое и социальное развитие детей.
Для эффективной деятельности общеобразовательной школы по организации профилактической работы необходим комплексный подход к решению проблемы различными специалистами. На уровне школы – это взаимодействие классного руководителя, социального педагога, психолога и врача. П.Д. Павленок выделяет содержание деятельности специалистов:
- Классный руководитель – является связующим звеном в комплексной группе специалистов по организации коррекционной работы с подростками, делает первичный запрос специалистам и дает первичную информацию о ребенке, организует и координирует комплексную работу по коррекции поведения школьников.
- Педагог дополнительного образования – изучает интересы учащихся, создает условия для их реализации, также развивает возможности личности в профессиональном самоопределении, решает проблемы рациональной организации свободного времени.
- Социальный педагог – изучает жизнедеятельность ребенка вне школы, организует профилактическую и коррекционную работу, поддерживает подростков, попавших в экстремальные ситуации.
- Психолог – изучает личность учащегося, коллектива и класса, анализирует адаптацию ребенка в среде, выявляет дезаптированных учащихся, осуществляет психологическую поддержку, подбирает пакет диагностических методик для организации профилактической деятельности.
- Школьный врач – исследует физическое и психическое здоровье учащихся, проводит систематический диспансерный осмотр учащихся, организует помощь учащимся, имеющим проблемы со здоровьем, взаимодействует с лечебными учреждениями .
Профилактическое направление работы должно быть приоритетным в работе с детьми и молодежью, которая может осуществляться в следующих формах:
– работа с семьей;
– групповая работа с ребенком;
– индивидуальная работа с ребенком.
В целях приоритетного определения профилактического направления работы с детьми и молодежью необходимо осуществлять прогнозирование отклоняющегося от норм поведения учащегося, которое предполагает определение потенциальных возможностей развития возможного или имеющего место девиантного поведения, как у группы детей, так и у конкретного ребенка на основе изучения природы этого поведения, его закономерностей, прошлого и настоящего состояния.
В своем исследовании  В.Г. Баженов говорит, о том, что осуществляя прогнозирование девиантного поведения школьников, необходимо собрать исчерпывающую информацию: во-первых, об особенностях проявления различных видов девиаций у детей; во-вторых, об объективных и субъективных факторах, которые, с одной стороны, провоцируют девиантные отклонения в поведении учащихся, с другой – уменьшают и нейтрализуют эти проявления. Прогнозирование может быть следующих видов: прогнозирование отклоняющегося поведения учащихся в целом или общее прогнозирование, прогнозирование индивидуальное, в отношении конкретного ученика, прогнозирование групповое, – когда мы имеем дело с групповыми девиациями. Можно также осуществлять прогнозирование отдельных видов девиаций .
Общеобразовательные учреждения занимают ведущее место в организации ранней профилактики правонарушений среди учащихся. В Уставе общеобразовательной школы указывается, что главные задачи школы состоят не только в том, чтобы дать учащимся образование, но и в том, чтобы осуществлять нравственное воспитание, формировать у молодого поколения общечеловеческое мировоззрение. Тем самым Устав закрепляет необходимость участия школы в работе по предупреждению антисоциальных поступков и правонарушений среди учащихся.
По мнению М.А. Ковальчук  И.Ю. Тархановой профилактика девиантного поведения детей в условиях образовательного учреждения  может включать три блока: психологический, теоретический и практический.
Психологический блок – это диагностика и изучение психологической сферы ребенка, личности конкретных детей, их поведения, а также работа по формированию положительной мотивации у ребенка на совместную со взрослыми деятельность и процесс взаимодействия в ее ходе, которые обеспечиваются адекватным анализом детских интересов и потребностей.
Теоретический блок – это система знаний общеобразовательного характера, которую ребенок получает в ходе профилактической работы: о мире в целом, обществе, в котором он живет, о взаимодействии людей на основе принципов толерантности, взаимоотношения и уважения культуры и обычаев людей других национальностей, их вероисповедания, о человеке, его развитии и формировании, качествах личности современного человека, комфортно и уверенно чувствующего себя в жизни и профессиональной сфере.
Практический блок обеспечивает важное решение следующих задач:
1) формирование у детей и подростков навыков определения круга позитивных ценностей и негативных факторов («Что хорошо, а что плохо»);
2) формирование позитивной самооценки («Я – особенный»), чувства собственного достоинства, отношения к себе как к независимой, самостоятельной личности;
3) формирование ценностного и одновременно ответственного отношения к себе;
4) тренировка навыков принятия ответственных решений, отстаивания своих убеждений и позиций (ролевые тренинги: правильные решения как основа успеха);
5) накопление знаний факторов и ситуаций риска; правил безопасного адаптивного, ответственного поведения в ситуациях риска; приемов ухода от риска, в том числе при внешнем давлении (умение сказать «нет»);
6) закрепление навыков конструктивного и позитивного (содержательного и эффективного) общения между собой и со взрослыми;
7) формирование адекватных представлений о чувствах, эмоциях, настроении, их влиянии на поведение; управление чувствами, преодоление «стрессов»;
 
8) формирование ценностного отношения к своему здоровью («Знай себя», «Береги себя»), адекватная регуляция своего состояния и самочувствия /
В рамках образовательных учреждений, по мнению В. Казанской должны реализовываться следующие направления работы:
– психолого-педагогическое изучение детей группы социального риска на протяжении всего периода их обучения в школе, выявление нервно-психических и психосоматических нарушений;
– консультации специалистов для детей группы социального риска и их родителей, проводимые на основании данных социально-психологической, психолого-педагогической и медицинской диагностики;
– просветительская деятельность по вопросам обучения и воспитания детей социального риска, направленная на повышение уровня компетентности взаимодействующих с ребенком взрослых;
– профилактическая работа с различными категориями детей социального риска на основе комплексного взаимодействия различных специалистов и т. д.
   Основным законодательным актом, регламентирующим деятельность органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, является Федеральный закон от 24.06.1999г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с дополнениями и изменениями) . В соответствии со статьей 14 данного закона  в компетенцию учреждений общего образования, в том числе муниципальных общеобразовательных учреждений, входят:
 1. Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении, при которой осуществляется:
 - постановка на внутришкольный профилактический учет детей, имеющих отклонения в развитии и поведении либо отклонения в обучении;
 - проведение систематической медико-психолого-педагогической диагностики этих детей;
 - разработка индивидуальных маршрутов (планов, программ) коррекции несовершеннолетних, их дальнейшего развития;
 - привлечение необходимых специалистов (медицинских работников, социальных работников, юристов и др.) для проведения консультаций с детьми и родителями, оказания им адресной помощи;
 - разработка педагогами (методическими объединениями) индивидуальных образовательных программ для обучения детей, имеющих отклонения в развитии или поведении;
 - осуществление постоянного педагогического наблюдения (контроля) за поведением обучающихся этой категории, посещением учебных занятий, освоением образовательных программ и регулирование ситуации в пользу ученика.
 2. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принятие мер по их воспитанию и получению ими общего образования.
Работа в этом направлении предусматривает:
 - разработку системы ежедневного учета детей, не пришедших на учебные занятия с выяснением причин отсутствия обучающегося в школе и принятием оперативных мер по его возвращению;
- направление в муниципальный орган управления образованием анкеты установленного образца на выявленного несовершеннолетнего, не посещающего образовательное учреждение;
- направление (ежемесячно) информации о количестве обучающихся, не посещающих или систематически пропускающих учебные занятия в муниципальный орган управления образованием
- совершенствование системы воспитательно-профилактической работы в образовательном учреждении;
- обеспечение максимального охвата детей образовательными программами дополнительного образования;
- разработку мер поддержки и контроля по каждому обучающемуся и его семье, находящимся в «группе риска»;
- организацию деятельности классных руководителей по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся;
- проведение мероприятий для родителей по профилактике семейного неблагополучия и предупреждению асоциального поведения обучающихся (в том числе «родительский всеобуч»).
 3. Выявление семей, находящихся в социально опасном положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей.
Работа в этом направлении предусматривает:
 - организацию обходов микрорайона школы с целью выявления детей школьного возраста, подлежащих обучению и определению условий, в которых они проживают;
- организацию работы в микрорайоне школы общественного инспектора по защите прав детей, посещение им семей группы риска и семей, находящихся в социально опасном положении (составление актов обследования жилищных условий, подготовка документов для оформления ребенка в государственное учреждение или под опеку при необходимости);
- организацию работы заместителя директора по правовому воспитанию по работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, выявление таких семей методами наблюдения, сообщений от соседей, обучающихся, участкового инспектора, медицинского работника, оформление и своевременное направление в территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав карт установленного образца на детей и семьи, находящихся в социально опасном положении - организацию рейдов в микрорайоне образовательного учреждения совместно с правоохранительными органами, органами социальной защиты и др.;
- создание банка данных по семьям «группы риска» в виде социальных паспортов на каждую семью, находящуюся в социально опасном положении;
 - привлечение субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органов родительского соуправления, попечительских советов к работе с семьями, не выполняющими обязанности по воспитанию, обучению детей;
- своевременное принятие необходимых мер по устройству детей из семей социального риска в государственные учреждения;
- организацию индивидуальных учебных занятий для обучающихся, долгое время не посещавшего образовательное учреждение;
- обеспечение индивидуального подхода к обучению детей из семей, находящихся в социально опасном положении (использование интегрированных форм обучения, индивидуальных образовательных программ, специальных педагогических технологий, занятий во внеурочное время), организацию бесплатного питания.
4. Обеспечение организации в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних
- развитие системы дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении;
 - разработку и реализация программ дополнительного образования детей, привлечение к занятиям по этим программам детей, требующих особо педагогического внимания;
 - организацию постоянного мониторинга посещаемости детьми группы риска спортивных секций, творческих коллективов, факультативов, занятий в студиях, клубах;
 - обеспечение занятости несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, в каникулярное время.
 5. Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних через:
 - организацию в рамках воспитательно-профилактической работы мероприятий по формированию правовой культуры, гражданской и уголовной ответственности у обучающихся;
- включение в учебный план образовательного учреждения предметов, образовательных модулей, направленных на формирование законопослушного поведения обучающихся;
- использование педагогами школы современных технологий правового обучения и воспитания – тренингов, деловых и ролевых игр, социального проектирования, компьютерного программирования, совместной продуктивной деятельности и т. д.;
- организацию участия школьников в реализации социально значимых проектов, конкурсов, акций городского, областного  уровня, направленных на формирование гражданско-правового сознания обучающихся;
- организацию деятельности детских общественных объединений правовой направленности;
- привлечение ведомств, общественных организаций, учреждений культуры, спорта, здравоохранения, родительской общественности для проведения совместных проектов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- использование информационных материалов, сборников, публикаций, электронных журналов, плакатов, художественной литературы для организации выставок, проведения классных часов, внеклассных мероприятий по предметам, декад правовой культуры и др. по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
 - проведение опросов, анкетирования обучающихся и их родителей по основам правовых знаний, законопослушного поведения, уровню правовой культуры;
 - создание страницы на школьном сайте, выпуск школьной стенгазеты, размещение специальных информационных стендов, посвященных формированию законопослушного поведения, толерантного сознания, вопросам личной безопасности обучающихся.
   В заключении следует отметить, что именно школа-субъект ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних. Воспитательно-профилактическая работа с учащимися общеобразовательных школ проводится в первую очередь силами квалифицированного коллектива педагогов конкретного учебного заведения, который в свою очередь должен своевременно выявлять первые отклонения в поведении подростка, изменение его отношения к учебе, школьному коллективу с тем, чтобы своевременно принять меры к пресечению возможного начинающегося негативного процесса.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»