Комплекс мероприятий по подготовке воспитанников детских домов
к самостоятельной жизни в социуме «Постепенное открывание шлюзов»
Скурихина Виктория Валерьевна,
социальный педагог
социальный педагог
Подготовка воспитанников сиротских учреждений к социально успешной и одобряемой самостоятельной жизни в открытом социуме ведется педагогическим коллективом на протяжении всего времени пребывания ребенка в учреждении. Диагностика и последующее всестороннее содействие в развитии его индивидуальных творческих способностей и склонностей, мотивирование на получение образования и осознанный выбор будущей профессии, развитие коммуникативных навыков и бытовых умений самообслуживания – вся эта работа воспитателей, психолога и социального педагога нацелена в конечном итоге на то, чтобы воспитанник после ухода из сиротского учреждения обустроил свою новую жизнь в социуме с минимумом межличностных и внутриличностных конфликтов, а также социальных неудач.
После отчисления из сиротского учреждения выпускник лицом к лицу сталкивается с огромным, часто мало знакомым ему «миром обычных людей». Поступив учиться для получения профессионального образования, он получает возможность погрузиться в студенческую среду, состоящую из выпускников обычных школ, завести друзей и знакомых среди сверстников из обычных полноценных семей, а, значит, приобрести социальный опыт, которого они были лишены из-за специфики жизни в условиях закрытого учреждения. К сожалению значительное число выпускников, поступивших в профессиональные ОУ, бросают учебу уже в первый год. Основными причинами этого являются ошибка выбора профессии из-за неадекватных уровня притязаний и самооценки, а также отсутствие постоянного контроля со стороны педагогов нового учебного заведения, к которому выпускники привыкли во время проживания в закрытом учреждении. Резкое столкновение со «свободной самостоятельной жизнью», необходимость налаживания контактов с большим количеством новых людей (педагоги, одногруппники, соседи по дому и пр.), трудности в учебе настолько пугают выпускника уже на начальном этапе обучения, что он выбирает самый легкий (на его взгляд) способ решения проблемы – просто бросить учиться.
Одним из решений проблемы недоучивания выпускников сиротских учреждений может стать применение практики «Постепенного открывания шлюзов». В соответствии с данной практикой, воспитанник после окончания школы и начала получения профессионального образования не покидает сиротское учреждение. т.к. в первый год обучения им очень тяжело одновременно успешно адаптироваться к новому в учебном процессе и в повседневной жизни. В таких условиях процесс вступления в самостоятельную жизнь для ребят становится более осознанным, позволяет избежать многих, часто непоправимых ошибок. Кроме помощи в учебе для воспитанников-студентов педагогами школы-интерната постоянно создаются условия для формирования умений самостоятельного решения социальных и бытовых проблем различного уровня сложности. Индивидуальная работа с воспитанником-студентом нацелена на то, чтобы из ведомого объекта (педагог выявляет проблему, строит алгоритм её решения и предлагает воспитаннику поучаствовать в реализации) он постепенно превращался в активного субъекта (воспитанник сам проводит анализ своей жизненной ситуации и проходит к педагогу с готовым запросом и каким-то планом решения). Целью анализа каждого социального взаимодействия воспитанника с социумом является повышение уровня его социальной и бытовой компетентности и уверенности в себе, в своей способности самостоятельно прийти к социально одобряемому результату.
По окончании первого года обучения педагогическим коллективом проводится анализ уровня готовности воспитанника-студента к самостоятельной жизни вне стен сиротского учрежденияи, если он достаточно высок, то студенту предлагается отчислиться, начать самостоятельную жизнь и перейти на постинтернатное сопровождение в Центр помощи семье и детям при сохранении сопровождения социальным педагогом. Если же уровень готовности недостаточный или не решена проблема жилья воспитанника, то он остается и далее проживать в интернате.
Проводимая работа позволяет значительно улучшить стартовые возможности будущих выпускников в профобразовании и адаптации к самостоятельной жизни в открытом социуме.
Приложение 1.
Таблица 1. Комплекс мероприятий «Постепенное открывание шлюзов»
Этап | Временной период для воспитанника | Цель работы | Форма проведения | Знания и умения, получаемые воспитанником | Ответственное лицо |
Формирование у воспитанников интерната навыков самостоятельной жизни, повышающих возможности успешной социальной адаптации. |
С момента поступления до достижения возраста 17 лет и/или начала обучения в 9 или 11 классе | Формирование навыков планирования и ведения бюджета семьи | беседа, ролевые игры | Умение планировать и вести личный бюджет, адекватное представление о ценности денег | воспитатель |
Формирование навыков мелкой починки одежды | Кружок домоводства, индив. Занятия с воспитателем | Навыки мелкого ремонта одежды и предметов быта | воспитатель | ||
Формирование кулинарных умений и навыков | Практические занятия | Знания о пищевой ценности продуктов питания, местах и правилах их хранения, способах приготовления | воспитатель | ||
Формирование знаний, умений, навыков поведения в общественном месте | беседа, Ролевые игры, экскурсии, культпоходы | Правила и навыки поведения в общественных местах | Воспитатель, педагог-организатор | ||
Формирование представлений о сфере обслуживания в крупном городе | лекция, культпоходы | Знание видов предприятий сферы услуг и Умение ими пользоваться | Воспитатель, педагог-организатор | ||
Формирование представлений о семье, воспитании детей и супружеских отношениях | беседа, просмотр спектаклей, видеофильмов с последующим обсуждением, | Знания о системе социально одобряемых морально-этических ценностей | Воспитатель, педагог-организатор, психолог, | ||
Профориентация воспитанников 8-11 классов и всех воспитанников старше 17 лет | Диагностика участие в конкурсах, посещение дней открытых дверей в учреждениях проф. образования экскурсии на предприятия Санкт-Петербурга, посещение ярмарок вакансий | Знания о современном рынке профессий и представление о своей будущей профессии, выбор конкретного учреждения профобразования | Соц. педагог, воспитатель, психолог, приглашенные специалисты | ||
Информирование воспитанников интерната о деятельности исполнительных органов Санк-Петербурга по оказанию всех видов поддержки и социального обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Достижение возраста 17 лет и /или обучение в выпускном классе В течение учебного года |
Формирование представлений о социальном статусе воспитанника. Информирование об основаниях для отчисления из школы-интерната и последствиях отчисления при различных основаниях, о пособиях и выплатах, положенных выпускникам интернатных учреждений. | Лекция, индивидуальные беседы с воспитанниками | Знание о своем социальном статусе, перечне получаемых мер социальной поддержки и условий их предоставления. | Соц. педагог |
Информирование о программах, формах, местах организации досуговой деятельности молодежи в Санкт-Петербурге | Лекция, беседы | Представление о системе организации молодежного досуга | Соц. педагог Представитель отдела Молодежной политики районной Администрации |
||
Информирование о правилах получения документов в органах исполнительной власти (ЗАГС, ОВи РУГ, УФМС) | Беседа, ролевые игры, обращение в органы в сопровождении социального педагога | Умение оформить и официальный документ (паспорт, справка, свидетельство и пр.) | Соц. педагог | ||
Информирование о работе и возможностях мед. молодежных консультаций, о системе ОМС и добровольного мед. страхования | лекция | Представление о полисе ОМС и местах получения медицинских услуг | Представитель отдела здравоохранения районной Администрации | ||
Информирование о жилищной политике и жилищных программах Санкт-Петербурга | Лекция, индивид. Беседы, практические занятия | Знание своих жилищных прав и представление о способах их реализации | Соц. педагог Представитель Жилищного отдела |
||
Информирование о Центре занятости населения и его программах для выпускников сиротских учреждений, об основных принципах трудоустройства, заключение трудовых контрактов, разрешение трудовых споров | Лекция | Представление о своих трудовых правах и способах их реализации и защиты | Представитель Центра занятости населения | ||
Информирование о формах и службах постинтернатного сопровождения выпускника сиротского учреждения, о программах и центрах по подготовке выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни (социальные гостиницы, приюты, центры) | Лекция, беседа, посещение гостиницы «Мечта», отделения Центра помощи семье и детям | Представление о системе постинтернатного сопровождения в Санкт-Петербурге | Соц. педагог, представители гостиниц, специалист районного Центра помощи семье и детям | ||
Мотивирование воспитанников выпускных классов остаться на проживание в интернате во время обучения на 1 курсе в учреждении профобразования | Беседа, тренинг, круглые столы, ролевые игры | Представление о типичных трудностях студента 1 курса обучения и видах помощи, предоставляемых воспитанникам-студентам | Соц. педагог, воспитатель, психолог, другие значимые взрослые, выпускники интерната | ||
Оценка уровня готовности потенциальных выпускников к самостоятельной жизни в открытом социуме | Диагностика, совещания с воспитателем и другими значимыми взрослыми, беседа с воспитанником, посещение предполагаемого места жительства | Знание о своем уровне социально-бытовой компетентности, последствиях отчисления из интерната | Соц. педагог, психолог воспитатель |
||
Подготовка воспитанников к социально успешной самостоятельной жизни | Обучение на 1 курсе | Помощь воспитанникам в адаптации к новым условиям в учреждении профобразования | Индивид. беседы, тренинги, занятия с репетитором, взаимодействие с представителями ОУ, посещение ОУ | Навык построения сети социальных контактов в месте обучения | Соц. педагог, психолог, воспитатель |
Методическая, консультационная помощь воспитанникам при обращении в различные учреждения для оформления положенных выплат и пособий | Инд. беседа, сопровождение при обращении в МФЦ, отделение Пенсионного Фонда и проч. организации | Умение самостоятельно получить услугу по оформлению пособия или выплаты | Соц. педагог | ||
Формирование у воспитанников практического опыта самостоятельного проживания в открытом социуме | Инд. беседы, организация опыта кратковременного самостоятельного проживания, анализ результатов, посещение на дому, посещение ОУ, помощь в организации врем. труд-ва в летний период | Умение самостоятельно разрешать бытовые конфликты, вести личное хозяйство, опыт приготовления пищи, опыт трудовой деятельности; корректировка уровня притязаний | Соц. педагог, психолог, воспитатель | ||
Формирование у воспитанников умений пользоваться услугами Центра помощи семье и детям | Диагностика посещение Центра, беседа | Знание об услугах, предоставляемых Центром; знакомство со специалистами службы сопровождения | Соц. педагог, психолог Центра, специалист службы постинтернтаного сопровождения Центра | ||
Обучение на 2 курсе Сентябрь-ноябрь |
Оценка уровня готовности воспитанников к самостоятельной жизни Составление ИППСУ и плана постинтернатного сопровождения социальным педагогом Отчисление из школы-интерната. |
Посещение на дому, контент-анализ личного дела, диагностика, межведомственные совещания | Представление о собственных жизненных проблемах и трудностях , плане их разрешения | Соц. педагог, воспитатель, специалисты Центра помощи, педагог ОУ | |
Постинтернатное сопровождение | До конца обучения и последующего трудоустройства или до достижения возраста 23 лет | Содействие выпускнику в получении образования, трудоустройстве, приобретении навыков адаптации в обществе, организации досуга, в защите личных и имущественных прав, повышении социального статуса | Практическая реализация ИППСУ и индивидуального плана сопровождения социальным педагогом школы-интерната | Умение без длительных внутренних и внешних конфликтов осуществлять полезную деятельность, переживать процессы самоутверждения и творческого самовыражения | Специалисты Центра помощи, педагог ОУ, соц. педагог |