Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста с РАС и их семей

Масарва Анна Николаевна
 
Лучшее, что мы можем дать нашим детям, -
это научить их любить себя. 
Луиза Хей
            Важнейшим компонентом любой программы помощи для ребенка или взрослого с ментальными нарушениями является поддержка семьи, ведь успех ребенка напрямую зависит от психического здоровья и навыков родителей и других, ухаживающих за ним взрослых.
Программы помощи детям с РАС и семьям их воспитывающим должны соответсвовать следующим требованиям:
- нацеленное на дефициты РАС
- основанное на подходах с доказанной эффективностью
- последовательное, интенсивное, комплексное (важна включенность родителей, успех ребенка напрямую зависит от психического здоровья и навыков родителей и других ухаживающих за ним взрослых)
- включающее поведенческие и развивающие подходы, естественный контекст
- доступное
- содержащее функциональные цели
В связи с этим, работа психолога в данном аспетк включает следующие блоки:
1. Психологическое сопровождение семей с детьми с РАС
2. Психологическое сопровождение детей с РАС
При работе психолога с родителями детей в РАС важно оценить уровень осведомленности семьи и, как следствие, готовность к сотрудничеству. А так же опираться на данные исследований в этом направлении, которые гласят: Родители детей с аутизмом испытывают больший стресс, чем родители детей с когнитивными нарушениями и синдромом Дауна. У матерей детей с РАС отмечаются более выраженные симптомы депрессии. Отцы детей с аутизмом более склонны отдаляться от семьи, чтобы справиться со своими чувствами. Родители детей с аутизмом отмечают, что удовлетворены браком в меньшей степени, чем родители типично развивающихся детей.
Какие проблемы особенно волнуют родителей детей с РАС
  • Задержка развития речи, трудности с выражением желаний. Когда ребенок не может выразить свои желания или потребности, это расстраивает и родителей и самого ребенка. Разочарование может приводить к вспышкам раздражения и агрессии по отношению к себе и окружающим.
  • Повторяющееся поведение. Ребенок хлопает в ладоши, трясет руками, раскачивается, издает необычные звуки, крутится вокруг своей оси и т.д. Он может выглядеть странно, родителям бывает нелегко выносить взгляды и реплики прохожих. Некоторые комментарии и замечания родственников и незнакомых людей могут носить не самый приятный характер.
  • Задержка развития игровых навыков. Поскольку для многих детей с РАС характерен недостаток социального интереса и отсутствие необходимых игровых навыков, им могут быть мало интересны и понятны игры со сверстниками. Это может означать, что родителям приходится юольше и чаще находится рядом с ребенком, чтобы занять его или вовлечь в игру. Во многих ситуациях для родителей это непросто, у них почти не остается времени на то, чтобы пообщаться с другими своими детьми, друзьями или заниматься другими делами.
  • «Отличается от других»
  • Непослушание, трудности с регуляцией поведения (истерики). Дети с аутизмом могут огорчаться из-за малейших изменений в привычном укладе жизни или окружении. Определенные звуки, освещение, предметы или текстуры способны вызвать дистресс у ребенка. Из-за этого у детей могут возникать вспышки раздражения, истерики. Одевание в садик (не та одежда) или поход в магазин могут быть суровым испытанием для всей семьи.
  • Трудности, возникающие в общественных местах
  • Тревога («отгораживание» и страхи)
  • Трудности с едой и сном. По данным исследований до 95 % детей с РАС испытывают разного рода трудности с едой. Примеры типичных проблем, связанных с приемом пищи:
- Крайняя избирательность в еде
-Необычное поведение за столом (бегает, крутится, крошит)
-Сильные реакции на определенные ощущения (текстура, внешний вид, запах, звуки при жевании и т.д.)
Из-за трудностей с едой многие семьи не могут вместе собираться за столом. И это может быть причиной стресса минимум 3 раза в день. В результате дети с аутизмом едят отдельно, что еще больше усугубляет их социальную изоляцию.
Многие дети с РАС едят только белковую или содержащую углеводы пищу (макароны, жареную картошку, нагеттсы и др.)и отказываются от фруктов и овощей. Подобная диета может способствовать развитию ожирения и других проблем, связанных со здоровьем.
  • Трудности с навыками самообслуживания (приучение к туалету, одевание, умывание и т.д.) У детей с аутизмом часто наблюдается задержка в развитии адаптивных навыков, в том числе таких как:
- Самостоятельный прием пищи
- Одевание
-Пользование туалетом
- Помощь по дому
Родители могут испытывать серьезный дискомфорт от того что их ребенок не пользуется туалетом в общественных местах (только дома), не может принимать пищу в общественных местах, нуждается в помощи при одевании или умывании в том возрасте, когда другие дети справляются с этим самостоятельно.
Дополнительные источники стресса для семьи с детьми с РАС
  • Финансовые затраты. Воспитание ребенка с РАС требует огромных финансовых затрат. Обследования, программы помощи, реабилитационные услуги. Необходимость постоянно водить ребенка на разные занятия может вынудить одного из родителей отказаться от работы и финансовое положение семьи значительно ухудшается, так как остается только один источник дохода.
  • Социальная изоляция. Родители детей с РАС могут чувствовать себя изолированными от друзей, родственников и общества.
  • Беспокойство о будущем ребенка. Родители беспокоятся о том, кто будет заботится об их ребенке, когда их не станет.
  • Противоречивость информации и ложные надежды. РАС – широкая группа состояний, причина возникновения до сих пор не известна. Это нередко является почвой для возникновения странных мифов и лживых обещаний за определенную, зачастую немалую сумму, «вылечить» ребенка.
Что нужно родителям? Конкретные советы: как справиться с ребенком, который плохо ест и спит, как разобраться в причинах того или иного поведения и т.д. Актуальная и достоверная информация . Расширение знаний о РАС. Техника поведения в стрессовых ситуациях. Поддержка других людей.
Задачи, которые стоят перед психологом:
            - Помочь родителям в принятии (получении) диагноза;
            -  Дать родителям и/или другим членам семьи актуальную информацию, что такое аутизм, как дети с аутизмом воспринимают окружающий мир, как аутизм проявляется у конкретного ребенка;
  • Помочь родителям выработать эффективные способы взаимодействия с ребенком, справляться с трудным поведением;
  • Познакомить с современными подходами и программами с доказанной эффективностью;
  • Примерами позитивных изменений демонстрировать родителям важность следования программе;
  • Предоставить актуальные информационные ресурсы;
Психологическое сопровождение детей с РАС.
    Основной принцип: включение в выбранную специалистами программу помощи, подходящую для конкретного ребенка. Работа психолога в «канве» (системный и комплексный подход, опирающийся на нужды конкретного ребенка)
Основные направления сопровождения
  • Формирование навыков взаимодействия с детьми и взрослыми
  • Профилактика и коррекция дезадаптивного поведения
  • Развитие познавательной сферы
  • Эмоционально-личностное развитие
  • Формирование учебного поведения
Адаптация традиционных психологических методик развития
  1. Визуализация. Визуальные расписания хода занятия, «сейчас-потом», использование системы PECS, коммуникативные доски.
  2. Максимальный тренинг контакта. Провоцирование ситуации просьбы, отказа.
  3. Использование положительных подкреплений.
Все дети с РАС могут развиваться и учиться, при этом необходимо учитывать, что часто их образовательные потребности существенно отличаются от потребностей нейротипичных сверстников. Для успешной инклюзии в образовательную среду и полноценного участия в жизни общества детям с РАС необходима индивидуализированная программа поддержки и обучения, адаптируемая к их персональным особенностям.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»