Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста с РАС и их семей
Масарва Анна Николаевна
Лучшее, что мы можем дать нашим детям, -
это научить их любить себя.
Луиза Хей
Важнейшим компонентом любой программы помощи для ребенка или взрослого с ментальными нарушениями является поддержка семьи, ведь успех ребенка напрямую зависит от психического здоровья и навыков родителей и других, ухаживающих за ним взрослых.это научить их любить себя.
Луиза Хей
Программы помощи детям с РАС и семьям их воспитывающим должны соответсвовать следующим требованиям:
- нацеленное на дефициты РАС
- основанное на подходах с доказанной эффективностью
- последовательное, интенсивное, комплексное (важна включенность родителей, успех ребенка напрямую зависит от психического здоровья и навыков родителей и других ухаживающих за ним взрослых)
- включающее поведенческие и развивающие подходы, естественный контекст
- доступное
- содержащее функциональные цели
В связи с этим, работа психолога в данном аспетк включает следующие блоки:
1. Психологическое сопровождение семей с детьми с РАС
2. Психологическое сопровождение детей с РАС
При работе психолога с родителями детей в РАС важно оценить уровень осведомленности семьи и, как следствие, готовность к сотрудничеству. А так же опираться на данные исследований в этом направлении, которые гласят: Родители детей с аутизмом испытывают больший стресс, чем родители детей с когнитивными нарушениями и синдромом Дауна. У матерей детей с РАС отмечаются более выраженные симптомы депрессии. Отцы детей с аутизмом более склонны отдаляться от семьи, чтобы справиться со своими чувствами. Родители детей с аутизмом отмечают, что удовлетворены браком в меньшей степени, чем родители типично развивающихся детей.
Какие проблемы особенно волнуют родителей детей с РАС
- Задержка развития речи, трудности с выражением желаний. Когда ребенок не может выразить свои желания или потребности, это расстраивает и родителей и самого ребенка. Разочарование может приводить к вспышкам раздражения и агрессии по отношению к себе и окружающим.
- Повторяющееся поведение. Ребенок хлопает в ладоши, трясет руками, раскачивается, издает необычные звуки, крутится вокруг своей оси и т.д. Он может выглядеть странно, родителям бывает нелегко выносить взгляды и реплики прохожих. Некоторые комментарии и замечания родственников и незнакомых людей могут носить не самый приятный характер.
- Задержка развития игровых навыков. Поскольку для многих детей с РАС характерен недостаток социального интереса и отсутствие необходимых игровых навыков, им могут быть мало интересны и понятны игры со сверстниками. Это может означать, что родителям приходится юольше и чаще находится рядом с ребенком, чтобы занять его или вовлечь в игру. Во многих ситуациях для родителей это непросто, у них почти не остается времени на то, чтобы пообщаться с другими своими детьми, друзьями или заниматься другими делами.
- «Отличается от других»
- Непослушание, трудности с регуляцией поведения (истерики). Дети с аутизмом могут огорчаться из-за малейших изменений в привычном укладе жизни или окружении. Определенные звуки, освещение, предметы или текстуры способны вызвать дистресс у ребенка. Из-за этого у детей могут возникать вспышки раздражения, истерики. Одевание в садик (не та одежда) или поход в магазин могут быть суровым испытанием для всей семьи.
- Трудности, возникающие в общественных местах
- Тревога («отгораживание» и страхи)
- Трудности с едой и сном. По данным исследований до 95 % детей с РАС испытывают разного рода трудности с едой. Примеры типичных проблем, связанных с приемом пищи:
-Необычное поведение за столом (бегает, крутится, крошит)
-Сильные реакции на определенные ощущения (текстура, внешний вид, запах, звуки при жевании и т.д.)
Из-за трудностей с едой многие семьи не могут вместе собираться за столом. И это может быть причиной стресса минимум 3 раза в день. В результате дети с аутизмом едят отдельно, что еще больше усугубляет их социальную изоляцию.
Многие дети с РАС едят только белковую или содержащую углеводы пищу (макароны, жареную картошку, нагеттсы и др.)и отказываются от фруктов и овощей. Подобная диета может способствовать развитию ожирения и других проблем, связанных со здоровьем.
- Трудности с навыками самообслуживания (приучение к туалету, одевание, умывание и т.д.) У детей с аутизмом часто наблюдается задержка в развитии адаптивных навыков, в том числе таких как:
- Одевание
-Пользование туалетом
- Помощь по дому
Родители могут испытывать серьезный дискомфорт от того что их ребенок не пользуется туалетом в общественных местах (только дома), не может принимать пищу в общественных местах, нуждается в помощи при одевании или умывании в том возрасте, когда другие дети справляются с этим самостоятельно.
Дополнительные источники стресса для семьи с детьми с РАС
- Финансовые затраты. Воспитание ребенка с РАС требует огромных финансовых затрат. Обследования, программы помощи, реабилитационные услуги. Необходимость постоянно водить ребенка на разные занятия может вынудить одного из родителей отказаться от работы и финансовое положение семьи значительно ухудшается, так как остается только один источник дохода.
- Социальная изоляция. Родители детей с РАС могут чувствовать себя изолированными от друзей, родственников и общества.
- Беспокойство о будущем ребенка. Родители беспокоятся о том, кто будет заботится об их ребенке, когда их не станет.
- Противоречивость информации и ложные надежды. РАС – широкая группа состояний, причина возникновения до сих пор не известна. Это нередко является почвой для возникновения странных мифов и лживых обещаний за определенную, зачастую немалую сумму, «вылечить» ребенка.
Задачи, которые стоят перед психологом:
- Помочь родителям в принятии (получении) диагноза;
- Дать родителям и/или другим членам семьи актуальную информацию, что такое аутизм, как дети с аутизмом воспринимают окружающий мир, как аутизм проявляется у конкретного ребенка;
- Помочь родителям выработать эффективные способы взаимодействия с ребенком, справляться с трудным поведением;
- Познакомить с современными подходами и программами с доказанной эффективностью;
- Примерами позитивных изменений демонстрировать родителям важность следования программе;
- Предоставить актуальные информационные ресурсы;
Основной принцип: включение в выбранную специалистами программу помощи, подходящую для конкретного ребенка. Работа психолога в «канве» (системный и комплексный подход, опирающийся на нужды конкретного ребенка)
Основные направления сопровождения
- Формирование навыков взаимодействия с детьми и взрослыми
- Профилактика и коррекция дезадаптивного поведения
- Развитие познавательной сферы
- Эмоционально-личностное развитие
- Формирование учебного поведения
- Визуализация. Визуальные расписания хода занятия, «сейчас-потом», использование системы PECS, коммуникативные доски.
- Максимальный тренинг контакта. Провоцирование ситуации просьбы, отказа.
- Использование положительных подкреплений.