Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Комплекс мероприятий по подготовке воспитанников детских домов
к самостоятельной жизни в социуме «Постепенное открывание шлюзов»

Скурихина Виктория Валерьевна,
социальный педагог
 
Подготовка воспитанников сиротских учреждений к социально успешной и одобряемой самостоятельной жизни в открытом социуме ведется педагогическим коллективом на протяжении всего времени пребывания ребенка в учреждении. Диагностика и последующее всестороннее содействие в развитии его индивидуальных творческих способностей и склонностей, мотивирование на получение образования и осознанный выбор будущей профессии, развитие коммуникативных навыков и бытовых умений самообслуживания – вся эта работа воспитателей, психолога и социального педагога нацелена в конечном итоге на то, чтобы воспитанник после ухода из сиротского учреждения обустроил свою новую жизнь в социуме с минимумом межличностных и внутриличностных конфликтов, а также социальных неудач.
После отчисления из сиротского учреждения выпускник лицом к лицу сталкивается с огромным, часто мало знакомым ему «миром обычных людей». Поступив учиться для получения профессионального образования, он получает возможность погрузиться в студенческую среду, состоящую из выпускников обычных школ, завести друзей и знакомых среди сверстников из обычных полноценных семей, а, значит, приобрести социальный опыт, которого они были лишены из-за специфики жизни в условиях закрытого учреждения. К сожалению значительное число выпускников, поступивших в профессиональные ОУ, бросают учебу уже в первый год. Основными причинами этого являются ошибка выбора профессии из-за неадекватных уровня притязаний и самооценки, а также отсутствие постоянного контроля со стороны педагогов нового учебного заведения, к которому выпускники привыкли во время проживания в закрытом учреждении. Резкое столкновение со «свободной самостоятельной жизнью», необходимость налаживания контактов с большим количеством новых людей (педагоги, одногруппники, соседи по дому и пр.), трудности в учебе настолько пугают выпускника уже на начальном этапе обучения, что он выбирает самый легкий (на его взгляд) способ решения проблемы – просто бросить учиться.
Одним из решений проблемы недоучивания выпускников сиротских учреждений может стать применение практики «Постепенного открывания шлюзов». В соответствии с данной практикой, воспитанник после окончания школы и начала получения профессионального образования не покидает сиротское учреждение. т.к. в первый год обучения им очень тяжело одновременно успешно адаптироваться  к новому в учебном процессе и в повседневной жизни. В таких условиях процесс вступления в самостоятельную жизнь для ребят становится более осознанным, позволяет избежать многих, часто непоправимых ошибок. Кроме помощи в учебе для воспитанников-студентов педагогами школы-интерната постоянно создаются условия для формирования умений самостоятельного решения социальных и бытовых проблем различного уровня сложности. Индивидуальная работа с воспитанником-студентом нацелена на то, чтобы из ведомого объекта (педагог выявляет проблему, строит алгоритм её решения и предлагает воспитаннику поучаствовать в реализации) он постепенно превращался в активного субъекта (воспитанник сам проводит анализ своей жизненной ситуации и проходит к педагогу с готовым запросом и каким-то планом решения). Целью анализа каждого социального взаимодействия воспитанника с социумом является повышение уровня его социальной и бытовой компетентности и уверенности в себе, в своей способности самостоятельно прийти к социально одобряемому результату.
По окончании первого года обучения педагогическим коллективом проводится анализ уровня готовности воспитанника-студента к самостоятельной жизни вне стен сиротского учрежденияи, если он достаточно высок, то студенту предлагается отчислиться, начать самостоятельную жизнь и перейти на постинтернатное сопровождение в Центр помощи семье и детям при сохранении сопровождения социальным педагогом. Если же уровень готовности недостаточный или не решена проблема жилья воспитанника, то он остается и далее проживать в интернате.
Проводимая работа позволяет значительно улучшить стартовые возможности будущих выпускников в профобразовании и адаптации к самостоятельной жизни в открытом социуме. 
Приложение 1.
Таблица 1. Комплекс  мероприятий «Постепенное открывание шлюзов»
Этап Временной период для воспитанника Цель работы Форма проведения Знания и умения, получаемые воспитанником Ответственное лицо
Формирование у воспитанников  интерната  навыков самостоятельной жизни, повышающих возможности успешной социальной адаптации.
 
С момента поступления до достижения возраста 17 лет и/или начала обучения в 9 или 11 классе Формирование навыков планирования и ведения бюджета семьи беседа, ролевые игры Умение планировать и вести личный бюджет, адекватное представление о ценности денег воспитатель
Формирование навыков мелкой починки одежды Кружок домоводства, индив. Занятия с воспитателем Навыки мелкого ремонта одежды и предметов быта воспитатель
Формирование кулинарных умений и навыков Практические занятия Знания о пищевой ценности продуктов питания, местах и правилах их хранения, способах приготовления воспитатель
Формирование знаний, умений, навыков поведения в общественном месте беседа, Ролевые игры, экскурсии, культпоходы Правила и навыки поведения в общественных местах Воспитатель, педагог-организатор
Формирование представлений о сфере обслуживания в крупном городе лекция, культпоходы Знание видов предприятий сферы услуг и Умение ими пользоваться Воспитатель, педагог-организатор
Формирование представлений о семье, воспитании детей и супружеских отношениях беседа, просмотр спектаклей, видеофильмов с последующим обсуждением, Знания о системе социально одобряемых морально-этических ценностей Воспитатель, педагог-организатор, психолог,
Профориентация воспитанников 8-11 классов и всех воспитанников старше 17 лет Диагностика участие в конкурсах, посещение дней открытых дверей в учреждениях проф. образования экскурсии на предприятия Санкт-Петербурга, посещение ярмарок вакансий Знания о современном рынке профессий и представление о своей  будущей профессии, выбор конкретного учреждения профобразования Соц. педагог, воспитатель, психолог, приглашенные специалисты
Информирование воспитанников интерната о  деятельности исполнительных органов Санк-Петербурга по оказанию всех видов поддержки и социального обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
 
 

 
Достижение возраста 17 лет и /или обучение в выпускном классе
В течение учебного года
Формирование представлений о социальном статусе воспитанника. Информирование об основаниях для отчисления из школы-интерната и последствиях отчисления при различных основаниях, о пособиях и выплатах, положенных выпускникам интернатных учреждений. Лекция, индивидуальные беседы с воспитанниками Знание о своем социальном статусе, перечне получаемых мер социальной поддержки и условий их предоставления. Соц. педагог
Информирование о программах, формах, местах организации досуговой деятельности молодежи в Санкт-Петербурге Лекция, беседы Представление о системе организации молодежного досуга Соц. педагог
Представитель отдела Молодежной политики районной Администрации
Информирование о правилах получения документов в органах исполнительной власти (ЗАГС, ОВи РУГ, УФМС) Беседа, ролевые игры, обращение в органы в сопровождении социального педагога Умение оформить и официальный документ (паспорт, справка, свидетельство и пр.) Соц. педагог
Информирование о работе и возможностях мед. молодежных консультаций, о системе ОМС и добровольного мед. страхования лекция Представление о полисе ОМС и местах получения медицинских услуг Представитель отдела здравоохранения районной Администрации
Информирование о жилищной политике и жилищных программах Санкт-Петербурга Лекция, индивид. Беседы, практические занятия Знание своих жилищных прав и представление о способах их реализации Соц. педагог
Представитель Жилищного отдела
Информирование о Центре занятости населения и его программах для выпускников сиротских учреждений, об основных принципах трудоустройства, заключение трудовых контрактов, разрешение трудовых споров Лекция Представление о своих трудовых правах и способах их реализации и защиты Представитель Центра занятости населения
Информирование о формах и службах постинтернатного сопровождения выпускника сиротского учреждения, о программах и центрах по подготовке выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни (социальные гостиницы, приюты, центры) Лекция, беседа, посещение гостиницы «Мечта», отделения Центра помощи семье и детям Представление о системе постинтернатного сопровождения в Санкт-Петербурге Соц. педагог, представители гостиниц, специалист районного Центра помощи семье и детям
Мотивирование воспитанников выпускных классов остаться на проживание в интернате во время обучения на 1 курсе в учреждении профобразования Беседа, тренинг, круглые столы, ролевые игры Представление о типичных трудностях студента 1 курса обучения и видах помощи, предоставляемых воспитанникам-студентам Соц. педагог, воспитатель, психолог, другие значимые взрослые, выпускники интерната
Оценка уровня готовности потенциальных выпускников к самостоятельной жизни в открытом социуме Диагностика, совещания с воспитателем и другими значимыми взрослыми, беседа с воспитанником, посещение предполагаемого места жительства Знание о своем уровне социально-бытовой компетентности, последствиях отчисления из интерната Соц. педагог, психолог
воспитатель
Подготовка воспитанников к социально успешной самостоятельной жизни Обучение на 1 курсе Помощь воспитанникам в адаптации к новым условиям в учреждении профобразования Индивид. беседы, тренинги, занятия с репетитором, взаимодействие с представителями ОУ, посещение ОУ Навык построения сети социальных контактов в месте обучения Соц. педагог, психолог, воспитатель
Методическая, консультационная помощь воспитанникам при обращении в различные учреждения для оформления положенных выплат и пособий Инд. беседа, сопровождение при обращении в МФЦ, отделение Пенсионного Фонда и проч. организации Умение самостоятельно получить услугу по оформлению пособия или выплаты Соц. педагог
Формирование у воспитанников практического опыта самостоятельного проживания в открытом социуме Инд. беседы, организация опыта кратковременного самостоятельного проживания, анализ результатов, посещение на дому, посещение ОУ, помощь в организации врем. труд-ва в летний период Умение самостоятельно разрешать бытовые конфликты, вести личное хозяйство, опыт приготовления пищи, опыт трудовой деятельности; корректировка уровня притязаний Соц. педагог, психолог, воспитатель
Формирование у воспитанников умений пользоваться услугами Центра помощи семье и детям Диагностика посещение Центра, беседа Знание об услугах, предоставляемых Центром; знакомство со специалистами службы сопровождения Соц. педагог, психолог Центра, специалист службы постинтернтаного сопровождения Центра
  Обучение на 2 курсе
Сентябрь-ноябрь
Оценка уровня готовности воспитанников к самостоятельной жизни
Составление ИППСУ и плана постинтернатного сопровождения социальным педагогом
Отчисление из школы-интерната.
Посещение на дому, контент-анализ личного дела, диагностика, межведомственные совещания Представление о собственных жизненных проблемах и трудностях , плане их разрешения Соц. педагог, воспитатель, специалисты Центра помощи, педагог ОУ
Постинтернатное сопровождение До конца обучения и последующего трудоустройства или до достижения возраста 23 лет Содействие выпускнику в получении образования, трудоустройстве, приобретении навыков адаптации в обществе, организации досуга, в защите личных и имущественных  прав, повышении социального статуса Практическая реализация ИППСУ и индивидуального плана сопровождения социальным педагогом школы-интерната Умение без длительных внутренних и внешних конфликтов осуществлять полезную деятельность, переживать процессы самоутверждения и творческого самовыражения Специалисты Центра помощи, педагог ОУ, соц. педагог
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»