Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Восприятие родительской семьи в связи с личностными особенностями подростка

Коваленко Людмила Михайловна
     Пoдростковый возраст это трудный период полового созревания и психологического взросления. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится им быть и считаться. Своеобразие заключается и в том, что подросток отвергает свою принадлежность к детям, но полноценной взрослости еще нет, хотя появляется потребность в признании ее окружающими.  Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки стремятся во всем походить на свeрстников и пытаются выделиться в группе, хотят заслужить уважение и бравируют недостатками, требуют верности и меняют друзей. Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу; впервые становится возможным самовоспитание. У подростка складываются разнообразные образы "Я", первоначально изменчивые, подверженные внешним влияниям. К концу периода взросления они интегрируются в единое целое [1]. Формирование самооценки, самоуважения осуществляется у подростка, прежде всего под влиянием тех людей из круга ближайшего общения, которые понимаются им как носители именно этих качеств, развитых на эталонном уровне.  Динамика оценочных суждений от подросткового возраста к юношескому состоит в том, что оценочные суждения подростков, определяемые ожидаемой оценкой со стороны сверстников, направлены в первую очередь на нахождение ответа на вопрос, каков он среди других, насколько он похож на них [2].
     Актуальными, наиболее важными и напряженными являются в этот период отношения подростка с родителями. Зачастую эти отношения складываются конфликтно и это связанно со стремлением молодого человека освободиться от родительской опеки и контроля, желанием получить самостоятельность, возрастающей потребностью в независимости. И, пожалуй, главная личностная особенность подростка – нестабильность, определяющая противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка.
     Методы воспитания у матерей и отцов нередко противоречивы, несогласованны. Все это приводит к тому, что у подростков не возникает желания усваивать социально приемлемые формы поведения, не формируется самоконтроль и чувство ответственности, что может влиять на личностные особенности подростка.
 В семьях подростков разрушены эмоциональные привязанности между родителями и детьми, особенно между отцами и сыновьями. Родители испытывают скорее враждебные чувства по отношению друг к другу, не разделяют ценности и интересы друг друга. Отцы часто сами демонстрируют модели агрессивного поведения, а также поощряют в поведении своих детей агрессивные тенденции. Матери агрессивных детей не требовательны к своим детям, часть равнодушны по отношению к их социальной успешности. Дети не имеют четких обязанностей. У родителей подростков модели воспитания и собственного поведения часто противоречат друг другу, и к ребенку предъявляются взаимоисключающие требования. Как правило, жесткий отец и попустительская мать. В результате у ребенка формируется модель вызывающего, оппозиционного поведения, которая переносится на окружающий мир. Родители часто не пытаются разобраться в причинах деструктивного поведения своих детей, оставаясь равнодушными к их эмоциональному миру.  Для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на личность подростка необходимо соблюдать некоторые правила, которые необходимы для благополучного развития его личности:
  • Принимать участие в жизни подростка, находить время, чтобы поговорить с ним.
  • Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты.
  • Не применять в воспитании авторитарных методов, помогая подростку тем самым самостоятельно принимать решения.
  • Уважать право ребенка на собственное мнение.
   В подростковом возрасте очень важно интимно-личностное общение. Доверие, уважение, понимание, любовь – то, что должно присутствовать в отношениях подростка с родителями.
 
Используемая литература:
  1. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношении. М.Апрель - Пресс. Эксмо - Пресс 2000, 97-204 с.
  2. Сухомлинский В. А. Психология подростков. Ошибки родителей. Статья «Психология», 2009г.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»