Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 
Лисина Екатерина Михайловна, педагог-психолог ГБОУ СКШ №7

Внимание – важный компонент деятельности человека, требующий организованности и точности. Вместе с тем внимание считают одним из главных показателей общей оценки уровня развития личности индивида. 
Развитие внимания означает его постепенное совершенствование по всем или по отдельным свойствам – повышение устойчивости, концентрации, переключаемости и расширение объёма. Под развитием внимания понимают переход от более простых к более сложным видам, от врождённых к приобретённым его видам (например, появление у человека социально обусловленного внимания и его использование вместо природного, переход от непроизвольного к произвольному вниманию…). Развитие внимания может идти параллельно по разным направлениям, включая одновременное совершенствование всех видов внимания, а может касаться только отдельных его направлений; может идти естественным путём или происходить целенаправленно (искусственное развитие). Естественное развитие внимания идёт постепенно, по мере созревания мозга, накопления опыта и является сравнительно медленным процессом. Искусственное развитие внимания представляет ускоренный процесс и обычно связано с выполнением специальных упражнений, рассчитанных на развитие того или иного свойства или вида внимания. Естественный процесс развития внимания приводит к его устойчивым изменениям. При искусственном развитии внимание человека не всегда является достаточно устойчивым, в последующем его необходимо закреплять.
  Внимание у человека формируется с рождения, и в процессе формирования его происходит взаимосвязанное развитие памяти, речи, мышления… В своём развитии внимание проходит через следующие стадии. Вначале, сразу после рождения, у ребёнка имеется лишь непосредственное внимание к сильно действующим раздражителям, которое, проявляется лишь в форме ориентировочного врождённого рефлекса. Такой рефлекс обнаруживается уже у младенцев в конце первого месяца жизни, и это свидетельствует о том, что у ребёнка вскоре после его рождения появляются первые признаки непосредственного и непроизвольного внимания. Это первая стадия развития внимания.
    Вторая стадия развития внимания начинается с того момента, когда ребёнок, наблюдая за взрослыми, замечает его действия и начинает реагировать на них как на движения, указывающие направление внимания. Это, например, указательный жест, движения головой, движения телом. Реагировать на такие движения взрослого ребёнок начинает приблизительно с 1,5 – 2- месячного возраста, то есть когда он выделяет и особым образом реагирует на лицо и голос матери (комплекс оживления). Данная стадия развития длится от 1,5-2 месяцев до 6-7 месяцев.
  Первоначально внимание выступает как реакция сосредоточения. Сосредоточение выделяет из окружающего мира эмоций, речи человека отличительные признаки, предметы и действия с ними. За сосредоточением идёт развитие познавательного отношения к окружающему.
  Третья стадия развития внимания связана с началом использования самим ребёнком его собственных телодвижений и произносимых им звуков для управления внимания взрослых людей. Для того чтобы привлечь внимание взрослого к чему-либо, что в данный момент времени интересует ребёнка, он поворачивает голову в сторону интересующего его предмета, или протягивает к нему руки.
   Появление свойств внимания способствует зарождению более сложных форм поведения и деятельности.
  В раннем детстве, от года до трёх, развитие внимания происходит при освоении ходьбы, активном усвоении речи и предметной деятельности. Ребёнок начинает разумно реагировать на обращённые к нему слова, словосочетания, связанные с регуляцией его внимания, а также сам приступает к использованию речи для управления внимания окружающих людей. В развитии внимания у ребёнка можно отметить диффузный, неустойчивый характер. Ребенок, заметив новую игрушку, выпускает из рук ту, которую он держал. В этом возрасте внимание непроизвольное, слабо концентрировано, неустойчиво, небольшой объём, наблюдаются трудности переключения и распределения. В процессе развития речи, под влиянием речевых инструкций взрослого у ребёнка складываются предпосылки для развития произвольного внимания. Расширяется круг предметов, их признаков, а также действия с ними, на которых сосредоточивается  ребёнок. Развитие произвольного внимания (на втором – третьем году жизни ребёнка) является одним из важнейших дальнейших приобретений, тесно связанных с формированием волевых качеств. Это четвёртая стадия развития внимания.
  Пятая стадия развития внимания характеризуется тем, что ребёнок начинает использовать речь для управления собственным вниманием. На этот период развития внимания приходится появление у ребёнка особой формы речи, эгоцентричной, и начало процесса формирования внутренней речи, которая служит средством регуляции собственного мышления и внутреннего внимания ребенка.
  В дошкольном возрасте условия жизни ребёнка расширяются от семьи до пределов улицы, города, страны. Своё внимание ребёнок организует на предстоящей деятельности, формулируя словесно. В этом возрасте возрастает концентрация,  устойчивость внимания, оно становится опосредованным, складываются элементы произвольности в управлении, появляются элементы послепроизвольного внимания. Внимание связано с интересами ребёнка к деятельности, игре.
  Шестая стадия развития внимания ребёнка характеризуется тем, что у него появляется полноценное произвольное внимание, регулируемое с помощью достаточно развитой внутренней речи. Это происходит в возрасте от 5-6 лет, перед поступлением в школу.
  В развитии внимания существенным является его интеллектуализация, которая совершается в процессе умственного развития: внимание, опирающееся сначала на чувственное содержание, начинает переключаться на мыслительные связи. В результате расширяется объём внимания ребёнка. Развитие объёма внимания находится в теснейшей связи с общим умственным развитием ребёнка.
  Доказано, что в среднем взрослый человек сосредоточивает свое внимание не более чем на семи объектах. К шести годам ребенок способен одновременно воспринять не один предмет (как это было в четыре-пять лет), а даже три, причем с достаточной полнотой и детализацией. Но объем внимания сужается, если ребенок воспринимает одновременно несколько незнакомых ему предметов или же предметов, которые близко расположены друг к другу или, наоборот, рассредоточены на большой площади. Например, если ребенку предъявляется две сходные картинки, то происходит "спутывание" воспринимаемых объектов.
  К шести годам не только увеличивается количество объектов, которые ребенок способен одновременно воспринять, изменяется и круг предметов, которые привлекают внимание детей. Если в три-четыре года внимание ребенка привлекали яркие, необычные предметы, то в шестилетнем возрасте - внешне ничем не примечательные объекты. Интерес ребенка все чаще может вызвать загадка, вопрос. Да и в тех объектах, которые нравились ребенку раньше, он начинает замечать иное. Его все больше интересует сам человек, его деятельность, а не столько внешне яркие, необычные предметы. В облике человека, его поведении, одежде ребенок замечает детали.
  Развитие устойчивости детского внимания изучали Гетцер и Бейрль. Бейрль определил максимальную длительность детских игр в различные возрасты. Так от года до двух игра ребёнка может длиться двадцать одну минуту и одну секунду (21,1). От двух лет до трёх продолжительность игры составляет двадцать семь минут (27).
 Максимальная длительность игры: от трёх до четырёх – пятьдесят минут (50); от четырёх до пяти – восемьдесят три минуты, три секунды (83,3); от пяти до шести – девяносто шесть минут (96).
  По результатам исследования Бейрля, мы видим быстрый рост устойчивости внимания после трёх лет, а к шести годам высокий уровень – на грани школьного возраста. 
  Также Бейрль изучил рост концентрации внимания по количеству отвлечений, которым поддавался ребёнок в течение 10 минут игры. Так от двух до трёх лет число отвлечений составляло – 3,7; от трёх до четырёх – 2,06; от четырёх до пяти – 1,6; от пяти до шести – 1,1
   В младшем школьном возрасте (от 6-7 до 9-11 лет) дети способны концентрировать внимание, но у них ещё преобладает непроизвольное внимание. Внимание активизируется, но ещё не стабильно. Удержание внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации.
 По мере того как расширяется круг интересов ребенка, и он приучается к систематическому учебному труду, продолжает развиваться произвольное и непроизвольное его внимание. Но сначала и в школе ещё приходится сталкиваться со значительной отвлекаемостью детей.
В школьном возрасте произвольное внимание развивается и совершенствуется.
  К десяти – двенадцати годам наблюдается заметный рост в умственном развитии детей, развитие отвлечённого мышления, логической памяти и заметный рост объёма внимания. Наступают значительные сдвиги тогда, когда успеют сказаться результаты обучения.
Как мы видим, развитие внимания у детей совершается в процессе обучения и воспитания. Решающее значение для его развития имеет формирование интересов и приучение к систематическому, дисциплинированному труду.

 Список литературы:
Бондарев И.П., Вылегжанин О.И., Чичерин Д.С.Ю Софьин А.М. Новая методика оценки свойств внимания. Журнал «Вопросы психологии». 2000. №5  с. 127-131.
Ильина Н.Н. 100 психологических тестов и упражнений для подготовки ребёнка к школе. Москва: ООО Аквариум – Принт, К ОАО Дом печати – Вятка, 2005. – 160с. 
Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Современный психологический словарь. СПб.: прайм – Еврознак, 2007г. – 633с. 
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. С-Пб. Питер, 2002 год. – 720с. 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»