Восприятие родительской семьи в связи с личностными особенностями подростка
Коваленко Людмила Михайловна
Пoдростковый возраст это трудный период полового созревания и психологического взросления. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится им быть и считаться. Своеобразие заключается и в том, что подросток отвергает свою принадлежность к детям, но полноценной взрослости еще нет, хотя появляется потребность в признании ее окружающими. Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки стремятся во всем походить на свeрстников и пытаются выделиться в группе, хотят заслужить уважение и бравируют недостатками, требуют верности и меняют друзей. Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу; впервые становится возможным самовоспитание. У подростка складываются разнообразные образы "Я", первоначально изменчивые, подверженные внешним влияниям. К концу периода взросления они интегрируются в единое целое [1]. Формирование самооценки, самоуважения осуществляется у подростка, прежде всего под влиянием тех людей из круга ближайшего общения, которые понимаются им как носители именно этих качеств, развитых на эталонном уровне. Динамика оценочных суждений от подросткового возраста к юношескому состоит в том, что оценочные суждения подростков, определяемые ожидаемой оценкой со стороны сверстников, направлены в первую очередь на нахождение ответа на вопрос, каков он среди других, насколько он похож на них [2].Актуальными, наиболее важными и напряженными являются в этот период отношения подростка с родителями. Зачастую эти отношения складываются конфликтно и это связанно со стремлением молодого человека освободиться от родительской опеки и контроля, желанием получить самостоятельность, возрастающей потребностью в независимости. И, пожалуй, главная личностная особенность подростка – нестабильность, определяющая противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка.
Методы воспитания у матерей и отцов нередко противоречивы, несогласованны. Все это приводит к тому, что у подростков не возникает желания усваивать социально приемлемые формы поведения, не формируется самоконтроль и чувство ответственности, что может влиять на личностные особенности подростка.
В семьях подростков разрушены эмоциональные привязанности между родителями и детьми, особенно между отцами и сыновьями. Родители испытывают скорее враждебные чувства по отношению друг к другу, не разделяют ценности и интересы друг друга. Отцы часто сами демонстрируют модели агрессивного поведения, а также поощряют в поведении своих детей агрессивные тенденции. Матери агрессивных детей не требовательны к своим детям, часть равнодушны по отношению к их социальной успешности. Дети не имеют четких обязанностей. У родителей подростков модели воспитания и собственного поведения часто противоречат друг другу, и к ребенку предъявляются взаимоисключающие требования. Как правило, жесткий отец и попустительская мать. В результате у ребенка формируется модель вызывающего, оппозиционного поведения, которая переносится на окружающий мир. Родители часто не пытаются разобраться в причинах деструктивного поведения своих детей, оставаясь равнодушными к их эмоциональному миру. Для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на личность подростка необходимо соблюдать некоторые правила, которые необходимы для благополучного развития его личности:
- Принимать участие в жизни подростка, находить время, чтобы поговорить с ним.
- Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты.
- Не применять в воспитании авторитарных методов, помогая подростку тем самым самостоятельно принимать решения.
- Уважать право ребенка на собственное мнение.
Используемая литература:
- Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношении. М.Апрель - Пресс. Эксмо - Пресс 2000, 97-204 с.
- Сухомлинский В. А. Психология подростков. Ошибки родителей. Статья «Психология», 2009г.