Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Работа психолога с дошкольниками с задержкой речевого развития

Сероштан Ольга Игоревна
  1. Общие положения о речи
  2. Мозговая организация речи
  3. Виды нарушения речи
  4. Причины возникновения ЗРР
  5. Рекомендации для родителей дошкольников  с ЗРР
  6. Рекомендации для педагогов- психологов, при работе с дошкольниками с ЗРР
 
  1. Общие положения о нарушениях речи  
Речь – это повозка, в которой едет мышление.
Развитие речи непосредственно связано с общим психическим развитие. В связи с этим, наиболее часто у ребенка наблюдаются нарушения и психического и речевого развития, хотя они могут выступать и изолированно.  
Наиболее сложные нарушения речи связаны с поражением или недостаточностью функционирования коры мозга. Речь- высшая психическая функция, наиболее зависящая от ее состояния.
Для того, чтобы появились первые речевые действия, необходим определенный познавательный багаж. С каждым днем ребенок все больше и больше включается в жизнь.  Но сегодня о речи начинают говорить не только с периода гуления и лепета, а и с первого крика. Какой он был - слабый или сильный, невыраженный или с переходами, от этого периода можно уже судить о том, как будет развиваться речь.
В 2-3 месяца наступает время гуления, и хотя,  в этих звуках, которые издает ребенок, нет смысла- без них невозможна будущая речь. Гуление носит рефлекторный характер и не требует того, чтобы ребенок слышал человеческую речь.
Около 6 месяцев появляется лепет. Это первые попытки подражания речи людей, реализуемые с участием коры мозга.
В 1,5-2 года  развивается понимание речи взрослых, появляются первые фразы, быстро увеличивается количество слов.  В этот период вся информация переходит из правого полушария в левое. В этот момент иногда происходит сбой и речь пропадает на непродолжительное время.
  1. Мозговая организация речи
В настоящее время установлено, что речь имеет динамическую мозговую локализацию, определены конкретные зоны, где представлены ее разные стороны.
Импрессивная речь осуществляется преимущественно за счет левой височной доли.
За счет вторичных полей, преимущественно, левого полушария приобретается и используется способность различать (узнавать) речевые сигналы.
Благодаря деятельности коры на уровне третичных полей, слева, обеспечивается понимание слов.
Экспрессивная речь реализуется за счет самых разных участков левого полушария: воспроизведение отдельных звуков связано с функционированием нижнетеменной зоны.
А способность произносить серии звуков (М О Л О К О) обеспечивается премоторной корой мозга.
Называние осуществляется преимущественно височно-затылочной зоной слева.
Конструирование фразовой речи – функция заднелобной области левого полушария.
Овладение и дальнейшее пользование функциями чтения и письма зависят в основном от взаимодействия височной и затылочной области.
Индивидуальная окраска речи- темп, интонация, тембр голоса, своеобразие в артикулировании остаются ведении правого полушария. Кроме того, в правом полушарии представлены индивидуальные образы предметов, обозначаемых словом. От них зависит вкладываемый в них смысл, который противостоит объективным значениям слов.
Речевая функция – результат функциональной активации практически всего мозга. 
Виды нарушений речи:
Алалия (отсутствие  или крайне малый объем речи у ребенка, при которой страдают практически все стороны речи, связанная со следствием каких-либо ранних патологий влияния на мозг ребенка).
Дислалия (нарушение звукопроизношения)
Дисграфия и дислексия (неспособность или затрудненность овладения чтением и письмом при сохранном интеллекте и физическом слухе)
Заикание (несогласованность в работе различных отделов речевого аппарата. Имеющие невротический характер сбоев в речевых движениях)
Дизартирия (дефект речи, проявляющийся в расстройстве артикуляции, обусловленном параличом или парезом речевой мускулатуры).
Термином ЗРР обозначают задержки речевого развития, которые могут определенное время выступать изолированно от общего психического развития, то есть не отражаться на познавательной сфере. Речевые навыки детей с ЗРР будут осваиваться так же, как и нормальными детьми, только более поздно и в более сжатые сроки. Расчет делается на больший обьем стимулов для развития и компенсаторные механизмы организма. Если задержка речевого развития затягивается после 4,5-5 лет, то она принимает угрожающий характер для общего психического развития. 
 
3.Причины возникновения ЗРР
  1.  Педагогическая запущенность
- Неблагоприятные условия жизни, насыщенные неврогенными и стрессогенными событиями,
- неправильное воспитание (дети маугли)
- гиперопека
 3.2 Органические повреждения ЦНС
-  Отрицательная наследственность (алкоголизм, наркомания, токсикомания, наследственные заболевания)
-Внутриутробные / перинатальные неблагополучия ( перинатальная энцефалопатия (ПЭП)- мозг функционирует в усложненных условиях – желудочки мозга расширены, внутричерепное давление повышено, а так как речевые зоны- это виски, то они испытывают на себе наибольшее влияние внутри- черепного давления, а так же токсикозы, травмы (в основном утробе ребенок левой височной долей соприкасается с выступающими зонами позвоночника матери, и если возникают какие- либо травмы, то это место (висок) начинает уплотняться (затвердевает) и туда поступает меньше питания) , психотравмы,
- Плохая проводимость проводников в мозге, изменение биохимического обмена
(реанимация (попали токсины в кровь), прививки, сильнодействующие препараты, неблагоприятный экологический район)
- Нейроинфекционные и другие повреждения ЦНС в доречевой период (менингиты, энцефалиты, ЧМТ) 
3.3 Функциональная незрелость
Нестандартное взаимодействие между полушариями мозга (врожденные, в большинстве случаев обусловлены функциональной гиперактивностью правого полушария) 
Ноотропы- нужно добавлять то, что развиваем (на разогретвй мозг)- запускаем речь- много логопедов и дифф + спорт. Даже неврологи говорят, что ноотропы сами по себе не всегда помогают. 
4.Рекомендации для родителей дошкольников  с ЗРР
1. Отсутствие у ребенка гуления или его слабость требует того, чтобы оно было специально стимулировано (магнитофонные записи гуления, нахождение рядом с детьми у которых гуление является активным). При отсутсвии лепета в 6-8 месяцев так же необходима его стимуляция ( взрослые должны активно привлекать внимание ребенка к своему лицу и ритмично произносить разные слоги ба-ба-ба, гу-гу-гу, да-да-да и пр.).
2. Игры на повторение слов «Это кто? - мама» (малыш повторяет «мама»), «Давай дадим киске мышку: На, киса… »
3. Побуждение ребенка к просьбам : «Дай куклу» (ребенок дает). «Спасибо! А теперь ты у меня попроси куклу» и пр.
4. Неоднократное прослушивание сказок и обсуждения их содержания (обучение пересказывать).
     5. Окончание и заучивание стихов наизусть.
6. Музыкальная школа после 5 лет
7. Бытовые шумы
8. Природные звуки (шуршат листья, шумит вода)
9. Насыщение речи глаголами
10. Развитие мимики лица
11. Спорт
12. Массажи
13. Поглаживания (телесное восприятие, формируем схему тела)
14. Виноград ( фрукты и ягоды с косточками должны быть идеально чистыми)
15. Лечение (диеты, БАДы, витамины, ноотропы)
  1. Рекомендации для педагогов- психологов, при работе с дошкольниками с ЗРР
  1. Игры на праксис (сначала кистевой праксис, потом уже пинцетный захват) молоточек, гайки, пирамидки вертикальные и горизонтальные
  2. Сенсорные мешочки (камушки, мячики колючие и пушистые)
  3. Сортеры
  4. Шнуровки
  5. Артикуляционная гимнастика
  6. Пальчиковая гимнастика
  7. Игры с мячом (мяч-называем его признаки гладкий, упругий- и в другую сторону)
  8. 3-4 года- Игры на причинно-следственные связи ( сначала чай попьем, а потом его в кружку нальем? Что будет если надел один сапог? Что можно сделать с водой?
  9. 4 года- Один-много (стол-?, кот-?)
  10.  4-5 лет- Кто что делает? (парикмахер, собака) Что кому нужно? (повар- кастрюля).
Большой- маленький (Что больше стола? Что меньше ручки?)
Категории (стол-мебель, кружка-посуда)
Что растет в лесу?
Что есть в детском саду?
Суффиксы (нос-носик-носище, дом-домик-домище)
Обобщение и отличие ( стол, стул, ручка-что лишнее?)
Развитие фантазии (что бы ты сделал, если бы разбил кружку?)
Потешки, пословицы, поговорки.
  1.  5 лет- Что везет корабль?
Кто его ведет?
Детеныши (лошадь-жеребенок)

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»