Развитие самооценки учащихся в средней школе
как возможный ресурс самоопределения
Богданова Т. В.;
Есипова Т. В.
Одна из основных целей образования – помочь учащимся контролировать и управлять своим обучением. В этой связи, первостепенной задачей школьного образования должно являться обеспечение становления и развития личности ребенка, его подготовки к самостоятельной жизни, сознательному выбору профессии и продолжению образования в средних профессиональных или высших учебных заведениях.Есипова Т. В.
В процессе обучения в школе необходимо сформировать у учащихся способность контролировать, планировать и оценивать свои действия, в частности, свой образовательный результат. В связи с тем, что школьники не осознают в полной мере роль самооценки, одна из основных функций современной школы – создать условия для формирования адекватной самооценки учащихся как залога успешной жизненной реализации, в том числе профессиональной.
Перед педагогами ставится задача – создать условия для обеспечения учащегося средствами фиксации и оценки собственных изменений на каждом шаге приобретения новых знаний и умений.
Группой учителей ГБОУ СОШ № 608 г. Санкт-Петербурга была разработана и апробирована система самооценивания, направленная на осознание учащимися средней школы своих стремлений, целей, возможностей, разработаны методики по осуществлению самооценивания, проведено исследование, на основании которого сделан вывод о влиянии уровня формирования самооценки на самоопределение учащихся.
Основными функциями самооценки являются:
- регуляторная: на основе самооценки происходит решение задач личностного выбора;
- защитная: обеспечивает относительную стабильность и независимость личности;
- констатирующая – на основе самоконтроля (что из уже раньше изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?);
- мобилизационно-побудительная: самооценка является толчком к развитию личности (я много смог сделать в работе, однако в этом вопросе я разобрался не до конца);
- проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в предстоящей работе, мне обязательно необходимо повторить…).
Основной смысл самооценки состоит в самоконтроле школьника, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе своей деятельности и в самостимуляции.
Принципы формирования самооценки:
- Создать для учащегося ситуацию успеха, предоставить учащимся возможность делать то, чем они могут гордиться;
- Предоставить учащимся возможность делать выбор, оценить себя положительно;
- Выработать понятные критерии оценивания работы (у учащихся должно быть четкое представление о целях своей работы и о том, что подразумевается под ее успешным выполнением);
- Поощрять инициативу, мотивировать учащихся думать о целях работы и оценивать свои успехи на пути к их достижению;
- Учить спокойно относиться к критике;
- Работать по формированию самооценки систематично на регулярной основе.
Для формирования у учащихся оценочной самостоятельности можно предложить ряд методик:
1. Дифференцированные задания. Задания дифференцируются по уровню сложности, объему, степени самостоятельности, креативности. Результатом применения методики является осознание учащимся его возможностей по отношению к тому или иному учебному предмету, формирование навыка осуществлять самооценку, планировать свою учебную деятельность, осознавать какая помощь ему необходима и какие ресурсы целесообразно привлечь для успешного осуществления образовательной деятельности по предмету.
2. Метод проектов. Проектное задание должно соответствовать возрасту и уровню развития ученика, быть ему интересно. Результатом применения метода является формирования навыка целеполагания, умение осуществлять анализ выполнения проекта, достигнутых успехов, неудач и причин этого.
3. Портфолио. Портфолио позволяет учитывать самые разнообразные результаты образовательной активности ученика: учебные, творческие, спортивные, социальные, коммуникативные. По содержанию портфолио можно классифицировать как портфолио достижений и рефлексивное. Принципы составления портфолио: добровольность, непрерывность, достоверность.
4. Сочинение-рассуждение на заданную тему «Доволен ли я результатами своей деятельности» / «Мои достижения». Результатом применения методики является осознание учащимся своих способностей и возможностей, понимание достаточности или же недостаточности собственных знаний.
О возможном влиянии данных методик на уровень самоопределения учащихся можно судить по результатам анкетирования, проводимого в начале и конце учебного года для группы школьников (количественный метод исследования) и интервью (качественный метод исследования).
Наш опыт применения описанных выше методик позволяет сделать вывод о том, что предложенные системы оценки учащимися образовательных результатов дают возможность использовать их с целью формирования оценочной самостоятельности учащихся в рамках предметной, внеурочной, досуговой деятельности, а также как ресурс профессионального самоопределения учащихся.