Методическая разработка
Школа для родителей будущих первоклассников
Ямбаршева Татьяна Евгеньевна,
педагог-психолог ГБДОУ детский сад № 38
комбинированного вида
Кировского района Санкт-Петербурга
Примечания: годовой цикл систематических встреч с родителями старшей и подготовительной группы, с целью эффективной подготовки к школе детей и взрослых.Направление: профилактика школьной дезадаптации у будущих первоклассников и их родителей.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Проблема взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей воспитанников (или их законных представителей) всегда была и остается одной из самых актуальных проблем ДОУ.
С одной стороны — согласованное взаимодействие педагогов с семьей является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, достижения положительных результатов воспитания и обучения.
Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в его развитии.
С другой стороны — именно в системе взаимоотношений «педагог-родитель» возникает множество проблем, конфликтов, недоверия и недопонимания.
Анализ ситуации показывает:
1.Не все родители откликаются на стремление педагогов к сотрудничеству с ними (низкий уровень посещения собраний, пассивность, отказы от взаимодействия и. т. д.).
2. Далеко не все педагоги проявляют истинную заинтересованность в работе с родителями (формальное общение, предвзятое отношение к семьям воспитанников и т. п.).
3. Использование только традиционных методов и форм работы с семьёй (родительские собрания, родительские уголки, консультации и т. д.) в настоящее время является недостаточным. Необходимо иное решение задач сотрудничества воспитателей и родителей.
Таким образом, работа, направленная на укрепление и развитие взаимодействия детского сада и семьи, является актуальной и требует разнообразных и эффективных способов реализации.
Одной из форм взаимодействия с семьей является организация на базе ДОУ «Школы для родителей будущих первоклассников», которая нацелена на совместное решение актуальной для родителей и педагогов задачи — всесторонней подготовки детей к обучению в школе.
Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.
Как подготовить ребенка к школе? Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнется с первыми школьными трудностями? Эти вопросы беспокоят родителей и воспитателей будущих первоклассников. Озабоченность родителей и педагогов понятна. Ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни. Если школьнику трудно учиться, если он не хочет выполнять домашние задания, приносит из школы плохие отметки и замечания, это всегда отрицательно сказывается на семейном микроклимате: выполнение домашних заданий становится наказанием для всей семьи, а посещение родительских собраний – пыткой.
Поэтому сложившаяся ситуация вызвала необходимость организации педагогического всеобуча для родителей, призванного способствовать адаптивному развитию будущих первоклассников.
Программа разработана и реализуется педагогом-психологом ДОУ с родителями, чьи дети посещают старшую и подготовительную группу детского сада.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: создание условий для эффективного сотрудничества детского сада и семьи в вопросах воспитания детей старшего дошкольного возраста при подготовке их к обучению в школе.
Задачи:
- Установить с родителями партнёрские отношения по взаимодействию.
- Активно вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс, обеспечивающий улучшение эмоционального самочувствия детей и обогащение воспитательного опыта родителей;
- Повышать психологическую и педагогическую компетентность родителей при подготовке дошкольников к обучению в школе;
- Расширять представление родителей (законных представителей) о работе ДОУ.
- Активизировать участие родителей в различных мероприятиях.
Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
Компетентность педагогов и соблюдение педагогической этики.
Для эффективного осуществления деятельности «Школы для родителей будущего первоклассника» педагог-психолог должен владеть достаточными знаниями о социально-психологической ситуации в образовательном учреждении, обладать навыками доступной трансляции родителям психолого-педагогических знаний по воспитанию детей дошкольного возраста и подготовке к их успешному обучению в школе.
Важна открытость педагога-психолога в совместной с родителями деятельности, умение тактично передавать свои радости, тревоги по поводу неудач детей или неуспешного родительского опыта в вопросах подготовки детей к обучению в школе. Общение следует выстраивать на основе диалога, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению.
Добровольность и взаимная заинтересованность в занятиях Школы.
Работая в соответствии с годовым планом, Программой развития дошкольного учреждения, педагогический коллектив, медико-психологическая служба детского сада находится в творческом поиске инновационных форм взаимодействия с семьями воспитанников, позволяющих вовлечь родителей в активное воспитательно-образовательное пространство.
1.4. Предполагаемые результаты работы
- Профилактика школьной дезадаптации у детей и их родителей.
- Установление с родителями партнёрских взаимоотношений в воспитании дошкольников.
- Активизация участия родителей в различных мероприятиях.
- Повышение статуса ДОУ в глазах родителей (законных представителей).
Результативность Программы определяется посредством мониторинга, который планируется провести в течение учебного года.
Цель диагностики |
Сроки проведения |
Инструментарий |
Форма отчетности |
Выявление запросов у родителей | Октябрь | Анкета для родителей «Мои ожидания от школы...» |
Аналитическая справка |
Определение уровня подготовленности детей 6-7 лет к школьному обучению | Декабрь-апрель | Узнавание фигур - Н.Семаго. Десять слов - А.Лурия. тест Керна Йерасика. Четвертый лишний — Е.И.Рогов. Методика ВПШ — Н.И.Гуткина. |
Рекомендации родителям выпускников и педагогам подготовитель-ных групп. |
Выявление эффективности работы «Школы для родителей» | Апрель | Анкета для родителей «Чему мы научились». Анкета для воспитателей ст. и подгот. гр. «Изменились ли Ваши родители?» |
Аналитическая справка. Составление плана работы на следующий учебный год |
2.1. Основные направления деятельности «Школы для родителей будущего первоклассника»
• оказание медико-психолого-педагогической помощи родителям детей старшего дошкольного возраста;
• пропаганда положительного опыта семейного воспитания;
• повышение педагогических знаний родителей.
2.2. Этапы работы с родителями
Технология взаимодействия психолога Школы с родителями воспитанников выстраивается с учётом последовательного (поэтапного) введения информации о ребёнке и его жизнедеятельности в детском саду.
1 этап - «Ознакомление родителей с актуальными проблемами современной школы». Беседа с родителями проходит под девизом: «Готовим к школе родителей!»
2 этап - «Ознакомление родителей с уровнем психологической готовности их ребенка к школьному обучению». Проведение диагностического обследования дошкольников в присутствии родителей (законных представителей).
3 этап - «Ознакомление родителей с эффективными способами и направлениями подготовки детей к школе». На этом этапе родителям предлагаются практические рекомендации.
2.3. Формы организации работы с родителями
Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но как показывает опыт работы и результаты проведённого в дошкольном учреждении мониторинга, отношение родителей к мероприятиям в рамках Школы зависит от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду. В то же время родители нуждаются в педагогических знаниях, имеющиеся знания их не удовлетворяют. Они отмечают, что испытывают трудности из-за недостатка времени, терпения, такта, опыта, из-за незнания методов воспитания и обучения ребенка, его возрастных особенностей. Знания, воспринимаемые родителями, участниками Школы, из разных источников не помогают им по следующим причинам: они слишком общие, не касаются лично их ребенка и даются в сложной форме.
Формы взаимодействия с семьёй, приведённые ниже помогают решать проблемы родителей будущих первоклассников индивидуально и комплексно.
Анкетирование («Мои ожидания от обучения в школе собственного ребенка», «Трудностей первоклассника»).
Диагностика («Определение уровня подготовленности детей 6-7 лет к школьному обучению»).
Консультации педагог-психолога.
Беседы и рекомендации по подготовке к школе («Как быстро собираться в школу и ничего не забывать», «Как научиться читать», «Как развивать самостоятельность ребенка», «Нежелание идти в школу»).
Беседы индивидуальные, внеплановые («Агрессивный ребенок», «Адаптация детей к школе», «Тревожный ребенок», «Проблемы неуверенных детей в школе», «Почему ребенок обманывает?»).
Наглядность (информационный стенд рекомендаций педагога-психолога и учителя-логопеда; текстовые материалы цикла занятий «Школа родителей будущих первоклассников»).
Психологические семинары-тренинги - основная форма взаимодействия с родителями на этапе психолого-педагогического просвещения.
Семинар-тренинг помогает улучшить взаимопонимание в семье, повысить взаимное доверие между родителями и детьми. В результате прохождения тренинга родители:
- узнают о возрастных особенностях детей 5-7 лет;
- узнают об эффективных способах подготовки к школе (правильная похвала и критика, мотивация ребенка-дошкольника, делегирование ответственности ребенку и др.);
- ознакомятся с требованиями современной школы к ребенку и родителям;
- изучат проблему необходимости обучения чтению детей до школы, с использованием некоторых методик обучения чтению детей 5-7 лет;
- научатся приемам развития самостоятельности и ответственности у детей;
- научатся приемам развития внимания, памяти (слуховой и зрительной), логического мышления, мелкой и крупной моторики у детей в повседневной жизни с наименьшими временными и материальными затратами.
2. 4. Календарно-тематический план работы с родителями |
№ | Сроки проведения | Тематика встречи |
1 | Сентябрь | Зачем все это нужно? Готовим к школе...родителей |
2. | Октябрь | О развитии внимания у подготовишек. |
3 | Ноябрь | Почему алфавит вреден для чтение. Учимся читать перед школой |
4. | Декабрь | Как ножницы готовят ребенка к школе. |
5. | Январь | Нужно ли готовить руку к письму и как это делать? |
6. | Февраль | Математика. Чему учить дошкольников. |
7. | Март | Что делать, если ребенок не хочет учиться? |
3.1. Участники программы
Руководит работой Школы педагог-психолог.
Планируется привлечение к активному участию в работе Школы воспитателей старших и подготовительных групп, учителя-логопеда.
Участниками «Школы для родителей будущего первоклассника» (далее Школа) являются родители (законные представители) детей старшей и подготовительной к школе группы.
Участие родителей в работе Школы является добровольным.
Занятия, консультации и другие мероприятия в Школе проводятся на безвозмездной основе.
3.2. Организация деятельности «Школы для родителей будущего первоклассника»
Работа Школы осуществляется на базе дошкольного учреждения.
Занятия проводятся в специально оборудованном помещении с использованием ИКТ.
Планирование работы ведётся по результатам мониторинга родительских запросов (или запросов законных представителей ребёнка).
Периодичность занятий /мероприятий: 1 раз в месяц.
Количество занятий/мероприятий: 7.
Продолжительность занятий/мероприятий: 1,5 часа.
3.3. Программно-методическое обеспечение
К методическому оснащению работы практического психолога ОУ относятся два вида инструментария:
- собственно-психологический инструментарий (методики диагностические и развивающие, программы развития и т. п.);
- инструментарий, обеспечивающий психологическую деятельность (игровые материалы, технические (бумага, карандаши, фломастеры, пластилин и т.п.), вспомогательные (дискеты, СD-диски и т.п.)).
- Методики изучения психологической адаптации детей к условиям ДОУ.
- Методики уровня интеллектуального развития и общей осведомлённости детей.
- Методики диагностики и изучения психологической готовности детей к обучению школе (Приложение 2).
- Методики диагностики семейных отношений.
- Методики психокоррекционной работы.
- Венгер Л.А. Готов ли Ваш ребенок к школе. - М.: Знание, 1994.
- Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций / Сост. Н.В. Нищева. - СПб.: Детство-пресс, 2014.
- Дмитриева И.Р. Психологическая подготовка детей 6-7 лет к обучению в школе (практическое пособие по проведению тренинга). - СПб.: НУ Центр стратегических исследований, 2014.
- Коробицына Е.В. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет: Диагностика. Тренинги. Занятия. - М.: Учитель, 2012.
- Николаева Е.И. Леворукий ребенок: диагностика, обучение, коррекция. - СПб.: Детство-пресс, 2009.
- Панфилова М.А. Лесная школа: Коррекционные сказки и настольные игры для дошкольников и младших школьников. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
- Приключения будущих первоклассников. 120 развивающих заданий для дошкольников 6-7 лет /Под ред. Куражевой Н.Ю. - СПб.: Речь, 2014.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? - М.: Генезис, 1998.
- Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. - М.: Генезис, 2004.
- Цветик-семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет. Приключения будущих первоклассников /Под ред. Куражевой Н.Ю. - СПб.: Речь, 2014.