Психолого-педагогическое сопровождение в детском лагере
(на примере ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»)
Капов Даниэль Мухабович,
педагог-психолог УВО ЗЦ ДЮТ "Зеркальный"
ГБНОУ "Санкт-Петербургский городской Дворец
творчества юных"
педагог-психолог УВО ЗЦ ДЮТ "Зеркальный"
ГБНОУ "Санкт-Петербургский городской Дворец
творчества юных"
… Однажды Ты пришел,
И я знал, что Ты- единственный.
Ты был дождём, Ты был солнцем,
Но я нуждался в тебе,
…Ибо Ты - Это ребёнок во мне.
М .Крэту «Ребёнок в нас»
И я знал, что Ты- единственный.
Ты был дождём, Ты был солнцем,
Но я нуждался в тебе,
…Ибо Ты - Это ребёнок во мне.
М .Крэту «Ребёнок в нас»
В каждом из нас живет ребенок, и каждый из нас родом из детства. Но вот какое оно, наше детство.
Детство - самое прекрасное время нашей жизни!
Каждый из нас мечтает о чем-то прекрасном. Дети, они тоже мечтают.
Мечтают о светлом и прекрасном будущем, мечтают всегда находиться рядом с любящими родителями, мечтают играть, любить и просто жить. Дети – самый незащищенный слой нашего общества, и почему-то именно он подвергается самым тяжелым испытаниям из вне.
С целью поддержания баланса, способствующего гармоничному развитию личности ребенка, обществом создается множество условий для самореализации детей и подростков, таких как: центры внешкольной работы, спортивные и творческие секции, культурно- досуговые центры детские лагеря, и тд.
Так же, существует целая система поддержки детей и подростков, одной из которых является система психолого-педагогического сопровождения.
В данном случае мы будем говорить о системе психолого-педагогического сопровождения в детском лагере, ссылаясь на конкретный пример Загородного Центра детско-юношеского творчества «Зеркальный».
Пребывание ребенка в лагере является благоприятным для развития его способностей: творческого потенциала, совершенствования личных возможностей, воплощения собственных идей, приобщения к культурным ценностям, развития системы социальных связей, саморазвития и личностного роста, удовлетворения значимых интересов.
Субкультура загородного центра «Зеркальный» характеризуется, как особый, можно сказать, волшебный мир, в котором существуют свои законы, правила, нормы, и даже стирается грань возраста, где не зависимо от того, сколько тебе лет 10 или 16, кто ты, педагог, воспитатель, или ребенок, ты полностью погружаешься в эту особенную реальность, в которой ты- ребенок, а мир вокруг тебя- пространство игры.
И прежде всего, это связано с тем, что каждый находящийся в «Зеркальном» в конкретный момент времени, является участником его событий, становясь частью его истории.
Перед каждым открывается множество возможностей самореализации, социализации и актуализации своих потребностей.
Все это возможно благодаря слаженной работе всех служб центра.
А теперь, давайте взглянем изнутри на одно из направлений деятельности центра, а именно, на психолого-педагогическое сопровождение.
И прежде всего, давайте раскроем саму его суть. Психолого-педагогическое сопровождение- процесс, направленный на создание особых условий жизнедеятельности , способствующих гармонизации процесса взаимодействия и актуализации потребностей, сопутствующих социализации и личностному развитию всех участников образовательного процесса, и цель его- создание и организация пространства, способствующего гармоничному развитию личности ребенка, в соответствии с актуальным и ближайшим развитием его интересов и способностей.
И здесь, мы затрагиваем одно из важнейших направлений - личностное развитие.
Люди- это социальный вид. Нам необходимо общение, что бы развиваться, взаимодействовать, жить. Даже самое простое социальное взаимодействие, способствует нашей социализации. Общение влечет за собой порождение новых эмоциональных состояний. И каждый из нас подвержен статичному, субъективному проживанию собственных эмоциональных состояний.
В контексте общения, Загородный центр «Зеркальный», является особой средой для формирования личностных ориентиров личности, что в свою очередь способствует самоактуализации потребностей личности ребенка.
В настоящее время в центре реализовывается комплексная программа психолого-педагогического сопровождения «Шкатулка Пандоры».
Человеческая психика сродни закрытой шкатулке, в которой скрыты различные качества, свойства и состояния.
С момента рождения, человек вступает в тесную связь с окружающей его реальностью, которая в свою очередь является для него агрессивно средой. В ходе роста и развития, он адаптируется к ней, используя собственные ресурсы и механизмы психосоциальной защиты.
Иными словами, человек открывает запертую шкатулку, и выпускает из нее те свойства и состояния, которые способствуют процессу адаптации в окружающей действительности.
У каждого человека, глубоко, в темных углах подсознания, хранится своя собственная "Шкатулка Пандоры", которая открывается в ответ на воздействие из вне.
Современное общество претерпевает большие перемены во всем: в традициях, системе социальных взаимоотношений, общественных ценностях, системе образования.
Все эти изменения, непосредственно связаны с человеком, так как он одновременно является их объектом и субъектом.
Изменения во всех системах общественного уклада воздействуют на человека с самого момента рождения, и требуют от него скорых и гибких адаптивных реакций.
Быстро изменяющееся общество ставит своей целью создание условий для саморазвития, но саморазвитие общества невозможно без развития личности каждого человека.
В ходе эволюционного развития общество выработало и собственные механизмы поддержки себя изнутри, одним из которых является система образования.
Основные цели системы образования связаны с общим, гармоничным развитием личности каждого ребенка, формированием у него умственной активности, раскрытием и развитием творческих способностей и нравственной ответственности, вне зависимости от индивидуальных особенностей, интеллектуального, физического и психического развития.
Исходя из этого, возникает необходимость создания комплексной программы психолого-педагогической поддержки процесса образования.
Программа психолого-педагогической поддержки "Шкатулка Пандоры" представляет собой модульный комплекс программ, направленных на создание условий для гармонизации развития личности в процессе образовательной деятельности.
Используемые в программе формы групповой работы, способствуют не только развитию гибкости эмоциональных состояний, но и укреплению психического здоровья в целом.
Особенность и основная идея программы, заключается в создании благоприятных условий для развития личности, как участника образовательного процесса, так и исполнителя.
Каждое занятие по программе основано на получении нового знания о себе, и механизмах его использования.
Освоение программы предполагает использование всех ресурсов ЗЦ ДЮТ "Зеркальный", что дает возможность качественно и полноценно реализовывать задачи каждого модуля по отдельности. .
Особенность каждого из модулей программы заключается в его адаптивности и гибкости. Каждый конкретный модуль не ограничивается предполагаемыми формами и методами работы, а представляет собой продукт слияния и модификации различных форм.
На наш взгляд, в условиях загородного центра «Зеркальный» такая форма психолого-педагогического сопровождения, является наиболее удачной, так как она ориентирована на всех участников образовательного процесса.
Безусловно, для большинства родителей, опекунов и законных представителей, наличие формы психолого-педагогического сопровождения, вызывает множество вопросов, исходя из чего, все формы работы проводятся с их согласия.
Практическая ценность реализации программы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, позволяет провести анализ валидности всех используемых форм и методов работы, с целью их модификации и трансформации, под решение актуальных и ближайших задач развития личности, создать более оптимальные условия социализации, и , конечно же, создать более комфортные условия для участников образовательного процесса, а именно: наполнить программы смен актуальными и интересными делами и занятиями, отвечающих потребностям.
Рекомендованная литература:
1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Ростов н\Дону.: Феникс, 2003 г.,
2. Асмолов А. Г. "Психология личности". М.: Смысл, 2001 г.,
3. Адлен Гарри. CQ, или мускулы творческого интеллекта. М.: Фаир-Пресс, 2004 г.,
4. Адлер Гарри. Природа человеческого интеллекта. М.: Фаир-Пресс, 2004г.,
5. Крысько, В.Г. Педагогика и психология: Учебник / В.Г. Крысько. – М.: Юрайт, 2014 г.,
6. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999 г.,
7. Лурия А. Р. "Высшие психические функции человека", СПБ.: Питер, 2000 г.,
8. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. СПБ.: Питер, 2000 г.,
9. Майер Линда. Практикум по социально-психологическому тренингу. Ростов н\Дону.: Феникс, 2003 г.,
10. Ньюкомб Нора Развитие дивергентного мышления в подростковом возрасте. М.: "Академия", 2000 г.,
11. Ньюкомб Нора Психология развития личности ребенка. М.: "Академия", 2000 г.,
12. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс, 1999.
13. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Ростов н\Дону.: Феникс, 2001 г.,
14. Роршах Герман, "Психодиагностика", Ростов н\Дону.: Феникс, 2003 г.,
15.Симонов, В.П. Педагогика и психология высшей школы. Инновационный курс для подготовки магистров: Учебное пособие / В.П. Симонов. – М.: Инфра-М, 2015 г.,
16. Солсо Д. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996 г.,
17. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. Ростов н\Дону.: Феникс, 2001 г..
18. Юркевич В. С. "Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность ", Ростов н\Дону,: 2004 г.