Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Психологическое сопровождение в дошкольной образовательной организации

Струц Татьяна Николаевна
В настоящее время психологическое сопровождение образовательного процесса является крайне важным условием реализации ФГОС ДО. В ДОО возрастает роль деятельности педагога-психолога, поскольку до­стижение образовательных целей без психологическо­го сопровождения программы осуществить сложно.
ФГОС до­школьного образования предполагает психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в дошкольном обра­зовательном учреждении.
Рационально организованное взаимодействие педагога-психо­лога с участниками образовательных отношений в дошкольной организации и повышает эффективность образовательной работы с детьми. Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, создание необходимых условий для психического развития и становления личности каждого ребенка обеспечивает наиболее продуктивный характер образовательной деятельности. Повышение психологической культуры воспитателя — необходимая и важная составляющая психологизации образовательного процесса. До­школьному учреждению необходима такая модель работы психо­лога, которая будет способствовать повышению психологической компетентности всех участников образовательного процесса.
Взаимодействуя с руководителем ДОУ, педагог-психолог, прежде всего старается ока­зать психологическую поддержку новым ра­ботникам коллектива во время их адаптации, принимает участие в расстановке кадров с учетом психологических особенностей педагогов, проводит индивидуальное психологическое консультирование, участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических особенностей детей. При необходимости рекомендует ад­министрации направлять ребенка с особенностями развития на ПМПК, обеспечивает психологическую безопасность всех участ­ников воспитательно-образовательного процесса.
На педсоветах, методических совещаниях вносит свои предложения по совершен­ствованию образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с точки зрения создания в нем психологического комфорта, формирования содержания психолого-педагогической работы по организации деятельности взрослых и детей в освоении образовательных областей. Организовывает и проводит консультации по вопросам развития детей, составляет индивидуальные образовательные маршруты. Консультирует коллег и родителей по коррекции отклонений в эмоциональной и когнитивной сфере развития воспитанников, содействует повышению уровня культуры общения с родителя­ми, способствует созданию благоприятного психологического климата в коллективе.
В современной ситуации развития ДО возникает необходимость в непосредственном участии педагога-психолога в разработке основной общеобразовательной програм­мы ДОУ, в анализе образовательной работы и формировании содержания психолого-педагогической работы. Участие педагога-психолога при организации развивающей пред­метно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении является необходимым условием повышения каче­ства образовательного процесса. Здесь педагог-психолог  высту­пает в роли эксперта, вносит предложения по вопросам создания развивающего предметного пространства, содействует фор­мированию банка развивающих игр на группах с учетом психологических особенностей воспитанников.
Активно участвует  в проектировании образовательной программы ДОУ.
Является членом рабочей группы по разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения, под руководством старшего воспитателя, совместно с педагогами формирует содержание психолого-педагогической работы с детьми по освоению ими образовательных областей в разных видах деятельности со взрослыми и детьми, прини­мает участие в составлении индивидуальных образовательных маршрутов на основе данных мониторинга.
В течение учебного года в ДОУ активно участвует  в реализации образовательных тематических проектов на возрастных группах. Создана подборка психологических игр, упражнений, проблемных ситуаций, которые педагоги могут использовать при ежедневной работе с детьми. Также  ежедневно осуществляется взаимодействие всех специалистов, работающих с детьми в каждой возрастной груп­пе: воспитателей, учителя-логопеда, музыкального руководите­ля и педагога-психолога. В соответствии с разработанной в ДОУ циклограммой деятельности имеет возможность включаться в режимные моменты, самостоятельную и совмест­ную деятельность детей и педагога.
В утренние часы, по возможности, встречает детей и родителей в группах детского сада, осуществляет положительный настрой на предстоящий день, при необходимости консультирует родителей и педагогов. Использует следующие формы работы: ситуативная беседа, коммуникативные игры, игры на сплочение детского коллектива, и др. В утренние часы также осуществляет психолого-педагогическое наблюдение за деятельностью кон­кретного ребенка, взаимоотношениями детей и взрослых.
Во время непосредственно образовательной деятельности  осуществляет наблюдение за организацией раз­нообразных видов деятельности с детьми, помогает в создании эмоционального настроя, предлагает игры на развитие психиче­ских процессов, упражнения для активизации дыхания и голоса и др.
Обязательно осуществляет психологическое сопровождение детей на музыкальных и физкультурных заняти­ях, на праздниках, во время развлечений и досугов, участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релакса­ционных упражнений. На прогулке организует с детьми игры для развития коммуникативных умений и игры на социальное раз­витие детей. В течение дня проводит различные психопро­филактические мероприятия с детьми с целью предупреждения психоэмоционального напряжения.
Учитывая индивидуальные особенности воспитанников, помогает педагогам комплектовать кружки и творческие объединения, организовывать и проводить Дни открытых дверей в ДОУ и другие мероприятия.
В вечернее время организует совместную деятельность с дошкольниками по формированию готовности к обучению в школе, развитию эмоционально-волевой сферы детей.
Деятельность психолога в детском саду – это, прежде всего, взаимодействие ребенка со знающим, уважающим и глубоко понимающим его человеком. Психолог ДОУ должен разбираться не только в общих закономерностях и возрастных особенностях развития психики дошкольника. Очень важно, чтобы занятия психолога в детском саду учитывали и помогали раскрыться индивидуальным вариациям особенностей каждого воспитанника.
Проводя мероприятия с детьми в ДОУ, прежде всего, помогает воспитателям и родителям перевести программу обучения и воспитания ребенка в личностно-значимую для него самого, т.е. помогает ребенку стать субъектом собственного развития, а взрослым сменить мировоззрение с объектного на субъектное.
Данные мероприятия обеспечивают сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, профилактику психоэмоционального напряжения и психогигиену воспитанников, способствуют эмоциональному благополучию детей, что в совокупности обеспечивает свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка.
 
 
 
 
Модели работы дошкольной психологической службы
 
1. Основное направление деятельности психолога связано с исправлением того, что произошло в психическом развитии ребенка. Эта модель нацелена на прошлое, на ликвидацию того неполноценного, что уже произошло в психике ребенка (психологическая практика, основанная на данном подходе, чрезвычайно распространена и имеет множество психологических школ и направлений). Для первой модели приоритетными функциями являются диагностическая и коррекционная.
2. Вторая модель психологической службы ориентирована по своей идеологии на настоящее. Основными функциями являются, прежде всего, профилактическая, пропедевтическая, информационно-развивающая, прогнозирующая, проектирующая.
 

 
Сопровождать Поддерживать Помогать
провожать, сопутствовать, идти вместе с кем-то, для проводов, провожатым, следовать;
 в музыке – вторить, подыгрывать, аккомпанировать
служить подпоркой, подставой, подпирать, не дать рушиться и пасть, держать в прежнем виде пособить, подать помощь, вспоможение
 
 
  В отечественной психологии актуализация проблемы психологического сопровождения связана с проблемами гуманизации образования. В качестве теоретико-методологических основ психологического сопровождения можно выделить концепцию отношений В.Н. Мясищева, теорию и практику помогающих отношений К. Роджерса, принцип системности (Б.Ф. Ломов, В.К. Платонов), принцип активности субъекта (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принцип гуманизации образования (И.В. Дубровина, И.Б. Котова, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Е.Н. Шиянов и др.). Психологическое сопровождение опирается на идеи субъектности, свободы, творчества, возможностей конструктивного преобразования личности в процессе взаимодействия (А.Г. Асмолов, А.В. Петровский, В.И. Слободчиков и др.).
  Понятие психологического сопровождения было выдвинуто Г. Бардиер, М.Р. Битяновой, И. Рамазан, Т. Чередниковой. В настоящее время, несмотря на широкое использование термина в теории и практике психологической работы, он еще не получил устойчивого определения.
М.Р. Битянова обозначает теоретический подход к организации психологической работы в школе как «парадигму сопровождения», определяющую принципиально новый подход к ребенку, который выступает не объектом воздействия, а субъектом взаимодействия. Сопровождение выступает как система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.
          
 
 
 
 
Сопоставление моделей дошкольной психологической службы

 
Компоненты
деятельности
психолога
Модель психологической
службы
«поддержки»
Модель психологической
службы
«сопровождения»
Доминирующий
предмет
деятельности
Неблагополучия в педагогическом процессе, дефекты в развитии ребенка Позитивные аспекты развития ребенка и педагогического процесса
Приоритетное
целеполагание
Поиск причин дефекта в целях его устранения Модуляция учебно-воспитательного процесса, создание условий для позитивного развития
Ожидаемый
результат
Полноценность развития, успешность учебно-воспитательного процесса на основе помощи и поддержки со стороны психолога Полноценность развития, успешность учебно-воспитательного процесса на основе саморегуляции и самодвижения
Ролевые
позиции
психолога
во взаимодействии с участниками педагогического процесса
«Сверху», «рядом», «сотрудничество», источник информации, советчик, помощник, распорядитель, эксперт, диагност, обучающий, контролирующий, соучастник «Сотрудничество», «участие», «рядом»
Приоритеты в видах деятельности Психодиагностика, коррекция, экспертиза, консультирование, просвещение, пропедевтика, профилактика Психологическое просвещение, профилактика, пропедевтика, диагностика, консультирование, коррекция, экспертиза
Центрация в деятельности
 
На условиях, устраняющих дефект, неблагополучие На условиях, обеспечивающих позитивность развития ребенка
Стратегия планирования содержания работы Выполнение «заказов», запросов, собственная инициатива в поиске содержания деятельности Собственная инициатива в определении содержания работы, согласованность с нуждами других субъектов взаимодействия
 
 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»