Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Программа психолого-педагогического сопровождения

адаптационного периода учеников 5-ых классов

в условиях перехода на федеральные

государственные образовательные стандарты.

 

Никитина Елена Владимировна, педагог-психолог

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2

с углубленным изучением английского языка»

Великого Новгорода

 

 

Одним из требований к введению ФГОС является соблюдение психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы основного общего образования, которые должны обеспечивать к школьному обучению через:

  • учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый,
  • формирование психолого-педагогической компетентности обучающихся, родителей, педагогических и административных работников,
  • вариативность направлений и форм психолого-педагогического сопровождения.

В современной школе достаточно много факторов риска школьной дезадаптации, которая проявляется в следующих проблемах школьного обучения:

  • появление не успешности в учебе;
  • снижение мотивации к учению;
  • возникновение конфликтных ситуаций в системах «ученик-учитель», «ученик-ученик»;
  • нарушение поведения у детей и подростков;
  • явление «школофобии».

Диагностические исследования проблем школьной дезадаптации показывают, что чаще всего в основе дезадаптированности учащихся в рамках учебного заведения лежат трудности адаптационных периодов при переходе с одной ступени обучения на другую, которые в частности могут проявляться:

  • в снижении успеваемости;
  • в значительно изменяющихся условиях обучения;
  • в противоречивости отношений и системы требований к ученику;
  • в возникающих внутренних противоречиях у самих учеников, связанных с их личностным развитием, в том числе и интеллектуальным.

Основными причинами проблем, возникающих у учеников 5-ых классов при переходе в основную школу, как показывает практика, являются не только социально-психологические (смена одного основного учителя на группу учителей-предметников и, как следствие изменение системы требований, появление новых предметов и увеличение умственной нагрузки, эмоционально-поведенческие проблемы, резко обостряющиеся при смене обстановки и т.д.). Гораздо чаще адаптационные трудности пятиклассников связаны именно с учебой. Социально-психологическая дезадаптация оказывается вторичной, и наступает она после того, как ученик окончательно перестает понимать что-либо на большинстве уроков, то есть, когда у него нарушается ведущая учебная деятельность.

На основании диагностических данных нами были сформулированы проблемы:

  • система психолого-педагогического сопровождения зачастую работает исключительно с последствиями несовершенной организации процесса обучения и воспитания;
  • не эффективным оказывается и принцип работы системы «по запросу» субъектов образовательного процесса.

   Мы считаем, что наиболее актуальным на сегодня оказывается принцип опережающего (превентивного) сопровождения. В соответствии с чем психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода пятиклассников целесообразно начинать проводить с момента начала их обучения в 5-м классе и продолжать процесс сопровождения до момента окончания ими 5-го класса. Такая продолжительность программы сопровождения позволит обеспечить реализацию комплексного плана мероприятий, направленных не только на коррекцию уже имеющихся проблем, но и на их профилактику.

Поскольку факторами риска в нарушении процесса формирования учебной деятельности детей могут являться практически все участники учебного процесса, программа психолого-педагогического сопровождения нацелена на вовлечение в нее не только учеников и ителей, но и родителей, а также всех остальных участников учебно-воспитательного процесса (администрация школы, социальный педагог, психолог).

 

Основными теоретическими понятиями являются: адаптация, школьная дезадаптация, универсальные учебные действия.

В философском словаре под редакцией И.Т. Фролова понятие «адаптация» трактуется как «процесс приспособления системы к условиям внешней и внутренней среды».

В трудах по общей психологии Р.С. Немова за основу берется определение адаптациикак «приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки».

По-мнению профессора Московского педагогического государственного университета Е.С. Махлаха «адаптация любого взрослеющего человека в жизни и обществе связана прежде всего с нахождением своего места в обществе».

Доктор психологических наук Я.Л. Коломинский в своих работах кроме физиологической адаптации как таковой выделяет еще и социально-психологическую адаптацию, которая, по его мнению, «представляет собой процесс активного приспособления в отличие от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически». Абсолютно близко к основной идее нашей разработки находится и положение Я.Л. Коломинского о том, что дальнейшее развитие личности ребенка … во многом определяется тем, насколько успешно протекает его социально-психологическая адаптация к школе».

Исходя из определения адаптации, доктор психологических наук В.С. Мухина вывела конкретное, на наш взгляд, определение дезадаптации, которую определяет как «нарушения приспособления организма к условиям существования, в первую очередь к условиям социальной среды». Она же дает очень четкое объяснение тому, что такое школьная дезадаптация: «дезадаптация школьная – выражается в отказе ребенка от посещения школы, вызванном трудностями усвоения школьной программы или конфликтами со сверстниками и преподавателями».

М.М. Безруких считает, что школьную дезадаптацию можно понимать как своеобразный «школьный стресс», то есть «такое нарушение психического состояния, которое выбивает учеников из нормальной жизни, приводит к резкому ухудшению состояния здоровья и не позволяет ребенку успешно справиться с учебной нагрузкой».

Московские педагоги Н.П. Вайзман и В.В. Зарецкий также считают, что «под школьной дезадаптацией понимается такое состояние учащихся, когда они не усваивают учебную программу, не находят адекватного взаимодействия со сверстниками в коллективе и со взрослыми, что отражается в поведенческих отклонениях».

Интересен также подход Е.А. Панько, профессора кафедры общей и детской психологии Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, которая считает, что «понятие «психологическая школьная дезадаптация» определяется как психогенное заболевание и психогенное формирование личности ребенка, которое нарушает его объективный и субъективный статус в школе и семье и затрагивает учебную и внеучебную деятельность ученика».

Н.Г. Лусканова и А.И. Коробейников определяют школьную дезадаптацию как «совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социально-психологического и психофизиологического статусов ребенка требованиям ситуации школьного обучения». Разворачивание процесса дезадаптации детей схематически представляется ими как «замкнутый круг, где пусковыми механизмами являются резкое изменение условий жизни и наличие стойкой психотравмирующей ситуации».

Таким образом, большинство авторов указывают на несоответствие возможностей ребенка школьным требованиям, что влечет за собой его болезненное отношение к окружающим, возникновение внутреннего психологического конфликта, потерю учебной мотивации, снижение познавательной активности, формирование пассивной позиции и конфликтных отношений с учителем и сверстниками.

Таким образом, исходя из выше изложенного мы включаем в состав показателя «адаптированность» к школьному обучению следующие составляющие: 

  • сформированность познавательных универсальных учебных действий и общий уровень интеллектуального развития
  • эмоционально-физиологическое благополучие (характер самооценки,  преобладающий эмоциональный фон, физиологическая работоспособность)
  • состояние системы отношений «ученик-учитель»
  • поведенческие реакции как показатель сформированности «позиции школьника» (гиперактивность, частые нарушения правил поведения в школе, агрессивные реакции по отношению к одноклассникам)
  • уровень развития мотивации к школьному обучению
  • удовлетворенность родителей процессом и результатом обучения.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

 Функции универсальных учебных действий:

  • обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
  • обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Цель программы психолого-педагогического сопровождения:

- обеспечение адаптированности учащихся к процессу обучения в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)

- обеспечение системы мониторинга формирования универсальных учебных действий в условиях введения ФГОС.

Задачи программы психолого-педагогического сопровождения:

  • реализация системы комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся, включающую комплексные исследования, мониторинг динамики развития, успешности освоения основной образовательной программы основного общего образования,
  • реализация системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений (личностных, метапредметных и предметных) учащихся,

-    оказание консультативной и методической помощи учителям школы по вопросам организации эффективного обучения учеников в условиях введения ФГОС, составления индивидуальных программ интеллектуального развития учеников, работы с учениками «группы риска»;

-    повышение уровня психолого-педагогической компетентности учителей, родителей, педа гогов;

-      профилактика возникновения проблем развития учащихся.

Объектом сопровождениявыступает образовательный процесс адаптационного периода при переходе учеников школы из начальной в основную школу в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта.

Субъектом сопровожденияявляются ученики 5-х классов школы.

Предмет деятельностив рамках данной программы психолого-педагогического сопровождения – ситуация развития учеников в период адаптации при переходе в основную школу, где ситуация развития рассматривается как система отношений ребенка с миром, окружающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой.

Описание программы сопровождения.

Программа разработана в рамках основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением английского языка».

Общий контроль за реализацией программы психолого-педагогического сопровождения осуществляется директором школы.

Текущий контроль возлагается на заместителей директора школы по УВР.

Промежуточные результаты работы по программе анализируются на совещаниях при директоре школы, в конце каждой учебной четверти.

В реализации программы психолого-педагогического сопровождения задействованы:

  • администрация школы
  • классные руководители 5-х классов,
  • учителя-предметники,
  • педагог-психолог,
  • социальный педагог.

Продолжительность программы – 1 год: сентябрь – май текущего учебного года.

Принципы программы психолого-педагогического сопровождения:

  • «на стороне ребенка»: во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников учебно-воспитательного процесса;
  • комплексность: совместная деятельность различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: классных руководителей, учителей, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, администрации и др.;
  • активная позиция ребенка: главной задачей становится не решить проблемы за ребенка, а научить его решать проблемы самостоятельно, создать условия для становления способности ребенка к саморазвитию;
  • превентивность: обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.

Основные направления деятельности.

  • Организационно-методическое направление.

Имеет своей целью координацию учебного процесса во время адаптационного периода учащихся 5-ых классов в условиях введения ФГОС, оказание методической помощи учителям по вопросам организации эффективного обучения учеников, контроль за функционированием образовательной среды и реализация системы мониторинга формирования универсальных учебных действий, реализацией учебных программ и внеурочной деяьтельности. Основная роль при реализации данного направления – администрация школы.

  • Работа с учениками.

Цель – профилактика трудностей в обучении, формирование навыков эффективной учебной деятельности, ранее выявление учеников «группы риска», решение кризисных ситуаций развития в период адаптации.

В реализации данного направления принимают участие администрация школы, педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители, учителя-предметники.

  • Работа с родителями.

Цель – психолого-педагогическое просвещение (повышение уровня психолого-педагогической компетенции), вовлечение родителей в образовательное пространство каждого ребенка, что достигается через осознание каждым родителем значимости познавательной деятельности ребенка, ее особенностей, специфики и зависимости от благоприятного климата в семье; ранее выявление дезадаптированный семей, помощь в решении различного рода кризисных ситуаций.

В реализации данного направления принимают участие администрация школы, педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители, учителя-предметники.

Виды работ по психолого-педагогическому сопровождению.

- диагностика (индивидуальная и групповая, психологическая, психолого-педагогическая, педагогическая)

- консультирование (индивидуальное и групповое)

- психолого-педагогическое просвещение: формирование психолого-педагогической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации, учителей и родителей;

- экспертиза образовательной среды, профессиональной деятельности сотрудников школы

- профилактика;

- организационные виды деятельности.

Ожидаемый результат.

  • уровень адаптированности учащихся на конец обучения в 5-ом классе - не менее 70%;
  • положительная динамика сформированности различных интеллектуальных операций и интеллектуальных навыков учеников, входящих в состав универсальных учебных действий.

Примерное содержание деятельности участников программы сопровождения на примере 2012-2013 учебного года:

 

содержание деятельности

вид деятельности

цель

сроки

администрация

1.

Проведение совещания педагогов  основной школы по проблеме введения федерального государственного образовательного стандарта в основной школе.

организационно-методическая

Согласование плана мероприятий в рамках введения ФГОС

август 2012

2.

Организация режима обучения во время адаптационного периода в 5-м классе (расписание уроков и внеурочных мероприятий, система оценивания, система домашних заданий и т.д.)

организационно-методическая

обеспечение щадящего режима для учеников во время прохождения ими адаптационного периода

в течение 2012-2013 учебного года

3.

Осуществление контроля за соблюдением условий реализации ФГОС.

организационно-методическая

соответствие школьных условий введения ФГОС требованиям стандарта

в течение 2012-2013 учебного года

4.

Осуществление контроля реализации ФГОС в 5-х классах через:

  • посещение уроков, внеурочных занятий
  • индивидуальные консультации с учителями;
  • анкетирование родителей.

профилактика

своевременное выявление проблем учебно-воспитательного процесса

в течение 2012-2013 учебного года

5.

Реализация системы мониторинга образовательных достижений, в том числе и динамики образовательных достижений учащихся.

организационно-методическая

оценка степени эффективности введения ФГОС

в течение 2012-2013 учебного года

6.

Организация проведения мероприятий по отслеживанию эффективности реализации школьной программы формирования универсальных учебных действий.

организационно-методическая

оценка степени эффективности введения ФГОС

в течение 2012-2013 учебного года

7.

Организация психолого-педагогических консилиумов по возможным трудностям адаптационного периода в 5-х классах.

организационно-методическая

ознакомление с результатами психологического исследования, выделение «группы риска», разработка и утверждение  индивидуальных (групповых) программ психолого-педагогического сопровождения

сентябрь, 2012

8.

Организация промежуточного психолого-педагогического консилиума по прохождению адаптационного периода учениками 5-ых классов.

организационно-методическая

обсуждение промежуточных результатов прохождения учениками адаптационного периода

ноябрь-декабрь 2012

9.

Организация психолого-педагогического консилиума по итогам адаптационного периода в 5-х классах.

организационно-методическая

подведение итогов прохождения ученикам адаптационного периода

май2013

10.

Проведение психолого-педагогических консилиумов по ученикам с выявленным риском школьной дезадаптации.

организационно-методическая

своевременное выявление и профилактика случаев школьной дезадаптации

в течение 2012-2013 учебного года

13.

Организация и проведение производственных совещаний, заседаний МО

по различным проблемам протекания адаптационного периода в 5-х классах, а также вопросам введения ФГОС

 

организационно-методическая, просвещение

повышение профессиональной компетенции учителей

в течение 2012-2013 учебного года

14.

Проведение совещания с классными руководителями 5-ых классов по организации воспитательной работы в классе в соответствии со школьной программой воспитания и социализации учащихся.

организационно-методическая, просвещение

повышение профессиональной компетенции классных руководителей, согласование плана мероприятий

август2012

15.

Оказание помощи классным руководителям в планировании воспитательной работы в классе, разработке и проведении классных часов, родительских собраний и других внеклассных мероприятий.

просвещение

повышение профессиональной компетенции классных руководителей по вопросам организации воспитательной работы в классе

в течение 2012-2013 учебного года

16.

Осуществление контроля за реализацией школьной программы воспитания и социализации учащихся.

организационно-методическая

контроль за процессом воспитательной работы, своевременное выявление проблем и корректировка их

в течение 2012-2013 учебного года

17.

Организация и проведение родительских собраний по вопросам организации обучения в условиях введения ФГОС в 5-х классах.

просвещение

повышение педагогической компетентности родителей

сентябрь 2012

18.

Организация и проведение родительских собраний по итогам введения ФГОС в 5-х классах.

просвещение

повышение педагогической компетентности родителей

апрель-май 2012

19.

Организация мероприятий по повышению квалификации педагогов школы в рамках реализации ФГОС.

просвещение

повышение профессиональной компетентности педагогов

в течение 2012-2013 учебного года

педагог-психолог

1.

Участие в работе психолого-педагогических консилиумов.

Просвещение

освещение проблем развития интеллектуальных и личностных особенностей учащихся, прогноз трудностей в обучении отдельных групп учащихся

по графику проведения консилиумов

2.

Составление рекомендаций для учителей, родителей по профилактике и своевременной коррекции трудностей в обучении и воспитании детей в период адаптации.

Организационно-методическое

оказание помощи родителям и учителям, повышение уровня психологической компетентности

сентябрь-октябрь 2012

3.

Проведение индивидуальных консультаций для учителей-предметников и классных руководителей 5-ых классов по проблеме корректировки возможных трудностей в обучении при переходе учеников в 5-ый класс (по итогам диагностики).

Консультирование

психологическое просвещение

повышение уровня профессиональной и психологической компетентности учителей

август 2012

4.

Составление рекомендаций для учеников и их родителей, имеющих проблемы в обучении.

Коррекционно-развивающая

помощь ученикам в прохождению адаптационного периода.

В течение 2012-2013 учебного года

5.

Проведение индивидуальных консультаций для родителей учеников, имеющих сложности адаптационного периода.

Консультативная

оказание помощи родителям в проблемных ситуацииях

в течение 2012-2013 учебного года

6.

Проведение индивидуальных консультаций для учителей-предметников, классных руководителей по проблемам, возникающим у учеников в адаптационный период, способах их разрешения, по вопросу разработки индивидуальных учебных планов.

Консультативная

оказание помощи учителям, корректировка их действий

в течение 2012-2013 учебного года

7.

Составление пробного варианта диагностического инструментария для исследования уровня сформированности универсальных учебных ействий.

Организационно-методическое

обеспечение реализации системы мониторинга

в течение 2012-2013 учебного года

8.

Исследование уровня адаптированности учеников 5-х классов к обучению в основной школе.

диагностика

отслеживание протекания процесса адаптации, своевременное оказание помощи ученикам «группы риска»

октябрь2012

апрель2013

9.

Проведение комплекса исследований  по выявлению уровня сформированности универсальных учебных ействий:

- диагностический комплект «Прогноз и профилактика трудностей в обучении» Л.А. Ясюковой

- исследование коммуникативных УУД

- исследование регулятивных УУД

диагностика

выявление динамики развития

 

 

 

 

декабрь 2012

 

 

февраль 2013

 

март-апрель 2014

10.

Проведение родительских собраний  по темам:

- «Сложности адаптационного периода в 5-м классе»

- «Роль родителей в формировании личности учащегося»

- «Почему учиться трудно»

просвещение

повышение психолого-педагогической компетентности родителей

 

 

октябрь 2012

 

декабрь 2012

 

февраль 2012

11.

Проведение коррекционно-развивающих занятий с группой учеников 5-х классов по программе «Первый раз в 5-й класс»

коррекционно-развивающее

профилактика трудностей в обучении

в течение 2012-2013 учебного года

классные руководители

1.

Составление плана воспитательной работы в классе, графика проведения тематических классных часов.

организационно-методическое

организация жизни классного коллектива в соответствии с потребностями учащихся и их родителей, воспитательной необходимостью

август 2012

2.

Проведение запланированных воспитательных мероприятий в классе, в том числе и тематических классных часов с приглашением специалистов (социального педагога, психолога и т.д.).

просвещение, профилактика

учет потребностей учеников класса и их родителей, профилактика возможных проблемных ситуаций

в течение 2012-2013 учебного года

3.

Составление плана работы с родителями, плана проведения родительских собраний с приглашением психолога, социального педагога и других специалистов.

организационно-методическое

проведение системной работы с родителями

август2012

4.

Изучение состава и структуры семей учащихся.

профилактическое

своевременное выявление дезадаптированных семей и детей из таких семей

сентябрь 2012

5.

Проведение индивидуальных консультаций для родителей по вопросам обучения и воспитания учеников (по графику).

консультативное

оказание помощи родителям в конфликтных и проблемных ситуациях, связанных с воспитанием детей

в течение 2012-2013 учебного года

6.

Проведение тематических родительских собраний по вопросам проблем обучения и воспитания (по графику).

просвещение

повышение уровня компетентности родителей в вопросах обучения и воспитания детей

в течение 2012-2013 учебного года

7.

Реализация профилактической программы «Полезные навыки»

профилактика

ориентация учеников на овладение нормами здорового образа жизни

в течение 2012-2013 учебного года

8.

Работа в рамках реализации внутришкольного мониторинга образовательных достижений учащихся (формирование портфеля достижений)

организационно-методическое

Реализация системы достижений освоения основной образовательной программы

в течение 2012-2013 учебного года

учителя-предметники

1.

Проведение индивидуальных консультаций для родителей учеников 5-х классов, имеющих сложности и проблемы в обучении.

консультативное

профилактика

оказание помощи родителям в конфликтных и проблемных ситуациях, связанных с обучением детей

в течение 2012-2013 учебного года

2.

Реализация внутришкольного мониторинга образовательных достижений учащихся.

диагностика

оценка степени эффективности введения ФГОС

в течение 2012-2013 учебного года

3.

Разработка индивидуальных учебных планов для различных категорий учеников в соответствии с индивидуальными интеллектуальными способностями: «одаренные» ученики, «способные» ученики, ученики «группы риска» и т.д.

организационно-методическое, профилактика

предупреждение появления проблем в обучении у различных групп учащихся

в течение 2012-2013 учебного года

4.

Проведение индивидуальных консультаций для учеников, имеющих трудности в обучении.

консультативное

профилактика

оказание помощи ученикам в процессе обучения

в течение 2012-2013 учебного года

5.

Реализация профилактической программы «Полезные привычки»

профилактика

ориентация учеников на овладение нормами здорового образа жизни

в течение 2012-2013 учебного года

социальный педагог

1.

Выявление и контроль за учениками из дезадаптированных семей (посещаемость, выполнение требований учителей и т.д.)

профилактика

предупреждение возникновения конфликтных и проблемных ситуаций у учеников «группы риска»

в течение 2012-2013 учебного года

2.

Выявление и контроль за учениками, имеющими те или иные проблемы в развитии поведенческой и эмоциональной сферы.

профилактика

предупреждение возникновения конфликтных и проблемных ситуаций у учеников «группы риска»

в течение 2012-2013 учебного года

3.

Осуществление контроля за вовлеченнностью учеников “группы риска” во внешкольную досуговую деятельность и внеурочную деятельность

профилактика

обеспечение стопроцентной занятости учеников «группы риска» во внеурочное время

в течение 2012-2013 учебного года

4.

Выступление на классных родительских собраниях 5-х классов по проблемам воспитания и организации жизни детей.

просвещение, профилактика

повышение уровня компетентности родителей в вопросах воспитания и организации жизни детей

в течение 2012-2013 учебного года

5.

Проведение индивидуальных консультаций для родителей детей, имеющих проблемы в развитии эмоциональной и поведенческой сферы. 

консультативное

повышение уровня компетентности родителей в вопросах решения конфликтных ситуаций со своими детьми

в течение 2012-2013 учебного года

6.

Контроль за реализацией профилактических программ.

профилактика

ориентация учеников на овладение нормами здорового образа жизни

в течение 2012-2013 учебного года

 

 

  

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»