Программа психолого-педагогического сопровождения
адаптационного периода учеников 5-ых классов
в условиях перехода на федеральные
государственные образовательные стандарты.
Никитина Елена Владимировна, педагог-психолог
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2
с углубленным изучением английского языка»
Великого Новгорода
Одним из требований к введению ФГОС является соблюдение психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы основного общего образования, которые должны обеспечивать к школьному обучению через:
- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый,
- формирование психолого-педагогической компетентности обучающихся, родителей, педагогических и административных работников,
- вариативность направлений и форм психолого-педагогического сопровождения.
В современной школе достаточно много факторов риска школьной дезадаптации, которая проявляется в следующих проблемах школьного обучения:
- появление не успешности в учебе;
- снижение мотивации к учению;
- возникновение конфликтных ситуаций в системах «ученик-учитель», «ученик-ученик»;
- нарушение поведения у детей и подростков;
- явление «школофобии».
Диагностические исследования проблем школьной дезадаптации показывают, что чаще всего в основе дезадаптированности учащихся в рамках учебного заведения лежат трудности адаптационных периодов при переходе с одной ступени обучения на другую, которые в частности могут проявляться:
- в снижении успеваемости;
- в значительно изменяющихся условиях обучения;
- в противоречивости отношений и системы требований к ученику;
- в возникающих внутренних противоречиях у самих учеников, связанных с их личностным развитием, в том числе и интеллектуальным.
Основными причинами проблем, возникающих у учеников 5-ых классов при переходе в основную школу, как показывает практика, являются не только социально-психологические (смена одного основного учителя на группу учителей-предметников и, как следствие изменение системы требований, появление новых предметов и увеличение умственной нагрузки, эмоционально-поведенческие проблемы, резко обостряющиеся при смене обстановки и т.д.). Гораздо чаще адаптационные трудности пятиклассников связаны именно с учебой. Социально-психологическая дезадаптация оказывается вторичной, и наступает она после того, как ученик окончательно перестает понимать что-либо на большинстве уроков, то есть, когда у него нарушается ведущая учебная деятельность.
На основании диагностических данных нами были сформулированы проблемы:
- система психолого-педагогического сопровождения зачастую работает исключительно с последствиями несовершенной организации процесса обучения и воспитания;
- не эффективным оказывается и принцип работы системы «по запросу» субъектов образовательного процесса.
Мы считаем, что наиболее актуальным на сегодня оказывается принцип опережающего (превентивного) сопровождения. В соответствии с чем психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода пятиклассников целесообразно начинать проводить с момента начала их обучения в 5-м классе и продолжать процесс сопровождения до момента окончания ими 5-го класса. Такая продолжительность программы сопровождения позволит обеспечить реализацию комплексного плана мероприятий, направленных не только на коррекцию уже имеющихся проблем, но и на их профилактику.
Поскольку факторами риска в нарушении процесса формирования учебной деятельности детей могут являться практически все участники учебного процесса, программа психолого-педагогического сопровождения нацелена на вовлечение в нее не только учеников и ителей, но и родителей, а также всех остальных участников учебно-воспитательного процесса (администрация школы, социальный педагог, психолог).
Основными теоретическими понятиями являются: адаптация, школьная дезадаптация, универсальные учебные действия.
В философском словаре под редакцией И.Т. Фролова понятие «адаптация» трактуется как «процесс приспособления системы к условиям внешней и внутренней среды».
В трудах по общей психологии Р.С. Немова за основу берется определение адаптациикак «приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки».
По-мнению профессора Московского педагогического государственного университета Е.С. Махлаха «адаптация любого взрослеющего человека в жизни и обществе связана прежде всего с нахождением своего места в обществе».
Доктор психологических наук Я.Л. Коломинский в своих работах кроме физиологической адаптации как таковой выделяет еще и социально-психологическую адаптацию, которая, по его мнению, «представляет собой процесс активного приспособления в отличие от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически». Абсолютно близко к основной идее нашей разработки находится и положение Я.Л. Коломинского о том, что дальнейшее развитие личности ребенка … во многом определяется тем, насколько успешно протекает его социально-психологическая адаптация к школе».
Исходя из определения адаптации, доктор психологических наук В.С. Мухина вывела конкретное, на наш взгляд, определение дезадаптации, которую определяет как «нарушения приспособления организма к условиям существования, в первую очередь к условиям социальной среды». Она же дает очень четкое объяснение тому, что такое школьная дезадаптация: «дезадаптация школьная – выражается в отказе ребенка от посещения школы, вызванном трудностями усвоения школьной программы или конфликтами со сверстниками и преподавателями».
М.М. Безруких считает, что школьную дезадаптацию можно понимать как своеобразный «школьный стресс», то есть «такое нарушение психического состояния, которое выбивает учеников из нормальной жизни, приводит к резкому ухудшению состояния здоровья и не позволяет ребенку успешно справиться с учебной нагрузкой».
Московские педагоги Н.П. Вайзман и В.В. Зарецкий также считают, что «под школьной дезадаптацией понимается такое состояние учащихся, когда они не усваивают учебную программу, не находят адекватного взаимодействия со сверстниками в коллективе и со взрослыми, что отражается в поведенческих отклонениях».
Интересен также подход Е.А. Панько, профессора кафедры общей и детской психологии Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, которая считает, что «понятие «психологическая школьная дезадаптация» определяется как психогенное заболевание и психогенное формирование личности ребенка, которое нарушает его объективный и субъективный статус в школе и семье и затрагивает учебную и внеучебную деятельность ученика».
Н.Г. Лусканова и А.И. Коробейников определяют школьную дезадаптацию как «совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социально-психологического и психофизиологического статусов ребенка требованиям ситуации школьного обучения». Разворачивание процесса дезадаптации детей схематически представляется ими как «замкнутый круг, где пусковыми механизмами являются резкое изменение условий жизни и наличие стойкой психотравмирующей ситуации».
Таким образом, большинство авторов указывают на несоответствие возможностей ребенка школьным требованиям, что влечет за собой его болезненное отношение к окружающим, возникновение внутреннего психологического конфликта, потерю учебной мотивации, снижение познавательной активности, формирование пассивной позиции и конфликтных отношений с учителем и сверстниками.
Таким образом, исходя из выше изложенного мы включаем в состав показателя «адаптированность» к школьному обучению следующие составляющие:
- сформированность познавательных универсальных учебных действий и общий уровень интеллектуального развития
- эмоционально-физиологическое благополучие (характер самооценки, преобладающий эмоциональный фон, физиологическая работоспособность)
- состояние системы отношений «ученик-учитель»
- поведенческие реакции как показатель сформированности «позиции школьника» (гиперактивность, частые нарушения правил поведения в школе, агрессивные реакции по отношению к одноклассникам)
- уровень развития мотивации к школьному обучению
- удовлетворенность родителей процессом и результатом обучения.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Функции универсальных учебных действий:
- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
- обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Цель программы психолого-педагогического сопровождения:
- обеспечение адаптированности учащихся к процессу обучения в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)
- обеспечение системы мониторинга формирования универсальных учебных действий в условиях введения ФГОС.
Задачи программы психолого-педагогического сопровождения:
- реализация системы комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся, включающую комплексные исследования, мониторинг динамики развития, успешности освоения основной образовательной программы основного общего образования,
- реализация системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений (личностных, метапредметных и предметных) учащихся,
- оказание консультативной и методической помощи учителям школы по вопросам организации эффективного обучения учеников в условиях введения ФГОС, составления индивидуальных программ интеллектуального развития учеников, работы с учениками «группы риска»;
- повышение уровня психолого-педагогической компетентности учителей, родителей, педа гогов;
- профилактика возникновения проблем развития учащихся.
Объектом сопровождениявыступает образовательный процесс адаптационного периода при переходе учеников школы из начальной в основную школу в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта.
Субъектом сопровожденияявляются ученики 5-х классов школы.
Предмет деятельностив рамках данной программы психолого-педагогического сопровождения – ситуация развития учеников в период адаптации при переходе в основную школу, где ситуация развития рассматривается как система отношений ребенка с миром, окружающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой.
Описание программы сопровождения.
Программа разработана в рамках основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением английского языка».
Общий контроль за реализацией программы психолого-педагогического сопровождения осуществляется директором школы.
Текущий контроль возлагается на заместителей директора школы по УВР.
Промежуточные результаты работы по программе анализируются на совещаниях при директоре школы, в конце каждой учебной четверти.
В реализации программы психолого-педагогического сопровождения задействованы:
- администрация школы
- классные руководители 5-х классов,
- учителя-предметники,
- педагог-психолог,
- социальный педагог.
Продолжительность программы – 1 год: сентябрь – май текущего учебного года.
Принципы программы психолого-педагогического сопровождения:
- «на стороне ребенка»: во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников учебно-воспитательного процесса;
- комплексность: совместная деятельность различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: классных руководителей, учителей, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, администрации и др.;
- активная позиция ребенка: главной задачей становится не решить проблемы за ребенка, а научить его решать проблемы самостоятельно, создать условия для становления способности ребенка к саморазвитию;
- превентивность: обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.
Основные направления деятельности.
- Организационно-методическое направление.
Имеет своей целью координацию учебного процесса во время адаптационного периода учащихся 5-ых классов в условиях введения ФГОС, оказание методической помощи учителям по вопросам организации эффективного обучения учеников, контроль за функционированием образовательной среды и реализация системы мониторинга формирования универсальных учебных действий, реализацией учебных программ и внеурочной деяьтельности. Основная роль при реализации данного направления – администрация школы.
- Работа с учениками.
Цель – профилактика трудностей в обучении, формирование навыков эффективной учебной деятельности, ранее выявление учеников «группы риска», решение кризисных ситуаций развития в период адаптации.
В реализации данного направления принимают участие администрация школы, педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители, учителя-предметники.
- Работа с родителями.
Цель – психолого-педагогическое просвещение (повышение уровня психолого-педагогической компетенции), вовлечение родителей в образовательное пространство каждого ребенка, что достигается через осознание каждым родителем значимости познавательной деятельности ребенка, ее особенностей, специфики и зависимости от благоприятного климата в семье; ранее выявление дезадаптированный семей, помощь в решении различного рода кризисных ситуаций.
В реализации данного направления принимают участие администрация школы, педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители, учителя-предметники.
Виды работ по психолого-педагогическому сопровождению.
- диагностика (индивидуальная и групповая, психологическая, психолого-педагогическая, педагогическая)
- консультирование (индивидуальное и групповое)
- психолого-педагогическое просвещение: формирование психолого-педагогической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации, учителей и родителей;
- экспертиза образовательной среды, профессиональной деятельности сотрудников школы
- профилактика;
- организационные виды деятельности.
Ожидаемый результат.
- уровень адаптированности учащихся на конец обучения в 5-ом классе - не менее 70%;
- положительная динамика сформированности различных интеллектуальных операций и интеллектуальных навыков учеников, входящих в состав универсальных учебных действий.
Примерное содержание деятельности участников программы сопровождения на примере 2012-2013 учебного года:
|
содержание деятельности |
вид деятельности |
цель |
сроки |
администрация |
||||
1. |
Проведение совещания педагогов основной школы по проблеме введения федерального государственного образовательного стандарта в основной школе. |
организационно-методическая |
Согласование плана мероприятий в рамках введения ФГОС |
август 2012 |
2. |
Организация режима обучения во время адаптационного периода в 5-м классе (расписание уроков и внеурочных мероприятий, система оценивания, система домашних заданий и т.д.) |
организационно-методическая |
обеспечение щадящего режима для учеников во время прохождения ими адаптационного периода |
в течение 2012-2013 учебного года |
3. |
Осуществление контроля за соблюдением условий реализации ФГОС. |
организационно-методическая |
соответствие школьных условий введения ФГОС требованиям стандарта |
в течение 2012-2013 учебного года |
4. |
Осуществление контроля реализации ФГОС в 5-х классах через:
|
профилактика |
своевременное выявление проблем учебно-воспитательного процесса |
в течение 2012-2013 учебного года |
5. |
Реализация системы мониторинга образовательных достижений, в том числе и динамики образовательных достижений учащихся. |
организационно-методическая |
оценка степени эффективности введения ФГОС |
в течение 2012-2013 учебного года |
6. |
Организация проведения мероприятий по отслеживанию эффективности реализации школьной программы формирования универсальных учебных действий. |
организационно-методическая |
оценка степени эффективности введения ФГОС |
в течение 2012-2013 учебного года |
7. |
Организация психолого-педагогических консилиумов по возможным трудностям адаптационного периода в 5-х классах. |
организационно-методическая |
ознакомление с результатами психологического исследования, выделение «группы риска», разработка и утверждение индивидуальных (групповых) программ психолого-педагогического сопровождения |
сентябрь, 2012 |
8. |
Организация промежуточного психолого-педагогического консилиума по прохождению адаптационного периода учениками 5-ых классов. |
организационно-методическая |
обсуждение промежуточных результатов прохождения учениками адаптационного периода |
ноябрь-декабрь 2012 |
9. |
Организация психолого-педагогического консилиума по итогам адаптационного периода в 5-х классах. |
организационно-методическая |
подведение итогов прохождения ученикам адаптационного периода |
май2013 |
10. |
Проведение психолого-педагогических консилиумов по ученикам с выявленным риском школьной дезадаптации. |
организационно-методическая |
своевременное выявление и профилактика случаев школьной дезадаптации |
в течение 2012-2013 учебного года |
13. |
Организация и проведение производственных совещаний, заседаний МО по различным проблемам протекания адаптационного периода в 5-х классах, а также вопросам введения ФГОС
|
организационно-методическая, просвещение |
повышение профессиональной компетенции учителей |
в течение 2012-2013 учебного года |
14. |
Проведение совещания с классными руководителями 5-ых классов по организации воспитательной работы в классе в соответствии со школьной программой воспитания и социализации учащихся. |
организационно-методическая, просвещение |
повышение профессиональной компетенции классных руководителей, согласование плана мероприятий |
август2012 |
15. |
Оказание помощи классным руководителям в планировании воспитательной работы в классе, разработке и проведении классных часов, родительских собраний и других внеклассных мероприятий. |
просвещение |
повышение профессиональной компетенции классных руководителей по вопросам организации воспитательной работы в классе |
в течение 2012-2013 учебного года |
16. |
Осуществление контроля за реализацией школьной программы воспитания и социализации учащихся. |
организационно-методическая |
контроль за процессом воспитательной работы, своевременное выявление проблем и корректировка их |
в течение 2012-2013 учебного года |
17. |
Организация и проведение родительских собраний по вопросам организации обучения в условиях введения ФГОС в 5-х классах. |
просвещение |
повышение педагогической компетентности родителей |
сентябрь 2012 |
18. |
Организация и проведение родительских собраний по итогам введения ФГОС в 5-х классах. |
просвещение |
повышение педагогической компетентности родителей |
апрель-май 2012 |
19. |
Организация мероприятий по повышению квалификации педагогов школы в рамках реализации ФГОС. |
просвещение |
повышение профессиональной компетентности педагогов |
в течение 2012-2013 учебного года |
педагог-психолог |
||||
1. |
Участие в работе психолого-педагогических консилиумов. |
Просвещение |
освещение проблем развития интеллектуальных и личностных особенностей учащихся, прогноз трудностей в обучении отдельных групп учащихся |
по графику проведения консилиумов |
2. |
Составление рекомендаций для учителей, родителей по профилактике и своевременной коррекции трудностей в обучении и воспитании детей в период адаптации. |
Организационно-методическое |
оказание помощи родителям и учителям, повышение уровня психологической компетентности |
сентябрь-октябрь 2012 |
3. |
Проведение индивидуальных консультаций для учителей-предметников и классных руководителей 5-ых классов по проблеме корректировки возможных трудностей в обучении при переходе учеников в 5-ый класс (по итогам диагностики). |
Консультирование психологическое просвещение |
повышение уровня профессиональной и психологической компетентности учителей |
август 2012 |
4. |
Составление рекомендаций для учеников и их родителей, имеющих проблемы в обучении. |
Коррекционно-развивающая |
помощь ученикам в прохождению адаптационного периода. |
В течение 2012-2013 учебного года |
5. |
Проведение индивидуальных консультаций для родителей учеников, имеющих сложности адаптационного периода. |
Консультативная |
оказание помощи родителям в проблемных ситуацииях |
в течение 2012-2013 учебного года |
6. |
Проведение индивидуальных консультаций для учителей-предметников, классных руководителей по проблемам, возникающим у учеников в адаптационный период, способах их разрешения, по вопросу разработки индивидуальных учебных планов. |
Консультативная |
оказание помощи учителям, корректировка их действий |
в течение 2012-2013 учебного года |
7. |
Составление пробного варианта диагностического инструментария для исследования уровня сформированности универсальных учебных ействий. |
Организационно-методическое |
обеспечение реализации системы мониторинга |
в течение 2012-2013 учебного года |
8. |
Исследование уровня адаптированности учеников 5-х классов к обучению в основной школе. |
диагностика |
отслеживание протекания процесса адаптации, своевременное оказание помощи ученикам «группы риска» |
октябрь2012 апрель2013 |
9. |
Проведение комплекса исследований по выявлению уровня сформированности универсальных учебных ействий: - диагностический комплект «Прогноз и профилактика трудностей в обучении» Л.А. Ясюковой - исследование коммуникативных УУД - исследование регулятивных УУД |
диагностика |
выявление динамики развития |
декабрь 2012
февраль 2013
март-апрель 2014 |
10. |
Проведение родительских собраний по темам: - «Сложности адаптационного периода в 5-м классе» - «Роль родителей в формировании личности учащегося» - «Почему учиться трудно» |
просвещение |
повышение психолого-педагогической компетентности родителей |
октябрь 2012
декабрь 2012
февраль 2012 |
11. |
Проведение коррекционно-развивающих занятий с группой учеников 5-х классов по программе «Первый раз в 5-й класс» |
коррекционно-развивающее |
профилактика трудностей в обучении |
в течение 2012-2013 учебного года |
классные руководители |
||||
1. |
Составление плана воспитательной работы в классе, графика проведения тематических классных часов. |
организационно-методическое |
организация жизни классного коллектива в соответствии с потребностями учащихся и их родителей, воспитательной необходимостью |
август 2012 |
2. |
Проведение запланированных воспитательных мероприятий в классе, в том числе и тематических классных часов с приглашением специалистов (социального педагога, психолога и т.д.). |
просвещение, профилактика |
учет потребностей учеников класса и их родителей, профилактика возможных проблемных ситуаций |
в течение 2012-2013 учебного года |
3. |
Составление плана работы с родителями, плана проведения родительских собраний с приглашением психолога, социального педагога и других специалистов. |
организационно-методическое |
проведение системной работы с родителями |
август2012 |
4. |
Изучение состава и структуры семей учащихся. |
профилактическое |
своевременное выявление дезадаптированных семей и детей из таких семей |
сентябрь 2012 |
5. |
Проведение индивидуальных консультаций для родителей по вопросам обучения и воспитания учеников (по графику). |
консультативное |
оказание помощи родителям в конфликтных и проблемных ситуациях, связанных с воспитанием детей |
в течение 2012-2013 учебного года |
6. |
Проведение тематических родительских собраний по вопросам проблем обучения и воспитания (по графику). |
просвещение |
повышение уровня компетентности родителей в вопросах обучения и воспитания детей |
в течение 2012-2013 учебного года |
7. |
Реализация профилактической программы «Полезные навыки» |
профилактика |
ориентация учеников на овладение нормами здорового образа жизни |
в течение 2012-2013 учебного года |
8. |
Работа в рамках реализации внутришкольного мониторинга образовательных достижений учащихся (формирование портфеля достижений) |
организационно-методическое |
Реализация системы достижений освоения основной образовательной программы |
в течение 2012-2013 учебного года |
учителя-предметники |
||||
1. |
Проведение индивидуальных консультаций для родителей учеников 5-х классов, имеющих сложности и проблемы в обучении. |
консультативное профилактика |
оказание помощи родителям в конфликтных и проблемных ситуациях, связанных с обучением детей |
в течение 2012-2013 учебного года |
2. |
Реализация внутришкольного мониторинга образовательных достижений учащихся. |
диагностика |
оценка степени эффективности введения ФГОС |
в течение 2012-2013 учебного года |
3. |
Разработка индивидуальных учебных планов для различных категорий учеников в соответствии с индивидуальными интеллектуальными способностями: «одаренные» ученики, «способные» ученики, ученики «группы риска» и т.д. |
организационно-методическое, профилактика |
предупреждение появления проблем в обучении у различных групп учащихся |
в течение 2012-2013 учебного года |
4. |
Проведение индивидуальных консультаций для учеников, имеющих трудности в обучении. |
консультативное профилактика |
оказание помощи ученикам в процессе обучения |
в течение 2012-2013 учебного года |
5. |
Реализация профилактической программы «Полезные привычки» |
профилактика |
ориентация учеников на овладение нормами здорового образа жизни |
в течение 2012-2013 учебного года |
социальный педагог |
||||
1. |
Выявление и контроль за учениками из дезадаптированных семей (посещаемость, выполнение требований учителей и т.д.) |
профилактика |
предупреждение возникновения конфликтных и проблемных ситуаций у учеников «группы риска» |
в течение 2012-2013 учебного года |
2. |
Выявление и контроль за учениками, имеющими те или иные проблемы в развитии поведенческой и эмоциональной сферы. |
профилактика |
предупреждение возникновения конфликтных и проблемных ситуаций у учеников «группы риска» |
в течение 2012-2013 учебного года |
3. |
Осуществление контроля за вовлеченнностью учеников “группы риска” во внешкольную досуговую деятельность и внеурочную деятельность |
профилактика |
обеспечение стопроцентной занятости учеников «группы риска» во внеурочное время |
в течение 2012-2013 учебного года |
4. |
Выступление на классных родительских собраниях 5-х классов по проблемам воспитания и организации жизни детей. |
просвещение, профилактика |
повышение уровня компетентности родителей в вопросах воспитания и организации жизни детей |
в течение 2012-2013 учебного года |
5. |
Проведение индивидуальных консультаций для родителей детей, имеющих проблемы в развитии эмоциональной и поведенческой сферы. |
консультативное |
повышение уровня компетентности родителей в вопросах решения конфликтных ситуаций со своими детьми |
в течение 2012-2013 учебного года |
6. |
Контроль за реализацией профилактических программ. |
профилактика |
ориентация учеников на овладение нормами здорового образа жизни |
в течение 2012-2013 учебного года |