Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Воспитание трудовых навыков у младших
школьников в совместной деятельности школы и семьи

Н.А.Антонова; Г.З.Агафонова
Чувашский государственный университет
имени И.Н.Ульянова 
Аннотация:  Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования трудовых навыков у детей младшего  школьного возраста.  На основе теоретического анализа научных изысканий разных авторов по данной проблематике раскрыты психолого-педагогические особенности формирования трудовых навыков у детей указанного возраста, выявлена роль совместной деятельности школы и  семьи в подготовке подрастающего поколения к труду как фактору, влияющему на умственное, нравственное, эстетическое, экологическое воспитание и физическое развитие личности.
Ключевые слова: трудовая навыки, взаимодействие, трудовое воспитание, нравственные ценности, мотивация к труду, личностные качества, семья, психолого-педагогические условия. 
Education of labor skills in young schoolchildren in the joint activity of the school and the family
Abstract: The article is devoted to the actual problem of formation of labor skills of younger schoolchildren.  The scientific works of various authors who worked on this topic have been analyzed.  Features of the psychological and pedagogical formation of labor skills are considered.  And a definite contribution to this activity is not only schools, but also families.
Key words: work skills, interaction, the basis of labor education, moral values, motivation to work, personal qualities, family, psychological and pedagogical conditions.
 
Во все времена главным в жизни человека являлся труд. Именно отношением к труду измеряется нравственная ценность человека, так как в труде происходит умственное, эстетическое, экологическое, физическое воспитание личности. Поэтому прогрессивные мыслители, педагоги, общественные деятели рассматривали подготовку подрастающего поколения к труду, как часть общего образования, находящуюся в тесной взаимосвязи со всем его содержанием, обращая при этом внимание на то, что вне труда невозможно сформировать целый ряд качеств личности. Следовательно, процесс воспитания подрастающего поколения в труде имеет экономическое, социальное и нравственное значение. Развиваясь и совершенствуясь на протяжении многих веков, он не теряет своей актуальности и значимости и сегодня.
В современных условиях значительно возросла потребность в знаниях психолого- педагогических основ трудового воспитания. Содержание работы требует от учителя основательной психолого-педагогической вооруженности, умения учитывать возрастные и индивидуальные особенности школьников в процессе формирования трудовых навыков. Ослабление роли семьи, различные формы инициативы к предпринимательству приводят к утрате таких общественных ценностей как интерес к учебе и к труду [7]. Особенно восприимчивым для формирования трудовых навыков является младший школьный возраст, который служит благодатным периодом для воспитания уважения к труду, осознания его значимости в силу следующих причин:
- в младшем школьном возрасте осуществляется активный процесс накопления знаний о жизни общества, взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения;
-  у младшего школьника чувства преобладают над всеми сторонами жизни ребенка, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношения к окружающему миру;
       - младший школьный возраст весьма податлив и внушаем для формирования ценностных взглядов и ориентиров;
- отмечается прямое влияние авторитета учителя на детей младшего школьного возраста [9, С. 377].
Привить трудовые навыки, в полной мере включить их формирование  в воспитательный процесс – одна из важнейших задач формирования гармоничной личности. Школа призвана обеспечить полноценное трудовое воспитание, трудовую и профессиональную подготовку. Это очень сложно в условиях низкого социального статуса трудовой деятельности. Изучение теории и практики трудового воспитания школьников свидетельствует о том, что в деятельности школы недостаточно учитываются воспитательно-образовательные ценности формирования личности растущего человека через трудовую деятельность.
Отечественная наука уделяла и продолжает уделять значительное внимание проблемам трудового воспитания подрастающего поколения. Данный вопрос освещался в трудах исследователей Б.В. Антоновой, Р.М. Бескиной, И.В. Калачевой, М.Д. Зиминой,  П.И. Чернецовой  С.Е. Матушкина и др. В последнее время увеличилось количество научных работ, где анализируются и обосновываются  психолого-педагогические условия формирования трудовых навыков у младших школьников:       А.А. Никулин, Г.Н. Каменев, Ю.Н. Анисимов, Л.Н. Кулешов,  Е.С. Гуренская, А.П. Сидельковский, Л.Н. Кулешов и др.
Несмотря на имеющееся достаточное количество работ, нацеленных на решение вопроса формирования трудовых навыков у учащихся,  проблеме их формирования у младших школьников в процессе взаимодействия школы и семьи уделяется недостаточное внимание в современной теории и практике воспитания и обучения. Существующие противоречия между требованиями к уровню трудового воспитания с одной стороны и отсутствием целостной концепции, интеграции и взаимодействия всех форм и средств трудового воспитания с другой;  между необходимостью организации процесса формирования трудовых навыков в совместной деятельности школы и семьи и недостатком методического обеспечения в плане учета психологических и педагогических условий в педагогическом процессе позволили определить проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования трудовых навыков у младших школьников в процессе взаимодействия школы и семьи? Решение данной проблемы является целью исследования.
Методы исследования: анализ научной литературы по теме исследования, результатов исследования, описание, сравнение, наблюдение, эксперимент, анкетирование, беседа.
В процессе исследования проанализировав авторские толкования понятия «трудовые навыки», мы пришли к мнению, что:
1) среди исследователей нет единого определения трудового навыка;
2) данное понятие является объектом исследования нескольких научных областей: психологии, социологии, педагогики;
3) каждый исследователь в основу трудового навыка вкладывает свой критерий.
Однако есть нечто общее, что объединяет все эти подходы, например то, что характерными чертами трудовых навыков являются: осознанность, нравственность, деятельностный характер. Авторы вышеприведенных трудов также считают, что в процессе формирования трудовых навыков у младших школьников необходимо учитывать особенности когнитивной, деятельностной, ценностной, эмоционально-оценочной сферы ребенка. Учет этих особенностей поможет в организации  позитивной коммуникации детей с окружающими в процессе трудовой деятельности и в развитии умения определять свое эмоциональное состояние и контролировать свое поведение        [2, С.5].
В формировании трудовых навыков необходим также учет развития личностных качеств младшего школьника, акцент которых смещается по мере взросления ребенка:
 - в первом классе - это потребность в общении [3, С. 87];
 - во втором – совместная и индивидуальная деятельность как средство самовыражения [3, С. 88];
- в третьем классе – упор на формирование культуры личности ребенка и основ духовно-нравственных ценностей [3, С. 89];
- в четвертом классе – потребность в уважении.
Семья как важнейший институт в формировании и развитии социально-значимых ценностей и установок личности участвует в социализации и трудовом воспитании подрастающего поколения. Согласно ФГОС НОО, родители являются активным субъектом образовательного процесса наравне с учениками и педагогами [1, С. 32]. Таким образом, совместная деятельность школы и семьи в образовательном процессе является необходимостью соответствовать современным требованиям к учебно-воспитательному процессу. Факт самоустранения родителей от воспитания вообще, и трудового воспитания, в частности, является противоестественной для российского менталитета тенденцией, подлежащей искоренению всеми педагогически доступными средствами.
Трудовые основы семейного воспитания основываются на стиле первичной социализации учащегося, на формировании социальной направленности, ориентированной на ответственность обучающегося и родителей, совместную деятельность, сохранение семейных традиций, знания прав и обязанностей, закрепленных нравственными и правовыми нормами поведения. При работе с родителями необходимо повысить их ответственность за трудовое воспитание детей. В педагогической культуре воспитание детей – самая первая и самая важная обязанность родителей. Вот почему так важно сегодня наладить взаимодействие учителей, учеников и родителей. Для детского труда важно доведение до осмысления детьми социальной и личностной значимости трудовых усилий ребенка, осознание необходимости самосовершенствования для успешного выполнения любого труда, собственного вклада в общее дело.
В ходе эксперимента в качестве объекта исследования были выбраны дети младшего школьного возраста в количестве 30 человек. Исследование преследовало решение следующих задач:
1)  провести  диагностику уровня сформированности трудовых навыков у младших школьников;
2)  на основе выявленных недостатков разработать систему совместной работы семьи и школы по формированию трудовых навыков;
3) определить психолого-педагогические условия формирования трудовых навыков  в процессе  взаимодействия семьи и школы;
Контрольным заданием для определения уровня воспитанности трудовых навыков и умений у младших школьников послужила методика диагностики знаний детей о профессиях Е. И. Медвецкой «Что такое профессия?».
Были составлены вопросы для индивидуальной беседы с каждым из учеников, первоначально им следовало ответить на вопрос: «Какие ты знаешь профессии?». Далее были  заданы вопросы о профессии родителей, а также о профессии бабушек и дедушек. По каждой из названных профессий каждому ученику было предложено рассказать, какими орудиями труда пользуется человек названной профессии. Затем каждый из них должен был описать и объяснить значимые элементы данной профессии. После индивидуальной беседы с учениками была проведена общая беседа со школьниками о профессиях и важности труда взрослых.
Высокий уровень был зафиксирован у 12 учеников (40%). Школьники без особого труда ответили на поставленные вопросы. Уверенно назвали несколько известных профессий, а также орудия труда, которыми пользуется человек названной профессии.
Средний уровень зафиксирован у 18 учеников (60%). Школьники в основном правильно ответили на поставленные вопросы, назвали несколько профессий. Но неуверенно ответили на вопросы, связанные с орудиями труда, которыми пользуется человек названной ими же профессии.
На основе анализа результатов данной методики была составлена анкета с вопросами, выявляющими мотивацию к труду, самооценку трудовых навыков и наличие трудовых навыков как нравственной ценности. Все испытуемые справились с заданием, а благодаря бальной системе были определены уровни сформированности трудовых навыков следующим образом:
- у 13 детей  был отмечен высокий уровень сформированности трудовых навыков (это 43%);
- у 17 детей  – средний уровень сформированности трудовых навыков (или 57%).
Результаты показали, что дети в своем большинстве осознают ценность трудовых навыков, как нравственной категории, однако значения уровня сформированности трудовых навыков по таким критериям как мотивация к труду и самооценка трудовых навыков все еще остается на недостаточном уровне. В ходе диагностики были получены неплохие результаты, свидетельствующие о том, что у детей сформирован уровень трудовых навыков (средний), дети понимают значение этого слова, а высокие показатели по трудовому воспитанию в кругу семьи свидетельствуют о высоком потенциале семейного воспитания в вопросе формирования трудовых навыков.
Анализируя систему учебно-воспитательной работы в школе,  мы пришли к  следующим выводам: практически вся работа в школьной системе направлена по доминирующей линии на формирование учебного поведения, лишь  в незначительной степени она имеет трудовую направленность; отсутствует работа с родителями по обозначенной проблеме.
Таким образом, возникает необходимость в организации деятельности, направленной на совместное взаимодействие с родителями по формированию трудовых навыков у учащихся. Для этого требуется построение плана для обозначенного вида деятельности. Так как планируемая деятельность должна быть направлена на совместное взаимодействие с родителями, то вначале было организовано родительское собрание на тему «Наши дети – основа будущего общества».
План родительского собрания состоял из следующих этапов:
1) лекционная часть, включающая в себя информацию о важной роли семьи в процессе формирования личности младшего школьника,  об особенностях мотивационной сферы, самооценки, нравственных ценностей учащихся как основных критериев трудовых навыков;
2) представление результатов выявленных уровней сформированности трудовых навыков  во время диагностики;
3) выработка  совместных действий с родителями в данном направлении.
Для наилучшего усвоения родителями полученной информации, была проведена мини-лекция-  беседа на тему «Какова роль семьи в формировании трудового воспитания младшего школьника?». Главной целью данной лекции было акцентирование внимания родителей на мысли о том, что именно от их участия или неучастия в процессе формирования трудовых навыков, от их личного трудового поведения будет зависеть и будущее их ребенка, и будущее нашего общества.
После проведения запланированной работы, родителям было предложено обсудить полученную информацию с целью выработки общих решений по формированию трудовых навыков у  детей. Так как разрабатываемые шаги должны в обязательном порядке учитывать возрастные психологические особенности учащихся начальной школы, родителей ознакомили с психологическими характеристиками данного возрастного периода. Им также были розданы памятки «Особенности младшего школьного возраста». В процессе такой работы совместными усилиями были запланированы следующие мероприятия:  участие в «Спартакиаде» совместно с другими учащимися этой же школы;  изготовление классного стенда «Нам есть чем гордиться».
Взаимодействие с другими учащимися школы обусловлено успешным функционированием в данном учебном учреждении специализированных классов юных гвардейцев, которые в последующем могут связать жизнь с правоохранительными органами. Таким образом, осуществляется трудовая ориентация детей на выбор будущей профессии и вида трудовой деятельности. Общение испытуемых с детьми с высоким уровнем сформированности самосознания,  трудовых навыков, осознания важности  будущей трудовой  деятельности позволит:
 а) в сфере общения со сверстниками:
 – получить пример сформированных убеждений в области будущей возможной трудовой деятельности;
– перенять сформированные в данном классе общественные, социальные, нравственные, моральные ценности;
– получить в психологически комфортных условиях практический опыт обмена мнений в плане нравственных установок и результатов трудового воспитания;
б) в физиологическом плане активная двигательная нагрузки позволит:
– осуществлять необходимую для детского возраста физическую активность;
– снять мышечное напряжение, эмоциональную утомляемость;
в)  в плане общения с родителями, выбранное мероприятие позволяет:
– организовать  совместную деятельность детей и родителей;
– содействовать  появлению общих целей и интересов (команды смешанные: дети с родителями).
После  участия в вышеназванном мероприятия учащимся было предложено оформить небольшой стенд с помощью родителей, где помещаются фотографии испытуемых или их родителей, поступками которых можно по праву гордиться. Примерами таких поступков могут быть помощь пожилым людям, своему однокласснику в разъяснении трудной для него темы, участие в акции «Георгиевская ленточка», организация внеклассных занятий со школьниками 1, 2 и 3 классов; помощь дежурным на переменах и т.д.
Со стороны родителей помощь в изготовлении стенда оказали отцы тех испытуемых, которые показали низкие результаты при ответе на вопрос анкеты «Объясните, зачем человеку трудиться». Родители совместно с детьми изготовили стенд и повесили его в классе. Также был объявлен конкурс на лучший дизайн рамки для оформления фотографий стенда.
По окончании данного проекта мы пришли к следующим выводам:
а) не только у испытуемых, но и у их родителей обнаружилась потребность в признании, в реализации себя в совместной трудовой деятельности;
б) совместный труд принес удвоенные результаты: дети стали искать повод или поступок гордиться родителями, а родители – детьми;
По окончанию исследования было проведено повторное изучение уровня сформированности трудовых навыков. 27 учеников (92 % испытуемых) показали высокий уровень сформированности трудовых навыков, у  3 учеников (8 %) обнаружился средний уровень.
Полученный  результат доказывает эффективность использования совместной работы семьи и школы по формированию трудовых навыков. Анализ изменения балльной оценки по критериям показал, что увеличение количества баллов присутствовало по всем трем критериям:
-  в мотивации к труду- 39 баллов;
-  в самооценке трудовых навыков -  38 баллов;
-  трудовые навыки  как нравственная ценность – 60 баллов.
 
Как видно, доминирование балльного выражения нравственного критерия трудовых навыков не утратила своей важности для испытуемых и после проведенной работы.
 Таким образом, все вышеизложенное позволяет нам сделать вывод о том, что  психолого-педагогическими условиями формирования трудовых навыков у младших школьников в процессе взаимодействия школы и семьи являются:
- системность и постоянство руководства учителями и родителями процессом формирования мотивационной сферы учащихся;
-  учет  возрастных особенностей детей;
-  семья младшего школьника выступает как образец, пример, к  которому ребенок стремится и подражает;
- обеспечение высокой потребности  в общении и коммуникации;
-  возможность получения самовыражения через трудовую деятельность.
В качестве характерных черт трудовых навыков были выявлены: осознанность, нравственность, деятельностный характер. Их можно систематизировать в своеобразный алгоритм - характерные признаки этого понятия:
- осознание цели трудовой деятельности (т.е. именно сознательная трудовая деятельность);
- деятельностный аспект (достижение поставленной цели);
- наличие знаний о трудовой деятельности и навыков;
- нравственно-волевая установка на достижение целей своего труда.
В качестве критерия оценивания трудовых навыков были выбраны: мотивационный фактор, оценочный (самооценка младшим школьником трудовых факторов) и трудовые навыки как нравственная ценность.
По результатам исследования разработаны рекомендации по формированию трудовых навыков в процессе совместной деятельности школы и семьи для воспитателей и родителей:
- расширить спектр практических дел путем включения ребенка в сферу реальных, а не искусственно придуманных для него забот о других;
- стимулировать самостоятельные формы проявления активности детей;
- ориентироваться на личностно-ориентированное обучение и воспитание при организации трудовой деятельности детей, акцентировать  внимание  на нравственно-волевых качествах личности.
- формировать трудовые навыки как нравственный ориентир, помочь в осознания полезности труда для развития личности младшего школьника;
- организовать совместную деятельность школы и семьи.
Это можно достичь путем повышения психолого-педагогических знаний родителей (родительские лектории, конференции, открытые уроки и внеклассные дела, индивидуальные консультации и собрания), вовлекая родителей в воспитательный процесс (совместные творческие дела, собрания совместно с детьми),  управление школой (общешкольный родительский комитет, совет школы и попечительский совет).
Таким образом, совместная работа семьи и школы по формированию трудовых навыков, имеет большой воспитательный потенциал и должна использоваться в работе педагога на регулярной основе.
 
 
 
Литература
  1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования // Официальный сайт Министерства Образования и Науки Российской Федерации, код доступа: [https://минобрнауки.рф/документы / 922] (дата обращения 21.02.2018 в 17:02). – 41 с.
  2. Агафонова Г.З. Психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста.  Личность, общество, культура, образование: вызовы XXI века: сб. научн. ст.: -Чебоксары, 2016 – 158 с. С. 3-7.
  3. Антонова Б.В. К вопросу о психологических особенностях формирования личности в младшем школьном возрасте / Б.В. Антонова // В сборнике: Педагогическое мастерство Материалы IV Международной научной конференции. Буки-Веди. 2014. С. 87-90.
  4. Зимина М.Д. Самостоятельность и трудолюбие младших школьников: изучение уровня сформированности, способы развития / М.Д. Зимина // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. № 2-2 (64). С. 61-64.
  5. Калачева И.Ф. Трудолюбие/ И.Ф. Калачева // В сборнике: Православная культура и практика воспитания личности: традиции и современный опыт: материалы международной научно-практической конференции. Ленинградский государственный университет (ЛГУ) им. А.С. Пушкина. 2016. С. 7-16
  6. Каменева Г.Н. Трудолюбие как условие самореализации личности / Г.Н. Каменева, Ю.Н. Анисимова // В книге: Самореализация личности в межкультурном пространстве: Материалы Международной научно-практической конференции. Научный редактор С. И. Кудинов. 2012. С. 162-164.
  7. Макаренко А. С. О воспитании /Сост. и автор вступ. ст. В. С.Хелемендик. – М.: Политиздат, 1990. – 415с.
  8. Матушкин С.Е. Педагогические проблемы воспитания трудолюбия учащейся молодежи / С.Е. Матушкин, П.И. Чернецов // Известия Высших учебных заведений. Уральский регион. 2015. № 1. С. 90-94.
  9. Петровичева Р.С., Карпеев С.А. Проявление возрастных и индивидуально-психологических особенностей младшего школьника в учебной деятельности // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации материалы. Ответственный редактор А.Ю. Нагорнова, Л. В. Гурылева. 2011. С. 376-380.
  10. Чернецов П.И. Трудолюбие как социально-педагогическая проблема. Методологические основы его воспитания / П.И. Чернецов // Вестник Челябинского государственного университета. 2001. Том. 5 № 1. С. 13-31.
 
Сведения об авторах
Антонова Наталия Александровна – студентка факультета управления и социальных технологий, Чувашский государственный университет имени И.Н.Ульянова
Агафонова Галина Зиновьевна – к.п.н. доцент, кафедра философии, социологии и педагогики, Чувашский государственный университет имени И.Н.Ульянова
 
Сведения об авторе/соавторах
1.Ф.И.О. (полностью) автора Антонова Наталия Александровна
2.Студентка, факультета управления и социальных технологий, группа КЗУП 25-15
3.Тип обучения (специалитет, бакалавриат, магистратура, аспирантура )бакалавриат
4.Форма обучения (очная, заочная, очно-заочная) заочная
5.Курс (год обучения):3курс
6.E-mail (автора работы): zastava2506@mail.ru
7.Контактный телефон автора работы 89199757879
8.Ф.И.О. (полностью) научного руководителя Агафонова Галина Зиновьевна
9.Полностью название факультета, кафедры научного руководителя Факультет управления и социальных технологий,  кафедра философии, социологии и педагогики, к.п.н. доцент,
10.Контактный телефон научного руководителя 89176525509
11.E-mail научного руководителя Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»