Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методические рекомендации по проведению профориентационной работы в 8-10 классах 
Программа профессионального самоопределения для учащихся 8-10 классов

Я и мои профессиональные предпочтения

 Лисовская Наталья Борисовна,
канд.психол.наук, ГБОУ школа № 331
Невского района города Санкт-Петербурга

1. Пояснительная записка
Основные положения
Один из значимых жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте – выбор профессии, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Для многих ситуация выбора оказывается стрессовой: с одной стороны, человеку страшно брать на себя ответственность за свои поступки, с другой – он просто не знает, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало его интересам и целям. К сожалению, многие старшеклассники имеют весьма приблизительное представление о существующих профессиях, рынке труда региона, в котором проживают и оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной профессиональной сферой деятельности требования со своей индивидуальностью.
Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. По данным социологов примерно 45 % молодежи из-за незнания правил выбора профессии, выбирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, способностям, внутренним убеждениям. Позже это влечет за собой разочарования, ведет к личностным деформациям, ограничению возможностей самореализации, доминированию чувств неудовлетворенности.
Предполагается, что проведение данных занятий позволит:
1. Активизировать познавательную деятельность учащихся в поисках «своей» профессии.
2. Изучить индивидуально-психологические особенности и возможности воспитанников, оказать помощь учащимся в оценке своих способностей и качеств, применительно к конкретным видам трудовой деятельности.
3. Сформировать профессиональную направленность личности и общественно значимые мотивы выбора профессии.
4. Скорректировать некоторые личностные особенности старшеклассников и оказать им помощь в адекватном профессиональном самоопределении, то есть в правильном выборе профессии.

Данные занятия, безусловно, являются частью той большой работы, которая организуется и проводится в школе в целях профориентации. Это и трудовое обучение, и организация экскурсий на предприятия, и организация встреч с представителями различных профессий и др.Целевая аудитория
Обучающиеся 8-10 классов.
Цель программы: помочь подросткам правильно оценить свои возможности и способности при выборе профессии, научить разбираться в мире профессий и самостоятельно анализировать профессии, составить представление о том, как функционирует рынок труда и его особенности, определить уровень сформированности социальных притязаний, ценностно-нравственной ориентации.
Задачи программы:
1. Изучение учащимися своих личностных особенностей, интересов и склонностей.
2. Углубление знаний учащихся о мире профессий.
3. Знакомство с классификацией профессий.
4. Коррекция самооценки и формирования представлений о дальнейшей жизненной перспективе.
5. Знакомство с факторами, которые тоже необходимо учитывать при выборе профессии.
6. Формирование профессионально важных качеств в избранном виде труда.
7. Контроль и коррекция профессиональных планов в рамках адекватного профессионального самоопределения.
Примерный перечень формируемых знаний и умений
Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях.
Учащиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о рынке труда.
Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; анализировать информацию о профессиях; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Периодичность занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Время – 40 минут.
Форма проведения занятий
Групповые занятия с применением игровых профориентационных упражнений, профориентационных игр, моделирования ситуаций, диагностических методик, релаксационных и тренинговых упражнений.
Требования к ведущему
Педагог-психолог с опытом работы не менее 1 года.
Общие принципы организации и проведения занятий
1) учет индивидуальных особенностей, личностных качеств в профессиональном самоопределении;
2) развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
3) уважение различных видов труда;
4) культивирование идеи развития и максимального использования качеств человека в рамках профессиональной пригодности;
5) активизация процесса профессионального самоопределения;
6) действие в интересах выпускника, выбирающего профессию.
Технические средства обеспечения занятий и необходимые материалы:
- аудиоматериалы и видеотехника, компьютеры, телевизор, проектор, экран и др.
Ожидаемые результаты реализации программы.
Повышение уровня сформированности профессионального само-определения выпускника школы, а именно: формирования элементарных представлений о смысле и цели своей жизни, трудолюбия, понимания личностной и социальной значимости правильного выбора профессии, наличия профессионального идеала, сформированности профессионально важных личностных качеств, стремления к профессиональному самовоспитанию, сформированности интереса к избираемой сфере труда, характера мотивов выбора профессии, соответствия здоровья требованиям избираемой профессии, сформированности твердого профессионального намерения, знания содержания, условий труда предпочитаемой профессии, а также требований профессии к человеку, наличия личного трудового опыта по избираемой профессии и элементарных профессиональных знаний и умений, знания способа приобретения профессии, согласованности профессионального намерения с родителями.
 
 
 
 
 
 
2. Календарно-тематический план курса занятий «Я и мои профессиональные предпочтения»
Программа курса занятий рассчитана на 12 занятий.
Этапы:

  1. Ознакомительно-ориентировочный (занятие 1).
  2. Проективный, коррекционный (занятия 2, 3).
  3. Основной, развивающий (занятия 4 – 11).
  4. Заключительный, обобщающий (занятие 12).

 
Календарно-тематическое планирование

Учебная неделя № занятия п/п Тема Количество часов
Теоретические занятия Практические занятия
4 1 Ориентировочное 1  
5-6 2-3 Классификации профессий 1 1
7-8 4-5 Выбор и моделирование 1 1
10-11 6-7 Темперамент и выбор профессии 1 1
12-13 8-9 Склонности и профессиональная направленность 1 1
14-15 10-11 Характеристики интересующих учеников профессий 1 1
16 12 Занятие-подведение итогов   1

 
 
3. Программа занятий
Занятие 1. Ориентировочное
Цели:
– получение необходимой информации о профессиональных намерениях учащихся;
– формирование у участников установки на саморазвитие в рамках занятий по профориентации.
1. Организационный момент (5 минут):
– приветствие;
– проверка наличия учащихся;
– проверка наличия тетрадей и школьных принадлежностей.
2. Основная часть (30 минут).
Вводное слово ведущего.
– Меня зовут .... Цель наших занятий состоит в том, чтобы каждый из вас смог побольше узнать о себе и своих профессиональных склонностях.
На занятиях вам будут предложены различные тесты, которые помогут в профессиональном определении. Вы познакомитесь с новыми профессиями. Вы также узнаете о том, что влияет на выбор вами профессии.
Цели сегодняшнего занятия – познакомиться и настроиться на творческую, интересную работу.
Я бы хотела обратить ваше внимание на необходимость ведения записей в тетрадях. Там же будут результаты вашей работы над тестами. Это очень важно. Я предлагаю выполнить следующее упражнение.
Упражнение «Оригинальное знакомство»
Ведущий. Встанем в круг. Каждый по очереди называет свое имя и показывает при этом какое-либо движение. Каждый последующий должен сначала повторить имена и движения предыдущих участников, а потом назвать свое имя и показать свое движение. Например, первый участник говорит имя (Боря) и делает два притопа ногой. Второй повторяет имя Боря и делает – два притопа, а затем называет свое имя и делает свое движение. Третий повторяет имена и движения первого и второго, четвертый – первого, второго и третьего и т.д.
Участники выполняют упражнение.
Ведущий. Теперь, предлагаю вам занять свои места и сделать три глу­боких вдоха. Хорошо. Молодцы.
Упражнение «Представление»
Ведущий. Сейчас в тетрадях каждый из вас ответит на следующие вопросы. Я называю вопрос, а вы записываете ответ.
Ваше любимое время года?
Ваше любимое животное?
Какое качество вам в себе нравится?
Какое у вас хобби (увлечение)?
Определились ли в том, на кого пойдете учиться после окончания 9-го класса?
Условие: каждый работает самостоятельно, не советуется и не советует, так как после я соберу работы (записи) и по очереди буду зачитывать, а вы отгадывать, кому принадлежит та или иная запись.
Время выполнения варьируется по мере необходимости.
Работы собираются и зачитываются ведущим, а учащиеся отгадывают.
3.Заключительная часть (5 минуты)
Ведущий подводит итог занятия и благодарит участников за работу.
Занятие 2. Классификация профессий
Цели:
– формирование теоретических представлений и понятий, связанных, с миром профессий;
– активизация умственной активности.

  1. Организационный момент (5 минут).

Упражнение «Угадай животное»
Ведущий.
Сейчас ко мне подходит один ученик и выбирает любую карточку, из тех, которые лежат у меня на столе. На карточке написано название животного, которое нужно изобразить данному ученику, не произнося слов и звуков только движениями. Остальные ученики должны угадать изображаемое животное.

  1. Основная часть (30 минут).

Вводное слово ведущего. Займите свои места, приготовьтесь слушать и записывать. Записывать необходимо, так как эта информация поможет каждому в профессиональном самоопределении (объясняется значение словосочетания «профессиональное самоопределение»).

  1. Ни один человек в современном мире не производит всего того, что ему необходимо для жизни.

 Начнем с характеристики типов профессий.
Типы профессий:
а) Предмет труда – техника, а система «Человек – Техника» (Ч – Т). Это профессии, связанные с производством и техническим обслуживанием. Это, как правило, рабочие специальности: водитель, слесарь, токарь, столяр, строитель, наладчик автоматизированного оборудования и т.д.
б)    Предмет труда – животный и растительный мир, а система «Человек – Природа» (Ч – П). Это профессии, связанные с сельским хозяйством, лесной отраслью, природоохранной деятельностью и т.д.
Пример: эколог, геолог, биолог, зоотехник, егерь.
в)    Предмет труда – схемы, знаки, устная и письменная речь, цифры, ноты, химические и физические символы, а система «Человек – Знаковая система» (Ч – Зн.).
Этот виды деятельности относится к умственному труду. Пример: бухгалтер, оператор ПК, физик, кассир, верстальщик и т.д.
г)    Предмет труда – изобразительная, музыкальная, литературно -художественная, актерская деятельность, а система «Человек – Художественный образ» (Ч – Х). Пример: дизайнер, декоратор, визажист, журналист и т.д.
д) Предмет труда – человек, а система «Человек – Человек». Это профессии связанные с работой с людьми. Пример: врач, учитель, психолог.
Давайте рассмотрим такую профессию как столяр. К какому типу она относится? Правильно, она относится к типу профессий, в котором предметом труда является техника, а Системой «Человек – Техника». К какому классу относится профессия столяр? Она относится к классу преобразующих профессий, цель, которой – изготовление чего-либо по образцу.
Попробуйте привести свои примеры.
Молодцы, усвоили!

  1. Заключительная часть (5 минут)

Ведущий. Подведем итог. Каждый из вас теперь имеет представление о том, как классифицируются профессии. Это нужно для того, чтобы сделать правильный выбор будущей профессии. Ведь выбор зависит не только от вашего желания, но и от ваших возможностей, требований, которые предъявляет профессия к человеку. А теперь я предлагаю поработать всем вместе. Я буду называть профессию, и мы все вместе будем определять к какому типу профессий она относится. Но для начала мы поиграем в игру, которая называется «Клубок».
Ведущий. А теперь давайте попробуем описать профессию – «профессиональный боксер» (строитель, швея, повар, столяр).
Подводя итог, ведущий говорит о значимости теоретической информации, полученной в ходе занятий, о том, что нужно стараться запоминать информацию, полученную на занятии.
Всем спасибо!
Занятие 3. Классификация профессий (практическое)
Цель: отбор различных типов профессий в соответствии с классификацией типов профессий.
Методика Климова Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А Климова.
Занятие 4. Выбор и моделирование.
Цели:
– развитие навыков рефлексии;
– формирование установки на необходимость профессионального самоопределения.

  1. Организационный момент (5 минут):

- приветствие;
- проверка наличия учащихся;
- проверка наличия тетрадей и школьных принадлежностей.

  1. Основная часть (30 минут)

Вводное слово ведущего
Я приветствую вас и сегодня предлагаю выполнить творческое задание. Это задание выполняется каждым отдельно.
Труд – это не только способ самореализации, но и возможность получения материального вознаграждения. Деньги – это еще не 100% успеха, но без них в нашей жизни обойтись сложно. Задумывались ли вы над тем, сможете ли вы обеспечить себя материально?
 Ответьте в тетради на вопрос. Я обязательно прочту ваши ответы. Кто первым может вслух произнести свой ответ на вопрос? Пожалуйста.
Упражнение «Паровозик»
Встаем по три человека друг за другом. Первый человек будет локомотив, второй – машинист, а третий – состав, то есть вагоны. Первый и третий человек закрывают глаза, так как у локомотива и вагонов нет глаз, и они не видят куда едут. А вот машинист глаза не закрывает, потому, что именно он управляет поездом. Задача машиниста – управлять поездом так, чтобы он ничего не задел. В роли машиниста, локомотива и вагонов сможет побыть каждый.
Ведущий. Ну а теперь, представьте себе, что вы находитесь в незнакомом городе, без друзей, родственников. У вас нет жилья, работы, но есть деньги, совсем немного, на первое время. Вам необходимо решить: как сделать так, чтобы выжить? Я дам подсказку. Вам нужны деньги, и вы их можете получить за работу, но у вас нет образования...
Необходимо письменно ответить на вопросы:
В каком городе или даже стране вы находитесь?
Какое у вас время года?
Что вы будете делать?
Что вы умеете делать? (Составьте список видов работ.)
Что будет потом?
В общем, устройте свою жизнь.
Время работы 15 минут (при необходимости увеличивается).
Ведущий.  Пожалуйста, давайте обсудим ваши действия.
Происходит обсуждение. Делается вывод о том, что разовые работы – это временный заработок, а в целом необходимо учиться. Для того чтобы учиться какому-либо делу, необходимо для начала узнать свои возможности, способности, выявить профессиональные интересы.

  1. Заключительная часть (5 минут)

Ведущий. Подведем итог.
Подводя итог, ведущий говорит о значимости теоретической информации, полученной в ходе занятий, о том, что нужно стараться запоминать информацию, полученную на занятии.
На следующем занятии я вас познакомлю с тестом «Карта интересов», которая в общих чертах поможет каждому определить предпочтения в видах деятельности.
Всем спасибо!
Занятие 5. Выбор и моделирование (практическое).
Цель: выявление уровня сформированности компонентов профессионального самоопределения обучающихся.
Методика Опросник готовности к профессиональному самоопределению (ОГПС) М.В. Ретивых.
 
Занятие 6. Темперамент и выбор профессии.
Цели:
– формирование теоретических представлений о характере и темпераменте;
– изучение собственного темперамента;
– развитие навыков работы с диагностическим материалом;
– формирование понятийного аппарата.
1. Организационный момент (5 минут):
- приветствие;
- проверка наличия учащихся;
- проверка наличия тетрадей и школьных принадлежностей.
2. Основная часть (30 минут)
 Вводное слово ведущего.
На прошлом занятии мы с вами пришли к единому мнению о том, что каждый должен сделать профессиональный выбор и учиться. Как вы думаете, от чего же зависит ваш выбор профессии?
Учащиеся отвечают. При обобщении ответов делаются выводы, профессиональный выбор зависит:
– от возможностей каждого (его способностей, темперамента);
– от предпочтений (интересов и склонностей);
– от требований профессии к личности человека (объяснение значения слова «личность»);
– от возможностей родителей;
– от востребованности профессии на рынке труда (объяснение значения словосочетания «рынок труда»).
Ведущий. Ребята, все способности делятся:
а) на общие (широкий круг знаний), к ним относятся: трудолюбие, внимательность, сообразительность, целеустремленность;
б)    на специальные (качества, обеспечивающие успех в конкретном виде деятельности), к ним относятся: память, внимание, мышление, воображение, восприятие, черты характера – способность к эмпатии и т.д.
Ведущий рассказывает о темпераменте.
Ведущий. Теперь же для того чтобы выявить свой темперамент, мы с каждым из вас ответили на вопросы (индивидуальная работа с психологом – проведен тест Айзенка). У каждого в тетради написан его преобладающий тип темперамента. Будьте внимательны.
Меланхолики. Быстро устают при нервных напряжениях, склонны к обморокам. Вялы в речи и движениях. Сильно переживают по самым незначительным поводам. Очень мягкие, доброжелательные, но довольно бесхарактерные люди. Радуются, когда удается избежать неприятного разговора, хотя цель при этом, и не достигнута.
Холерики. Всегда идут навстречу трудностям. Любые переживания ведут к действию. Мягких замечаний не воспринимают, жесткие – приводят к бунту. Плохо воспринимают юмор, особенно шутки на свой счет.
Сангвиники Оптимисты. Меньше всех болеют, мало спят. Обладают огромной работоспособностью. Речь и движения почти так же быстры, но чувства не бурные, быстро меняющиеся. Как правило, хорошие работники. Но заставить работать сангвиника трудно. Его нужно заинтересовать, тогда он горы сдвинет.
Флегматики. Чувства постоянные, но не ярко выраженные. Движения и речь спокойные, размеренные. Реакция на неожиданное воздействие запаздывает. Чтобы флегматик хорошо работал, его необходимо время от времени «встряхивать»: устроить разбор выполненной им работы, поругать или, наоборот, похвалить его.
 Каждый тип психики больше подходит для одних дел и профессий и меньше – для других. Меланхолики – это часто люди искусства. Зато из них получаются плохие водители и никудышные монтажники-верхолазы. Холерики – великолепные летчики-испытатели, но они плохие счетные работники. Флегматики, напротив, прекрасные бухгалтера, расчетчики, но, как правило, неважные поэты. Сангвиники – хорошие водители, саперы, инженеры, но они не так терпеливы, как флегматики.
3.Заключительная часть (5 минут)
Участники обсуждают полученные результаты и услышанную информацию.
Ведущий. Всем спасибо. До следующей встречи.
Занятие 7. Темперамент и выбор профессии (практическое).
Цель: определение типа темперамента.
Методика Айзенка по определению темперамента.
Занятие 8. Склонности и профессиональная направленность
Цели:
– изучение участниками собственных склонностей;
– совершенствование навыков работы со стандартным инструментарием;
– поддержание атмосферы творческого поиска.
1. Организационный момент (5 минут):
- приветствие;
- проверка наличия учащихся;
- проверка наличия тетрадей и школьных принадлежностей.
2. Основная часть (20 минут).
Игровое упражнение «Самая самая»
Ведущий. Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны будете по очереди называть те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени данной характеристике подходят. Например, характеристика – «самая денежная профессия» – какие профессии являются самыми – самыми денежными?                                         
Ведущий называет первую необычную характеристику, участники просто со своих мест предлагают варианты наиболее подходящих профессий. Ведущий выписывает 3-5 наиболее «прозвучавших» вариантов на доске, после чего организуется небольшое обсуждение и выделение «самой – самой» профессии.
Ведущий может предложить такие характеристики: «самая зеленая профессия», «самая сладкая профессия», «самая волосатая профессия», «самая детская профессия», «самая смешная профессия» и т.д.
Хорошо! Молодцы!
Игра «Имитация» («Поезд»)
Ведущий. Игра проводится в круге. Для начала рассчитаемся на первый – второй. Первые номера – хлопок в ладоши, два притопа ногами. Вторые номера – два хлопка, один притоп. Движения повторяются по очереди; первый – второй – первый – второй и т.д.; по кругу: имитируем стук колес поезда. Начали. Убыстряем темп. Еще быстрее.
Ведущий. А теперь займите свои места. Для того, чтобы продолжить нашу работу, вам необходимо вспомнить типы профессий. Пожалуйста, называйте типы. Хорошо.
Сегодня речь пойдет о склонностях – ярко выраженных интересах. Это стремление заниматься определенным видом деятельности.
Вчера мы с вами проводили тест. Именно он поможет выявить ваши склонности, предпочтения по типам: «Человек – Природа», «Человек – Техника», «Человек – Человек», «Человек – Знаковая система», «Человек – Художественный образ».
3. Заключительная часть (10 минут)
Далее происходит групповое обсуждение результатов тестирования.
Ведущий. На этом занятие закончено. Спасибо. Встретимся на следующей неделе. Удачи!
Занятие 9. Склонности и профессиональная направленность (практическое)
Цель: изучение склонностей к различным сферам профессиональной деятельности.
Методика «Оценка склонности к различным сферам профессиональной деятельности» Л.А. Йовайши.
Занятие 10. Профессиональный тип личности.
Цели:
– определение своего профессионального типа личности;
– развитие рефлексии;
– совершенствование навыков по работе со стандартным инструментарием;
– формирование навыков целеполагания и планирования.

  1. Организационный момент (5 минут).

- приветствие;
- проверка наличия учащихся;
- проверка наличия тетрадей и школьных принадлежностей.
2. Основная часть (30 минут).
Вводное слово ведущего.
На предыдущем занятии каждый из вас определил свои профессиональные склонности и предпочтения в системах: «Человек – Природа», «Человек – Техника», «Человек – Человек», «Человек – Знаковая система», «Человек – Художественный образ».
На сегодняшнем занятии вашему вниманию будет предложен тест «Профессиональный тип личности». Вы должны разобраться в себе и сделать верный, правильный выбор, свой выбор, я вам постараюсь помочь (процедура тестирования с регистрацией результатов).
Игра «Летает, не летает»
Ведущий. Ну что устали? Давайте-ка встряхнемся. Условия игры таковы: сейчас я буду произносить слова, обозначающие «летающие» и «нелетающие» объекты. Если этот объект или живой организм летает, то вы поднимаете руки вверх, а если – нет, то присаживаетесь на корточки. Условие ясно? Начали.
Самолет, пароход, планер, комод, стол, оса, коса, пчела, топор, орел, гранат, агат, стрекоза, глаза, муха, вертолет, ручка, заяц, скворец, стул, фанера.
Молодцы! А теперь займите свои места, положите руки на парты прямо, не скрещивая их, закройте глаза и сделайте три глубоких вдоха. Спасибо.
3.Заключительная часть (5 минут)
Ведущий. Причиной ошибки в выборе профессии может явиться недостаток информации о профессиях, а также о своих возможностях.
Назовите, какими они могут быть.
Всем спасибо. До следующей встречи
Занятие 11. Профессиональный тип личности (практическое).
Цель: определение профессиональной направленности личности.
Методика «Опросник профессиональных предпочтений» (ОПП) Дж. Холланда.
Занятие 12. Занятие-подведение итогов.
Круглый стол с участием родителей учащихся «Мой выбор»

 

  1. Литература
  1. Гетман, Н.А. Профессиональное самообразование школьников в условиях профильной школы: учебно-методическое пособие / Н.А. Гетман. – Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «Омский гос. пед. ун-т», 2010. – 110 с.
  2. Гордиевская, Е.О. Профессиональная проба как значимый фактор повышения итоговой эффективности трудоустройства обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Е.О. Гордиевская, Е.М. Старобина // Проф. Образование. Столица. / Новы педагогические исследования. – 2007. – № 6. – С. 155-158.
  3. Дидковская, Я.В. Профессиональное самоопределение и карьера современной молодежи: учебное пособие / Я.В. Дидковская; науч. ред. Ю.Р. Вишневский. –  Екатеринбург: УГТУ – УПИ, 2008. – 99 с.
  4. Иголкина, Е.И. Профессиональное самоопределение старшеклассников / Е.И. Иголкина. – Челябинск: ГОУ ВПО ЧГПУ, 2010. – 92 с.
  5. Мир труда и профессий : учебно-методическое пособие / Департ. образования и науки адм., ОблИУУ – Кемерово, 1995. – 196 с.
  6. Профессиональное самоопределение : выбор профиля обучения и профессии: учебное пособие для учащихся 9 класса / С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев. – Москва: АКАДЕМИЯ: Московский учебник, 2010. – 175 с.
  7. Резапкинна Г. В., Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – 2-е изд., исправл. – М.: Генезис, 2004. – 125 с.
  8. Ретивых, М.В. Формирование у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению / М.В. Ретивых. – Брянск: Изд-во БГПИ, 1994. – 40 с.
  9. Сальцева, С.В. Диагностика профессионального самоопределения / С.В. Сальцева. – Оренбург , 1994. – 20 с.
  10. Чистякова, С.Н. Профессиональная ориентация: организация и управление / С.Н. Чистякова, Н.Н. Захаров. – Москва, 1987. – 256 с.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»