Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Шавшаева Лидия Васильевна, кандидат философских наук,

педагог-психолог ГБОУ гимназия 52 Приморского района г. Санкт-Петербурга

Актуальность.

Детский дом является важнейшим институтом социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Именно здесь ребенок получает опыт социального взаимодействия и межличностных отношений. На протяжении определенного времени детский дом является для ребенка единственным местом для получения такого опыта. Воспитанники не усваивают обычных для жизни в семье и открытом обществе необходимых форм поведения, так как вне семьи развитие ребенка идет по особому пути, и у него формируются специфические черты личности.

Известно, что для развития личности человека, в том числе для становления его «Я-концепции», «образа Я», важнейшее значение имеет то, как к нему относятся окружающие, каким его видят, как оценивают. Наиболее сензитивным для развития «Я-концепции» является подростковый возраст. Представление человека о себе в этот период совершенно особенное, не похожее ни на то, что думает о себе маленький ребенок, ни на то, что думает о себе взрослый. Характерным и продуктивным для развития личности является острота, аффективная заряженность этого образа, часто демонстративное противопоставление себя как миру взрослых, так и миру детей [7].

Многочисленные психологические исследования свидетельствуют, что воспитанники детских учреждений в большинстве своем имеют негативную «Я-концепцию», отрицательный «образ Я», низкий уровень самоуважения,  не уверены в себе. Наличие устойчивой негативной «Я-концепции» у подростка ведет к возникновению так называемого «дискомфорта успеха», когда ему бывает неуютно и даже неприятно, что его хвалят. Это объясняется тем, что подростку важнее сохранить привычное отношение к себе, пусть даже отрицательное, чем иметь неопределенное, спутанное представление о себе.

При работе с данной категорией отклонений эффективным методом остается тренинг уверенности в себе, тренинг ассертивности.

Принято считать, что группа способна оказывать влияние на личность участников, поскольку обладает следующими свойствами.

1.     Способностью порождать чувство принадлежности к группе. В большинстве групп возникает тесная сплоченность участников, когда каждый чувствует себя защищенным, что способствует росту самооценки.

2.     Способностью контролировать поведение участников поощрением принятых в группе способов себя вести и наказанием неодобрением группы нежелательных способов поведения.

3.     Способностью создавать общий определенный оценочный образ реальности, т.е. общее для участников представление о группе в целом и отдельных участниках, общее восприятие происходящего в группе.

4.     Способностью порождать сильные чувства и давать им выход.

5.     Способностью предоставлять достаточную базу для расширения своего опыта за счет сравнения его с опытом других участников.

Однако применение групповых методов (при всех достоинствах) имеет свои ограничения и сопряжено с определенным риском. В группе всегда возникает групповое давление, что может приводить к негативным результатам[6] Замечено, что поведение людей в составе группы во многих случаях изменить легче, чем поведение каждого из них по отдельности.

 Достоинствами тренинговой работы является:

- удовлетворение альтруистической потребности. Участники группы оказывают помощь друг другу и ощущают удовлетворение от того, что могут оказать эту помощь.

- в группе участники овладевают новыми способами социального поведения: наличие обратной связи от группы облегчает быстрое обучение.

- пример или совет других участников группы, взаимное обучение способствуют овладению новыми способами поведения.

- групповое одобрение обладает сильным терапевтическим эффектом, в особенности в тех группах, где удается создать высокую групповую сплоченность.

- возможность катарсиса. В группе участники свободно выражают свои чувства. Таким образом, они отыгрывают задержанные эмоции и обучаются социально приемлемому выражению чувств.

- в группе растет надежда на успех. 

- принадлежность к общности приносит облегчение, человек не один на один со своей проблемой, ее разделяют участники группы.

Кроме групповой, возможно продолжение работы с подростками в индивидуальной форме, где эффективно применение отдельных техник когнитивно-поведенческой психотерапии, которые помогают пересмотреть некоторые убеждения и нормы.

Например, техника обсуждения и опровержения иррациональных взглядов, мешающих подростку,представляет собой активную беседу, в которой психолог обращает внимание на категоричные и бездоказательные утверждения и помогает смягчить или опровергнуть их. Категоричное «Я должен все успеть» заменяется на более мягкое «Мне бы хотелось все успеть», а «Я обязан это выучить» на «Я хотел бы это выучить».

Техника декатастрофизации(что будет, если) требует от подростка перечислить все возможные события и последствия, которые наступят, если произойдет (или не произойдет) событие, вызывающее страх и чувство тревоги. «Что будет, если ты не сделаешь это?», «Что будет, если ты откажешься это делать?» и т.д. Перечисление возможных последствий позволяет справиться со страхом и чувством тревоги по поводу наступления или не наступления события. Это также значительно уменьшает значимость ситуации по сравнению с началом беседы. Техника особенно показана для гиперответственных и гиперсоциализированных подростков.

Техника планирования деятельностисводится к тому, что подростка просят составить распорядок дня, наметить план деятельности и выставить оценки, насколько он удовлетворен этой деятельностью, используя шкалу от 1 до 10 баллов. Заполнение такого распорядка дня, его анализ с психологом приводят к тому, что подросток убеждается: он умеет контролировать свое поведение. Это закономерно ведет к снижению тревожности.

Цель работы группы тренинга:создание условий для формирования у подростков позитивной «Я-концепции».

Задачи, решаемые в ходе занятий:

1)личностный рост;

2)развитие у подростков чувства взрослости, ответственности за себя и свои поступки, выработка чувства уверенности в себе;

3) выработка стратегий поведения в конкретных ситуациях;

4) ознакомление с  новыми критериями оценки себя и окружающих;

5) формирование чувства ценности личности.

Адресат программы: программа рассчитана на воспитанников в возрасте 13-15 лет.

Проведение и организация работы.

Занятия проводятся в специальном помещении, с периодичностью 2 раза в неделю, группа состоит из 8-10 человек. Психологом составляется расписание занятий, обсуждается с воспитателем группы цель, задачи, время и место поведения тренингов.

Предварительно с подростками проводятся:

А) Беседа.

Б) Психодиагностические пробы:

1.     оценки нервно-психического состояния и наличия внутренних конфликтов ( тест Люшера)

2.     самооценки с использованием опросника Г.Н. Казанцевой.

3.     тревожности с использованием теста Спилбергера.

4.     агрессивности тест Баса-Дарки.

Структура занятий

1.     Диагностический этап      

Проводится диагностика:

1.     тест Люшера

2.     самооценки с использованием опросника Г.Н. Казанцевой.

3.     тревожности с использованием теста Спилбергера.

4.     агрессивности тест Баса-Дарки.

Подростки перед началом занятий заполняют « Карту наблюдения», в которой отмечают: « Этот тренинг мне поможет…».

2.     Коррекционный этап.

Коррекционно-развивающая работа строится в соответствии с принципами когнитивно-поведенческой психотерапии, основой которой является ориентация не на причины нарушенного поведения, а на само нарушенное поведение. Техники и методы, разработанные в терапии, направлены на обучение новым формам поведения либо на угасание имеющихся дезадаптивных форм поведения. Методы поведенческой терапии эффективны для обучения приспособительным умениям, необходимым в различных жизненных ситуациях для формирования нового адаптивного поведения и преодоления поведения, которое стало неадаптивным. Пригодны они и для формирования новых социальных умений, овладения приемами саморегуляции, снятия стресса, преодоления вредных привычек. Так, психолог обучает человека методам релаксации, чтобы справиться с реакциями тревожности, воспитывает в клиенте уверенное поведение, чтобы противостоять застенчивости, учит планировать свою карьеру, принимать решение, эффективно общаться. Данный подход помогает людям стать способными реагировать на жизненные ситуации адекватно, так, как бы они хотели реагировать. Поведенческий подход обогатился достижениями когнитивного направления, где основное внимание уделяется познавательным, когнитивным структурам психики. Именно с ними работают психологи в коррекционном плане. Еще одна особенность когнитивно-поведенческого подхода состоит в том, что он ориентирован на настоящее, решает проблемы человека в настоящем, изменяя его представления о себе, о мире и способы его поведения. Этот подход директивен, активен, ориентирован на проблему клиента, применяется в индивидуальной и групповой форме. Несмотря на изначально разные теоретические и методологические корни поведенческого и когнитивного подходов, в современной практической коррекционной психологии можно говорить об интегративном применении когнитивно-ориентированных техник и методик, направленных на формирование и моделирование поведения.

Упражнения и приемы направлены на формирование первичной зоны контроля агрессии, неуверенности, ассертивности; раширение ролевого репертуара; контроль над иррациональными убеждениями, лежащими в основе неуверенности; формирование навыков отстаивания прав личности.      

3.     Аналитический этап.

На заключительном этапе подростками повторно заполняется «Карта наблюдения», в которой оценивается достигнутый каждым воспитанником успех.

Оценка эффективности.

Адаптируем, принятый  Лесли Раем [3] инструментарий по оценке тренинга для составления критериев оценки тренинга сензитивности:

Применение критерия оценки с учетом обязанностей участников тренинга, назовем его «Трио оценки эффективности тренинга».

Эффективность деятельности тренера (педагога-психолога) оцениваем по следующим составляющим:

• Тренинг должен быть соотнесен с целью проводимых коррекционно-развивающих занятий с подростками.

• Планирование, дизайн и приготовление в соответствии с целями тренинга.

• Обеспечение согласованных тренинговых программ.

• Повременная валидизация по мере продолжения программы.

• Заполнение отчетной схемы работы в тренинговой группе,  позволяющей накапливать тренеру важный и интересный материал, который ему наверняка пригодиться в дальнейшем.

Схема анализа тренингового занятия (заметки тренера).

(по И.В.Вачкову).

1.Тема занятия и время  проведения……………………………………

2. Состав участников занятия…………………………………………….

3. План занятия (проводимые упражнения)………………………………

Запланировано………………………………Реально проведено…………

4. Наиболее удачные упражнения и психотехники………………………..

5. Неудавшиеся упражнения и психотехники………………………………

6. Интересный случай на занятии……………………………………………

7. Особенности поведения участников……………………………………..

8. Ошибки, которые следует учесть…………………………………………

Более глубокий анализ можно провести, если записать все происходящее на тренинге (с согласия участников тренинга) на видеомагнитофон.

Эффективность тренинга оценивается с позиций воспитанника и воспитателяпосредством  обмена мнением на этапе обсуждения и завершения занятия и заполнения «Карт наблюдения».

 «Карте наблюдения» представляет собой адаптированный для этих целей метод незаконченных предложений.

В начале занятия воспитанники отмечают в карте свое мнение относительно достижения поставленных целей, по окончанию производится самооценка достигнутых результатов. Воспитанники отвечают на вопросы:

• Чему конкретно участники научились, что им запомнилось?
• Что они будут использовать (из материалов тренинга) после окончания занятий?

Воспитатель заполняет карту до начала тренинга, отмечая наиболее проблемные сферы развития воспитанника, по окончании тренинговой работы фиксирует изменения в проблемной сфере.

План тренинговых занятий состоит и трех основных частей:

1.     Вводная часть (разминка).

2.     Рабочее время.

3.     Обсуждение (шеринг).

Вводная часть и обсуждение должны занимать примерно по четверти всего времени занятия. Оставшаяся половина времени должна быть уделена собственно работе.

На первом занятии вводная часть может занимать больше времени, поскольку ведущему необходимо познакомить членов группы с правилами и рассказать, в чем же, собственно, будет заключаться работа.

Все последующие занятия необходимо начинать с краткого обзора предыдущей встречи.

В рабочее время – основное время занятия – ведущий должен сконцентрироваться на теме занятия. Содержание этой части занятия зависит от темы, динамики группы и поставленных целей.

Обсуждение является важнейшей частью каждого занятия, поскольку позволяет членам группы сконцентрироваться на том, что они почувствовали и узнали во время занятия, то есть происходит эмоциональное отреагирование и осмысление темы. Шеринг предполагает также и составление плана «домашней работы»[9].

Тематический план

Тема занятия

Количество часов

Используемые игры и упражнения

1.Самопознание

2 часа

« Приветствие без слов»

«Мой образ»

«Кто Я?»

«Судно, на котором я плыву»

«Мои суждения»

2.Достижение целей

2 часа

«Слепой и поводырь»

«Мое будущее»

«Выйди из круга»

«Что я хочу на самом деле?»

«Успех»

3.Моя проблема.

2 часа

«Цвет моей проблемы»

«Активное слушание»

«Какой Я?»

«Мои желания, потребности и притязания»

«Мои страхи»

«Мой успех»

4.Я и другие

2 часа

«Только о хорошем…»

« У меня есть..»

«У тебя есть..»

« Мои достижения»

«Комплименты»

5.Чувства, эмоции …

2 часа

«Чувства бывают разные»

«Позитивные и негативные чувство. Отгадай.»

«Посуда»

«Как ты меня порадовал»

« Чья проблема больше?»

6.Конфликты и моя уверенность.

2 часа

«Выражение эмоций»

«Конфликтный разговор»

«Нет»

«Ласковые ладошки»

«Диалог»

7.Полюбить себя

2 часа

«Пожелания»

«Улыбка»

«Утро завтрашнего дня»

«Взаимодействие»

«Посмотри на себя глазами любимого человека»

«Имя»

«Здравствуй Я-любимый»

8.Позитивное мышление

2 часа

«Солнце»

«Образ меня»

«Мои цели»

Зона прочности»

«Мудрец»

9-10.Уверенность в себе

4 часа

«Внимание»

«Психогимнастика»

«Походка»

«Улыбка»

«Разговор»

«Поведение»

«Саморегуляция»

 


Занятие 1. Самопознание.

Цель: расширить представление участников о самих себе.

I.Вводная часть.

1. Упражнение « Приветствие без слов».

Цель: развитие эмпатии, умения передавать с помощью мимики и пантомимы свои чувства.

Инструкция» Сейчас мы попробуем поприветствовать в течение трех минут как можно большее количество членов группы – но без слов, используя лишь возможности вашего тела, взгляда, мимики и жестикуляции. Можно приветствовать одного участника несколько раз. Постарайтесь попробовать как можно больше возможностей для приветствия. Не забывайте об улыбке. Я буду следить за временем».

Психолог обсуждает правила работы в группе.

Воспитанники заполняют карту наблюдения.

II. Основная часть.

2. «Мой образ».

Цель: формирование интереса к работе в группе, создание настроя на работу по теме занятия, повышение активности участников.

3. «Кто Я?».

Цель: актуализация представлений о себе, выделение среди них того, что участники хотят знать о себе и что прячут от себя.

4.«Судно, на котором я плыву».

Упражнение медитация-визуализация.

Цель: осознание каждым участником группы своего жизненного опыта в изменчивом мире, способов преодоления возникающих трудностей и препятствий.

5. «Мои суждения».

Цель: обнаружение иррациональных суждений у членов группы.

III. Обсуждение занятия.

IV. Домашнее задание.

Написание сочинения на тему: «Что такое удача"

Занятие 2. Достижение целей.

Цель: Развитие умения ставить и достигать цели.

I.Вводная часть.

Приветствие. Проверка домашнего задания.

II. Разминка.

1. Упражнение  «Слепой и поводырь»

Цель: определение степени доверия участников тренинга другим людям, готовности брать ответственность на себя за другого.

III.Основная часть.

2. Упражнение «Мое будущее».

Цель: формирование взгляда на свое настоящее путем перенесения в будущее, в котором сегодняшние проблемы уже давно нашли свое решение.

3. Упражнение «Выйди из круга».

Цель: определение участниками тренинга своей способности достигать поставленной цели, находить выход из сложных ситуаций, умения не теряться в испытаниях.

4. Упражнение «Что я хочу на самом деле?»

Выявление участниками своих желаний, которые послужат основой для программы изменений.

5. Упражнение «Успех».

Цель: формирование оптимизма, укрепление уверенности участников в том, что они способны достичь успеха.

IV. Обсуждение занятия.

V. Домашнее задание.

Составить план достижения одной своей цели.

Занятие 3. Моя проблема.

Цель: развитие умения осознавать свое эмоциональное состояние и вести «внутренний диалог».

I.Вводная часть.

Прветсвие .Проверка домашнего задания.

II.Разминка
1. Упражнение «Цвет моей проблемы».

Цель: развитие способности осознавать и вербализовывать свое состояние, находить слова для его обозначения.

III. Основная часть.

2. Упражнение «Активное слушание».

Цель: развитие умения слушать других, определение своих ошибок, причин их возникновения.

3. Упражнение «Какой Я?»

Цель: развитие самопознания, самопонимания, выявления собственных проблем и индивидуальных особенностей.

4. Упражнение «Мои желания, потребности и притязания»

Цель: анализ участниками собственных желаний, потребностей и притязаний.

5. Упражнение «Мои страхи»

Цель: осознание участниками собственной модели поведения в ситуации взаимодействия со своим страхом.

6. Упражнение «Мой успех»

Цель: проектирование новых форм своего поведения, которые помогут достичь желаемого.

IV. Обсуждение занятия.

V. Домашнее задание.

Сочинить сказку о преодолении героем трудностей.

Ежедневно составлять список своих достижений и удач.

Занятие 4. Я и другие.

Цель: расширение эмоциональной и коммуникативной компетентности.

I.Вводная часть.

Привествие. Проверка домашнего задания.

II.Разминка.

1.Упражнение  «Только о хорошем…»

Цель: развитие умения уверенно выражать свои мысли и желания.

III. Основная часть.

2. Упражнение « У меня есть..»

Цель: осознание участниками своих позитивных характеристик личности.

3. Упражнение «У тебя есть..»

Цель: осознание участниками своих позитивных характеристик личности и умения принять другого.

4. Упражнение « Мои достижения»

Цель: осознание позитивных событий своей жизни.

5. Упражнение «Комплименты»

Цель: развитие позитивного мышления, принятие себя.

IV. Обсуждение занятия.

V. Домашнее задание.

Говорить окружающим о своих чувствах, используя «Я-высказывание».

Занятие 5. Чувства и эмоции.

Цель: развитие умения выражать и распознавать различные эмоциональные состояния.

I.Вводная часть.

Приветствие.

Проверка домашнего задания.

II.Разминка.

1. Упражнение «Чувства бывают разные».

Цель: развитие умения исследовать и анализировать свои чувства.

III. Основная часть.

2. Упражнение «Позитивные и негативные чувство. Отгадай.»

Цель: развитие умения распознавать свои эмоциональные состояния.

3. Упражнение «Посуда».

Цель: развитие умения вербализовать свои чувства.

4. Упражнение «Как ты меня порадовал»

Цель: развитие умения передавать и актуализировать свои чувства.

5. Упражнение « Чья проблема больше?»

Цель: способствовать развитию эмпатии и навыка решения актуальной проблемы.

IV. Обсуждение занятия.

V. Домашнее задание.

Вести дневник наблюдения за своими эмоциональными состояниями.

Занятие 6. Конфликты и моя уверенность.

Цель: расширение навыков уверенного поведения.

I.Вводная часть.

Приветствие. Проверка домашнего задания.

II.Разминка.

1. Упражнение «Выражение эмоций».

Цель: развитие умения выражать и распознавать различные эмоциональные состояния.

III. Основная часть.

2. Упражнение «Конфликтный разговор».

Цель: осознание своих чувств, освобождение от негативных эмоций.

3. Упражнение «Нет».

Цель: установление личной зоны комфорта при общении с конкретными людьми.

4. Упражнение « «Ласковые ладошки».

Цель: совершенствование навыков расслабления и снятия напряжения, оказание поддержки другому человеку.

5. Упражнение «Диалог».

Цель: развитее навыка конструктивного ведения диалога.

IV. Обсуждение занятия.

V. Домашнее задание.

Выполнение упражнения на расширение собственного внутреннего пространства.

Занятие 7. Полюбить себя.

Цель: развитие уверенности в себе через обращение к своим чувствам и переживаниям.

I.Вводная часть.

Приветствие. Проверка домашнего задания.

II.Разминка.

1. Упражнение «Пожелания»

Цель: создание благоприятной для дальнейшей работы атмосферы.

III. Основная часть.

2. Упражнение «Улыбка».

Цель: изменение своего отношения к конфликтному событию, другому его участнику.

3. Упражнение «Утро завтрашнего дня»

Цель: осознание позитивных событий своей жизни.

4. Упражнение  «Взаимодействие»

Цель: осознание и проверка собственных невербальных средств взаимодействия в различных ситуациях.

5. Упражнение «Посмотри на себя глазами любимого человека»

Цель:  воссоздание адекватной самооценки, позитивного отношения к себе.

6. Упражнение «Имя».

Цель: осознание участниками отношения к своему имени, расширение представления  о себе и других.

IV. Обсуждение занятия.

V. Домашнее задание.

«Здравствуй Я-любимый».

Занятие 8. Позитивное мышление.

Цель: осознание собственной ценности, развитие позитивного отношения к себе.

I.Вводная часть.

Приветствие. Проверка домашнего задания.

II.Разминка.

1. Упражнение «Солнце».

Цель: определение своих лучших качеств, использование их в качестве ресурса в преодолении трудных ситуаций.

III. Основная часть.

2. Упражнение «Образ меня».

Цель: создание своего желаемого «Я-образа».

3. Упражнение «Мои цели».

Цель: осознание собственных притязаний.

4. Упражнение  «Зона прочности».

Цель: расширение круга личных притязаний.

5. Упражнение «Мудрец».

Цель: получение доступа к ресурсам собственного бессознательного.

IV. Обсуждение занятия.

V. Домашнее задание.

Записать по 5 утверждений со словами « Я чувствую ..»

Занятие 9 - 10. Уверенность в себе.

Цель: продолжать формировать адекватную самооценку.

I.Вводная часть.

Приветствие. Проверка домашнего задания.

II.Разминка.

1. Упражнение «Внимание».

Цель: развитие зрительного канала восприятия, тренировка наблюдательности.

III. Основная часть.

2. Упражнение «Психогимнастика».

Цель: актуализация эмоциональных состояний через их мимическое выражение и телесные переживания.

3. Упражнение «Походка».

Цель: отработка различных моделей поведения.

4. Упражнение «Улыбка».

Цель: расширение знаний участников о различных видах улыбок, формирование умения управлять выражением своих чувств.

5. Упражнение «Разговор»

Цель: усиление выразительности речи с помощью интонации.

6. Упражнение «Поведение».

Цель: развитие умения отличать уверенное поведение от неуверенного и агрессивного.

7. Упражнение

«Саморегуляция»

Цель: ознакомление с приемами саморегуляции.

IV. Обсуждение занятия.

V. Домашнее задание.

Заполнение карты наблюдения. Поведение итогов работы группы.

 

Литература

1. Бишоп С. Тренинг ассертивности. - СПб.: Питер, 2001. - 208с.

2. Вачков В.И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М., 2005.

3. Каппони В., Новак Т. Как делать все по-своему, или Ассертивность - в жизнь. - СПб.: Питер, 1995. - 186с.

4. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1987. - 197с.

5. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. - М.: Генезис, 1997. - 192с.

6. Мироненко И.А., Современные теории в психологии личности. - СПб, 2003. - С. 118-121.

 

7. Павлова Н.Н. Педагогические условия коррекции агрессивного поведения детей. Автореф. . . уч. степ. канд.пед.наук. – Якутск, 2001. – 18с.

 

8. Рай Лесли. Оценивая ценность вашего тренинга. - М, 2002.

 

9. Стишенок И.В. Тренинг уверенности в себе: развитие и реализация новых возможностей. – СПб.: Речь, 2008.- 230с.

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»