Дорога к жизни
Коваленко Людмила Михайловна
Пояснительная записка.Подростковый период развития ребенка – последняя возможность повлиять на формирование его личности, характера. Именно в это время происходит формирование собственного образа «Я». Безусловно, семья является главным «барьером», преграждающим дорогу к формированию различных видов девиаций, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему.
Увлечение подростка различными экстремальными увлечениями может быть реакцией на неудовлетворение основных потребностей со стороны самого подростка и может быть направленно как против общества в целом, в том числе, как форма протеста, так и открытая агрессия против определённых людей, в том числе и родителей, аутоагрессия. Родителям, в свою очередь, очень сложно принять и понять такого подростка. Поэтому в семьях нередки детско – родительские конфликты.
Задача предлагаемого занятия – помочь родителям сохранить контакт с ребенком, лучше понимать его и себя, вместе преодолевать трудности взросления, избежать ошибок, чтобы вырастить здоровых и счастливых детей.
Цель
Создать условия для осознания и переживания родителями важности понимания своих детей, принятия и знания возникающих у них проблем.
Задачи:
- повысить информационную компетентность родителей в отношении различных увлечений подросткового возраста;
- способствовать осознанию родителями истинных мотивов, побуждающих подростков к выбору экстремальных увлечений;
- побудить родителей подростков к сохранению взаимодействия со своим ребенком при проявлении им действий девиантного поведения, повысить уровень принятия ребенка.
Материал предлагаемого собрания адресован родителям обучающимся 7-8 классов общеобразовательных школ.
Практическая значимость:
Предлагаемый материал способствует:
- повышению уровня информационной компетентности родителей подростков в отношении экстремальных увлечений;
- повышению уровня способности родителей во взаимодействии с подростками.
Оценивается посредством субъективной оценки ведущим активности участников; и анализа отзывов участников.
Текст к родительскому собранию «Дорога к жизни»
Чем ближе ребёнок к подростковому возрасту, тем больше мыслей у родителей, о том, что будет дальше. Ведь совершенно невозможно предсказать, как ребёнок изменится.
Действительно, нет никаких гарантий в отношении течения подросткового возраста. Иногда самые хулиганистые дети вдруг берутся за ум, начинают учиться и осуществлять свои планы. Нередко бывает и обратная картина: ранее вполне благополучный ребенок вдруг начинает «дурить» и постоянно влипает во всякие истории.
Рискованное поведение подростков – активность, направленная на экспериментирование подростков со своими собственными возможностями и преобразующая их отношение к ценности жизни.
Конструктивное рискованное поведение подростков
– вид активности, направленный на самопознание и самосовершенствование подростков и обусловливающий осознание ими ценности жизни.
Неконструктивное рискованное поведение подростков
– вид активности, направленный на разрушение объектов окружающего мира и/или саморазрушение подростков и обусловливающий отсутствие у них осознанного отношения к ценности жизни
Положительный риск. В этом случае подросток рискует с пользой для себя. Это рискованное поведение, которое помогает развить определенные качества личности, преодолеть страхи, влиться в социум и т.п. Здесь «поведение» включает в себя множество ситуаций, а не только то, как себя подросток ведет. Это и достижение целей, определенных результатов, опробование нового, общение с людьми разного возраста и социальных групп. Дети оспаривают авторитет взрослых конструктивными способами. В том числе и тем, что демонстрируют свою самостоятельность и способность решать поставленные перед ними жизнью вопросами.
Положительный риск можно подразделить на несколько категорий:
1. Риск, связанный с повседневной жизнью:
- Социальный (вступление в группы, клубы, организация собственных социальных объединений)
- Эмоциональный (признания в любви, приглашения на свидания, разделение своих чувств с друзьями)
- Физический (занятия экстремальным спортом с учетом безопасности)
2. Школьный риск
- академический ( выбор занятий и заданий повышенной сложности)
- атлетический ( умение играть в команде, побеждать в соревнованиях, принимать поражение и т.п.) -- внеклассная деятельность (участие в кружках, научных клубах, помощь учителям и одноклассникам в учебе)
3. Социальный риск
- участие в волонтерской деятельности
- работа с младшими по возрасту детьми и помощь им в обучении
- начало деятельности связанной с финансами, начало своего бизнеса, участие в благотворительности, связанной с пожертвованиям.
Отрицательный риск. Поведение, включающее опасные для жизни и здоровья виды деятельности. Это употребление наркотиков, алкоголя, нарушение закона, пищевые расстройства, незащищенный секс. В этом случае подростки могут искать или создавать ситуации явной угрозы для жизни: балансировать на краю крыши, перебегать рельсы перед близко идущим поездом и т.п. В этом случае тинэйджеры быстро перестают удовлетворяться недавней степенью риска и пытаются вести себя более рискованно, чем до этого: выпивать больше, пробовать разные наркотики, сочетать психоактивные вещества, вести беспорядочную половую жизнь. И даже негативные последствия такого поведения их не останавливает.
Хоть не существует никаких гарантий, что тот или иной ребенок будет в подростковом возрасте «проблемным» или нет, есть определенные закономерности – факторы риска склонности к опасному поведению.
Для повышения информационной компетентности родителей в этом вопросе предлагается игра-вопрос «Как вы думаете, правда ли, что…..». Ведущий задаёт вопросы в аудиторию родителей, а родители пытаются на них ответить.
- «Как вы думаете, правда ли, что на рискованные увлечения подростка толкает скука, безделье, желание покрасоваться перед приятелями?»
Чаще это не так, на риск толкает отсутствие внимания к ним (Дети находят себе оригинальные занятия, которые постепенно вытесняют из их жизни остальные ценности, в том случае, если в обыденной жизни их что-то не устраивает. Это может быть недостаток внимания в семье, конфликты в коллективе, неуспеваемость в школе - в общем, все то, что принято называть неблагополучием. Современным занятым родителям часто недосуг разбираться в том, что, собственно, "не так" с их детьми. Так что любые нетривиальные занятия можно рассматривать как призыв к вниманию со стороны близких. Ребенок громко о себе заявляет, чтобы "заслужить" любовь и уважение).
- «Как вы думаете, правда ли, что занятие экстремальными увлечения подростком это некий протест?»
Нет, это не так (В знак протеста дети уходят из дома в самом широком смысле - на улицу, в Интернет, в алкоголь и наркотики, замуж. Но все же в экстрим - очень редко. Такое средство манипуляции - "ты меня воспитываешь - так вот тебе, поволнуйся, как я собой рискую!" - слишком энерго- и эмоционально затратное занятие, чтобы служить исключительно манипуляции. Хотя в единичных случаях такое, конечно, возможно)
- «Как вы думаете, правда ли, что мотивом рискованных увлечения подростка может быть жажда славы?»
Да, это может быть мотивом (Желания проявить себя, показать другим свои возможности, выделиться вполне отражают ситуацию в современном обществе. Глобализация и масштабное объединение людей и ресурсов приводят к тому, что ценность конкретного человека нивелируется. Кроме того, такие экстремальные занятия примиряют противоположности: с одной стороны, дети и подростки объединяются с себе подобными, а с другой - выделяются из общей массы, стараясь проявить себя как можно ярче).
- «Как вы думаете, правда ли, что у некоторых людей риск заложен "в крови"?
Да, это так. (Некоторым людям просто необходим адреналин, выделением которого и сопровождаются подобные занятия. Также свою роль играет и определенный темперамент. Например, очень трудно представить себе экстремалом меланхолика или флегматика. Сангвиник увлечется экстримом исключительно в хорошей компании и ненадолго. Так что большинство экстремалов по определению холерики).
- «Как вы думаете, правда ли, что на риск подростков толкает чувство страха?
(Как правило, на экстремальные увлечения их толкает чувство страха, который возникает на основе отношений с другими людьми. Как правило, ребенок переходного возраста очень много чего боится: потерять авторитет в своей компании, быть не принятым в то или иное сообщество, не понравится противоположному полу. Единственное чего нет у подростков, так это страха смерти. Они полны здоровья и энергии и считают, что будут жить вечно. Отсутствует и жизненный опыт: живы и здоровы родители и близкие люди, поэтому ,ремальные увлечения).
- «Как вы думаете, правда ли, что на риск подростков толкает заниженная самооценка?»
Да, так может быть (Для этого существует масса оснований – и неидеальная, меняющаяся в этом возрасте внешность, и соперничество друг с другом в подростковой среде, и желание быть взрослым при отсутствии соответствующих возможностей. Опасные поступки как раз и служат тем единственным средством, которое помогает поднять самооценку. В этом случае подросток рискует либо, чтобы доказать самому себе, что он сможет, он сильный, либо, чтобы самоутвердиться в подростковом коллективе, испытывая себя на "слабо". Ведь в переходном возрасте главное для подростка – это признание своими сверстниками, их одобрение и высокая оценка).
Подростковый возраст и его особенности:
Кризис идентичности. В теории Эриксона - период времени, в течение которого подросток напряженно решает такие вопросы, как "что я собой представляю?", "куда я иду?" тесно связанный с кризисом смысла жизни.
Одна из причин, по которой происходят подобные изменения - потребность у подростков в риске. По большому счету в тяге к рискованному поведению нет ничего плохого. Это часть развития личности, период, когда еще недавний ребенок должен выйти из круга семьи и встретиться с внешним миром. Естественно, ребенок и до этого не изолирован от окружающих. Но в то время, когда он принимал не так много самостоятельных критических решений, чаще ориентировался на поведение родителей, их одобрение или порицание. Но потом все меняется.
Тинэйджер все хочет делать сам, жить своим умом и стать самостоятельным.
В первую очередь во время становления как личности подросток должен:
1.Выделиться – приобрести самостоятельность и определиться со своей личностью.
2.Вписаться – быть принятым у друзей и в подростковом сообществе.
3.Достичь, найти пути реализации и достижения целей.
4.Овладеть – обрести способность брать на себя ответственность для достижения целей.
В период подросткового возраста мозг молодого человека или девушки подвергается довольно значительной перестройке. Нервные скопления, ядра и связи, ответственные за эмоции и связанные с социальными ситуациями, становятся более активными, чем раньше. Довольно интересно, что при общении с группой ребят, близких по возрасту, мозг подростка отвечает ярче, чем при общении со взрослыми, в том числе и родителями. Друзья становятся для подростка более значимыми, и это отражается на работе мозга.
Надо отметить, что 15-летние подростки могут рассуждать и строить логические связи на уровне взрослого человека. Человек правильно рассуждает, строит прогнозы своего поведения и поведения других, разрабатывает планы достижения тех или иных целей. Но если тинэйджер испытывает сильные эмоции или находится в группе сверстников, способность использовать логику и предвидеть последствия своих поступков падает.
Эта ситуация связана с тем, что в этот период активно формируются связи эмоциональной части мозга (лимбики) с лобной корой. Последняя, ответственна за всю логическую составляющую нашего мышления, контроля своего поведения и эмоций. Так как связей между этими структурами еще все-таки не достаточно, то временами эмоции, мимолетные желания и потребность понравиться сверстникам пересиливают здравый смысл. Большинство взрослых оценивают такое импульсивное поведение подростка, как нелогичное и глупое.
Родители говорят: «Как ты мог до такого додуматься!» или «Неужели ты не знал, чем это кончится?». Для взрослых это действительно странно. Но они имеют уже созревший мозг с большим количеством связей в лобной коре и склонны более эффективно оценивать ситуацию и предсказывать результаты. В большинстве своем они в меньшей степени восприимчивы к влияниям внешней среды . Несмотря на то, что поиск риска характерен практически всем подросткам, риск риску рознь.
Факторы риска
1. Низкое ожидание успеха в жизни. Ребенок не ждет, что он может решить свои проблемы, поступить в ВУЗ, хорошо учиться и быть положительно оцененным окружающими.
2. Низкая самооценка.
3. Бессилие перед жизнью. Предыдущие попытки измениться к лучшему не принесли результатов.
4. Низкая успеваемость в школе.
5. «Плохая компания». Такие подростки более склонны идти на поводу друзей, что бы они ни делали.
Факторы снижения риска
С другой стороны существуют и факторы, которые снижают риск опасного поведения:
1. Внимательное отношение подростка к своему здоровью и деятельность, направленная на его поддержание.
2. Хорошие и доверительные отношения со взрослыми.
3. Просоциальная деятельность, включенность в благотворительность.
4. Наличие друзей с положительными установками в отношении себя и своего будущего.
Что могут сделать родители, чтобы уменьшить риск негативных форм риска у своих детей?
1. Ориентировать детей на получение знаний. При этом целью должна быть не столько хорошая оценка, как знания сами по себе.
2. Поощрять ситуации, когда ребенок хочет самостоятельно «позитивно рискнуть».
3. Обучать ребёнка позитивному риску, в том числе и физическому. 4. Обсуждать с подростком его эмоции, помогать в вопросах, связанных со сложными ситуациями.
Если ребенок не склонен раскрываться полностью (а он и не должен этого делать), необходимо научить его искать помощи у авторитетов, осуществлять поиск ответов на вопросы в Интернете (компьютером пользоваться умеют практически все подростки, а вот использовать его себе на пользу, способны далеко не все).
Другими словами, ребенок должен научиться рисковать в пределах безопасных границ, приобретать важные для жизни навыки и уметь справляться с жизненными и психологическими проблемами.
Примеры того, что необходимо контролировать поведение ребенка в сети интернет.
Особенности подростков этого времени – поколение Z
Сегодня в семье и в школе живут и работают несколько поколений:
- послевоенное российское поколение (их ровесники на Западе известны как «бэби-бумеры»; 1943–1962);
- X («Иксы», поколение перестройки, 1963–1984);
- Y («Игреки», поколение Миллениума, поколение «некст», «сетевое» поколение, миллениты, эхо-бумеры; 1985–2000);
- Z («Зеты»; поколение «большого пальца» (этим пальцем с большой скоростью школьники набирают многочисленные смс), «цифровые аборигены», «рождённые цифровыми», с 2001). Откуда такое название?
Поколение «Зет» - это все дети, которые начали учиться по новому федеральному государственному образовательному стандарту. В нем уже заложено использование детьми и учителями компьютера и Интернета. Именно поколения «Зетов» и «Игреков», тех его представителей, которые в полной мере освоили все новшества информационного общества, сегодня называют цифровым поколением. Их ценности во многом определяются процессами глобализации, развитием информационных технологий, мобильной связи и Интернета.
Уже сейчас видно, что дети и подростки лучше разбираются в технике, в чем-то материальном, чем в человеческих эмоциях и в человеческом поведении. Это отражается даже на общении детей с родителями: коммуникативная дистанция между ними увеличивается, и цепочка социального наследования, передачи опыта прерывается. Сейчас родители все меньше играют роль авторитета для своих детей, всезнающим авторитетом для последних становится Интернет. Ну, а если дети не учатся у родителей, тогда родители начинают учиться у своих детей (префигуративное общество, которое начинает формироваться уже сегодня).
Ряд зарубежных исследований проводят чёткие параллели между видеоиграми, интернетом, телевидением и их негативным влиянием на психику детей. Так, игромания становится причиной неудовлетворённости жизнью, увеличения тревожности и усиления депрессии. Всемирная сеть, в свою очередь, приводит к замкнутости и развитию фобий. Этот список психических недугов можно смело дополнить биполярным расстройством, психозом, поведенческими отклонениями, аутизмом и расстройством привязанности, то есть нарушением тесного эмоционального контакта с родителями.
Статичное времяпрепровождение влечёт за собой недостаток движения и может привести к задержке физического и умственного развития. Подвижность же улучшает внимание и способность к познанию нового. Учёные утверждают, что применение электронной техники вредит развитию детей и отрицательно влияет на их обучаемость.
Исследователи также приписывают чрезмерный эгоцентризм и инфантильность. Однако, эгоцентризм всегда был характерен для детей. Но в российском обществе, в котором жизнь все более индивидуализируется, в том числе и не без помощи Интернета, детский эгоцентризм в контексте межпоколенческих сравнений продолжает также бросаться в глаза и волновать взрослых. Для инфантилизма сегодня также более благоприятная почва: есть возможность укрыться от трудностей жизни в виртуальном мире или проявляя неоправданный риск.
О необходимости понимания общего языка с подростком. На слайдах представлены термины, которыми характеризуются различные увлечения подростков. Родителей необходимо спросить, понимают ли они смысл этих слов? Если нет понимание, то это возможность для них задуматься над тем как мало они знают о своих детях.
Упражнение ДОМ.
Для этого родителям предлагается нарисовать «дом», в котором живет его ребенок. Предлагаемое ниже упражнение рекомендуется выполнить дома со своим ребенком. И оценить разность или одинаковость позиций, что может быть предметом для разговора с ребенком и понимания необходимости чаще разговаривать с подростком о чувствах, мыслях и поступках друг друга (родителей и подростка).
Описание упражнения. Оцените и отметьте по 10 бальной шкале на соответствующих осях удовлетворение Вами как родителем потребностей своего ребенка. Попросите Вашего ребенка сделать тоже самое (на другом листе), но с позиции его мнения на этот счет. Соедините точки, отмеченные Вами на осях и точки отмеченные Вашим ребенком. Посмотрите на полученные «домики», обсудите с ребенком, почему Вы и он дали такие оценки.