Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих ребенка с умственной отсталостью

Голубева Эльвира Андреевна
Семье отводится решающая роль в определении направленности поведения ребенка. Именно в ней в процессе межличностных отношений между родителями и детьми, супругами, формируется самосознание,  закладываются основы норм и правил нравственности, личностные особенности, ценностные ориентации и т.д. В зависимости от того, как складываются эти взаимоотношения и общение, каков потенциал семьи (структура семьи, социально-бытовые условия жизни, образовательный, психологический микроклимат, культурный уровень родителей, распределение функциональных обязанностей между членами семьи и др.), формируется личность ребенка.
Неполноценные, а тем более искаженные эмоциональные контакты между родителями и детьми пагубно сказываются не только на формировании эмоциональной сферы ребенка, но и на его психическом развитии. 
Предметом глубоких эмоциональных переживаний родителей и близких умственно отсталых детей являются  в первую очередь недостаточность интеллектуальной деятельности, а также особенности их психофизических нарушений. 
 Интеллектуальный дефект умственно отсталых детей, рассматриваемый как ведущий, оказывает особое угнетающее воздействие на психику их родителей (Р. Ф. Майрамян, 1976; В. В. Ткачева, 1999). Именно ведущий дефект является для родителей и близких умственно отсталых детей психотравмирующим фактором, так как данная аномалия, исключает возможность полного выздоровления ребенка, самостоятельной полноценной жизни в социуме , и успешной социально-трудовой адаптации. 
Рождение ребенка с интеллектуальным дефектом дестабилизирует психологическое состояние родителей еще и потому, что в бытовом сознании это событие часто воспринимается как признак наличия несвойственных человеку характеристик («Он не похож на нас, значит, он чужой» «Он не такой, как все»).
Отношение матерей к умственно отсталым детям имеет противоречивый характер (О. Б. Чарова, Е. А. Савина, 1999).
С одной стороны, у матерей умственно отсталых детей часто проявляется усталость, желание наказать ребенка, раздражение. С другой стороны, матери проявляют жалость к детям. Несостоятельность умственно отсталых детей заставляет матерей их контролировать и  опекать. Эмоциональное состояние матерей характеризуется чувством вины, горя, стыда и страдания, депрессией (Р. Ф. Майрамян, 1974, 1976). 
Трудности, которые постоянно испытывает семья с проблемным ребенком, значительно отличаются от повседневных забот, которыми живет семья, воспитывающая нормально развивающегося ребенка. Анализ литературы по вопросам семьи позволяет выделить основные функции, наиболее часто приписываемые обычной семье. Среди них: 
1.осуществление связи между поколениями, сохранение и передача детям ценностей и традиций семьи;
     2. рождение и воспитание детей;
     3.создание условий для развития личности всех членов семьи;
     4. удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве или материнстве, в контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях;
    5. удовлетворение потребности в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, тепле и любви;
  1. удовлетворение потребности в общении с близкими людьми;  
В результате рождения ребенка с отклонениями в развитии отношения внутри семьи, а также контакты с окружающим социумом искажаются. Причины нарушений связаны с психологическими особенностями больного ребенка, а также с колоссальной эмоциональной нагрузкой, которую несут члены его семьи в связи с длительно действующим стрессом. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными.
Неуверенности в себе, чувства страха, различные формы депрессий, - все эти болезненные состояния родителей являются ответной защитной реакцией всего их организма.
В семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, часто используются неправильные модели воспитания. Ниже приводятся их характеристики. 
Противоречивое воспитание. Ребенок с отклонениями в развитии может вызывать у членов семьи разногласия в использовании воспитательных средств. Так, например, родители ребенка могут быть сторонниками жесткого воспитания и предъявлять к нему соответствующие требования. Одновременно бабушка и дедушка, живущие в семье, могут занимать более мягкую позицию и поэтому разрешать ребенку делать все, что ему захочется. 
Гиперопека. Родители стремятся сделать за ребенка все, даже то, что он может сам. Жалея ребенка и стремясь ему помочь, они сами ограничивают возможности его развития. Однако родителям ребенка с отклонениями в развитии, как правило, трудно определить, что может сделать сам ребенок, а в чем ему необходимо помочь. 
Авторитарная гиперсоциализация. К этой модели чаще тяготеют родители, которые сами имеют высокий социальный статус. Они все время завышают возможности ребенка, стремясь с помощью собственных авторитарных усилий развить у него социальные навыки. Родители, переоценивают возможности своего ребенка. 
Воспитание в «культе» болезни. Многие родители формируют в семье отношение к ребенку как к больному. У ребенка формируется мнительность, страх перед любым недугом, например простудой. Ребенок относится к себе как к больному, в связи с чем у него формируется представление о себе как о слабом, неспособном к большим достижениям человеке. 
Воспитание по типу повышенной моральной ответственности ведет к постоянному перенапряжению у ребенка. Родители или другие близкие постоянно возлагают на ребенка такие обязанности и такую ответственность, с которой ребенку с отклонениями в развитии в силу имеющихся нарушений трудно справиться. У ребенка отсутствует адекватная оценка своих возможностей, возникает повышенная утомляемость. Он всегда чувствует себя виноватым, его часто ругают, что, несомненно, формирует у него заниженную самооценку. 
Гипоопека. Эта модель воспитания чаще встречается в семьях, с низким социальным статусом (семьях алкоголиков, наркоманов). Родители практически не осуществляют за ним уход, ребенок может быть плохо или неопрятно одет, плохо накормлен. Никто не следит за его соблюдением условий, обеспечивающих его развитие, и режимом дня. 
Модель «маленький неудачник». Эти родители приписывают своему ребенку социальную несостоятельность и уверены в том, что он никогда не добьется успеха в жизни. Некоторые рассматривают жизнь с таким ребенком как непосильную ношу, как крест на всю жизнь. 
Отвержение ребенка. Отсутствие любви к ребенку может быть в семьях не только с низким, но и с высоким социальным статусом. Отвержение ребенка может быть сопряжено в сознании родителей с идентификацией себя с дефектом ребенка. Чаще это встречается у отцов. В случае материнского отвержения ребенка ситуация объясняется незрелостью личностной сферы матери и несформированностью материнского инстинкта. 
Следует отметить, что отношения, которые устанавливает родитель с больным ребенком, осуществляются чаще всего в виде воспитательного процесса. Поэтому выбор родителем форм контакта с ребенком и определяет модель его воспитания.
В том случае, если родители принимают ребенка, то его дефект заставляет их как приспосабливаться к особенностям ребенка, так и адаптировать его к окружающей жизни и к своим требованиям. Собранный нами  фактический материал свидетельствует о том, что там, где рождается желание помочь, чаще формируется гиперопека, а там, где возникает страх или неприятие недуга ребенка, вырастает отчуждение (гипоопека).
Исследование детско-родительских отношений является чрезвычайно важным, так как оно обеспечивает возможность позитивного изменения условий развития личности ребенка с умственной отсталостью. 
             Семья является одной из важнейших составляющих в развитии адекватной, интеллектуально, физически, эмоционально, морально и нравственно развитой личности.
Развитие ребёнка в огромной степени зависит от правильности воспитательных воздействий, семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении. 
 Поэтому, очень важно проводить своевременную работу с родителями, которая включает обследование внутреннего состояния родителей, выявление наиболее трудных в психологическом плане моментов жизни семьи, оказание консультативной и практической помощи.  А также работу, направленную на повышение уровня психолого-педагогической культуры, так как от него зависит возможность выбора родителями оптимальных детско-родительских отношений.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»